СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ Российский патент 2009 года по МПК C10C3/04 C08L95/00 

Описание патента на изобретение RU2349625C1

Изобретение относится к способу получения битумов из асфальтита процесса пропановой деасфальтизации гудрона и может быть использовано в дорожной, строительной и нефтеперерабатывающей отраслях промышленности.

Известен способ получения дорожных битумов путем окисления асфальтов (корректнее асфальт называть асфальтитом, что далее будет использовано по тексту) процесса пропановой деасфальтизации нефтяных остатков, но получаемые при этом битумы имеют низкие эксплуатационные низкотемпературные характеристики (Грудников М.Б. Производство нефтяных битумов. М.: Химия, 1983, с.113-114).

Для получения дорожных битумов можно также проводить окисление асфальтита процесса пропановой деасфальтизации в смеси с гудроном (там же, с.113-114).

Недостатком способа является вовлечение в процесс окисления большого количества продуктов первичной переработки нефти (наряду с асфальтитом окислению подвергают также гудрон), что отрицательно влияет на экономические и экологические показатели процесса.

Известен способ получения битума, при котором асфальтит процесса пропан-бутановой деасфальтизации гудрона перед окислением предварительно смешивают с экстрактом селективной очистки масел, взятым в количестве 10-20 мас.% от смеси. Окисление проводят при температуре 260°С (пат. РФ №2105786, 1998).

Недостатком способа является получение битумов низкого качества, пригодных к использованию только в качестве строительных битумов, и невозможность их применения в качестве дорожных битумов, что ограничивает область их применения.

Наиболее близким к предлагаемому является способ получения дорожных битумов путем окисления кислородом воздуха смеси асфальтита процесса пропановой деасфальтизации гудрона с кубовым остатком ректификации синтетических жирных кислот, взятом в количестве 5-20 мас.% на сырье окисления при температуре 220-260°С (пат. РФ №2083634, 1997).

К недостаткам прототипа следует отнести недостаточно высокое качество получаемых дорожных битумов за счет отсутствия в составе гудрона, что не позволяет достигать необходимый для дорожных марок битумов уровень пластичности, характеризуемый показателем дуктильности при 25°С, а также ограниченные возможности использования и ресурсы кубовых остатков ректификации синтетических жирных кислот.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа получения дорожных битумов, позволяющего получить высококачественные дорожные битумы, соответствующие ГОСТ 22245-90, с максимальным вовлечением в производство асфальтита - побочного продукта процесса пропановой деасфальтизации гудронов, а также вовлекая в процесс другие нецелевые углеводородные фракции и продукты и выводя из процесса окисления до 65-70% продуктов первичной переработки нефти (гудрона), что позволяет существенно улучшить экономические и экологические показатели всей нефтепереработки.

Поставленная задача решается предлагаемым способом получения дорожных битумов путем окисления кислородом воздуха смеси асфальтита процесса пропановой деасфальтизации гудрона с добавкой. Способ отличается тем, что используют добавку, выбранную из группы: тяжелый газойль каталитического крекинга (ТГКК), «слоп» (тяжелый прямогонный газойль, фракция 470-520°С), экстракт селективной очистки масел (ЭСОМ) в количестве 1-10 мас.% на сырье окисления (смесь асфальтита с добавкой). Окисление проводят до температуры размягчения продукта 70-80°С. Затем продукт окисления компаундируют с гудроном при соотношении соответственно 30-35 мас.%:65-70 мас.% с получением конечного продукта.

Асфальтит представляет собой побочный продукт процесса пропановой деасфальтизации гудрона и имеет следующие характеристики: температуру размягчения по КиШ - 49°С, пенетрацию (глубину проникания стандартной иглы) при 25°С, 0,1 мм - 45, пенетрацию при 0°С, 0,1 мм - 2, дуктильность (растяжимость) при 25°С>150 см, дуктильность при 0°С - 0,4 см, температуру хрупкости - минус 10°С.

ТГКК представляет собой дистиллятный продукт процесса каталитического крекинга вакуумных газойлей, имеющий повышенное содержание полициклических ароматических соединений. ТГКК имеет следующие характеристики: температуру застывания - 22°С, коксуемость - 8 мас.%, плотность при 20°С - 1060 кг/м3.

«Слоп» представляет собой фракцию 470-520°С установки АВТ и имеет следующие характеристики: температуру размягчения по КиШ - 22°С, коксуемость - 0,29 мас.%, плотность при 20°С - 928 кг/м3.

ЭКОМ имеет следующие характеристики: плотность при 20°С - 967 кг/м, содержание серы - 2,81 мас.%, коксуемость - 0,86 мас.%.

Гудрон - остаток атмосферно-вакуумной перегонки нефти, выкипает при температурах выше 470°С. Он имеет следующие характеристики: температуру размягчения по КиШ - до 35-37°С, вязкость условную при 80°С - не менее 70 с, содержание серы - около 2,6 мас.%, плотность при 20°С - примерно 988 кг/м3.

Предлагаемый способ осуществляют в три стадии следующим образом: сначала (1-я стадия способа) готовят смеси асфальтита процесса пропановой деасфальтизации гудрона с добавкой в количестве 1-10 мас.% на сырье окисления и проводят компаундирование каждой из смесей в течение 40 минут при температуре 140°С.

Технологически эта стадия осуществляется в промышленных резервуарах при 130-150°С путем их закачки в сырьевой резервуар смешения дозировочными насосами и затем постоянной 3-6-кратной суточной циркуляцией закачанных компонентов.

Полученные смеси асфальтита с добавкой подвергают окислению до температуры размягчения получаемого окисленного продукта 70-80°С (2-я стадия способа).

Технологически процесс окисления сырья - смеси асфальтита с модифицирующей добавкой, проводят в стандартных условиях технологической установки окисления гудронов в битумы: при температуре в колонне 250-270°С в течение 5-8 часов и расходе воздуха - до 120 нм3/т сырья, до значения температуры размягчения по КиШ окисленного асфальтито-содержащего продукта 70-80°С.

Окисленные смеси смешивают с гудроном в соотношении соответственно 30-35 мас.%:65-70 мас.%, для чего проводят их компаундирование в течение 40 минут при температуре 140°С. (3-я стадия способа).

Технологически процесс смешения окисленного асфальтитосодержащего продукта с гудроном также осуществляется в промышленных резервуарах при 130-150°С путем их закачки в продуктовый резервуар смешения дозировочными насосами и затем постоянной 3-6-кратной суточной циркуляцией закачанных компонентов.

Состав сырья и условия окисления асфальтитосодержащих смесей, представлены в табл.1.

В табл.2 представлены показатели качества полученных образцов дорожных битумов при сопоставлении в качестве примера с показателями качества дорожного битума марки БНД 60/90 по ГОСТ 22245-90.

Ниже представлены примеры конкретной реализации способа при получении дорожных битумов, соответствующих марке БНД 60/90.

Пример 1.

Готовят смесь асфальтита процесса пропановой деасфальтизации гудрона с 1 мас.% ТГКК, затем проводят компаундирование компонентов в течение 40 минут при температуре 140°С (1-я стадия способа), после чего полученную смесь асфальтита с добавкой ТГКК подвергают окислению до температуры размягчения 70°С (2-я стадия способа). Процесс окисления проводят в колонне при температуре 250-270°С в течение 5,5 часов и расходе воздуха - до 120 нм3/т сырья (табл.1).

Затем продукт окисления компаундируют с гудроном при соотношении, соответственно, 30 мас.%:70 мас.% (3-я стадия способа) при 140°С в течение 40 минут.

В табл.2 приведены показатели качества полученного образца (№1) дорожного битума, из которых следует, что по показателям качества он соответствует дорожному битуму марки БНД 60/90 по ГОСТ 22245-90.

Пример 2.

Получение дорожного битума проводят аналогично примеру 1, за исключением того, что готовят смесь асфальтита процесса пропановой деасфальтизации гудрона с 3 мас.% ТГКК.

Окисление проводят в течение 5,5 часов до температуры размягчения продукта 76°С (табл.1).

Продукт окисления компаундируют с гудроном при соотношении, соответственно, 30 мас.%:70 мас.%

В табл.2 приведены показатели качества полученного образца (№2) дорожного битума, из которых следует, что по показателям качества он соответствует дорожному битуму марки БНД 60/90 по ГОСТ 22245-90.

Пример 3.

Получение дорожного битума проводят аналогично примеру 1, за исключением того, что готовят смесь асфальтита процесса пропановой деасфальтизации гудрона с 10 мас.% ТГКК.

Окисление проводят в течение 5 часов до температуры размягчения продукта 79°С (табл.1).

Продукт окисления компаундируют с гудроном при соотношении, соответственно, 35 мас.%:65 мас.%

В табл.2 приведены показатели качества полученного образца (№3) дорожного битума, из которых следует, что по показателям качества он соответствует дорожному битуму марки БНД 60/90 по ГОСТ 22245-90.

Пример 4.

Получение дорожного битума проводят аналогично примеру 1, за исключением того, что готовят смесь асфальтита процесса пропановой деасфальтизации гудрона с 7 мас.% «слоп».

Окисление проводят в течение 5 часов до температуры размягчения продукта 73°С (табл.1).

Продукт окисления компаундируют с гудроном при соотношении, соответственно, 30 мас.%:70 мас.%

В табл.2 приведены показатели качества полученного образца (№4) дорожного битума, из которых следует, что по показателям качества он соответствует дорожному битуму марки БНД 60/90 по ГОСТ 22245-90.

Пример 5.

Получение дорожного битума проводят аналогично примеру 1, за исключением того, что готовят смесь асфальтита процесса пропановой деасфальтизации гудрона с 10 мас.% ЭКОМ.

Окисление проводят в течение 5,5 часов до температуры размягчения продукта 72°С (табл.1).

Продукт окисления компаундируют с гудроном при соотношении, соответственно, 30 мас.%:70 мас.%.

В табл.2 приведены показатели качества полученного образца (№5) дорожного битума, из которых следует, что по показателям качества он соответствует дорожному битуму марки БНД 60/90 по ГОСТ 22245-90.

Таблица 1.Состав сырья и условия окисления асфальтитосодержащих смесей№смесиСостав сырья окисления, мас.%Температура размягчения окисленного продукта по КиШ, °СВремя окисления, час.199 асфальтита+1 ТГКК705,5293 асфальтита+3 ТГКК765,5390 асфальтита+10 ТГКК795,0495 асфальтита+5 слопа735,0597 асфальтита+3 ЭКОМ725,5

Таблица 2Показатели качества дорожных марок битумов№ образца битумаСостав битумовСвойства полученных битумовТразм., °СП25, 0,1 ммП0, 0,1 ммД25, смД0, смТхр., °С130 мас.% окисленной смеси (асфальтит + 1 мас.% ТГКК) и 70 мас.% гудрона488927>1504,0-19230 мас.% окисленной смеси (асфальтит + 3 мас.% ТГКК) и 70 мас.% гудрона489028>1504,0-20335 мас.% окисленной смеси (асфальтит + 10 мас.% ТГКК) и 65 мас.% гудрона489029>1504,0-21430 мас.% окисленной смеси (асфальтит + 7 мас.%
«слоп») и 70 мас.% гудрона
489029>1504,0-21
530 мас.% окисленной смеси (асфальтит + 10 мас.% ЭСОМ) и 70 мас.% гудрона488927>1504,0-20Требования к показателям качества дорожного битума марки БНД 60/90 по ГОСТ 22245-904761-90не менее 20не менее 55не менее 3,5не выше -15В таблице 2 даны следующие показатели:
Тразм. - температура размягчения битумов,°С;
П25 - пенетрация при 25°С, 0,1 мм;
П0 - пенетрация при 0°С, 0,1 мм;
Д25 - дуктильность при 25°С, см;
Д0 - дуктильность при 0°С, см;
Тхр. - температура хрупкости,°С.

Из результатов, представленных в таблице 2, следует, что предлагаемый способ позволяет получить высококачественные дорожные марки битумов, соответствующие ГОСТ 22245-90, с вовлечением в производство до 35 мас.% асфальтита - побочного продукта процесса пропановой деасфальтизации гудронов, а также до 10 мас.% модифицирующих добавок - нецелевых углеводородных фракций, получаемых при углублении переработки нефти: ТГКК, «слоп», 3COM. Это позволяет экономить высокорентабельный гудрон, который является потенциальным источником получения дистиллятных моторных топлив. С другой стороны, способ позволяет при производстве дорожных марок битумов вывести из процесса окисления до 65-70 мас.% углеводородного сырья-гудрона (окисленный асфальтитосодержащий продукт компаундируют с гудроном уже после проведения процесса окисления). Эти факторы существенно улучшают экономические и экологические показатели всей поточной схемы нефтепереработки.

Похожие патенты RU2349625C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМОВ НЕФТЯНЫХ ДОРОЖНЫХ АСФАЛЬТИТСОДЕРЖАЩИХ 2014
  • Гуреев Алексей Андреевич
  • Быстров Николай Викторович
  • Симчук Евгений Николаевич
  • Лакомых Алексей Валерьевич
  • Иконникова Ксения Сергеевна
  • Сухнева Ксения Николаевна
RU2552469C1
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2014
  • Зайнутдинов Рустам Амирович
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Рябов Валерий Германович
  • Ширкунов Антон Сергеевич
  • Кузовлев Геннадий Федорович
  • Абрашенков Петр Александрович
  • Харитонов Николай Викторович
RU2556925C1
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2015
  • Егизарьян Аркадий Мамиконович
  • Зайнутдинов Рустам Амирович
  • Карпов Николай Владимирович
  • Кузнецов Сергей Евгеньевич
  • Рябов Валерий Германович
  • Суюндуков Ратмир Артурович
  • Ширкунов Антон Сергеевич
  • Шуверов Владимир Михайлович
RU2605256C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА 2015
  • Ведерников Олег Сергеевич
  • Головачёв Валерий Александрович
  • Карпов Николай Владимирович
  • Клейменов Андрей Владимирович
  • Орлов Дмитрий Викторович
  • Миронов Игорь Геннадьевич
  • Старухин Дмитрий Александрович
  • Нечаев Андрей Николаевич
  • Белявский Олег Германович
  • Глазов Александр Витальевич
  • Панов Александр Васильевич
  • Храпов Дмитрий Валерьевич
  • Короткова Наталья Владимировна
RU2618266C1
ВЯЖУЩЕЕ (ПОЛИМЕРНО-ГУДРОНО-АСФАЛЬТИТОВОЕ ВЯЖУЩЕЕ) ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ 2009
  • Гуреев Алексей Андреевич
  • Коновалов Андрей Алексеевич
  • Самсонов Виталий Викторович
  • Марков Сергей Васильевич
  • Олтырев Андрей Гориславович
RU2394859C1
Способ получения компаундированного дорожного битума 2019
  • Тюкилина Полина Михайловна
  • Егоров Александр Геннадьевич
  • Паршукова Ольга Расимовна
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Тыщенко Владимир Александрович
RU2729248C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 2008
  • Зиганшин Карим Галимзянович
  • Осинцев Алексей Анатольевич
  • Теплов Вячеслав Михайлович
  • Кутьин Юрий Анатольевич
  • Викторова Галина Николаевна
RU2349626C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА 2020
  • Запорин Виктор Павлович
  • Сухов Сергей Витальевич
  • Лосев Виктор Петрович
  • Осипенко Данил Федорович
  • Сизов Юрий Вячеславович
RU2752591C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОКИСЛЕННОГО БИТУМА 1997
  • Баженов В.П.
  • Шуверов В.М.
  • Рябов В.Г.
  • Веселкин В.А.
  • Кузьмин В.И.
  • Макаров А.Д.
  • Аликин М.А.
  • Питиримов В.С.
RU2120461C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА 2017
  • Егизарьян Аркадий Мамикович
  • Рябов Валерий Германович
  • Ширкунов Антон Сергеевич
  • Кузнецов Сергей Евгеньевич
  • Мирошкина Валентина Дмитриевна
  • Федотов Константин Владимирович
RU2688633C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ

Изобретение относится к способу получения битумов из асфальтита процесса пропановой деасфальтизации гудрона и может быть использовано в дорожной, строительной и нефтеперерабатывающей отраслях промышленности. Изобретение касается способа получения битумов путем окисления кислородом воздуха смеси асфальтита процесса пропановой деасфальтизации гудрона с добавкой, используют добавку, выбранную из группы: тяжелый газойль каталитического крекинга, «слоп» (тяжелый прямогонный газойль, фракция 470-520°С), остаточный экстракт селективной очистки масел, в количестве 1-10 мас.% на сырье окисления, окисление смеси проводят до температуры размягчения 70-80°С, затем продукт окисления компаундируют с гудроном в соотношении соответственно 30-35 мас.%: 65-70 мас.% с получением конечного продукта. Предлагаемый способ позволяет получить высококачественные дорожные битумы, улучшить экономические и экологические показатели нефтепереработки. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 349 625 C1

Способ получения дорожных битумов путем окисления кислородом воздуха смеси асфальтита процесса пропановой деасфальтизации гудрона с добавкой, отличающийся тем, что используют добавку, выбранную из группы: тяжелый газойль каталитического крекинга, «слоп» (тяжелый прямогонный газойль, фракция 470-520°С), остаточный экстракт селективной очистки масел, в количестве 1-10 мас.% на сырье окисления, окисление смеси проводят до температуры размягчения 70-80°С, затем продукт окисления компаундируют с гудроном в соотношении соответственно 30-35 мас.%: 65-70 мас.% с получением конечного продукта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2349625C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМОВ 1995
  • Александрова С.Л.
  • Михеев Г.М.
  • Синельникова В.К.
RU2083634C1
Способ получения битума 1977
  • Ахметова Роза Самигуловна
  • Фрязинов Владимир Васильевич
  • Степанова Нина Георгиевна
  • Бухтер Александр Ильич
  • Крюков Анатолий Николаевич
SU721456A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОКИСЛЕННОГО БИТУМА 1997
  • Баженов В.П.
  • Шуверов В.М.
  • Рябов В.Г.
  • Веселкин В.А.
  • Кузьмин В.И.
  • Макаров А.Д.
  • Аликин М.А.
  • Питиримов В.С.
RU2120461C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 1996
  • Ишкильдин А.Ф.
  • Хайрутдинов И.Р.
  • Салихов З.Г.
  • Кутьин Ю.А.
RU2105786C1
RU 2003109166 А, 27.02.2005
Дифференциальный импульсный кодер телевизионного сигнала 1988
  • Куликов Сергей Анатольевич
SU1570027A2

RU 2 349 625 C1

Авторы

Коновалов Андрей Алексеевич

Гуреев Алексей Андреевич

Самсонов Виталий Викторович

Марков Сергей Васильевич

Олтырев Андрей Гориславович

Быстров Николай Викторович

Петрухнова Елена Валентиновна

Рудяк Константин Борисович

Плаксина Раиса Викторовна

Андреев Александр Федорович

Даты

2009-03-20Публикация

2007-09-19Подача