СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВНОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОСИ ИНЕРЦИИ БАЛЛИСТИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА Российский патент 2010 года по МПК G01D21/00 

Описание патента на изобретение RU2400712C1

Изобретение относится к области летательных аппаратов и может быть использовано преимущественно для коррекции главной центральной оси инерции баллистического объекта.

Известен способ коррекции главной центральной оси инерции баллистического объекта (Федоров В.Б. Контроль и коррекция массогеометрических характеристик летательных аппаратов: Текст лекций. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 4.1. - 116 с.; см. стр.4, 5 и 15), в котором положение главной центральной оси инерции корректируется до совпадения ее с продольной осью конструкторской системы координат в пределах допуска заданного в конструкторской документации, где в качестве продольной оси конструкторской системы координат принимается ось симметрии наружной поверхности. Для определения оси симметрии используется специальный контрольный стенд. Объект устанавливается донной частью на планшайбу стенда, имеющую ось вращения, перпендикулярную посадочной плоскости планшайбы. Продольная ось строится на основе информации, полученной путем определения центров отдельных сечений наружной поверхности объекта плоскостями, перпендикулярными оси вращения, используемого для обмера, приспособления стенда. За продольную ось принимают прямую, лежащую ближе всего (например, в смысле метода наименьших квадратов) к центрам масс отдельных сечений наружной поверхности.

Известен способ коррекции главной центральной оси инерции баллистического объекта (Федоров В.Б. Контроль и коррекция массогеометрических характеристик летательных аппаратов: Текст лекций. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 4.1. - 116 с.; см. стр.5 и 15), в котором положение главной центральной оси инерции корректируется до совпадения ее с продольной осью конструкторской системы координат в пределах допуска заданного в конструкторской документации, где в качестве продольной оси конструкторской системы координат принимается ось идеальной наружной поверхности объекта, вписанной по методу наименьших квадратов в реальную наружную поверхность объекта. Реальная наружная поверхность представляется совокупностью точек, полученных путем обмера ее в нескольких, определенным образом выбранных, поперечных сечениях объекта.

Недостатком существующих способов является отсутствие учета влияния малых геометрических отклонений наружной формы баллистического объекта от номинальной на его аэродинамику, что допускает проявление возмущающих моментов и сил, обусловленных этими отклонениями.

Технической задачей изобретения является повышение эффективности использования баллистического объекта.

Поставленная техническая задача достигается тем, что в способе коррекции положения главной центральной оси инерции баллистического объекта согласно изобретению определяют расположение точек поверхности объекта, по полученным точкам создают расчетную модель объекта, устанавливают направление скоростной оси объекта при условии равенства нулю подъемной силы, осуществляют минимизацию отклонений главной центральной оси инерции от скоростной оси объекта при условии равенства нулю подъемной силы до допустимых значений отклонений главной центральной оси инерции от продольной оси конструкторской системы координат, заданных в конструкторской документации.

Предлагаемый способ снимает недостаток известных способов за счет выбора в качестве продольной оси - скоростной оси объекта при нулевой подъемной силе, полученной по результатам математического моделирования течения около реальной поверхности при номинальных параметрах движения. Отклонения формы наружной поверхности от номинальной приводят к отклонениям от номинальных параметров потока на поверхности, следовательно, к линейным и угловым отклонениям линии действия результирующей силы аэродинамического воздействия от номинальной. Для объекта с номинальной формой наружной поверхности линия действия результирующей силы аэродинамического воздействия совпадает с номинальной продольной осью, которая также принимается в качестве опорной при балансировке объекта. То есть, отклонения линии действия результирующей силы от номинальной приводит к нерасчетному распределению аэродинамической нагрузки по отношению к номинальной балансировке объекта - к возникновению возмущающих силовых факторов. В случае, когда главная центральная ось инерции объекта совпадает с линией действия результирующей силы аэродинамического воздействия, возмущающие силовые факторы, уводящие объект с расчетной траектории, отсутствуют. Скоростная ось баллистического объекта совпадает с линией действия результирующей силы аэродинамического воздействия при условии равенства нулю подъемной силы. Таким образом, посредством предлагаемого способа минимизируются возмущающие силовые факторы, обусловленные отклонениями реальной формы внешней поверхности объекта от номинальной.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых представлены: фиг.1 - баллистический объект в общем случае; фиг.2 - блок-схема с последовательностью действий предлагаемого способа. На чертежах приведены следующие обозначения: 1 - баллистический объект; 2 - главная центральная ось инерции; 3 - скоростная ось при условии равенства нулю подъемной силы; 4 - реальная поверхность баллистического объекта; 5 - номинальная поверхность баллистического объекта; Oxyz - конструкторская система координат.

Предлагаемый способ может быть реализован в различных вариантах устройств, при этом в каждом из возможных вариантов выполняется одна и та же последовательность операций, охарактеризованная в формуле изобретения. В общем случае способ реализуется следующим образом: обмеряется реальная поверхность 4 баллистического объекта 1 с шагом измерений между точками, позволяющим отразить характер учитываемых отклонений от номинальной поверхности 5; по результатам измерений создается расчетная модель реальной поверхности; посредством математического моделирования течения среды около реальной поверхности 4 при номинальных параметрах движения баллистического объекта 1 в атмосфере определяется такое направление скоростной оси, при котором подъемная сила равна нулю, с достаточной степенью точности; определяется положение в конструкторской системе координат Oxyz скоростной оси 3 при нулевой подъемной силе, положение которой однозначно относительно точек реальной поверхности 4, полученных на этапе обмера поверхности; минимизируются отклонения главной центральной оси инерции 2 от скоростной оси 3, определенной при условии равенства нулю подъемной силы.

Конкретное исполнение способа может быть осуществлено на доступном оборудовании. Для обмера поверхности может быть использован лазерный 3D сканер Roland LPX-600 с поворотным столом для установки обмеряемого объекта, позволяющий производить измерения с шагом по высоте 0,2 мм и окружным шагом в 0,18°. Расчетную модель реальной поверхности объекта по данным ее обмера можно создавать, используя программное обеспечение Roland LPX EZ Studio для создания 3D CAD модели поверхности в форматах STL, с последующим построением, на основе полученной 3D CAD модели, сетки расчетной области в сеточном генераторе CFX ICEM. Итерационное определение направления скоростной оси, при котором подъемная сила равна нулю, может быть осуществлено в программном комплексе CFX.

Контроль положения главной центральной оси инерции может быть осуществлен по результатам измерений на стенде комплексного определения массово-инерционных характеристик АМСП М. Коррекция положения главной центральной оси инерции может быть осуществлена методом подгонки минимальной добавочной массой.

Предложенный способ коррекции главной центральной оси инерции баллистического объекта позволяет повысить эффективность использования баллистического объекта и соответствует требованию промышленной применимости, так как может быть многократно воспроизведен и реализован на основе современных трехмерных лазерных измерительных устройств с использованием компьютерной техники и программ для численного моделирования газовых течений. Способ экспериментально опробован на кафедре «Автоматизации механосборочного производства» Южно-Уральского государственного университета (г.Челябинск).

Похожие патенты RU2400712C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ГЛАВНОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОСИ ИНЕРЦИИ БАЛЛИСТИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА 2012
  • Шишкоедов Илья Вячеславович
  • Федоров Виктор Борисович
  • Юрин Иван Федорович
  • Козлов Артем Викторович
  • Пантилеев Андрей Сергеевич
RU2492424C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА ПОВОРОТА ВЕКТОРА СИЛЫ ТЯГИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ПРЯМОТОЧНОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОСЫМ СРЕЗОМ СОПЛА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ЕГО НА ГИПЕРЗВУКОВОЙ ЛЕТАЮЩЕЙ ЛАБОРАТОРИИ 2010
  • Ловицкий Лаврентий Лаврентьевич
  • Ловицкий Лаврентий Лаврентьевич
RU2445599C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ C И С НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУММАРНОЙ ТЯГИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2012
  • Ловицкий Лаврентий Лаврентьевич
  • Ловицкий Лаврентий Лаврентьевич
  • Леонов Владимир Артемиевич
  • Сироткин Геннадий Николаевич
RU2503941C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ БАЛЛИСТИЧЕСКОГО САМОНАВОДЯЩЕГОСЯ РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА "ПОВЕРХНОСТЬ - ПОВЕРХНОСТЬ" 2002
  • Большаков М.В.
  • Кулаков А.В.
  • Кулаков В.А.
  • Лавренов А.Н.
  • Смирнов А.В.
RU2216708C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2011
  • Кухаренко Николай Иванович
  • Гордеев Тимур Евгеньевич
  • Гордеева Елена Евгеньевна
  • Евстратов Анатолий Романович
  • Собов Алексей Николаевич
  • Рухлядко Андрей Николаевич
RU2460982C1
Способ формирования управляющего сигнала по углу крена модели гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА) для контроля аэродинамической идентичности по числам Рейнольдса траекторий полёта модели и натурного изделия при проведении опережающих лётных исследований аэродинамических характеристик 2017
  • Ловицкий Лаврентий Лаврентьевич
  • Садртдинов Владислав Диясович
  • Бадретдинова Айгуль Булатовна
RU2650331C1
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРОВ 2013
  • Черепанов Анатолий Нестерович
  • Усманова Зенфира Каримовна
  • Огарко Андрей Владимирович
  • Хусаинов Винер Наильевич
  • Пономарёв Александр Сергеевич
RU2548373C2
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ИЗДЕЛИЯ 2003
  • Свиткин М.М.
RU2245529C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКОГО КОЭФФИЦИЕНТА ОБЪЕКТА 2018
  • Захаров Владимир Николаевич
  • Казаков Геннадий Викторович
  • Пономарев Владимир Анатольевич
  • Воропаев Анатолий Павлович
  • Кунавин Владимир Иванович
RU2679910C1
РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД С ОТДЕЛЯЕМОЙ ГОЛОВНОЙ ЧАСТЬЮ 1998
  • Аляжединов В.Р.
  • Белобрагин В.Н.
  • Денежкин Г.А.
  • Захаров О.Л.
  • Калюжный Г.В.
  • Макаровец Н.А.
  • Поляков В.И.
  • Рылеев С.П.
  • Семилет В.В.
RU2138765C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 400 712 C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВНОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОСИ ИНЕРЦИИ БАЛЛИСТИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА

Изобретение относится к области летательных аппаратов и может быть использовано преимущественно для коррекции главной центральной оси инерции баллистического объекта. При реализации способа определяют расположение точек поверхности объекта, по полученным точкам создают расчетную модель объекта, устанавливают направление скоростной оси объекта при условии равенства нулю подъемной силы. Затем осуществляют минимизацию отклонений главной центральной оси инерции от скоростной оси объекта при условии равенства нулю подъемной силы до допустимых значений отклонений главной центральной оси инерции от продольной оси конструкторской системы координат, заданных в конструкторской документации. Технический результат заключается в повышении эффективности использования баллистического объекта. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 400 712 C1

Способ коррекции положения главной центральной оси инерции баллистического объекта, характеризующийся тем, что определяют расположение точек поверхности объекта, по полученным точкам создают расчетную модель объекта, устанавливают направление скоростной оси объекта при условии равенства нулю подъемной силы, осуществляют минимизацию отклонений главной центральной оси инерции от скоростной оси объекта при условии равенства нулю подъемной силы до допустимых значений отклонений главной центральной оси инерции от продольной оси конструкторской системы координат, заданных в конструкторской системе координат.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2400712C1

Федоров В.Б
Контроль и коррекция массогеометрических характеристик летательных аппаратов: Текст лекций
- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Способ получения бензидиновых оснований 1921
  • Измаильский В.А.
SU116A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКИМ АППАРАТОМ ПРИ ПОДДЕРЖАНИИ ЗАДАННОЙ ОРИЕНТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ РЕАКТИВНЫХ МАХОВИКОВ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Ковтун Владимир Семенович
  • Платонов Валерий Николаевич
RU2281232C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ УГЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 1992
  • Мельников В.Н.
  • Бранец В.Н.
  • Семячкин В.С.
RU2020113C1

RU 2 400 712 C1

Авторы

Федоров Виктор Борисович

Шишкоедов Илья Вячеславович

Даты

2010-09-27Публикация

2009-05-18Подача