СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛОПАСТЕЙ РАБОЧИХ КОЛЕС РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫХ ГИДРОТУРБИН Российский патент 2010 года по МПК B23P6/00 F03B11/00 

Описание патента на изобретение RU2393951C1

Изобретения относится к гидромашиностроению.

Наиболее часто встречающимися видами разрушения радиально-осевых колес гидротурбин являются кавитационно-эрозионное разрушение лопастей в зоне «чашечки» лопастей и усталостные разрушения в зоне сопряжении лопастей рабочих колес с верхним и нижним ободами [1].

Интенсивность кавитационно-эрозионного вида разрушения напрямую зависит от качества воды, поступающей на турбину.

Причем за один сезон это разрушение на лопастях турбин, изготовленных из легированной стали 09Г2С может, доходить до сквозных отверстий с размерами в плане до 150×80 мм (фиг.1 размер а×в).

В настоящее время ремонт рабочих колес радиально-осевых гидротурбин при кавитационно-эрозионном разрушении производится следующим образом: вырезается часть лопасти, включающая разрушенный участок лопасти, как треугольник в плане dce (фиг.1) по этим размерам вырезается пластина постоянной толщины из нержавеющей стали. Толщина пластины выбирается равной толщине выходных кромок лопастей. Эта пластина изгибается на специальном оборудовании, таким образом, чтобы оптимально подходить под размер «dce».

Пластинка dce приваривается к лопасти таким образом: она прихватывается к лопасти в точках d, c и е; приваривается по линиям de и dc в несколько слоев; на плоскость пластины толщиной 20 мм наплавливается до получения толщины лопасти, различающейся от 40 мм в точке d до 20 мм в точках с и е;

После наложения указанной массы шва из нержавеющей стали поверхность обрабатывается, чтобы получить по линиям тока 1-1…n-n расчетные геометрические характеристики лопасти, а поверхность шлифуется до Ra=0,1 мкм.

При такой технологии ремонта в точке d и примыкающей к ней зоне будут появляться высокие остаточные напряжения, поскольку жесткость нижнего обода по сравнению с примыкающей к ней части лопасти значительна, при этом напряжения могут превосходить предел текучести в разных опасных точках лопасти, что приводит к значительной поводке выходных кромок лопастей. Появление остаточных напряжений существенно снижает сопротивление материала колеса абразивному износу [2]. Недостатками этой схемы восстановления лопастей рабочих колес являются:

1. Значительная длина линий выреза dc и de в особенности в труднодоступном межлопастном канале в окрестности точки d, создает большие трудности при вырезке части лопасти и при приварке пластины.

2. Расчетные температурные напряжения вдоль швов dc и de являются значительными как по результатам аналитических, так и по результатам численных расчетов. Причем расчетные температурные напряжения значительно превосходят предел текучести материала пластинки и лопастей. Это подтверждается значительными поводками лопастей, которые наблюдаются при таком ремонте. Устранение этих поводок производится вручную, что весьма трудоемко и нетехнологично.

Цель изобретения - улучшение технологичности ремонта рабочих колес, существенное снижение остаточных напряжений, а следовательно - повышение надежности рабочих колес и снижение себестоимости ремонта.

Поставленная цель достигается тем, что участки лопастей в местах, включающих разрушенные вырезаются прямоугольной формой, которая в процессе ремонта заполняется балками-полосками, длинная сторона которых параллельна выходной кромке лопасти, при этом каждая полоска приваривается последовательно по торцам, начиная с балки полоски, наиболее удаленной от выходной кромки лопасти, а сварка балок-полосок между собой производится в обратной последовательности, начиная с балок полосок, расположенных у выходной кромки.

На фиг.2 показан участок лопасти с1 с2 e1 e, имеющий прямоугольную форму, который заполняется балками-полосками параллельными выходной кромке лопасти c1 e.

При этом максимальные температурные напряжения при сварке по длине балки-полоски от двух торцевых швов будут распределяться по большой свободной длине балки-полоски и максимальные нормальные остаточные напряжения вдоль балок-полосок уменьшатся значительно и будут в допустимых пределах.

Источники информации

1. Ковалев Н.Н. Гидротурбины. Л.: Машиностроение, 1971 г., 584 с.

2. Авторское свидетельство №1351763. М., 15.11.1987. Авторы: Соколик А.И. и Мисиров М.Х.

Похожие патенты RU2393951C1

название год авторы номер документа
Радиально-осевое рабочее колесо гидротурбины 1985
  • Бугов Али Умарович
  • Комов Николай Николаевич
  • Плетнев Дмитрий Иванович
SU1350378A1
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ОСТАТОЧНОГО ПРОДОЛЬНОГО ИЗГИБА СУДНА 2004
  • Горбач В.Д.
  • Михайлов В.С.
  • Левшаков В.М.
  • Васильев А.А.
  • Могилко К.Д.
RU2264948C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГИДРОТУРБИНЫ 1999
  • Абдурахманов Л.Ф.
  • Брилов Е.П.
  • Ильин С.Я.
  • Малышев А.К.
  • Орлов Е.В.
  • Помысов А.А.
  • Пылев И.М.
  • Сотников А.А.
  • Степанов В.Н.
  • Шорин Е.П.
RU2157465C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛОПАТОК ПАРОВЫХ ТУРБИН 2003
  • Смыслов А.М.
  • Смыслова М.К.
  • Годовская Г.В.
  • Исанбердин А.Н.
  • Людвиницкий С.В.
  • Хафизов Р.Х.
RU2251476C1
Рабочее колесо радиально-осевой гидротурбины 1988
  • Веремеенко Игорь Степанович
  • Вапник Борис Кириллович
  • Варенко Виктор Дмитриевич
  • Нагорный Михаил Васильевич
  • Серебрянникова Светлана Павловна
  • Гольдшмидт Владимир Яковлевич
  • Кузьмин Игорь Дмитриевич
SU1659679A1
Способ оценки остаточного ресурса рабочего колеса гидротурбины на запроектных сроках эксплуатации 2019
  • Георгиевская Евгения Викторовна
  • Георгиевский Николай Владимирович
RU2721514C1
Способ изготовления сварного рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины 1979
  • Чернов Евгений Александрович
  • Березкин Владимир Васильевич
SU941148A1
ЛОПАТОЧНЫЙ АППАРАТ РАБОЧЕГО КОЛЕСА РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГИДРОТУРБИНЫ 2006
  • Сотников Анатолий Александрович
  • Демьянов Владимир Александрович
  • Пылев Игорь Михайлович
  • Степанов Валентин Николаевич
  • Ригин Валерий Евгеньевич
RU2321766C2
СПОСОБ РЕМОНТА НИЖНЕГО ПОЯСА ГЛАВНОЙ БАЛКИ МОСТОВОГО КРАНА 1998
  • Цыганов С.В.
  • Бодрягин М.С.
  • Калинин А.И.
RU2146991C1
ЛОПАТОЧНЫЙ АППАРАТ РАБОЧЕГО КОЛЕСА РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГИДРОТУРБИНЫ 2009
  • Сотников Анатолий Александрович
  • Пылев Игорь Михайлович
  • Демьянов Владимир Александрович
  • Степанов Валентин Николаевич
  • Ригин Валерий Евгеньевич
RU2422670C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 393 951 C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛОПАСТЕЙ РАБОЧИХ КОЛЕС РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫХ ГИДРОТУРБИН

Изобретение относится к машиностроению, в частности к ремонту и восстановлению кавитационно-эрозионных разрушений лопастей в зоне «чашечки» лопастей рабочих колес радиально-осевых гидротурбин. Способ включает приварку пластинок к лопастям в зонах вырезанных разрушенных участков. Участки лопастей в местах, включающих разрушенные, вырезают прямоугольной формы, которую в процессе ремонта заполняют балками-полосками, длинная сторона которых параллельна выходной кромке лопасти, при этом каждую полоску приваривают последовательно по торцам, начиная с балки-полоски, наиболее удаленной от выходной кромки лопасти, а сварку балок-полосок между собой производят в обратной последовательности, начиная с балок-полосок, расположенных у выходной кромки. Изобретение позволяет улучшить технологичность ремонта рабочих колес, существенно снизить остаточные напряжения, а также повысить надежность рабочих колес. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 393 951 C1

Способ восстановления лопастей рабочих колес радиально-осевых гидротурбин, включающий приварку пластинок к лопастям в зонах вырезанных разрушенных участков, отличающийся тем, что участки лопастей в местах, включающих разрушенные, вырезают прямоугольной формы, которую в процессе ремонта заполняют балками-полосками, длинная сторона которых параллельна выходной кромке лопасти, при этом каждую полоску приваривают последовательно по торцам, начиная с балки-полоски, наиболее удаленной от выходной кромки лопасти, а сварку балок-полосок между собой производят в обратной последовательности, начиная с балок-полосок, расположенных у выходной кромки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2393951C1

СПОСОБ РЕМОНТА РАБОЧЕГО КОЛЕСА 1984
  • Сотников А.А.
  • Пылаев Н.И.
  • Лившиц А.М.
  • Лиуконен Ю.Н.
  • Брилов Е.П.
  • Понкратов О.И.
  • Поздняков А.С.
  • Невский А.Е.
SU1228572A1
Способ обработки твердых и хрупких материалов 1986
  • Соколик Алексей Иванович
  • Мисиров Мухамад Хусаинович
SU1351763A2
Способ обработки твердых и хрупких материалов 1978
  • Суворов Александр Алексеевич
  • Тихомиров Рудольф Анатольевич
  • Петухов Евгений Николаевич
  • Барзов Александр Александрович
  • Полушин Анатолий Геннадьевич
  • Ковалев Юрий Васильевич
SU709348A1
Устройство для контроля профиля лопасти рабочего колеса гидромашины 1980
  • Сотников А.А.
  • Пылаев Н.И.
  • Лившиц А.М.
  • Глухов И.С.
  • Челапко В.К.
SU978642A1
US 4754155 A, 28.06.1988
СУХАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ СМЕСЬ 2009
  • Гончаров Юрий Дмитриевич
  • Рыжов Александр Сергеевич
RU2392246C1

RU 2 393 951 C1

Авторы

Бугов Хазретали Умарович

Семенов Лиуан Хамзетович

Мисиров Мухамад Хусаинович

Яганов Алибек Ауладинович

Егожев Артур Мухамедович

Апажев Аслан Каральбиевич

Даты

2010-07-10Публикация

2009-03-18Подача