Изобретение относится к области ошиновки электролизеров химической промышленности и цветной металлургии и может быть использовано в вышеуказанной отрасли.
Известно контактное соединение ошиновки электролизеров, в котором токопроводы устанавливаются внахлест и стягиваются крепежными болтами (Электрическая часть станций. Москва, 1951 г. Под. Ред. Глазунова. Гл.3, пар.3-5). При этом контактирующие поверхности соприкасаются максимум в трех контактных точках и площадь соприкосновения зависит от давления при затягивании болтов,
Известно устройство А.С. №1681587, в котором при болтовом соединении шин на один из торцов ошиновки накладывается сварной шов.
Недостаток этого изобретения - сварка тяжелой ошиновки из цветных металлов, медь-медь, алюминий-алюминий, алюминий-медь, сталь-медь. Это изобретение не распространяется на ошиновку электролизеров, в которых в качестве анода используется графит.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является снижение потерь электрической энергии за счет уменьшения переходного сопротивления в контактных соединениях, которое достигается увеличением площади соприкосновения контактирующих пар при болтовом соединении без применения сварки.
Технический результат достигается тем, что шины устанавливают внахлест, а затем скрепляют между собой при помощи болтового соединения. Для снижения потерь электрической энергии часть крепежных отверстий используется для установки устройств, обеспечивающих плотное соприкосновение боковых поверхностей отверстий шин с проводящей втулкой.
На чертеже изображено контактное соединение.
Проводящая втулка 1 с наружным диаметром, меньшим диаметра крепежных отверстий. В проводящей втулке с обоих торцов по образующим выполнены прорези на длину меньше половины длины проводящей втулки. Чередующиеся прорези образуют проводящие ламели, которые имеют возможность перемещаться при механическом воздействии в направлении, перпендикулярном оси проводящей втулки.
Внутри проводящей втулки помещена шпилька 2 с набором чередующихся шайб плоских 3 и тарельчатых 4, с обоих концов шпильки имеются втулки 5 и гайки 6.
Устройство работает следующим образом.
При вращении гаек 6 происходит деформация тарельчатых шайб 4 с увеличением наружного диаметра. Тарельчатые шайбы распирают проводящую втулку 1, перемещая ламели в направлении, перпендикулярном оси проводящей втулки 1, и плотно прижимая к боковым поверхностям отверстий контактирующих шин, тем самым обеспечивая необходимое контактное нажатие, уменьшение переходного сопротивления и снижение потерь электрической энергии.
Снижение потерь электрической энергии ΔQ=Qб-Qр,
где Qб - потери электрической энергии в контактном соединении без использования проводящей втулки;
Qр - потери электрической энергии с использованием проводящей втулки.
При замене части крепежных болтов на проводящие втулки снижение потерь электрической энергии составляет
где I - ток нагрузки на контактное соединение;
Rб - переходное сопротивление контактного соединения без проводящих втулок;
К1, К2 - коэффициент перераспределения тока в контактном соединении с проводящими втулками К1<1, К2<1;
η - коэффициент ослабления стяжки контактного соединения с проводящими втулками;
RЛ - общее сопротивлении контактного перехода одной ламели;
n - количество ламелей;
RСК - сопротивление сплошного кольца проводящей втулки в центре между прорезями с разных торцов.
Проведены стендовые испытания модуля контактного соединения электролизера с током нагрузки 5000 А.
Падение напряжения на контактном соединении при четырех стяжных болтах до установки проводящей втулки составило 38·10-3 В, что соответствует переходному сопротивлению в контактном соединении 7,6·10-6 Ом.
После установки двух проводящих втулок по диагонали контактного соединения вместо крепежных болтов падение напряжения на контактном соединении составило 16·10-3 В, что соответствует 3,2·10-6 Ом.
Экономия электрической энергии в сутки при работе ртутного электролизера током нагрузки 400·103 А с токоподводом из 80 модулей с использованием проводящих втулок составит 294 кВт·час
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ КОНТАКТНЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛЮМИНИЯ И СПОСОБ МОНТАЖА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО КОНТАКТНОГО УЗЛА | 2007 |
|
RU2387743C2 |
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ТОКОВЕДУЩИХ ШИН | 2007 |
|
RU2343230C1 |
КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 2002 |
|
RU2220229C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ АНОДНОЙ ОШИНОВКИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА С ТОКОПОДВОДЯЩИМИ СТОЯКАМИ | 1989 |
|
SU1681587A1 |
КОНТАКТНОЕ СОЕДИНЕНИЕ УЗЛА ТОКОПОДВОДА К КАТОДНОЙ СЕКЦИИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 2005 |
|
RU2318926C2 |
Способ и устройство разъемного соединения ошиновки алюминиевого электролизера | 1980 |
|
SU933809A1 |
СОЕДИНЕНИЕ ШИНЫ С КАТОДНЫМ СТЕРЖНЕМ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 2003 |
|
RU2240384C1 |
СОЕДИНЕНИЕ ШИНЫ С КАТОДНЫМ СТЕРЖНЕМ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 2002 |
|
RU2220230C2 |
Контакное соединение | 1989 |
|
SU1674280A1 |
ДВУХСЛОЙНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СОЕДИНИТЕЛЬ ДЛЯ ВЫВОДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ | 2007 |
|
RU2333573C1 |
Изобретение относится к области ошиновки электролизеров химической промышленности и цветной металлургии и может быть использовано в вышеуказанной отрасли. Снижение потерь электрической энергии за счет уменьшения переходного сопротивления в контактных соединениях достигается установкой шин внахлест, затем скреплением их между собой при помощи болтового соединения без применения сварки. 1 ил.
Контактное соединение, состоящее из шин, установленных внахлест, скрепленных между собой при помощи болтового соединения, отличающееся тем, что часть крепежных отверстий используют для установки проводящих втулок, в которых с обоих торцов по образующей выполнены прорези на длину меньше половины длины проводящей втулки, а внутри проводящих втулок помещают шпильки с набором чередующихся плоских и тарельчатых шайб.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ АНОДНОЙ ОШИНОВКИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА С ТОКОПОДВОДЯЩИМИ СТОЯКАМИ | 1989 |
|
SU1681587A1 |
US 4162819 A, 31.01.1979 | |||
US 2003181093 A, 25.09.2003 | |||
Горизонтальная изложница | 1975 |
|
SU570449A1 |
Авторы
Даты
2008-09-20—Публикация
2007-04-17—Подача