ЧАСТОТНО-УПРАВЛЯЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД Российский патент 2008 года по МПК H02P23/14 H02P25/22 H02P27/04 

Описание патента на изобретение RU2316109C1

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается тяговых приводов локомотивов.

Известен частотно-управляемый асинхронный электропривод, содержащий электродвигатель с дуговыми обмотками статора, датчик скорости электродвигателя и систему регулирования, включающую статический преобразователь частоты с автономными инверторами, подключенными каждый к отдельной дуговой обмотке статора, и блок управления преобразователем, имеющий обратную связь по датчику скорости и прямую связь со статическим преобразователем частоты. При этом напряжения (токи) автономных инверторов сдвинуты друг относительно друга на угол, определяемый числом дуговых обмоток статора (см. патент РФ №2194355 «Частотно-управляемый асинхронный электропривод» - прототип).

Недостатком данного технического решения является выход из строя электропривода в случае аварийного режима работы одного из автономных инверторов статического преобразователя.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности электропривода путем отключения аварийного автономного инвертора и изменения алгоритма работы статического преобразователя.

Технический результат достигается тем, что в электроприводе, состоящем из электродвигателя с дуговыми обмотками статора, датчика скорости электродвигателя и системы регулирования, включающей статический преобразователь частоты с автономными инверторами, подключенными каждый к отдельной дуговой обмотке статора, и блок управления преобразователем, имеющего обратную связь по датчику скорости и прямую связь со статическим преобразователем частоты, статический преобразователь обеспечен коммутатором, подключенным к входам автономных инверторов, а блок управления имеет обратную связь по токам дуговых обмоток статора. В случае аварийного режима работы одного из автономных инверторов коммутатор обеспечивает отключение аварийного инвертора вместе с присоединенной к нему дуговой обмоткой по сигналу, поступающему от блока управления, и система регулирования формирует на выходах исправных автономных инверторов напряжения со смещением друг относительно друга на угол, определяемый числом действующих дуговых обмоток, с одновременным увеличением скольжения электродвигателя.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

Электропривод состоит (фиг.1) из электродвигателя 1 с дуговыми обмотками 2 статора (в качестве примера на фиг.1 изображен электропривод с тремя дуговыми обмотками) и системы регулирования, которая содержит статический преобразователь частоты 3 с автономными инверторами 4, блок управления преобразователем 5, имеющий обратную связь по датчику скорости 6 электродвигателя 1 и прямую связь со статическим преобразователем частоты 3.

В электроприводе статический преобразователь частоты снабжен коммутатором 7, подключенным к входам автономных инверторов 4, а блок управления 5 имеет обратную связь по токам дуговых обмоток 2 статора электродвигателя 1. При возникновении аварийного режима работы одного из автономных инверторов 4 коммутатор 7 обеспечивает его отключение, и система регулирования формирует измененный алгоритм работы статического преобразователя частоты 3.

Электропривод работает следующим образом.

Регулирование электропривода осуществляется частотным способом. Система регулирования посредством блока управления 5 статическим преобразователем частоты 3 формирует сигналы управления автономными инверторами 4 по алгоритму с однократной на периоде коммутацией силовых элементов, обеспечивает изменение частоты напряжений (токов) на выходах автономных инверторов в соответствии с сигналом fp датчика скорости 6 электродвигателя 1 и сдвиг напряжений (токов) инверторов относительно друг друга на угол, определяемый числом дуговых обмоток 2 статора.

В случае возникновения аварийного режима работы одного из автономных инверторов 4 (режима опрокидывания автономного инвертора) в цепи подключенной к нему дуговой обмотки возникают ударные токи, превышающие номинальный в 5...7 раз и создающие ударный тормозной момент Мα т, который превышает среднее значение момента одной дуговой обмотки Мα ср [Электроподвижной состав с асинхронными тяговыми двигателями / Под ред. Н.А.Ротанова. - М.: Транспорт, 1991. - 334 с.]. Одновременные аварийные режимы в двух и более автономных инверторах мало вероятны, поэтому остальные дуговые обмотки работают в режиме частотного регулирования, создавая вращающие моменты со средними значениями Мα ср. В результате момент электродвигателя 1 (на фиг.2 приведена упрощенная форма момента электродвигателя Мдв с тремя дуговыми обмотками), представляющий собой сумму моментов дуговых обмоток Mαi, будет иметь просадку (участок АВС).

По сигналу от блока управления 5, имеющего обратную связь по токам дуговых обмоток 2 статора, коммутатор 7 отключает аварийный автономный инвертор вместе с присоединенной к нему дуговой обмоткой. При этом часть поверхности ротора электродвигателя, находящаяся под отключенной дуговой обмоткой, становится электромагнитно неактивной и не выделяет тепло, что повышает теплорассеяние ротора в целом [Фридкин П.А. Безредукторный дугостаторный электропривод. - Л.: Энергия, 1970. - 138 с., с.13] и позволяет допустить увеличенные значения скольжения электродвигателя [Стеклов В.К., Милько Р.Э. Системы управления с безредукторным приводом. - К.: Техника, 1983. - 120 с., с.9].

Для уменьшения пульсации момента электродвигателя 1 система регулирования формирует на выходах исправных автономных инверторов 4 напряжения (токи) со смещением друг относительно друга на угол

где k - общее число дуговых обмоток статора. При этом число действующих дуговых обмоток должно быть k - 1≥2.

Одновременно система регулирования увеличивает скольжение электродвигателя, что приводит к росту тока ротора и, следовательно, величины момента двигателя (фиг.2, участок DE).

Технико-экономическая эффективность изобретения в сравнении с прототипом заключается в том, что электропривод функционирует со статическим преобразователем частоты, снабженным коммутатором, который отключает аварийный автономный инвертор вместе с присоединенной к нему дуговой обмоткой по сигналу от блока управления, имеющего обратную связь по токам дуговых обмоток статора электродвигателя. При этом система регулирования изменяет алгоритм работы статического преобразователя, что позволяет обеспечить необходимые характеристики крутящего момента двигателя в аварийном режиме работы и, следовательно, повысить надежность электропривода.

Похожие патенты RU2316109C1

название год авторы номер документа
ЧАСТОТНОУПРАВЛЯЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1996
  • Воробьев В.И.
  • Фокин Ю.И.
  • Власов А.И.
  • Ивахин А.И.
  • Осипов А.В.
RU2100898C1
ЧАСТОТНО-УПРАВЛЯЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2001
  • Ивахин А.И.
  • Загорский М.В.
  • Бичиков А.В.
  • Воробьев Д.В.
RU2231209C2
ЧАСТОТНО-УПРАВЛЯЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2000
  • Загорский М.В.
  • Воробьев В.И.
  • Ивахин А.И.
  • Михальченко Г.С.
RU2194355C2
ЧАСТОТНО-УПРАВЛЯЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2007
  • Багров Геннадий Викторович
  • Мицкович Владимир Степанович
  • Ивахин Александр Иванович
  • Хвостов Вячеслав Алексеевич
  • Болтенко Евгений Владимирович
  • Хохлов Дмитрий Анатольевич
RU2359400C2
ЧАСТОТНО-УПРАВЛЯЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2003
  • Лемешко В.И.
  • Багров Г.В.
  • Ивахин А.И.
  • Хохлов Д.А.
  • Воробьев Д.В.
  • Травиничев В.И.
RU2253940C2
ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2008
  • Александров Евгений Васильевич
  • Александров Никита Евгеньевич
  • Лагун Вячеслав Владимирович
  • Климов Геннадий Георгиевич
RU2401502C2
ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2006
  • Сидоров Петр Григорьевич
  • Александров Евгений Васильевич
  • Лагун Вячеслав Владимирович
RU2313894C1
СИСТЕМА ВЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТЬЮ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Иванов Владимир Михайлович
RU2317632C1
Частотно-регулируемый электропривод 1978
  • Кривицкий Сергей Орестович
  • Соколовский Дмитрий Иосифович
  • Эпштейн Исаак Израилевич
SU904174A1
Способ эксплуатации в синхронном режиме частотно-регулируемых асинхронных двигателей с фазным ротором 2018
  • Богуславский Илья Зеликович
  • Дацковский Лев Ханинович
  • Коровкин Николай Владимирович
  • Кручинина Ирина Юрьевна
RU2694892C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 316 109 C1

Реферат патента 2008 года ЧАСТОТНО-УПРАВЛЯЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в тяговых приводах рельсового транспортного средства, в частности локомотивов. Техническим результатом является повышение надежности электропривода путем отключения аварийного автономного инвертора и изменения алгоритма работы статического преобразователя. В частотно-управляемом асинхронном электроприводе статический преобразователь частоты снабжен коммутатором, подключенным к входам автономных инверторов, а блок управления имеет дополнительную обратную связь по токам дуговых обмоток статора. В случае аварийного режима работы одного из автономных инверторов, коммутатор отключает аварийный инвертор вместе с присоединенной к нему дуговой обмоткой по сигналу, поступающему от блока управления. Система регулирования формирует на выходах исправных автономных инверторов напряжения (токи) со смещением друг относительно друга на угол, определяемый числом действующих дуговых обмоток, с одновременным увеличением скольжения электродвигателя. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 316 109 C1

Частотно-управляемый асинхронный электропривод преимущественно рельсового транспортного средства, содержащий электродвигатель с дуговыми обмотками статора, датчик скорости электродвигателя и систему регулирования, состоящую из статического преобразователя частоты с автономными инверторами, подключенными каждый к отдельной дуговой обмотке статора, и блока управления статическим преобразователем частоты, имеющего обратную связь по датчику скорости электродвигателя и прямую связь со статическим преобразователем частоты, при этом система регулирования посредством блока управления статическим преобразователем частоты формирует сигналы управления инверторами по алгоритму с однократной на периоде коммутацией силовых элементов, обеспечивает изменение частоты напряжений на выходах автономных инверторов и сдвиг токов инверторов относительно друг друга на угол, определяемый числом дуговых обмоток, отличающийся тем, что статический преобразователь частоты снабжен коммутатором, подключенным к входам автономных инверторов, а блок управления имеет обратную связь по токам дуговых обмоток статора, при этом в случае аварийного режима работы одного из автономных инверторов коммутатор обеспечивает отключение аварийного инвертора вместе с присоединенной к нему дуговой обмоткой по сигналу, поступающему от блока управления, и система регулирования формирует на выходах исправных автономных инверторов напряжения со смещением относительно друг друга на угол, определяемый числом действующих дуговых обмоток, с одновременным увеличением скольжения электродвигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2316109C1

ЧАСТОТНО-УПРАВЛЯЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2000
  • Загорский М.В.
  • Воробьев В.И.
  • Ивахин А.И.
  • Михальченко Г.С.
RU2194355C2
ЧАСТОТНОУПРАВЛЯЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1996
  • Воробьев В.И.
  • Фокин Ю.И.
  • Власов А.И.
  • Ивахин А.И.
  • Осипов А.В.
RU2100898C1
ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1988
  • Миллер А.В.
  • Михальченко Г.Я.
  • Однокопылов Г.И.
RU2014722C1
ТРЕХФАЗНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1997
  • Фейгин Л.З.
  • Левинзон С.В.
  • Клавсуц И.Л.
RU2130689C1
Регулируемый электропривод для низкоскоростного технологического оборудования 1985
  • Батырев Руслан Иванович
  • Муляр Владимир Борисович
SU1385213A1
Способ частотного управления многообмоточным электродвигателем 1981
  • Королев Анатолий Николаевич
  • Сидякин Вадим Федорович
  • Голубев Александр Николаевич
  • Новоселов Борис Васильевич
  • Тюрин Василий Сергеевич
SU1066023A1
US 6392905 A1, 21.05.2002
US 2004075406 A1, 22.04.2004
Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор 1923
  • Петров Г.С.
SU2005A1

RU 2 316 109 C1

Авторы

Ивахин Александр Иванович

Волохов Григорий Михайлович

Болтенко Евгений Владимирович

Даты

2008-01-27Публикация

2006-06-13Подача