Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для производства монорельсов шахтных монорельсовых дорог. Известна сталь Ст5Гпс [1], содержащая (в мас. %):
Существенными недостатками данной стали являются низкие прочностные свойства и ударная вязкость стали, а также связанная с этим низкая эксплуатационная стойкость профилей, изготовленных из данной стали. Известна выбранная в качестве прототипа сталь Ст5пс [1], содержащая (в мас. %):
Существенными недостатками данной стали являются низкие механические свойства и низкая эксплуатационная стойкость монорельса для шахтных монорельсовых дорог, изготовленных из данной стали.
Желаемыми техническими результатами изобретения являются повышение эксплуатационной стойкости и механических свойств монорельса для шахтных монорельсовых дорог.
Для достижения этого сталь для монорельсов шахтных монорельсовых дорог, содержащая углерод, марганец, кремний, хром, никель, медь, железо и в качестве примесей серу и фосфор, дополнительно содержит ванадий, алюминий и азот при следующем соотношении компонентов (в мас.%):
при этом примеси содержатся в следующих количествах: сера - не более 0,020%, фосфор - не более 0,025%.
Заявляемый химический состав стали подобран исходя из следующих предпосылок.
Содержание углерода выбрано исходя из обеспечения достаточных прочностных свойств стали. При концентрации его в стали менее 0,21% предел текучести и временное сопротивление разрыву снижаются, а при увеличении концентрации углерода более 0,37% значения указанных характеристик превышают допустимые пределы.
Соотношение марганца выбрано исходя из того, что при содержании марганца до 0,90% обеспечивается повышение прочностных характеристик, ударной вязкости и хладостойкости, а также сопротивляемости стали трещинообразованию. Нижний предел выбран исходя из того, что марганец при содержании менее 0,80% не обеспечивает требуемый предел прочностных характеристик.
Кремний в заявляемых пределах обеспечивает повышение относительного удлинения и ударной вязкости. При концентрации кремния менее 0,05% не обеспечивается требуемая раскисленность стали, что приводит к увеличению брака по поверхностным дефектам. При содержании кремния более 0,15% повышается прочность феррита, тем самым снижаются пластические свойства и ударная вязкость стали.
Хром, никель и медь в заданных пределах обеспечивают прочностные характеристики стали. При меньшем содержании указанных элементов в сочетании с выбранными концентрационными пределами углерода, марганца и кремния не достигается требуемое соотношение пределов текучести и временного сопротивления разрыву. Увеличение концентрации хрома, никеля и меди в стали более 0,20% приводит к значительному снижению пластических свойств и ударной вязкости, способствует повышению чувствительности стали к старению.
Содержание алюминия (0,005-0,030%) выбрано исходя, с одной стороны, из необходимости получения мелкого действительного зерна, с другой, из исключения образования недопустимых глиноземистых неметаллических включений, приводящих к образованию усталостных трещин при эксплуатации монорельса.
Содержание ванадия в заданных пределах обеспечивает связывание азота в необходимое количество труднорастворимых нитридов, способствующих образованию мелкого зерна аустенита, обеспечивая тем самым получение мелкозернистой структуры и, как следствие, повышение хладостойкости и ударной вязкости как при комнатной температуре, так и после механического старения. Введение в сталь ванадия в количестве менее 0,01% не приводит к образованию мелкозернистой структуры и соответственно повышению ударной вязкости. При увеличении содержания ванадия более 0,06% в стали возрастает количество несвязанного в нитриды ванадия, который приводит к упрочнению феррита, тем самым увеличивая склонность стали к хрупкому разрушению.
Концентрация азота менее 0,005% не приводит к образованию нитридов, необходимых для измельчения действительного зерна, и, как следствие, снижает ударную вязкость при положительных и отрицательных температурах. При повышении азота более 0,025% возможны случаи возникновения пятнистой ликвации и образования пузырей в стали в результате «азотного кипения».
Ограничение содержания серы и фосфора выбрано исходя из обеспечения качества поверхности.
Серия опытных плавок с заявляемым химическим составом была выплавлена в дуговых печах ДСП-100Н10. Химический состав приведен в таблице 1. После разливки стали на МНЛЗ осуществляли прокатку монорельса требуемого профиля. Испытания проводили согласно требованиям [2]. Результаты испытаний приведены в таблице 2. Таким образом, заявляемый химический состав обеспечивает повышение эксплуатационной стойкости и механических свойств монорельса для шахтных монорельсовых дорог.
+20°С
-20°С
Источники информации
1. ГОСТ 380-88. «Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки».
2. ГОСТ 535-88. «Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия».
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ | 2009 |
|
RU2412274C1 |
Отливка из высокопрочной износостойкой стали и способы термической обработки отливки из высокопрочной износостойкой стали | 2020 |
|
RU2753397C1 |
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ | 2007 |
|
RU2361007C1 |
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ | 2011 |
|
RU2457272C1 |
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ | 2009 |
|
RU2415195C1 |
СТАЛЬ | 2000 |
|
RU2186146C1 |
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ | 2005 |
|
RU2291221C1 |
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ | 2008 |
|
RU2397271C2 |
ТОЛСТОЛИСТОВАЯ ХЛАДОСТОЙКАЯ СТАЛЬ | 2017 |
|
RU2665854C1 |
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ | 2008 |
|
RU2365666C1 |
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к стали, используемой для производства монорельсов шахтных монорельсовых дорог. Сталь содержит углерод, марганец, кремний, хром, никель, медь, ванадий, алюминий, азот, железо и в качестве примесей серу и фосфор при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,21-0,37, марганец 0,80-0,90, кремний 0,05-0,15, хром 0,05-0,20, никель 0,05-0,20, медь 0,03-0,20, алюминий 0,005-0,030, ванадий 0,01-0,06, азот 0,005-0,025, сера - не более 0,020, фосфор - не более 0,025, железо - остальное. Повышаются эксплуатационная стойкость и механические свойства. 2 табл.
Сталь для монорельсов шахтных монорельсовых дорог, содержащая углерод, марганец, кремний, хром, никель, медь, железо и в качестве примесей серу и фосфор, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит ванадий, алюминий и азот при следующем соотношении компонентов, мас.%:
при этом примеси содержатся в следующих количествах: сера - не более 0,020%, фосфор - не более 0,025%.
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ | 2003 |
|
RU2259418C2 |
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ | 2004 |
|
RU2256000C1 |
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ | 2003 |
|
RU2241779C1 |
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ | 2002 |
|
RU2232202C1 |
Перекатываемый затвор для водоемов | 1922 |
|
SU2001A1 |
Способ окисления боковых цепей ароматических углеводородов и их производных в кислоты и альдегиды | 1921 |
|
SU58A1 |
Способ получения на волокне оливково-зеленой окраски путем образования никелевого лака азокрасителя | 1920 |
|
SU57A1 |
Устройство двукратного усилителя с катодными лампами | 1920 |
|
SU55A1 |
Авторы
Даты
2008-10-20—Публикация
2006-12-11—Подача