Изобретение относится к устройствам для массовых развлечений, а именно к устройству аттракциона, предназначенному для имитации полета, и может быть применено в качестве развлекательного устройства с дельтапланом, малых форм с механическим движением в местах, где рельеф местности позволяет выбрать площадку длиной 100-150 м с перепадом высот 12-14 м.
Известно устройство аттракциона для прыжков и полета человека над водой, по патенту RU №2169600, кл. А 63 В 5/10, публ. 13.11.2000 г., который имеет форму со стартовой площадкой и противовесом, трос, роликовый блок и мачту.
Однако известный аттракцион ненадежен в эксплуатации, так как наличие только одного троса является не достаточным для подстраховки во время полета человека над водой. Кроме того, из конструкции данного устройства не видно каким образом тележка возвращается в верхнюю точку троса, что, по-видимому, затрудняет пропускную способность данного аттракциона.
Наиболее близким аналогом к заявляемому изобретению по назначению и технической сущности является устройство для развлечений, по авторскому свидетельству №1662592, кл. А 63 G 21/04, публ. 15.07.1991 г., который имеет опоры, тележку, растяжки, пружину, подшипники, несущие направляющие тросы, блоки, мачту, пропеллер, пропускную дверь и противовес.
Недостатком известного аналога, так же, как и первого, является ненадежность в эксплуатации, из-за того, что направляющие тросы имеют короткую конструкцию, что ограничивает длину полета человека над водой, кроме того, при работе устройства возможно налегание гибких связей (тросов) друг на друга, что приводит к заклиниванию устройства и к его сбою при эксплуатации. Кроме того, конструкция данного устройства усложнена наличием площадки с пропускной дверью, амортизатора и противовеса.
Технической задачей предлагаемого к патентованию изобретения является создание простого и надежного в применении устройства аттракциона, мобильного и безопасного при его эксплуатации.
Задача решается тем, что устройство, включающее опоры, тележку, растяжки, пружину, подшипники, несущий трос, блоки и мачту (признаки, сходные с ближайшим аналогом), снабжено электроприводом с блоком и пультом управления, рабочей и аварийной тормозными системами и ведущим тросом, расположенным в одной вертикальной плоскости с несущим тросом, концы которого закреплены в средней части мачты тележки. Рабочая тормозная система выполнена в виде двух фрикционных колодок. Аварийная тормозная система состоит из фрикционной колодки с двумя пружинами, упорной втулки, закрепленной на ведущем тросе, и двуплечего рычага с горизонтальными и вертикальными плечами, которые расположены под прямым углом друг к другу, причем на горизонтальное плечо опирается фрикционная колодка, во взведенном состоянии, а вертикальное плечо имеет форму двухштырьковой вилки, между штырьками которой с небольшим зазором пропущен ведущий трос. Тележка снабжена рамой и разворотной частью, выполненной в виде горизонтальной балки, в середину которой жестко установлена ступица, закрепленная на вертикальной оси, снаружи на ступице установлена разворотная пружина. На раме тележки, по ее обеим сторонам, около роликов, установлены ограничители, которые выполнены в виде вращающихся втулок, установленных с частичным перекрытием профиля рабочей поверхности ролика в направлении несущего троса. На разворотной части тележки закреплены замок обратного хода и фиксатор, на раме установлен замок прямого хода с приводом.
На чертеже показано устройство аттракциона, на фиг.1 - устройство, общий вид, вид сбоку; на фиг.2 - привод устройства, вид по А-А фиг.1; на фиг.3 - аварийная тормозная система устройства, вид по Б-Б фиг.2; на фиг.4 - двуплечий рычаг аварийной тормозной системы устройства; на фиг.5 - тележка устройства; на фиг.6 - ступица разворотной части тележки устройства; на фиг.7 - привод замка прямого хода; на фиг.8 - ограничитель; фиг.9 - устройство включения сцепления, вид по В-В фиг.2.
Устройство включает электродвигатель с блоком и пультом управления, рабочей и аварийной тормозными системами и ведущим тросом. При этом устройство включает подвижную тележку 1, установленную на несущем тросе 2, ведущий трос 3, расположенный в одной вертикальной плоскости с несущим тросом 2, который в верхней точке устройства проходит через верхний блок 4, а в нижней точке ведущий трос 3 проходит через нижний блок 5 привода 6, концы ведущего троса 3 закреплены в средней части мачты 7 тележки 1.
Привод 6 установлен на двух вертикальных опорах 8, которые закреплены в вертикальном положении четырьмя растяжками 9, на вертикальных опорах установлены рычаг 10 управления и пульт 11 управления. На одном валу с нижним блоком 5 установлен ведомый шкив 12, соединенный с электродвигателем 13 через клиновидный ремень 14, который в исходном состоянии находится в ненатянутом (свободном) положении. На приводе 6 установлен блок 15 управления электродвигателем и устройство 47 включения сцепления с натяжным роликом 48. Устройство 47 включения сцепления соединено с рычагом 10 управления, например, тросиком (не показано).
Рабочая тормозная система выполнена в виде двух фрикционных колодок 16, которые через систему рычагов соединены с рычагом 10 управления, например, тросиком (не показано).
Аварийная тормозная система состоит из фрикционной колодки 17 с двумя пружинами 18, упорной втулки 19, закрепленной на ведущем тросе 3, и двуплечего рычага 20 с горизонтальным плечом 21 и вертикальным плечом 22, плечи 21 и 22 расположены под прямым углом друг к другу. На горизонтальное плечо 21 опирается фрикционная колодка 17 во взведенном (отжатом от нижнего блока 5) состоянии. Вертикальное плечо 22 рычага 20 имеет форму двухштырьковой вилки, между штырьками которой, с небольшим зазором, пропущен ведущий трос 3, проходящий также через отверстия во фрикционной колодке 17.
Тележка 1, установленная на несущем тросе 2 на двух роликах 23, состоит из рамы 24 и разворотной части 25, которая выполнена в виде горизонтальной балки, в середину которой жестко установлена ступица 26 с двумя подшипниками 27. Ступица 26 закреплена на вертикальной оси 28, которая соединена с рамой 24 тележки 1, снаружи на ступице 26 установлена (надета) разворотная пружина 29, которая одним концом закреплена к раме 24, а другим концом закреплена к разворотной части 25, на которой закреплен замок 30 обратного хода и фиксатор 31. На нижней поверхности разворотной части 25 тележки 1 приварены две петли 32 для подвешивания на них дельтаплана 33. На раме 24 тележки установлен замок 34 прямого хода с приводом 35, который состоит из шатуна 36 на подшипнике, закрепленного на ролике 23, причем ось подшипника шатуна 36 смещена относительно оси ролика 23 на 3-5 мм. На оси 37 установлен рычаг 38, который с одной стороны имеет поверхность скольжения 39 для шатуна 36, с другого конца рычаг 38 имеет тягу 40, соединенную с замком 34 прямого хода. Привод 35 замка 34 прямого хода содержит упор 45 шатуна 36, к которому прикреплена плоская пружина 46, которая с небольшим усилием упирается в ролик 23.
Ограничители 41 выполнены в виде вращающихся втулок и установлены около роликов 23 с частичным перекрытием профиля рабочей поверхности ролика в направлении несущего троса 2 для предотвращения соскакивания роликов 23 с несущего троса 2 на любых режимах работы тележки 1.
В середине тележки 1 вертикально установлена мачта 7 с направляющим роликом 42. К петлям 32 на разворотной части 25 тележки подвешен дельтаплан 33 с креслом для пилота 43.
На раме 24 закреплен упор 44 разворотной части тележки.
Работает устройство аттракциона следующим образом.
1-й этап: исходное состояние, дельтаплан 33 находится на точке старта носом «вниз». Оператор усаживает «пилота» в кресло 43 и застегивает ремни. Затем оператор продвигает дельтаплан на 15-30 см в направлении «вверх» (влево, фиг.1), при этом взводится привод 35 замка 34 прямого хода, при этом шатун 36, увлекаемый роликом 23, в который с небольшим усилием упирается плоская пружина 46 (фиг.8), поворачивается по часовой стрелке и налегает на упор 45 шатуна 36.
Далее оператор при помощи веревочной тяги открывает замок 30 обратного хода и разворачивает разворотную часть 25 тележки с дельтапланом на ступице 26 вокруг вертикальной оси 28 на 180°, сжимая разворотную пружину 29, при этом фиксатор 31 замка 34 прямого хода защелкивается этим замком, тяга 40 передвигается влево (фиг.7) и поворачивает рычаг 38, верхнее плечо которого продвигается на 5-8 мм в сторону шатуна 36. Разворотная часть 25 тележки, зафиксированная замком 34 прямого хода, удерживается в положении носом «вверх».
2-й этап: исходное состояние, когда электродвигатель 13 выключен, рычаг 10 управления находится в положении «тормоз», фрикционные колодки 16 рабочей тормозной системы (фиг.2) прижаты и удерживают ведомый шкив 12 в неподвижном состоянии.
Оператор включает электродвигатель 13 кнопкой пуск «вверх» на пульте 11 управления, а затем плавно переводит рычаг 10 управления из положения «тормоз» в положение «сцепление», при этом растормаживаются фрикционные колодки 16 рабочей тормозной системы, а натяжной ролик 48 устройства 47 включения сцепления (фиг.9) натягивает клиновидный ремень 14 и крутящий момент передается с электродвигателя 13 на ведомый шкив 12, при этом нижний блок 5, находящийся на одном валу с ведомым шкивом 12, тянет ведущий трос 3, что приводит в движение на роликах 23 по несущему тросу 2 тележку 1 с подвешенным к ней дельтапланом 33.
Ограничители 41, частично перекрывая профиль рабочей поверхности ролика в направлении несущего троса 2, препятствуют соскакиванию роликов 23 с несущего троса 2 на любых режимах работы. Верхняя ветвь ведущего троса 3 движется, при этом, навстречу тележке под направляющим роликом 42. По достижении дельтапланом заданного расстояния блок 15 управления электродвигателем подает звуковой сигнал, по которому оператор выключает электродвигатель 13 кнопкой «стоп» на пульте 22 управления. В случае, если оператор не выключит электродвигатель 13, блок 15 управления электродвигателем автоматически отключает электродвигатель 13. При выключенном электродвигателе тележка 1 под собственным весом начинает движение вниз, что приводит к срабатыванию привода 35 замка 34 прямого хода, при этом шатун 36, увлекаемый роликом 23, поворачивается против часовой стрелки и ложится на поверхность скольжения 39 рычага 38, далее при вращении ролика 23 против часовой стрелки шатун 36 толкает верхнее плечо рычага 38 влево, а его нижнее плечо толкает тягу 40 и открывает замок 34 прямого хода. Разворотная часть 25 тележки, вместе с подвешенным к ней дельтапланом 33, под действием разворотной пружины 29 разворачивается на 180°, имитируя разворот дельтаплана в воздухе. По завершению разворота, который длится 4-5 секунд, замок 30 обратного хода фиксирует разворотную часть 25 тележки к упору 44 на раме 24 для предотвращения раскачивания дельтаплана.
Далее оператор включает электродвигатель 13 кнопкой пуск «вниз» на пульте 11 управления, при этом скорость движения возрастает до 5 м/с и далее остается постоянной. Блок 15 управления электродвигателем отсчитывает заданное расстояние, подает звуковой сигнал, а затем, если отсутствует команда «стоп» от оператора, автоматически отключает электродвигатель 13. Оставшуюся, примерно, 1/3 часть пути, тележка 1 с дельтапланом 33 совершает по инерции.
Для точной остановки тележки с дельтапланом в точке старта (посадки) оператор переводит рычаг 10 управления из положения «сцепление» в положение «тормоз», при этом сжимаются фрикционные колодки 16 рабочей тормозной системы, притормаживая ведомый шкив 12. В случае, если тележка не остановится в точке старта (посадки), то для исключения столкновения дельтаплана 33 с вертикальными опорами 8, примерно, через 1,5 м пути, автоматически вступает в действие аварийная тормозная система, при этом упорная втулка 19, закрепленная на ведущем тросе 3, дойдя до вертикального плеча 22 (двухштырьковой вилки) двуплечего рычага 20, поворачивает его вправо (фиг.3, 4), при этом горизонтальное плечо 21 двуплечего рычага 20 поднимается вверх, освобождая фрикционную колодку 17 аварийной тормозной системы, которая под действием пружин 18 прижимается к нижнему блоку 5 и тормозит его.
3-й этап: оператор расстегивает ремни на кресле и помогает «пилоту» покинуть его.
Предлагаемое изобретение, по сравнению с известными аналогами, описанными выше, имеет простую конструкцию, безопасную в эксплуатации, реально имитирующую полет на дельтаплане людей разных возрастных категорий.
За счет простоты конструкции устройство аттракциона является мобильным и может быть установлено в любой местности, удобной для развлечения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АТТРАКЦИОН | 2010 |
|
RU2414277C1 |
ПРИВОД ГЛАДИЛЬНОЙ МАШИНЫ | 1995 |
|
RU2100504C1 |
Лебедка для запуска дельтаплана | 1990 |
|
SU1804420A3 |
ТОЛЧКОВЫЙ ПОДАЮЩИЙ ДЕРЕВО МЕХАНИЗМ В ЛЕСОПИЛКЕ | 1926 |
|
SU6457A1 |
Устройство для динамического зондирования грунта | 1988 |
|
SU1622505A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛЕСТНИЦАМ | 2008 |
|
RU2368366C1 |
ДЕЛЬТАМАХОЛЕТ | 2004 |
|
RU2263610C1 |
ЭЛЕВАТОР | 1998 |
|
RU2149130C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОПЕРЕЧНОЙ РЕЗКИ ГОФРОКАРТОНА | 2003 |
|
RU2255840C1 |
ТЕЛЕЖКА СКОРОСТНОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА В.В. БОДРОВА | 2015 |
|
RU2602006C2 |
Изобретение относится к устройствам для массовых развлечений, предназначенным для имитации полета. Устройство аттракциона включает опоры, тележку, растяжки, пружину, подшипники, несущий трос, блоки и мачту, при этом оно снабжено электроприводом с блоком и пультом управления, рабочей и аварийной тормозными системами и ведущим тросом. Рабочая тормозная система выполнена в виде двух фрикционных колодок, а аварийная тормозная система состоит из фрикционной колодки с двумя пружинами, упорной втулки, закрепленной на ведущем тросе, и двуплечего рычага с горизонтальными и вертикальными плечами. Тележка снабжена рамой и разворотной частью, которая выполнена в виде горизонтальной балки, в середину которой жестко установлена ступица, закрепленная на вертикальной оси, при этом снаружи на ступице установлена разворотная пружина, а на раме тележки, по ее обеим сторонам, установлены ограничители, которые выполнены в виде вращающихся втулок. На разворотной части тележки закреплен замок обратного хода и фиксатор, а на раме тележки установлен замок прямого хода с приводом. Предложенное изобретение обеспечивает создание простого и надежного в применении устройства аттракциона, мобильного и безопасного при его эксплуатации. 9 ил.
Устройство аттракциона, включающее опоры, тележку, растяжки, пружину, подшипники, несущий трос, блоки и мачту, отличающееся тем, что оно снабжено электроприводом с блоком и пультом управления, рабочей и аварийной тормозными системами и ведущим тросом, расположенным в одной вертикальной плоскости с несущим тросом, концы которого закреплены в средней части мачты тележки, причем рабочая тормозная система выполнена в виде двух фрикционных колодок, а аварийная тормозная система состоит из фрикционной колодки с двумя пружинами, упорной втулки, закрепленной на ведущем тросе, и двуплечего рычага с горизонтальными и вертикальными плечами, которые расположены под прямым углом друг к другу, причем на горизонтальное плечо опирается фрикционная колодка во взведенном состоянии, а вертикальное плечо имеет форму двухштырьковой вилки, между штырьками которой с небольшим зазором пропущен ведущий трос, а тележка снабжена рамой и разворотной частью, выполненной в виде горизонтальной балки, в середину которой жестко установлена ступица, закрепленная на вертикальной оси, снаружи на ступице установлена разворотная пружина, на раме тележки по ее обеим сторонам около роликов установлены ограничители, которые выполнены в виде вращающихся втулок, установленных с частичным перекрытием профиля рабочей поверхности ролика в направлении несущего троса, причем на разворотной части тележки закреплены замок обратного хода и фиксатор, а на раме тележки установлен замок прямого хода с приводом.
Устройство для развлечений | 1989 |
|
SU1662592A1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ ОТ ВЕРХНЕЙ КОНЦЕВОЙ СТАНЦИИ КАНАТНОЙ ДОРОГИ К НИЖНЕЙ КОНЦЕВОЙ СТАНЦИИ КАНАТНОЙ ДОРОГИ | 1999 |
|
RU2237770C2 |
КАТАЛЬНАЯ ГОРА (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2243806C1 |
Авторы
Даты
2006-08-20—Публикация
2005-01-11—Подача