СПОСОБ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА НЕОБОРУДОВАННЫЕ АЭРОДРОМЫ Российский патент 2009 года по МПК B64D45/04 

Описание патента на изобретение RU2375263C1

Изобретение относится к области навигационного обеспечения необорудованных аэродромов и может быть использовано при выполнении посадки летательного аппарата (ЛА) на эти аэродромы.

Наиболее ответственный и трудный этап полета ЛА - посадка - осуществляется визуально на основании использования радиосветотехнических средств и личного опыта экипажа. При этом устанавливается визуальный контакт с огнями приближения (наземными ориентирами), а также непрерывно контролируются такие основные параметры полета, как положение ЛА относительно глиссады, курс, высота и удаление до взлетно-посадочной полосы (ВПП), поступательная и вертикальная скорости снижения, боковое отклонение ЛА от осевой линии ВПП [1]. От точности выдерживания параметров глиссады во многом зависят скорость и высота пролета ЛА входной кромки ВПП. Даже при небольших отклонениях величин данных параметров от требований, установленных руководящими документами, посадка запрещается, и осуществляется уход на второй круг [1].

Посадка на необорудованные радиосветотехническими средствами аэродромы, особенно незнакомые экипажу, даже в относительно приемлемых метеорологических условиях, соответствующих минимуму командира экипажа, с высокой вероятностью чревата авиационными происшествиями [2]. Это обстоятельство, в частности, связано с отсутствием визуальных и технических средств достаточно точного определения наклонной дальности до начала ВПП и, как следствие, невыдерживанием параметров глиссады посадки.

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ визуальной посадки на необорудованный аэродром, включающий в себя зрительный аппарат человека и набор характерных наземных естественных или искусственных объектов [3], находящихся вблизи аэродрома (фиг.1 - прототип). При этом выдерживание параметров глиссады посадки летчиком осуществляется с помощью использования бортового радиовысотомера и информации об удалении до ВПП на основе использования наземных объектов, находящихся вблизи аэродрома [2, 3]. Визуальный алгоритм определения дальности человеком точно не известен. Предположительно, что это сравнение видимых угловых размеров характерных объектов с обучающей информацией, заложенной в памяти человека. То есть необходимо предварительное обучение пилота визуальной посадке на данный аэродром. С другой стороны не всегда в районе аэродрома существуют естественные или искусственные характерные объекты, об истинных размерах которых имеется достоверная информация.

Следовательно, при визуальной посадке на незнакомый необорудованный аэродром невозможен точный выбор глиссады снижения за счет отсутствия надежной и оперативной информации о наклонной дальности до начала ВПП, когда летчику на принятие решения и его выполнение остается несколько секунд. Поэтому задача обеспечения посадки ЛА на незнакомые необорудованные радиосветотехническими средствами аэродромы, даже в условиях хорошей метеорологической видимости, до сих пор не решена с требуемым уровнем безопасности.

Техническим результатом изобретения является повышение точности выдерживания летчиком параметров глиссады снижения при выполнении посадки ЛА на необорудованные аэродромы.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе визуальной посадки ЛА на необорудованные аэродромы, основанном на определении высоты ЛА по бортовому радиовысотомеру и на использовании зрительного аппарата человека, в выбранных точках глиссады определяют наклонную дальность до начала ВПП с использованием искусственных реперных объектов, установленных в торце ВПП по обе стороны, состоящих из N бинарных мир с периодом 4·10-4·li, где a li - измеряемая наклонная дальность до реперного объекта, заключение о достижении которой делается летчиком в момент времени, когда полосы i-й миры начинают наблюдаться раздельно.

Сущность изобретения поясняется фиг.1-3.

На фиг.1 представлен существующий способ визуальной посадки на необорудованный аэродром, являющийся прототипом предлагаемого способа. Он включает в себя зрительный аппарат человека и набор характерных наземных естественных или искусственных объектов, находящихся вблизи аэродрома. При этом выдерживание параметров глиссады посадки летчиком осуществляется с помощью бортового радиовысотомера и информации об удалении до ВПП на основе использования наземных объектов, находящихся вблизи аэродрома.

На фиг.2 представлен предлагаемый способ визуальной посадки на незнакомый необорудованный аэродром при отсутствии характерных наземных объектов (например, пустынная местность), где 1 - первый реперный объект, а 2 - второй реперный объект. Данные объекты установлены в торце ВПП по обе стороны.

На фиг.3 наглядно представлен реперный объект, состоящий из трех бинарных мир.

Положим, что высота нижней границы облаков равна 100 м (фиг.2). Летчик либо получает эту информацию от диспетчера (руководителя полетов), либо определяет высоту нижней границы облачности самостоятельно по бортовому радиовысотомеру в момент выхода из облаков. Следующим этапом является обнаружение реперных объектов, которые на дальностях больших 1 км представляются в виде размытых светящихся пятен, между которыми находится ВПП (фиг.2). В точке 1 на дальности l1=1 км летчик начинает видеть раздельно полосы первой миры. Яркость светлых полос мир должна быть такой, чтобы обеспечить отношение сигнал/шум в глазах летчика не менее 40 для метеоусловий, при которых аэродром обеспечивает посадку самолетов [4]. В точке 2 летчик разрешает вторую миру на дальности l2=0,5 км при высоте порядка 50 м, контролируемой по радиовысотомеру. И, наконец, в точке 3 на дальности l3=250 м он начинает видеть раздельно полосы третьей миры на контролируемой высоте порядка 25 м, после чего он в самых худших метеоусловиях должен установить визуальный контакт с ВПП. Если летчик на высоте принятия решения 60-50 м не разрешает первые две миры, то он уходит на второй круг. Предложенные реперные объекты способны обеспечить летчика информацией о наклонной дальности до ВПП с точностью до 5%, что существенно выше точности известных способов. При этом отклонение параметров глиссады снижения от идеальных не будет превосходить 7%, а время определения местоположения ЛА экипажем не более секунды.

Таким образом, предложенный способ позволяет летчику оперативно корректировать параметры глиссады снижения, что будет способствовать существенному повышению безопасности при выполнении посадки ЛА на незнакомый необорудованный аэродром.

Практическая реализация предлагаемого способа осуществляется следующим образом.

Наземные искусственные реперные объекты могут быть выполнены, например, в виде двух одинаковых щитов, установленных в торце ВПП по обе стороны. Каждый щит образуют три миры с электрической подсветкой (фиг.3). Источником питания могут являться аккумуляторные батареи. Первая мира состоит из четырех полос длиной 2,0 м, шириной 8 см и периодом 40 см, разрешаемых при наклонной дальности до начала ВПП l1=1 км. Вторая также состоит из четырех полос шириной 4 см и периодом 20 см, разрешаемых при наклонной дальности l2=500 м. И, наконец, третья мира имеет период 10 см при ширине полос 4 см, разрешаемый при наклонной дальности l3=250 м (фиг.3). Технически каждая полоса миры может представлять собой газосветную лампу с матовым плафоном, обеспечивающим диффузность излучения.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Инструкция по взаимодействию и технология работы членов экипажа самолета ИЛ-76 (ИЛ-76Т). - М.: Воздушный транспорт, 1984. - 88 с.

2. Жаренков A.M., Матвеев Л.Т., Ременников Н.В. Воздушная навигация в различных условиях полета. - М.: Воениздат, 1993. - 175 с.

3. Закатов П.С.Инженерная геодезия. - М.: Недра, 1976.

4. Бочарников Н.В. и др. Метеорологическое оборудование аэродромов и его эксплуатация. - СПб.: Гидрометеоиздат, 2003. - 591 с.

Похожие патенты RU2375263C1

название год авторы номер документа
ВИЗУАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАКЛОННОЙ ДАЛЬНОСТИ ДВИЖУЩИМСЯ НАБЛЮДАТЕЛЕМ 2006
  • Базарский Олег Владимирович
  • Михайлов Владимир Владимирович
  • Кирносов Сергей Леонидович
RU2326348C2
СПОСОБ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И СИСТЕМА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1999
  • Лаврушко В.Н.
RU2156720C1
СПОСОБ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОСАДКИ И УСТРОЙСТВО КИРИЛЛОВА ВИЗУАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗЛЕТА ИЛИ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2011
  • Кириллов Андрей Порфирьевич
RU2475424C1
СПОСОБ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2002
  • Алексеев Ю.Я.
  • Дрогалин В.В.
  • Канащенков А.И.
  • Меркулов В.И.
  • Рогов В.Я.
  • Самарин О.Ф.
  • Францев В.В.
RU2214943C1
ВИЗУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА НЕОБОРУДОВАННЫЕ АЭРОДРОМЫ В СЛОЖНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 2021
  • Базарский Олег Владимирович
  • Бакланов Игорь Олегович
  • Кузнецов Илья Евгеньевич
  • Минаков Дмитрий Анатольевич
  • Семилетов Иван Мстиславович
RU2781651C1
КОМПЛЕКС УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ 2004
  • Бегичев Юрий Иванович
  • Варочко Алексей Григорьевич
  • Козиоров Лев Михайлович
  • Котицын Леонид Олегович
  • Луканичев Владимир Юрьевич
  • Мосеев Кирилл Владимирович
  • Сильвестров Михаил Михайлович
  • Сопин Анатолий Петрович
RU2270471C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ПОСАДКЕ НА НЕЗАПРОГРАММИРОВАННЫЙ АЭРОДРОМ 2013
  • Никулин Александр Степанович
  • Алексеев Алексей Николаевич
  • Бражник Валерий Михайлович
  • Гарбузов Андрей Анатольевич
  • Кавинский Владимир Валентинович
  • Коркишко Юрий Юрьевич
  • Лазарев Евгений Федорович
  • Орехов Михаил Ильич
  • Сухоруков Сергей Яковлевич
RU2546550C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИЕЙ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЗАПРОГРАММИРОВАННЫЙ АЭРОДРОМ 2013
  • Никулин Александр Степанович
  • Алексеев Алексей Николаевич
  • Бражник Валерий Михайлович
  • Герасимов Геннадий Иванович
  • Кавинский Владимир Валентинович
  • Коркишко Юрий Юрьевич
  • Орехов Михаил Ильич
  • Семаш Александр Александрович
  • Сухоруков Сергей Яковлевич
RU2549145C1
СПОСОБ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Александров Виктор Константинович
RU2559196C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ПОСАДОЧНОЙ ТРАЕКТОРИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2012
  • Фещенко Сергей Владимирович
RU2494932C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 375 263 C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА НЕОБОРУДОВАННЫЕ АЭРОДРОМЫ

Изобретение относится к области навигационного обеспечения необорудованных аэродромов. При визуальной посадке летательных аппаратов на незнакомые необорудованные аэродромы определяют высоту летательного аппарата по бортовому радиовысотомеру и используют зрительный аппарат человека. Летчик определяет в выбранных точках глиссады наклонной дальности до начала взлетно-посадочной полосы с использованием искусственных реперных объектов, установленных в торце взлетно-посадочной полосы по обе стороны. Объекты состоят из N бинарных мир с периодом 4·10-4·li, где li - измеряемая наклонная дальность до реперного объекта. При достижении наклонной дальности летчик делает заключение в момент времени, когда полосы i-й миры начинают наблюдаться раздельно. Достигается повышение точности выдерживания летчиком параметров глиссады снижения при выполнении посадки летательных аппаратов на необорудованные аэродромы. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 375 263 C1

Способ визуальной посадки летательных аппаратов на необорудованные аэродромы, основанный на определении высоты летательного аппарата по бортовому радиовысотомеру и на использовании зрительного аппарата человека, отличающийся тем, что в выбранных точках глиссады определяют наклонную дальность до начала взлетно-посадочной полосы с использованием искусственных реперных объектов, установленных в торце взлетно-посадочной полосы по обе стороны, состоящих из N бинарных мир с периодом 4·10-4·li, где i=1, N, а li - измеряемая наклонная дальность до реперного объекта, заключение о достижении которой делается летчиком в момент времени, когда полосы i-й миры начинают наблюдаться раздельно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2375263C1

ВИЗУАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАКЛОННОЙ ДАЛЬНОСТИ ДВИЖУЩИМСЯ НАБЛЮДАТЕЛЕМ 2006
  • Базарский Олег Владимирович
  • Михайлов Владимир Владимирович
  • Кирносов Сергей Леонидович
RU2326348C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ КООРДИНАТ ЦЕЛИ 2004
  • Якушин Станислав Михайлович
RU2272254C1
ВСЕСОЮЗНАЯ IflATEJiTHO-lTSi'r:!' ЩБИБЛИОТ!^:КА I 0
SU352132A1
US 5841370 A, 24.11.1998.

RU 2 375 263 C1

Авторы

Базарский Олег Владимирович

Михайлов Владимир Владимирович

Кирносов Сергей Леонидович

Даты

2009-12-10Публикация

2008-09-03Подача