СПОСОБ БЕСКОНТАКТНОГО ИЗМЕРЕНИЯ СИЛЫ ТЯГИ ВИНТА ЗАКАПОТИРОВАННОЙ ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ Российский патент 2009 года по МПК G01L5/13 

Описание патента на изобретение RU2351905C1

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения силы тяги винта винтовентиляторной силовой установки (ВВСУ) с винтом изменяемого шага, закапотированным кольцевым обтекателем, а также диагностики опасного значения зазора между торцом лопасти и капотом. Измерения проводят в рамках единого метода преобразования, на основе единых технических средств, путем бесконтактного измерения составляющих многокоординатных смещений торца лопасти винта посредством кластерного одновиткового вихретокового датчика (КОВТД). (Лопасти могут быть выполнены как из электропроводного материала, так и из неэлектропроводного. Торцы лопастей из неэлектропроводного материала снабжаются накладками из материала с высокой электропроводностью (например, из медной фольги)).

Сила тяги образуется на винте ВВСУ за счет реактивного действия отбрасываемой лопастями массы воздуха, проходящего через плоскость его вращения. Лопасть управляется специальным механизмом разворота, который в зависимости от выбранного режима работы ВВСУ устанавливает ее торец под определенным углом к плоскости вращения винта.

Измерение силы тяги винтов обычно проводят только на стенде с помощью силоизмерителя по деформации упругого элемента, закрепленного на неподвижной опоре. В бортовых условиях сила тяги оценивается косвенно по параметрам режима работы двигателя и скорости полета.

Известен способ измерения силы тяги авиационного двигателя в составе самолета и устройство для его осуществления по патенту РФ №2027981 авторов Антонова О.Н. и Питько В.В.

Сущность изобретения заключается в том, что воздушное судно устанавливают на специальную платформу, оборудованную датчиком силы, измеряющим горизонтальную составляющую тяги. Путем тригонометрических вычислений определяют угол наклона оси двигателя, изменения его при смене режимов и вводят поправку на измерение тяги датчиком силы. Существенным недостатком данного способа является невозможность определения силы тяги силовой установки в полете.

Известен также способ измерения многомерных перемещений и обнаружения колебаний торцов лопаток ротора турбомашины по патенту №2272990, предложенный Институтом проблем управления сложными системами РАН. Суть способа заключается в том, что с торцами лопаток работающей турбомашины вводят во взаимодействие три одновитковых вихретоковых преобразователя. Размещают преобразователи на статоре турбомашины таким образом, что при всех возможных смещениях в радиальном и осевом направлениях контролируемый торец лопатки на каждом обороте оказывается в зоне чувствительности всех преобразователей одновременно. Преобразователи возбуждают последовательностями импульсов, синхронизированных с вращением турбомашины, и по значениям выходных сигналов всех преобразователей, полученных для одного и того же момента времени, определяют значения смещений торцов лопаток в трех направлениях относительно положения, характерного для квазистатического состояния, при котором на лопатках не возникают аэродинамические усилия при тех же углах поворота ротора.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что лопасть винта рассматривают как упругий элемент силоизмерительной системы, а силу тяги оценивают по деформации лопасти, приводящей к смещению ее торца в рабочем режиме относительно положения, соответствующего квазистатическому режиму, на котором сила тяги отсутствует при таких же угловых положениях вала винта. Деформация лопасти зависит от ее конструктивных параметров, упругих свойств материала, из которого выполнена лопасть.

Оценка силы тяги ВВСУ базируется на модели изгиба лопасти под действием силы тяги, определяемого на основе результатов измерения смещений торца лопасти. Составляющие смещений торца в осевом направлении, в направлении вращения, а также в радиальном направлении (радиальный зазор) вычисляют по результатам совокупных многоканальных измерений. Кроме оценки силы тяги, в рамках того же способа определяют частоту вращения винта и проводят диагностику опасных значений радиального зазора между торцом лопасти и капотом. Измерение координатных составляющих смещения торца лопасти винта осуществляют с помощью кластерного одновиткового вихретокового датчика с тремя чувствительными элементами (ЧЭ), относительное положение которых образует фигуру равностороннего треугольника [Райков Б.К. Кластерный вихретоковый датчик для измерений смещений торцов лопастей винтовентилятора по трем координатам // Проблемы управления и моделирования в сложных системах / Труды VII Международной конференции, Самара, 27 июня - 01 июля 2005. - с.175-180]. Расположение ЧЭ в апертуре такого датчика обеспечивает определение параметров движения торца лопасти на всех режимах работы ВВСУ с положительным вектором тяги - от раскрутки при запуске до крейсерского режима. Датчик размещают на внутренней обечайке капота ВВСУ в плоскости вращения лопастей винта таким образом, чтобы торец лопасти в процессе движения по своей траектории на любых режимах при некоторых угловых положениях винта оказывался в зоне действия электромагнитных полей всех ЧЭ КОВТД, каждый из которых включают в самостоятельный измерительный канал.

При вращении винта торцы лопастей «проходят» мимо трех рабочих ЧЭ КОВТД. Изменение положения электропроводного торца лопасти относительно ЧЭ датчика приводит к изменению их индуктивностей, которое выражается в изменении цифровых кодов на выходе измерительных каналов. Для измерительных каналов предварительно снимают семейства градуировочных характеристик, которые связывают их выходные коды со значениями смещений торца лопасти вдоль оси вращения винта при различных смещениях в направлении, перпендикулярном оси вращения углах разворота лопасти и различных значениях радиальных зазоров между ее торцом и ЧЭ датчика.

При измерении искомых параметров сначала по временному интервалу между двумя соседними синхроимпульсами (импульсами штатного датчика частоты вращения) находят период вращения винта силовой установки. Период вращения винта используют для вычисления моментов времени прохождения основаниями лопастей геометрического центра (г.ц.) между ЧЭ в торцевой части КОВТД. Значения параметров смещений торца лопасти (смещение вдоль оси винта, радиальный зазор и смещение в направлении вращения винта) находят путем решения системы из трех уравнений, полученных на основе снятых экспериментально градуировочных характеристик измерительных каналов, связывающих коды аналого-цифрового преобразования естественных выходных сигналов трех измерительных каналов (С1, С2, С3) для каждой контролируемой лопасти. В расчет принимают коды выходных сигналов измерительных каналов, полученные в один и тот же момент времени, соответствующий такому угловому положению вала винта, когда торец ненагруженной лопасти находится под центром апертуры датчика, с координатными составляющими Х, Y, Z:

При этом торец лопасти из-за ее изгиба за счет силы тяги и силы сопротивления вращению смещен относительно той виртуальной точки, в которой он должен был бы находиться при квазистатическом перемещении без создания тяги.

По найденным значениям координатных составляющих смещения торца определяют изгиб (деформацию) лопасти в направлении нормали к ее поверхности - dл. Далее, с помощью модели лопасти как упругого элемента находят действующую на лопасть силу Fл=f(dл). Аналогичные вычисления производят в отношении других n-1 лопастей винта. Полученные тяговые усилия по каждой лопасти складывают, а их сумму принимают за тяговое усилие винта в целом:

При этом предполагается, что за время оборота винта не происходит заметных изменений тягового усилия.

По результатам сопоставления значения измеренного радиального зазора с допустимым уровнем дают оценку безопасности работы ВВСУ.

Похожие патенты RU2351905C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЦЕНКИ ДЕФОРМАЦИИ СТАТОРНОЙ ОБОЛОЧКИ ВИНТОВЕНТИЛЯТОРА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Райков Борис Константинович
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Скобелев Олег Петрович
RU2344368C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ МЕЖДУ ТОРЦАМИ ЛОПАСТЕЙ ВИНТА И ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ СТАТОРНОЙ ОБОЛОЧКИ ЗАКАПОТИРОВАННОЙ ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНОЙ УСТАНОВКИ 2006
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Райков Борис Константинович
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Скобелев Олег Петрович
RU2318185C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ДЕФОРМАЦИИ СТАТОРА И ПАРАМЕТРОВ БИЕНИЯ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Райков Борис Константинович
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Скобелев Олег Петрович
RU2379626C1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ КРУТИЛЬНЫХ И ИЗГИБНЫХ СМЕЩЕНИЙ ТОРЦОВ ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА ПРИ ИССЛЕДОВАНИЯХ СРЫВНЫХ ЯВЛЕНИЙ 2006
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Райков Борис Константинович
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Скобелев Олег Петрович
RU2320957C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ КООРДИНАТНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СМЕЩЕНИЙ ТОРЦОВ ЛОПАТОК РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2008
  • Беленький Лев Борисович
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Райков Борис Константинович
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Скобелев Олег Петрович
  • Тулупова Виктория Владимировна
RU2390723C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ ТОРЦОВ ЛОПАТОК РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2001
  • Боровик С.Ю.
  • Райков Б.К.
  • Секисов Ю.Н.
RU2231750C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ КООРДИНАТНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СМЕЩЕНИЙ ТОРЦОВ ЛОПАТОК РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2009
  • Беленький Лев Борисович
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Райков Борис Константинович
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Скобелев Олег Петрович
  • Тулупова Виктория Владимировна
RU2431114C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ И ОСЕВЫХ СМЕЩЕНИЙ ТОРЦОВ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ 2013
  • Кутейникова Марина Михайловна
  • Райков Борис Константинович
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Скобелев Олег Петрович
RU2556297C2
СПОСОБ УСКОРЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ КООРДИНАТНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СМЕЩЕНИЙ ТОРЦОВ ЛОПАТОК РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2010
  • Беленький Лев Борисович
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Райков Борис Константинович
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Скобелев Олег Петрович
  • Тулупова Виктория Владимировна
RU2454626C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ МЕЖДУ ТОРЦАМИ ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА И СТАТОРНОЙ ОБОЛОЧКОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2014
  • Белопухов Валентин Николаевич
  • Подлипнов Петр Евгеньевич
  • Райков Борис Константинович
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Скобелев Олег Петрович
RU2587644C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ БЕСКОНТАКТНОГО ИЗМЕРЕНИЯ СИЛЫ ТЯГИ ВИНТА ЗАКАПОТИРОВАННОЙ ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для оценки силы тяги винта и диагностики опасного значения радиального зазора между торцом лопасти и капотом винтовентиляторной силовой установки (ВВСУ). Способ реализуют следующим образом. Лопасть винта рассматривают как упругий элемент силоизмерительной системы и оценивают силу тяги по деформации нагруженной лопасти, приводящей к смещению ее торца в направлении полета относительно положения, соответствующего квазистатическому режиму, на котором сила тяги не создается и не возникает деформация лопасти при таком же угловом положении вала винта. Оценку деформации делают на основе совокупных измерений многокоординатного смещения торца нагруженной лопасти в системе координат, начало которой находится в центре торца датчика, установленного на внутренней поверхности капота. Измерения проводят бесконтактно, на основе вихретокового метода преобразования кластерным одновитковым датчиком. Определяют составляющие смещений торца лопасти в направлении вращения, в направлении радиального зазора между торцом и капотом, в направлении полета для одновременно полученных выходных сигналов измерительных каналов. С помощью модели лопасти как упругого элемента находят действующую на лопасть силу, направленную вдоль оси винта. Подобные вычисления проводят в отношении всех лопастей винта. Полученные тяговые усилия по каждой лопасти суммируют и получают оценку силы тяги винта в целом. Оценку безопасности работы ВВСУ дают по результатам сопоставления значения измеренного радиального зазора с допустимым уровнем. Технический результат заключается в повышении информативности процесса измерения, упрощении технических средств и процедур измерения, снижении объема подготовительных работ.

Формула изобретения RU 2 351 905 C1

Способ оценки силы тяги винта и диагностики опасного значения радиального зазора между торцом лопасти и капотом винтовентиляторной силовой установки (ВВСУ) с винтом изменяемого шага на основе электромагнитного взаимодействия торца лопасти в процессе импульсного опроса кластерного одновиткового вихретокового датчика с тремя чувствительными элементами (ЧЭ), расположенными в форме равностороннего треугольника, вычисления координатных составляющих смещений торца лопасти винта относительно положения, характерного для квазистатического режима, когда сила тяги не создается, отличающийся тем, что датчик размещают на капоте таким образом, что торец лопасти винта при движении по своей траектории на любых режимах, при некоторых угловых положениях вала винта оказывается в зоне действия электромагнитных полей всех рабочих ЧЭ датчика, каждый из которых в паре с аналогичным компенсационным ЧЭ включают в самостоятельный измерительный канал; на каждом обороте одновременно на трех каналах проводят совокупные измерения близости торца лопасти к ЧЭ датчика; вычисляют составляющие смещения торца лопасти в направлении, обратном направлению вращения винта (под действием силы сопротивления вращению), в направлении радиального зазора между торцом и капотом, в направлении полета, (под действием силы тяги); определяют деформацию лопасти в направлении нормали к ее поверхности; с помощью модели лопасти как упругого элемента для измеренных значений смещения торца лопасти, частоты вращения и угла разворота лопасти находят действующую на лопасть силу и вычисляют составляющую тягового усилия, направленную вдоль оси винта; производят аналогичные вычисления в отношении остальных лопастей винта; оценивают тяговое усилие винта в целом путем суммирования тяговых усилий по каждой лопасти; сопоставляют значение радиального зазора с допустимым уровнем и выдают оценку безопасности работы ВВСУ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2351905C1

СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ МНОГОМЕРНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ И ОБНАРУЖЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ ТОРЦОВ ЛОПАТОК РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2002
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Райков Борис Константинович
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Скобелев Олег Петрович
  • Тулупова Виктория Владимировна
RU2272990C2
Райков Б.К
Кластерный вихретоковый датчик для измерений смещений торцов лопастей винтовентилятора по трем координатам // Проблемы управления и моделирования в сложных система / Труды VII Международной конференции
- Самара, 27 июня - 01 июля 2005
Ручной прибор для загибания кромок листового металла 1921
  • Лапп-Старженецкий Г.И.
SU175A1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ ЛОПАСТЕЙ ВИНТОВЕНТИЛЯТОРА 1996
  • Игонин С.Н.
  • Райков Б.К.
  • Секисов Ю.Н.
  • Скобелев О.П.
  • Слепнев А.В.
  • Хритин А.А.
  • Боровик С.Ю.
RU2146038C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ ЛОПАТОК РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 1996
  • Боровик С.Ю.
  • Игонин С.Н.
  • Секисов Ю.Н.
  • Скобелев О.П.
  • Тулупова В.В.
  • Хритин А.А.
  • Слепнев А.В.
RU2138012C1

RU 2 351 905 C1

Авторы

Боровик Сергей Юрьевич

Райков Борис Константинович

Секисов Юрий Николаевич

Скобелев Олег Петрович

Даты

2009-04-10Публикация

2007-10-18Подача