УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ЗАТОПЛЕННОГО ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА Российский патент 2010 года по МПК F17D5/06 

Описание патента на изобретение RU2406918C2

Устройство относится к контрольно-измерительным системам. Оно применимо для определения конфигурации затопленного подземного трубопровода, а именно для определения вертикальных углов и построения продольного вертикального профиля трассы трубопровода.

Известна "Инерциальная система контроля за трубопроводом", содержащая снаряд-носитель, имеющий несколько уретановых скребков для обеспечения движения снаряда, бесплатформенную инерциальную систему навигации, включающую триаду акселерометров и гироскопов, одометры, вычислитель, устройства и датчики неинерциальной природы для диагностики состояния трубопровода (US 4945775 A, 07.08.1990, G01C 9/06).

Недостатками данной системы являются сложность и необходимость применения бесплатформенной инерциальной системы и одометров высокой точности, что во многих случаях неприемлемо для реализации из-за чрезмерно высокой стоимости.

Известна система определения координат трассы и координат дефектов подземного трубопровода, которая состоит из навигационных спутников, маркера камеры пуска, состоящего из последовательно соединенных навигационного приемника, блока обработки и сопряжения, накопителя данных, маркера камеры приема и маркеров трассы, которые состоят соответственно из маркерного приемника, последовательно соединенных навигационного приемника, блока обработки и сопряжения, накопителя данных и внутритрубного инспектирующего снаряда, состоящего из модуля дефектоскопии, синхронизируемого опорного генератора, маркерного передатчика, датчика пути, блока вычислений и управления, регистратора, трехкомпонентного измерителя угловой скорости, трехкомпонентного акселерометра и продольного акселерометра, наземной подсистемы.

Перед пуском внутритрубного инспектирующего снаряда происходит синхронизация его синхронизируемого опорного генератора с временной шкалой спутниковой радионавигационной системы. Во внутритрубном инспектирующем снаряде осуществляется запись в регистратор данных модуля дефектоскопии, трехкомпонентного измерителя угловой скорости, трехкомпонентного акселерометра, продольного акселерометра, датчика пути, датчика температуры и текущего времени. На маркере камеры пуска осуществляется запись радионавигационных параметров и текущего времени, на маркерах трассы и маркере камеры пуска осуществляются записи радионавигационных параметров, времени прохода внутритрубного инспектирующего снаряда и текущего времени. В наземной подсистеме по накопленным данным происходит вычисление координат трубопровода и координат дефектов (патент RU 2261424 С1, 27.09.2005 по классам G01M 3/24, F17D 5/05, G01B 17/00, G01V 3/08).

Недостатками системы являются сложность, невысокая точность определения координат трассы трубопровода, а также невозможность вычисления координат при сильном засорении трубопровода.

Технический результат - это возможность измерения вертикальных углов для определения продольного профиля трассы затопленного подземного трубопровода.

Технический результат достигается тем, что устройство для определения продольного профиля трассы затопленного подземного трубопровода содержит головной понтон, который принимает на себя основное тяговое усилие при перемещении устройства по затопленной трубе и поддерживает тяговый трос, обеспечивая посредством гибкого соединения нахождение второго измерительного блока в верхней части трубы, средний понтон, несущий на себе измерительный датчик в специальной водопроницаемой перфорированной капсуле, защищающей датчик от механических повреждений и постороннего воздействия и не планируемых вертикальных и продольных перемещений, а также кормовой понтон, служащий опорой для управляющего кабеля, что позволяет находиться в заданной точке измерительному блоку, который протаскивают по затопленному трубопроводу, фиксируя через определенные промежутки длины данные, поступающие в индикаторное устройство через кабель.

На фиг.1 показан продольный разрез устройства, которое включает транспортирующую секцию (головной понтон) 1, измерительный блок (секцию) 2, поддерживающую секцию (кормовой понтон) 3, тяговый трос 4, перфорированный контейнер (капсулу) 5, датчик давления (измерительный датчик) 6, управляющий кабель 7, гибкое соединение 8, амортизирующее крепление датчика 9, узел крепления тягового троса 10, узел крепления управляющего кабеля 11, ограничивающую гибкую тягу 12.

На фиг.2 показано устройство в проекции сверху.

На фиг.3 показан поперечный разрез устройства.

Устройство состоит из трех звеньев, имеющих между собой гибкую связь. Каждое звено представляет собой понтон катамаранного типа и выполняет следующие функции:

- головной понтон 1 принимает на себя основное тяговое усилие при перемещении устройства по затопленной трубе и поддерживает тяговый трос 4, обеспечивая посредством гибкого соединения 8 нахождение второго измерительного блока 2 в верхней части трубы;

- средний понтон 2 (измерительный блок) несет на себе измерительный датчик (датчик давления) 6 в специальной водопроницаемой перфорированной капсуле 5, защищающей датчик от механических повреждений и постороннего воздействия, при этом для придания устойчивости к нижней части понтона прикреплен груз переменной массы, что позволяет придать измерительному блоку 2 заданную плавучесть, защитная капсула 5 также выполняет роль ограничителя непланируемых вертикальных и продольных перемещений датчика при движении;

- кормовой понтон 3 служит опорой для управляющего кабеля 7, что позволяет измерительному блоку 2 находиться в заданной точке.

Принцип действия устройства основан на замере гидростатического давления в верхней части затопленной трубы посредством датчика.

Устройство работает следующим образом.

Транспортирующую секцию (головной понтон) 1 через узел 10 прикрепляют к тяговому тросу 4 и вводят в береговую часть затопленного трубопровода. Гибким соединением 8 подсоединяют измерительную секцию 2 с перфорированным контейнером 5, внутри которого с помощью амортизирующих креплений устанавливают датчик давления 6 с управляющим кабелем 7, подвешенным на поддерживающей секции (кормовом понтоне) 3 и имеющим деления через каждые 0,5 м.

В процессе протаскивания устройства по трубопроводу через каждый метр производят остановки движения для осуществления замеров давления. Остановки необходимы также для того, чтобы исключить погрешность замеров гидростатического давления, возникающую в движущейся струе воды. Горизонтальное положение устройства фиксируется по длине управляющего кабеля. После прохождения устройства по всей длине затопленного трубопровода устройство открепляется от троса.

Полученные данные заносятся в приемно-передающее устройство, и с помощью специальной программы отстраивается вертикальный профиль трубопроводного перехода.

Глубина нахождения приемного устройства датчика определяется через плотность воды данного объекта при существующей замутненности, степени минерализации и температуре.

Зная расстояние датчика от продольной оси трубы, можно определить вертикальный профиль трубы. Горизонтальное расстояние определяется по длине управляющего кабеля.

Данное устройство обеспечивает непрерывный цикл определения вертикального положения затопленного трубопровода, выполненного из любого материала.

Похожие патенты RU2406918C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ЗАТОПЛЕННОГО ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА 2009
  • Кириченко Юрий Васильевич
  • Кравченко Александр Николаевич
  • Щекина Марина Владимировна
  • Зайцев Максим Петрович
  • Ческидов Василий Владимирович
  • Македонский Олег Михайлович
RU2406018C2
СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ТРАССЫ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА 2010
  • Синев Андрей Иванович
  • Никишин Владимир Борисович
  • Ульянов Алексей Владимирович
  • Никишина София Гариевна
  • Копичева Алла Алексеевна
RU2437127C1
СИСТЕМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ТРАССЫ И КООРДИНАТ ДЕФЕКТОВ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА 2004
  • Андропов А.В.
  • Кокорин В.И.
RU2261424C1
СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ТРАССЫ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА 2001
  • Плотников П.К.
  • Синев А.И.
  • Никишин В.Б.
  • Рамзаев А.П.
RU2197714C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ УЧАСТКОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ С МАКСИМАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИЕЙ 2004
  • Синев Андрей Иванович
  • Рамзаев Анатолий Павлович
  • Макаров Владимир Зиновьевич
  • Черепанов Дмитрий Владимирович
  • Чигирев Петр Григорьевич
RU2272248C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СМЕЩЕНИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ 2001
  • Плотников П.К.
  • Синев А.И.
  • Рамзаев А.П.
  • Никишин В.Б.
RU2206871C2
НАВИГАЦИОННО-ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ВНУТРИТРУБНЫЙ ИНСПЕКТИРУЮЩИЙ СНАРЯД 2002
  • Синев А.И.
  • Плотников П.К.
  • Рамзаев А.П.
  • Никишин В.Б.
RU2207512C1
Способ измерения радиусов изгиба трубопровода на основе данных диагностического комплекса для определения положения трубопровода 2017
  • Глинкин Дмитрий Юрьевич
  • Гурин Сергей Федорович
  • Крючков Вячеслав Алексеевич
  • Кирьянов Максим Юрьевич
  • Орлов Вячеслав Викторович
RU2655614C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОЛУНАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ ВНУТРИТРУБНЫХ ИНСПЕКТИРУЮЩИХ СНАРЯДОВ 2012
  • Калинин Николай Александрович
  • Бакурский Николай Николаевич
  • Соловых Игорь Анатольевич
  • Братков Илья Степанович
  • Бакурский Александр Николаевич
  • Петров Валерий Викторович
RU2511057C1
СПОСОБ ВЫСТАВКИ ОСЕЙ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА 2004
  • Синев Андрей Иванович
  • Никишин Владимир Борисович
  • Чеботаревский Юрий Викторович
  • Плотников Петр Колестратович
RU2320963C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 406 918 C2

Реферат патента 2010 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ЗАТОПЛЕННОГО ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Устройство относится к контрольно-измерительным системам. Устройство содержит датчик 6 для определения гидростатического давления жидкой среды, установленный на среднем из трех шарнирно соединенных между собой понтонов, тяговый трос 4, управляющий кабель 7. Через определенные промежутки длины трубопровода замеряется гидростатическое давление воды, находящейся внутри трубопровода. Это позволяет вычислить вертикальные углы участка трубопровода и построить продольный профиль трассы. Технический результат: возможность измерения вертикальных углов для определения продольного профиля трассы затопленного подземного трубопровода. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 406 918 C2

Устройство для определения продольного профиля трассы затопленного подземного трубопровода, отличающееся тем, что включает головной понтон, который принимает на себя основное тяговое усилие при перемещении устройства по затопленной трубе и поддерживает тяговый трос, обеспечивая посредством гибкого соединения нахождение второго измерительного блока в верхней части трубы, средний понтон, несущий на себе измерительный датчик в специальной водопроницаемой перфорированной капсуле, защищающей датчик от механических повреждений и постороннего воздействия и непланируемых вертикальных и продольных перемещений, а также кормовой понтон, служащий опорой для управляющего кабеля, что позволяет находиться в заданной точке измерительному блоку, который протаскивают по затопленному трубопроводу, фиксируя через определенные промежутки длины данные, поступающие в индикаторное устройство через кабель.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2406918C2

Устройство для определения высотного положения подземного дренажного трубопровода 1984
  • Бишоф Эрих Алоизович
  • Гинц Андрей Владиславович
  • Жегалев Юрий Павлович
  • Колосько Григорий Григорьевич
SU1172990A1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ КАНАЛЬНЫХ ТРУБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Виноградов С.А.
  • Трофимов А.И.
RU2111452C1
Башенные часы 1934
  • Регирер С.И.
SU56004A1
СИСТЕМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ТРАССЫ И КООРДИНАТ ДЕФЕКТОВ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА 2004
  • Андропов А.В.
  • Кокорин В.И.
RU2261424C1
US 4945775 A, 07.08.1990
US 6931952 B2, 23.08.2005.

RU 2 406 918 C2

Авторы

Кириченко Юрий Васильевич

Кравченко Александр Николаевич

Щекина Марина Владимировна

Ческидов Василий Владимирович

Яковлева Татьяна Петровна

Сенченко Дарья Сергеевна

Даты

2010-12-20Публикация

2009-03-12Подача