Изобретение относится к способам устранения неврозоподобного заикания и может быть использовано для устранения неврозоподобного заикания как самостоятельно, так и в любых комплексных методиках.
Заикание - широко распространенное нарушение речи судорожного характера. Среди многочисленных речевых нарушений это одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта (Логопедия. Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 - С.325).
Наиболее распространенными клиническими формами заикания являются невротическое и неврозоподобное заикание. Акцент на логопедических занятиях более всего уместен при устранении неврозоподобного заикания, тогда как для устранения невротического заикания более эффективны психотерапевтические приемы (Клиника и терапия заикания. Сб. науч. трудов под ред. ак. АМН СССР Г.В.Морозова. М. - 1984. С.142; Заикание / Под ред. Н.А.Власовой (СССР) К.П.Беккера (ГДР). Совместное издание СССР - ГДР. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Медицина, 1983. С.56, 180, 212).
Известно множество способов устранения заикания. Все они могут быть разделены на две большие группы: логопедическую (дидактическую) и психотерапевтическую (Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. Т.89, вып.3, М.: Медицина. - 1989, С.68-69).
Известны психотерапевтические способы устранения заикания, при которых заикающимся объясняют сущность болезни, обсуждают приемы ее лечения, предлагают вести себя спокойно, уверенно, развивают практику смелого поведения, заикающихся подбадривают, убеждают, дают им советы, поощряют к дальнейшим успехам, применяют внушение, самовнушение, применяют гипнотерапию (В.А.Куршев. Заикание, М.: Медицина, 1973, С.96). Известен также способ коррекции заикания включающий синхронизацию речи с движениями пальцев ведущей руки (Л.З.Арутюнян (Андронова). Как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи, М., 1993, С.40-43).
Недостатки известных способов:
- сложность применения;
- большое значение имеет личность психотерапевта;
- неустойчивость полученных результатов;
- выздоровление происходит в среднем у 33% больных.
Известен также комплексный способ устранения заикания, включающий логопедические упражнения, применение лекарственных препаратов, физио- и психотерапию (Миссулович Л.Я. Лечение заикания. Л.: Медицина. 1988. - С.123).
Недостатки известного способа:
- необходимость участия в устранении заикания специалистов разного профиля;
- способ применим только в условиях стационара;
- продолжительные сроки проведения лечения;
- выздоровление происходит в среднем у 40% заикающихся.
Известны также логопедические способы устранения заикания, включающие проведение речевых тренировок, произношение слов путем их многократного повторения (В.А.Куршев. Заикание. М.: Медицина, 1973, С.96-97, С.160), (патент РФ №2128944, 6 А 61 В 5/16, A 61 F 5/58, опубл. 20.04.1999).
Недостатки:
- большая продолжительность лечения;
- невозможность полного устранения заикания;
- выздоровление происходит в среднем у 30% заикающихся;
- неустойчивость полученных результатов.
Задачей изобретения является облегчение степени тяжести заикания и значительное улучшение речи у лиц, страдающих неврозоподобным заиканием.
Указанная задача достигается тем, что в способе устранения неврозоподобного заикания, включающем проведение речевых тренировок, во время которых произносят слова путем их многократного повторения, согласно изобретению перед речевой тренировкой составляют список слов с труднопроизносимыми звукосочетаниями, в котором количество слов примерно равное на каждое труднопроизносимое звукосочетание, предлагают заикающемуся прочитать контрольный хорошо знакомый ему текст и засекают время прочтения контрольного текста, после чего проводят речевую тренировку, во время которой предлагают заикающемуся читать список слов с труднопроизносимыми звукосочетаниями по команде руководителя, при этом каждое слово из списка заикающийся читает по два раза, каждый раз по отдельной команде руководителя, а чтение списка повторяют многократно до полного исчезновения речевой задержки в словах с труднопроизносимыми звукосочетаниями, после чего заикающемуся опять предлагают прочесть тот же контрольный хорошо знакомый ему текст и засекают время прочтения этого текста, сравнивают время прочтения контрольного текста до начала речевых тренировок и после их окончания, для устранения привычки к произнесению слов с речевыми задержками проводят дополнительные самостоятельные занятия.
Способ осуществляют следующим образом.
После предварительной беседы, целью которой является выявление клинической формы заикания, проводят проверку речи заикающегося для того, чтобы выяснить, какие звукосочетания в словах являются труднопроизносимыми, (если таких звукосочетаний нет, то заявляемый способ устранения заикания к данному человеку неприменим). Заикающемуся предлагают прочитать любой текст. Как только он запнулся на труднопроизносимом звукосочетании, ему еще раз предлагают прочитать слово, содержащее труднопроизносимое звукосочетание. Если заикающийся не может прочитать слово свободно, не заикаясь, 2-3 раза подряд, то это слово вносят в список слов с труднопроизносимыми звукосочетаниями, а заикающийся продолжает читать текст дальше до следующего слова с труднопроизносимым звукосочетанием, которое также вносят в список и так продолжают, пока не наберется около 30 слов. Примерно такое количество слов удобно для работы, т.к. помещается на одной странице формата А4 в 2-3 столбца. Если в тексте мало слов с труднопроизносимыми звукосочетаниями, то их подбирают из словаря, по аналогии. Количество слов в списке с труднопроизносимыми звукосочетаниями примерно равное на каждое из труднопроизносимых звукосочетаний. Таким образом составляют список слов с труднопроизносимыми звукосочетаниями.
После того как составлен список слов с труднопроизносимыми звукосочетаниями, заикающемуся предлагают прочитать контрольный хорошо знакомый ему текст, записывают это чтение на диктофон и засекают время, за которое он прочитает контрольный текст.
Затем проводят речевую тренировку, во время которой заикающемуся предлагают читать слова из списка выбранных слов с труднопроизносимыми звукосочетаниями по команде руководителя (руководитель указывает на слово, просит прочитать его, а затем подтверждает прочтение кивком головы или словом). Каждое слово из списка заикающийся читает по два раза, каждый раз по отдельной команде руководителя. При чтении слов из списка у заикающегося наблюдается постоянно возникающая речевая задержка (время между подачей команды и произнесением слова). Дочитав список до конца, начинают чтение сначала и так до конца речевой тренировки. Список слов с труднопроизносимыми звукосочетаниями читают снова и снова каждую новую речевую тренировку. Речевых тренировок проводится столько, сколько нужно для получения результата. Результат считается полученным в тот момент, когда происходит следующее: слова, которые во время их прочтения заикающийся произносил с четко выраженной речевой задержкой, теперь он произносит без какой бы то ни было речевой задержки. Речевая задержка начинает исчезать последовательно сначала на одном труднопроизносимом звукосочетании, которое тут же вычеркивают из списка, затем на другом и так далее, пока не исчезнет полностью. Время полного исчезновения речевой задержки на одном труднопроизносимом звукосочетании составляет 1-1,5 минуты. Продолжительность одной речевой тренировки - не менее 1,5 часов. Экспериментально установлено, что при продолжительности речевой тренировки менее 1,5 часов на устранение заикания приходится тратить большее количество времени. В день можно проводить несколько сеансов. А можно проводить сеансы через день. На результат это не влияет. Общее количество речевых тренировок индивидуально. За все время использования заявляемого способа (в течение 6 лет) результат был получен минимально через 3 часа (т.е. за 2 сеанса), а максимально через 30 часов (за 20 сеансов). После того как заикающийся может прочесть все слова из списка без речевой задержки, ему снова предлагают прочитать тот же контрольный текст, записывают чтение на диктофон и засекают время, за которое он прочтет контрольный текст. Результаты сравнивают с первоначальным прочтением текста.
Для того чтобы устранить привычку к произнесению слов с речевой задержкой, проводят дополнительные самостоятельные занятия. Автор рекомендует для дополнительных занятий следующие упражнения, которые проводятся до легкости в выполнении:
1. Чтение любого текста по отдельным словам;
2. Чтение любого текста по два слова;
3. Чтение любого текста по 3-4 слова и т.д., увеличивая объем до свободного чтения целых предложений.
4. Выполнение пересказа коротких текстов;
5. Рассказ на заданную тему.
Пример конкретного выполнения способа.
Заикающийся Л., возраст 15 лет. После предварительной беседы у него выявлено неврозоподобное заикание. Проведена проверка речи для того, чтобы выяснить, какие звукосочетания в словах являются труднопроизносимыми. Для этого заикающемуся Л. предложили прочитать текст. При чтении выяснилось, что труднопроизносимыми являются звукосочетания "тр", "пр", "др", "кр". Составлен список слов с труднопроизносимыми звукосочетаниями: трактор, транзистор, праздник, правда, драматический, дракон, кресло, крановщик и другие. Всего в списке 30 слов, из которых примерно равное количество слов на каждое труднопроизносимое звукосочетание.
Л. предложили прочитать контрольный хорошо знакомый ему текст (количество слов в тексте составляло 130), записали это чтение на диктофон и засекли время, за которое он прочитал контрольный текст. Время прочтения контрольного текста до речевых тренировок 3 мин 40 сек. Затем предложили Л. читать список выбранных слов с труднопроизносимыми сочетаниями. Каждое слово из списка Л. читал по два раза, каждый раз по отдельной команде руководителя. Речевая задержка составляла 5-15 секунд на каждом труднопроизносимом звукосочетании в течение всей речевой тренировки, которая продолжалась 1,5 часа. Во время второй речевой тренировки, которая продолжалась также 1,5 часа, речевая задержка также составляла 5-15 секунд. Через 45 минут с начала третьей речевой тренировки начала исчезать речевая задержка на звукосочетании "кр" и "др" и через 1,5 минуты исчезла совсем. Слова с этими труднопроизносимыми звукосочетаниями из списка вычеркнули и продолжили чтение оставшихся слов из списка с труднопроизносимыми звукосочетаниями. Через 55 минут с начала сеанса начала исчезать речевая задержка на звукосочетании "пр" и через 1,5 мин. исчезла совсем. Слова с этим труднопроизносимым звукосочетанием также вычеркнули из списка и больше не читали. Через 1 час с начала третьего сеанса начала исчезать речевая задержка на звукосочетании "тр" и через 1,5 мин исчезла совсем. Таким образом, наступил момент, когда Л. произнес все слова из списка без речевой задержки, т.е. получен результат. Время работы до получения результата 4 часа. Теперь ему снова предложили прочитать тот же контрольный текст, записали чтение на диктофон и засекли время, за которое он прочитал контрольный текст. Время прочтения контрольного текста после получения результата - 1 мин 17 сек. Сравнили результаты. При сравнении результатов выявлена значительная разница в качестве речи в сторону ее улучшения. Для устранения привычки к произнесению слов с речевой задержкой проведены дополнительные занятия. Выполнены следующие упражнения (до легкости в выполнении):
- Чтение любого текста по отдельным словам;
- Чтение любого текста по два слова;
- Чтение любого текста по 3-4 слова и т.д., увеличивая объем до свободного чтения целых предложений.
- Выполнение пересказа коротких текстов;
- Рассказ на заданную тему.
У заикающегося Л. значительно улучшилась речь, рецидивов не было.
Заявляемый способ был опробован на 100 страдающих заиканием в возрасте старше 10-12 лет без ограничения верхнего возрастного предела. Случаев отсутствия результата не зафиксировано. Рецидивы (которые были устранены за 2-4 часа) наблюдались у 2 человек в течение 1 года последующего наблюдения. Общий срок проведения речевых тренировок составлял от 4 до 30 часов.
Преимущества заявляемого способа:
- способ прост в применении, не требует обязательного медицинского или педагогического образования;
- для успешного устранения заикания не требуется дорогостоящего медицинского оборудования и приборов;
- не требуется никакого психологического воздействия на заикающегося;
- способ позволяет значительно улучшить речь у лиц, страдающих неврозоподобным заиканием;
- относительно короткое время получения результата;
- случаев отсутствия результата не зафиксировано.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ | 2007 |
|
RU2336911C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 1998 |
|
RU2128944C1 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2013 |
|
RU2556559C1 |
Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики | 2018 |
|
RU2721301C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 2000 |
|
RU2162313C1 |
Способ автоматизации нового навыка речи в коррекции заикания у детей и взрослых | 2019 |
|
RU2735057C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2011 |
|
RU2450835C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ | 2012 |
|
RU2497555C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ | 2023 |
|
RU2822549C1 |
СПОСОБ РЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ | 2003 |
|
RU2294691C2 |
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для устранения неврозоподобного заикания. Перед речевой тренировкой составляют список слов с труднопроизносимыми звукосочетаниями, в котором количество слов примерно равное на каждое труднопроизносимое звукосочетание. Предлагают заикающемуся прочитать контрольный хорошо знакомый ему текст. Засекают время прочтения контрольного текста. Проводят речевую тренировку, во время которой предлагают заикающемуся читать список слов с труднопроизносимыми звукосочетаниями по команде руководителя. Каждое слово из списка заикающийся читает по два раза, каждый раз по отдельной команде руководителя. Чтение списка повторяют многократно до полного исчезновения речевой задержки в словах с труднопроизносимыми звукосочетаниями. Заикающемуся опять предлагают прочесть тот же контрольный хорошо знакомый ему текст и засекают время прочтения этого текста, сравнивают время прочтения контрольного текста до начала речевых тренировок и после их окончания. Способ позволяет облегчить степень тяжести заикания и значительно улучшить речь у лиц, страдающих неврозоподобным заиканием.
Способ устранения неврозоподобного заикания, включающий проведение речевых тренировок, прочтение любого текста, выполнение пересказа или рассказа на заданную тему, отличающийся тем, что перед речевой тренировкой составляют список слов с труднопроизносимыми звукосочетаниями, в котором количество слов является равным на каждое произносимое звукосочетание, предлагают заикающемуся прочитать контрольный хорошо знакомый ему текст и засекают время прочтения контрольного текста, речевую тренировку проводят, предлагая заикающемуся читать список слов с труднопроизносимыми звукосочетаниями по команде руководителя, при этом каждое слово из списка заикающийся читает по два раза, каждый раз по отдельной команде руководителя, чтение списка повторяют многократно до полного исчезновения речевой задержки в словах с труднопроизносимыми звукосочетаниями, после чего заикающемуся опять предлагают прочесть тот же контрольный, хорошо знакомый ему текст и засекают время прочтения этого текста, после чего сравнивают время прочтения контрольного текста до начала речевых тренировок и после.
ВОЛКОВА Л.С | |||
Логопедия | |||
М.: ВЛАДОС, 2002, с.252-331 | |||
СПОСОБ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ЗАИКАНИЯ | 2001 |
|
RU2199352C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ | 1998 |
|
RU2147447C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ДИСКОВЫЙ СОШНИК ЗЕРНОВОЙ СЕЯЛКИ | 2011 |
|
RU2483517C1 |
ШАХОР-ТРОЦКАЯ М.К | |||
Стратегия и тактика восстановления речи | |||
Эксмо-Пресс, 2001, с.223-353 | |||
CHUNG SJ et al | |||
Stuttering and gait disturbance after supplementary motor area seizure - Mov Disord | |||
Способ приготовления мыла | 1923 |
|
SU2004A1 |
Авторы
Даты
2006-06-10—Публикация
2004-11-29—Подача