СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ПРИЦЕПОВ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Российский патент 2008 года по МПК B60T13/08 B60T7/02 

Описание патента на изобретение RU2323110C2

Предлагаемое изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано на прицепах, входящих в состав автопоезда с тягачами из легковых автомобилей.

Величина касательной силы тяги на ведущих колесах автомобиля зависит от вращающего момента на колесах (мощности двигателя и передаточного отношения трансмиссии), а также от сцепления колес с опорной поверхностью. Эти показатели зачастую достаточны для того, чтобы легковые автомобили более эффективно использовались в качестве тягача в составе автопоезда. Для легковых автомобилей выпускаются прицепы, однако их полная масса не может превышать половины фактической массы буксирующего транспортного средства (Правила дорожного движения Российской Федерации, пункт 20 - буксировка механических транспортного средства с недействующей тормозной системой). Легковые автопоезда наиболее интенсивно используются как в черте городов, так и в пригородах (обеспечивая транспортом грузоперевозки коммерческой и другой деятельности юридических и физических лиц), в автотуризме и т.д. Однако ограничение фактической массы прицепов легковых автомобилей значительно снижают эффективности их использование.

По техническим требованиям прицепы, имеющие допустимую полную массу больше 750 кг, должны быть оборудованы рабочим и стояночным тормозами. Стояночный тормоз должен удерживать прицеп с грузом в заторможенном состоянии на сухой дороге с твердым покрытием на уклоне 20% (10°), а тормозной путь легкового автомобиля с прицепом не должен превышать 10% тормозного пути одиночного автомобиля.

Ограничение полной массы выпускаемых прицепов легковых автомобилей обусловлено отсутствием у них тормозной системы. Это связано с оснащением тягачей гидравлической системой привода тормозов. Высокое давление в системе, а также то, что утечка жидкости в ней может привести к отказу тормозов не дает возможность трансформировать гидравлическую систему тягача на прицеп. Применение пневматического привода облегчает и упрощает управление тормозной системой автомобиля, создает возможность использования сжатого воздуха для привода тормозов прицепа и других различных целей. Однако изготовление и обслуживание пневмопривода сложнее, чем гидропривода. У него выше стоимость, больше время срабатывания и значительные потери мощности двигателя на привод компрессора, сложность размещения компрессора под капотом. Система тормозов с механическим приводом является самой старой системой тормозов, но вследствие присущих ей качеств, плохо отвечающих современным условиям, применение этой системы на автомобилях сократилось. Применение традиционных механических систем тормозов для прицепов неприемлемо из-за низкой эффективности управление ими из салона водителя.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является поршневая тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором. Ими часто оснащены пневматические системы тормозов автомобилей большой грузоподъемности (КА3-4540). Данный механизм состоит из корпуса тормозной камеры, штока камеры, диафрагмы, возвратной пружины, толкателя, цилиндра, поршня.

Рассматриваемая тормозная камера с энергоаккумулятором работает следующим образом. При движении автомобиля сжатый воздух находится в полости цилиндра энергоаккумулятора. При этом поршень вместе с толкателем занимает верхнее положение.

При торможении рабочим тормозом сжатый воздух подается в полость над диафрагмой. Диафрагма воздействует на шток, который перемещается и передает усилие на клин тормозного механизма. При выпуске воздуха шток и диафрагма возвращаются в исходное положение с помощью возвратной пружины клина.

При включении стояночного тормоза сжатый воздух выпускается из цилиндра энергоаккумулятора. Поршень под действием силовой пружины движется вниз и перемещает толкатель, который воздействует на диафрагму, шток и клин разжимного устройства - происходит торможение автомобиля.

При выключении стояночного тормоза воздух подается в цилиндр под поршень, который, поднимаясь, сжимает пружину. При этом поднимается толкатель и освобождает диафрагму и шток, которые под действием пружины клина занимают исходное положение.

Пружинный энергоаккумулятор автоматически срабатывает при утечке сжатого воздуха из привода, что приводит к торможению автомобиля. Для аварийного оттормаживания предусмотрено механическое устройство, состоящее из винта, гайки и упорного подшипника.

Однако для функционирования данного механизма необходим сжатый воздух, т.е. компрессор.

Цель изобретения - повышение эффективности использования легкового автопоезда. У традиционных тормозных систем автомобилей и автопоездов торможение вращающихся колес осуществляются тормозными механизмами посредством воздействия на них водителем через привод. Существенным отличием предлагаемого устройства является то, что прицеп имеет свою независимую систему торможения, которая осуществляет самоторможение колес тормозными механизмами при неподвижном автопоезде (прицепе) или когда скорость тягача меньше скорости прицепа (при замедлении и остановке), а также при самостоятельном движении прицепа (разрыв сцепки). При начале движения, ускорении или равномерном движении тягач, через тягово-сцепное устройство, посредством привода (системой тяг, рычагов и натяжных пружин) выключает энергоаккумуляторы, растормаживая колеса прицепа. Предлагаемая система выполняет функции рабочего, стояночного, аварийного и горного тормозов.

На чертеже представлена схема устройства.

Схема состоит из рамы 1, винтовой пары ручного выключения тормозов 2, сцепного устройства 3, демпфирующего устройства 4, системы тяг и рычагов привода 5, центрального 6 и бортовых энергоаккумуляторов 7, раздвижных механизмов колодок 8, тормозных колодок 9 и тормозных барабанов 10.

Торможение автопоезда осуществляется следующим образом. При загрузке прицепа до 30% от полной массы тягача, винтовой парой 2 выключают тормозную систему прицепа при загрузке прицепа более 30% от полной массы тягача, винтовой парой 2 включают тормозную систему прицепа, при стоянке легкового автопоезда или при обгоне прицепом тягача замедлении и полном прекращении движения под действием пружин энергоаккумуляторов 5 и 7 осуществляется самоторможение прицепа, а при страгивании, ускоренном или равномерном движениях тягач через сцепку 3, систему тяг и рычагов привода 5, преодолевая упругость пружин 5 и 7 энергоаккумуляторов, передает усилия на раздвижные механизмы 8 тормозных колодок 9, при этом растормаживаются тормозные барабаны прицепа.

Таким образом, данный способ позволяет легковому автомобилю иметь эффективный привод для торможения колес прицепа, не расходуя на это мощность двигателя и мышечное усилие водителя, что в конечном итоге дает возможность полную массу прицепа приблизить к полной массе автомобиля.

Похожие патенты RU2323110C2

название год авторы номер документа
Тормозная система прицепа 1988
  • Мальцев Леонид Алексеевич
SU1527047A1
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП 2018
  • Рожков Евгений Васильевич
  • Уланов Максим Николаевич
RU2680361C1
Комбинированный тормозной привод автопоезда 1983
  • Дуденко Алексей Васильевич
  • Ломан Леонид Сергеевич
  • Майстренко Сергей Павлович
SU1220978A1
Двухпроводная пневматическая тормозная система прицепа 1981
  • Антонов Павел Всеволодович
  • Вишняков Николай Николаевич
  • Гапоян Дмитрий Трдатович
  • Дьячков Николай Константинович
SU965844A1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СИСТЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2009
  • Хергес Михаель
  • Рётер Фридберт
  • Штайнбергер Юрген
  • Франк Петер
RU2520268C2
Пневматический привод тормозов прицепа 1986
  • Мальцев Леонид Алексеевич
SU1328235A1
ТОРМОЗ ПРИЦЕПА 2019
  • Парышев Дмитрий Николаевич
  • Ильтяков Александр Владимирович
  • Моисеев Олег Юрьевич
  • Харин Валерий Васильевич
  • Попов Игорь Павлович
  • Воронкин Владимир Александрович
  • Харин Данил Алексеевич
RU2729334C1
ТОРМОЗНОЙ ПРИВОД АВТОМОБИЛЯ 2011
  • Кирдяшкин Андрей Никитович
  • Рязанов Михаил Андреевич
  • Васильченко Оксана Петровна
RU2495769C2
Тормоз наката одноосного прицепа 2023
  • Строганов Юрий Николаевич
  • Михеев Антон Юрьевич
  • Сидыганов Юрий Николаевич
  • Михеев Артем Юрьевич
  • Строганова Оксана Юрьевна
RU2805422C1
СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ АВТОПОЕЗДА С ТЯГАЧОМ, ОСНАЩЕННЫМ ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ТОРМОЗОВ 2005
  • Абаев Александр Хасанович
  • Березов Марат Павлович
RU2291081C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ПРИЦЕПОВ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано на прицепах, входящих в состав автопоезда с тягачами из легковых автомобилей. Способ торможения прицепа в легковом автопоезде, в котором прицеп содержит независимую систему торможения, центральный и бортовые энергоаккумуляторы, винтовую пару ручного выключения системы торможения, демпфирующий элемент, механизм выключения энергоаккумуляторов и тормозные механизмы, заключается в том, что при загрузке прицепа до 30% от полной массы тягача винтовой парой выключают тормозную систему прицепа. При загрузке прицепа более 30% от полной массы тягача винтовой парой включают тормозную систему прицепа. При стоянке легкового автопоезда или при обгоне прицепом тягача, замедлении и полном прекращении движения под действием пружин энергоаккумуляторов осуществляется самоторможение прицепа. При страгивании, ускоренном или равномерном движениях тягач через сцепку, систему тяг и рычагов привода, преодолевая упругость пружин энергоаккумуляторов, передает усилия на раздвижные механизмы тормозных колодок, растормаживая тормозные барабаны прицепа. Изобретение повышает эффективность использования легкового автопоезда. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 323 110 C2

Способ торможения прицепа в легковом автопоезде, в котором прицеп содержит независимую систему торможения, центральный и бортовые энергоаккумуляторы, винтовую пару ручного выключения системы торможения, демпфирующий элемент, механизм выключения энергоаккумуляторов и тормозные механизмы, отличающийся тем, что при загрузке прицепа до 30% от полной массы тягача винтовой парой выключают тормозную систему прицепа, при загрузке прицепа более 30% от полной массы тягача винтовой парой включают тормозную систему прицепа, при стоянке легкового автопоезда или при обгоне прицепом тягача, замедлении и полном прекращении движения под действием пружин энергоаккумуляторов осуществляется самоторможение прицепа, а при страгивании, ускоренном или равномерном движениях тягач через сцепку, систему тяг и рычагов привода, преодолевая упругость пружин энергоаккумуляторов, передает усилия на раздвижные механизмы тормозных колодок, растормаживая тормозные барабаны прицепа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2323110C2

Тормоз наката 1988
  • Петракович Алексей Георгиевич
  • Александров Николай Николаевич
SU1614987A1
ТОРМОЗ НАКАТА 1991
  • Брижинев Евгений Пантелеймонович
RU2025342C1
US 3746132 A, 17.07.1973.

RU 2 323 110 C2

Авторы

Абаев Александр Хасанович

Березов Марат Павлович

Даты

2008-04-27Публикация

2005-09-23Подача