СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ Российский патент 2006 года по МПК C21D9/04 

Описание патента на изобретение RU2280700C1

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к способам термической обработки железнодорожных рельсов.

Известен способ закалки рельсов с прокатного нагрева путем дифференцированного охлаждения элементов профиля сжатым воздухом [1]. Существенными недостатками этого способа являются ограниченная возможность получения максимальных значений твердости (НВ388) на рельсах из стали с содержанием углерода 0,71-0,82%, недостаточная глубина закаленного слоя в головке рельса.

Известны также способы термической обработки рельсов, включающие нагрев под закалку и поверхностное охлаждение головки рельса струями воды и водовоздушной смесью [2, 3]. Недостатками данных способов являются неоднородность структуры по глубине закаленного слоя, образование недопустимых структур (верхний бейнит, мартенсит) в приповерхностном слое головки, недостаточная прямолинейность рельсов из-за неравномерного охлаждения всех элементов профиля рельса, необходимость в холодной правке.

Известен также способ термической обработки рельсов [3], прототип, при котором охлаждение головки производят непрерывно до 100-400°С при увеличении расхода охладителя от 1 до 50 объемов в секунду, после которого производят регулируемое охлаждение всех элементов профиля. Существенным недостатком данного способа является неоднородность микроструктуры с поверхности головки рельса, возможность образования в поверхностном слое головки недопустимых структур (верхний бейнит, мартенсит), невозможность получения максимальных значений твердости (НВ388) на расстоянии 22 мм от поверхности катания головки.

Желаемыми техническими результатами изобретения являются: повышение комплекса механических свойств, получение максимальной твердости (НВ388) на глубине до 22 мм от поверхности катания головки, а также увеличение эксплуатационной стойкости рельсов за счет получения достаточной глубины закаленного слоя с однородной сорбитной структурой.

Для этого рельс с прокатного нагрева подстуживают до температуры 820-870°С, затем производят охлаждение в двух средах: первоначально сжатым воздухом с поверхности головки в течение 20-30 сек при расходе воздуха 3000-4000 м3/ч, температуре воздуха 10-25°С и давлении 0,55 МПа; затем производят охлаждение головки водовоздушной смесью при расходе воды 25-30 л/мин, температуре воды 10-30°С и давлении 0,3-0,4 МПа, одновременно с охлаждением головки рельса производится охлаждение подошвы водо-воздушной смесью, при температуре воды 10-30°С, расходе 6-7 л/мин и давлении 0,08-0,09 МПа.

Охлаждение головки рельса в двух средах позволяет в первоначальный момент времени за счет подачи сжатого воздуха в течение 20-30 сек охладить поверхность головки до температуры 600-550°С, обеспечив образование сорбита с пластинчатой формой карбидной фазы, благодаря этому полностью исключается возможность образования в приповерхностных слоях головки недопустимых структур верхнего бейнита и мартенсита. Причем увеличение времени охлаждения сжатым воздухом (более 30 сек) приводит к резкому снижению твердости на поверхности катания, а при уменьшении времени охлаждения (менее 20 сек) возрастает вероятность образования мартенсита и бейнита. Последующее применение водовоздушной смеси с постоянным расходом воды способствует увеличению глубины и твердости закаленного слоя головки до требуемых пределов. Охлаждение подошвы рельса водовоздушной смесью производится для обеспечения его прямолинейности. При этом содержание воды в смеси, подаваемой на подошву, должно быть в четыре раза меньше, чем на головку.

Заявляемые пределы подобраны экспериментальным путем исходя из требований к микроструктуре, прямолинейности, механическим свойствам и твердости углеродистой стали.

Способ был реализован в полупромышленных условиях на полнопрофильных пробах длиной 1500 мм, отобранных от рельса типа Р65, изготовленного из стали марки НЭ76Ф. Нагретые до температуры 820-870°С, пробы закаливали в охлаждающем устройстве, представляющем собой две секции, состоящие из восьми ресиверов, два из которых расположены над поверхностью катания, четыре - со стороны боковых поверхностей головки, два - под подошвой рельсовой пробы. Ресиверы имеют решетки, образованные рядами отверстий диаметром 1,5 мм и расположенные на фиксированном расстоянии (50 мм) от поверхности рельса. После термообработки исследовали микроструктуру закаленного металла, а также определяли механические свойства и твердость.

Технологические параметры термообработки рельсовых проб приведены в таблице 1. Результаты механических испытаний и исследований микроструктуры в таблице 2.

Предлагаемый способ термической обработки позволил повысить комплекс механических свойств, твердость стали, а также увеличить эксплуатационную стойкость рельсов за счет получения однородной сорбитной структуры и увеличения глубины закаленного слоя.

Источники информации

1. В.В.Поляков, А.В.Великанов. Основы технологии производства железнодорожных рельсов - М.: Металлургия, 1990. 416 с.

2. А.С. СССР № 518970, кл C 21 D 9/04.

3. А.С. СССР № 350843, кл C 21 D 9/04.

4. А.С. СССР № 522751, кл C 21 D 9/04.

Таблица 1.
Технологические параметры термообработки рельсовой пробы на охлаждающей установке, состоящей из двух секций (длина 1500 мм)
Температура рельса, °СРежим термической обработки головки рельсаРежим охлаждения подошвыI этапII этапДавление сжатого воздуха, МПаРасход сжатого воздуха, м3Температура воздуха, °СВремя охлаждения, секДавление воды, МПаРасход воды, л/минТемпература воды, °СВремя охлаждения, минДавление воды, МПаРасход воды, л/мин18400,15100010600,1081450,03128200,25100020400,15121750,04238600,35200010300,20162640,05348500,45250014300,25191440,06458300,50300018200,30232030,07568200,50300010300,35253030,08678700,55400025200,40301020,09788700,55400012150,40301820,097

Таблица 2.
Результаты физико-механических испытаний и исследований микроструктуры
Микроструктура закаленного слоя головки рельсаГлубина закаленного слоя (сорбита закалки), ммМикроструктура шейки и подошвы рельсаТвердость по сечению рельса, НВσт,σв,δ5,ϕ,KCU, Дж/см2ПКГ1022шейкаподошваН/мм2%+20°С-60°С1Сорбит закалки5-6Перлит341331321293293,2837101160154427122Сорбит закалки7-8Перлит341341331283293,2837401180133728143Сорбит закалки9-15Перлит375341331302293,3028401190123730164Сорбит закалки18-23Перлит375352341302302,3029001280123530225Сорбит закалки24-26Перлит388363341311311,3029101290113633246Сорбит закалки25-28Перлит388375363321311,3219601320123530257Сорбит закалки27-30Перлит388388375331311,3419901340123432248Сорбит закалки с участками мартенсита27-30Перлит388388375331311,3411040136010322516прототипСорбит закалки25363-388352-363321-331

Похожие патенты RU2280700C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ 2005
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Пятайкин Евгений Михайлович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Ворожищев Владимир Иванович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Годик Леонид Александрович
  • Дементьев Валерий Петрович
  • Моренко Андрей Владимирович
  • Щеглова Алла Борисовна
RU2283353C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ 2010
  • Хлыст Сергей Васильевич
  • Кузьмиченко Владимир Михайлович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Сергеев Сергей Михайлович
  • Шестаков Андрей Николаевич
  • Кириченко Михаил Николаевич
  • Пшеничников Павел Александрович
  • Иванов Алексей Геннадьевич
  • Кожевников Константин Геннадьевич
  • Гонтарь Алексей Владимирович
  • Хлыст Илья Сергеевич
  • Кушнарев Алексей Владиславович
RU2456352C1
Способ термической обработки рельсов 1977
  • Казарновский Д.С.
  • Бабич А.П.
  • Сапожков В.Е.
  • Верещага Е.А.
  • Заннес А.Н.
  • Шнаперман Л.Я.
SU837070A1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ 2005
  • Ворожищев Владимир Иванович
  • Перетятько Владимир Николаевич
  • Шур Евгений Авелевич
  • Громов Виктор Евгеньевич
  • Юнин Геннадий Николаевич
  • Михайлов Алексей Сергеевич
  • Филиппова Марина Владимировна
RU2294387C1
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ТЕРМООБРАБОТКИ ПРОФИЛИРОВАННОГО ПРОКАТА, В ЧАСТНОСТИ РЕЛЬСА, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Кузьмиченко Владимир Михайлович
  • Хлыст Сергей Васильевич
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Шестаков Андрей Николаевич
  • Иванов Алексей Геннадьевич
  • Кириченко Михаил Николаевич
  • Пшеничников Павел Александрович
RU2369646C1
Способ изготовления остряков стрелочных переводов с использованием промежуточной детали 2016
  • Шестаков Андрей Николаевич
  • Хлыст Сергей Васильевич
  • Пшеничников Павел Александрович
  • Кириченко Михаил Николаевич
  • Иванов Алексей Геннадьевич
  • Кузьмиченко Владимир Михайлович
  • Хлыст Илья Сергеевич
  • Гонтарь Алексей Владимирович
  • Челядинов Василий Витальевич
RU2646006C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ СТЫКОВ РЕЛЬСОВ 2008
  • Николин Аркадий Игорьевич
  • Гудков Александр Владимирович
  • Берзин Михаил Михайлович
RU2371535C1
Способ термической обработкиРЕльСОВ 1979
  • Казарновский Давид Самуилович
  • Бабич Алик Петрович
  • Сапожков Валерий Евгеньевич
  • Хургин Лев Семенович
  • Заннес Александр Николаевич
  • Верещага Евгения Андреевна
SU804702A2
Способ термической обработки сварных соединений рельсов и устройство для осуществления способа 2018
  • Хлыст Сергей Васильевич
  • Шестаков Андрей Николаевич
  • Иванов Алексей Геннадьевич
  • Кириченко Михаил Николаевич
  • Пшеничников Павел Александрович
  • Кузьмиченко Владимир Михайлович
  • Хлыст Илья Сергеевич
  • Менжунов Николай Юрьевич
RU2705820C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ ПОВЫШЕННОЙ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ И КОНТАКТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 2018
  • Полевой Егор Владимирович
  • Юнин Геннадий Николаевич
  • Кузнецов Евгений Павлович
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Головатенко Алексей Валерьевич
RU2743534C1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к способам термической обработки железнодорожных рельсов. Техническим результатом изобретения является повышение комплекса механических свойств, получение максимальной твердости (НВ388) на глубине до 22 мм от поверхности катания головки, а также увеличение эксплуатационной стойкости рельсов за счет получения достаточной глубины закаленного слоя с однородной сорбитной структурой. Для достижения технического результата рельс с прокатного нагрева подстуживают до температуры 820-870°С и охлаждают в двух средах: первоначально сжатым воздухом с поверхности головки в течение 20-30 сек при расходе воздуха 3000-4000 м3/ч, температуре воздуха 10-25°С и давлении 0,55 МПа; затем производят охлаждение головки водо-воздушной смесью при расходе воды 25-30 л/мин, температуре воды 10-30°С и давлении 0,3-0,4 МПа, одновременно с охлаждением головки рельса производится охлаждение подошвы водо-воздушной смесью при температуре воды 10-30°С, расходе 6-7 л/мин и давлении 0,08-0,09 МПа. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 280 700 C1

Способ термической обработки рельсов, включающий непрерывное охлаждение головки с последующим регулируемым охлаждением элементов профиля рельса, отличающийся тем, что рельс с прокатного нагрева подстуживают до температуры 820-870°С и охлаждают в двух средах: первоначально сжатым воздухом с поверхности головки в течение 20-30 с при расходе воздуха 3000-4000 м3/ч, при температуре воздуха 10-25°С и давлении 0,55 МПа, затем производят охлаждение головки водовоздушной смесью при расходе воды 25-30 л/мин, температуре воды 10-30°С и давлении 0,3-0,4 МПа, одновременно с охлаждением головки рельса производится охлаждение подошвы водовоздушной смесью при температуре воды 10-30°С, расходе 6-7 л/мин и давлении 0,08-0,09 МПа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2280700C1

Способ термической обработки рельсов 1975
  • Гурский Г.Л.
  • Казарновский Д.С.
  • Оргиян В.С.
  • Авдеев М.Г.
  • Бабич А.П.
  • Шур Е.А.
SU522751A1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 0
  • Е. М. Салов, В. К. Кобызев, Д. С. Качурин, И. А. Критинин
  • М. А.Зайков
SU219525A1
Способ производства рельсов 1985
  • Нестеров Д.К.
  • Левченко Н.Ф.
  • Сапожков В.Е.
  • Кисиль Б.С.
SU1300946A1
Способ термической обработки рельсов 1984
  • Ермолаев Вячеслав Николаевич
  • Чернов Евгений Иванович
  • Левченко Николай Филиппович
  • Носов Константин Григорьевич
  • Гладилин Юрий Иванович
  • Чабанюк Анатолий Степанович
  • Левошич Николай Васильевич
  • Мильман Ефим Абрамович
  • Изюмский Владимир Авраамович
SU1239170A1
СПОСОБ ХИМИЧЕСКОГО ПОЛИРОВАНИЯ АЛЮМИНИЯ 1995
  • Мякишева Е.А.
  • Чумаевский В.А.
RU2101386C1

RU 2 280 700 C1

Авторы

Павлов Вячеслав Владимирович

Пятайкин Евгений Михайлович

Корнева Лариса Викторовна

Козырев Николай Анатольевич

Годик Леонид Александрович

Дементьев Валерий Петрович

Моренко Андрей Владимирович

Тараборин Александр Николаевич

Бедарев Николай Иванович

Даты

2006-07-27Публикация

2005-01-11Подача