СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2014 года по МПК F16C33/04 C23C4/02 C23C4/06 

Описание патента на изобретение RU2509236C2

Изобретение относится к области машиностроения и ремонта машин и может быть использовано как при изготовлении новых деталей, так и при восстановлении изношенных деталей, в частности подшипников скольжения.

Известен способ изготовления подшипников скольжения, включающий нанесение на внутреннюю поверхность «рваной» резьбы с последующим косым сетчатым накатыванием, после чего производят напыление и механическую обработку (см. патент РФ №2416744, МПК F16C 33/00, опубл. 2011 г.). Недостатком известного способа является недостаточная прочность сцепления напыленного слоя с основой, высокая стоимость подшипника и невозможность применения данного способа для изготовления тонкостенных подшипников скольжения.

Задачей изобретения является снижение стоимости изготовления подшипника скольжения с одновременным повышением прочности сцепления напыленного слоя с основой и возможность применения этого способа для изготовления тонкостенных биметаллических подшипников скольжения.

Поставленная задача достигается тем, что в известном способе, заключающемся в изготовлении стальной втулки с наружным диаметром, равным посадочному диаметру узла, и с внутренним диаметром стальной втулки больше номинального, а подготовку поверхности производят нарезанием «рваной» резьбы с последующим косым сетчатым накатыванием, после чего производят напыление и механическую обработку, согласно изобретению, при подготовке поверхности, создание микрорельефа происходит без нарезания «рваной» резьбы, четырьмя сдвоенными роликами методом центробежно-инерционного накатывания, после чего проводят газопламенное напыление антифрикционного порошка на основе меди, диаметр частиц которого составляет 40 мкм, с последующей механической обработкой, при этом, сдвоенные ролики выполнены с выфрезерованными на поверхности треугольными зубьями, расположенными под углом к оси ролика, где зубья сдвоенного ролика смещены относительно друг друга на величину Р=0,5 шага зубьев, при этом из четырех сдвоенных роликов, у двух зубья направлены вправо, а у двух других влево.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг.1 - фрагмент подшипника скольжения, полученный предлагаемым способом.

Способ осуществляется следующим образом. В качестве примера детали берут подшипник скольжения балансира автогрейдера. Диаметры внутренней и наружной поверхностей составляют соответственно ⌀220+0,29 мм ⌀240-0,29 мм, длина подшипника 120-0,5 мм.

Изготавливается стальная втулка 1 с наружным диаметром, равным посадочному диаметру узла, куда устанавливается подшипник скольжения. Для изготовления стальной втулки используется заготовка:

Труба 250 × 20 Г О С Т 8734 75 В 20 Г О С Т 8731 74 , длина L=125-0,5 мм. Внутренний диаметр стальной втулки изготавливается больше номинального на 2…4 мм. На внутренней цилиндрической поверхности стальной втулки 1 наносится микрорельеф методом центробежно-инерционного накатывания. Шаг микрорельефа принимается 1,6 мм при смещении зубьев сдвоенного ролика Р=0,5 шага зубьев.

На подготовленную таким образом внутреннюю поверхность 2 напыляется газопламенным способом антифрикционый порошок на основе меди 3 при помощи газопламенной горелки «Термика-универсал». Толщина антифрикционного слоя с высокой прочностью сцепления составляет 1…2 мм, которая обеспечивает компенсацию величины износа.

Смещения зубьев сдвоенного ролика одной половины его относительно другой позволяют получить особый микрорельеф поверхности 2.

Полученная поверхность 2 позволяет обеспечить высокую прочность сцепления напыляемого антифрикционного слоя 3 со стальной основой 1 во всех направлениях. Поверхность 2, во всех направлениях, защищает от сдвига и проворота напыленный слой 3 относительно стальной основы 1. Кроме того, профиль полученной поверхности 2 обеспечивает повышенную грузоподъемность подшипника скольжения за счет полученных на его поверхности после механической обработки элементов типа «усеченная пирамида» 4.

В данном случае верхняя часть пирамиды воспринимает нагрузку, передаваемую напыленным слоем 3, а напыленный слой 3, покрывающий боковые поверхности «усеченной пирамиды» 4, улучшает интенсивность теплоотвода из зоны работы подшипника скольжения. В результате накатывания происходит упрочнение поверхностного слоя стальной втулки 1.

После напыления осуществляют механическую обработку подшипника до номинального или ремонтного размера.

Полученный таким образом подшипник скольжения из стальной втулки с напыленным антифрикционным слоем имеет более низкую стоимость, как и из-за экономии антифрикционного порошка на основе меди, так и из-за уменьшения количества операций при подготовке поверхности (не нарезается «рваная резьба»), при высокой прочности сцепления напыленного слоя с основой. Так же данный способ позволяет применять его для изготовления тонкостенных подшипников скольжения с помощью центробежно-инерционного накатывания четырьмя сдвоенными роликами, за счет равномерного распределения усилия при нанесении микрорельефа на обрабатываемой поверхности.

Похожие патенты RU2509236C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ПОВЕРХНОСТИ ИЗДЕЛИЙ ПОД НАПЫЛЕНИЕ 2012
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Просекова Анастасия Владимировна
  • Павликов Павел Викторович
  • Филатов Алексей Николаевич
RU2516506C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2018
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Горин Андрей Владимирович
  • Токмакова Мария Андреевна
RU2708410C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2009
  • Коренев Владислав Николаевич
  • Хромов Василий Николаевич
  • Родичев Алексей Юрьевич
RU2424888C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2009
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Хромов Василий Николаевич
  • Коренев Владислав Николаевич
  • Барабаш Виталий Витальевич
RU2416744C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2013
  • Коренев Владислав Николаевич
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Карасёв Иван Сергеевич
  • Семёнов Александр Васильевич
RU2539515C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВТУЛКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2019
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Горин Андрей Владимирович
  • Поляков Роман Николаевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Токмакова Мария Андреевна
RU2734211C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВТУЛКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2019
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Горин Андрей Владимирович
  • Поляков Роман Николаевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Токмакова Мария Андреевна
RU2734210C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ПОВЕРХНОСТИ ИЗДЕЛИЯ ПОД НАПЫЛЕНИЕ 2009
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Хромов Василий Николаевич
  • Коренев Владислав Николаевич
RU2400312C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПЕРЕД НАНЕСЕНИЕМ НА НЕЕ ПОГЛОЩАЮЩЕГО ВЧ-ЭНЕРГИЮ МАТЕРИАЛА 2017
  • Макунин Юрий Александрович
  • Полеваев Андрей Валерьевич
RU2671027C9
Способ нанесения антифрикционного покрытия на стальные тонкостенные вкладыши подшипников скольжения 2017
  • Русинов Пётр Олегович
  • Бледнова Жесфина Михайловна
  • Юркова Анна Павловна
RU2675679C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 509 236 C2

Реферат патента 2014 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и ремонта машин и может быть использовано как при изготовлении новых деталей, так и при восстановлении изношенных деталей, в частности подшипников скольжения. Способ заключается в изготовлении стальной втулки с наружным диаметром, равным посадочному диаметру узла, после чего на внутренней цилиндрической поверхности создают микрорельеф без нарезания «рваной» резьбы, четырьмя сдвоенными роликами методом центробежно-инерционного накатывания. На подготовленную таким образом внутреннюю поверхность напыляется газопламенным способом антифрикционный порошок на основе меди, диаметр частиц которого составляет 40 мкм. После напыления осуществляют механическую обработку. Технический результат: повышение прочности сцепления напыленного слоя с основой и возможность применения этого способа для изготовления тонкостенных биметаллических подшипников скольжения, за счет равномерного распределения усилия при нанесении микрорельефа на обрабатываемой поверхности. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 509 236 C2

Способ изготовления подшипника скольжения, заключающийся в изготовлении стальной втулки, подготовке поверхности и нанесении на внутреннюю цилиндрическую поверхность покрытия газотермическим напылением с последующей механической обработкой, отличающийся тем, что при подготовке поверхности создание микрорельефа происходит без нарезания «рваной» резьбы, четырьмя сдвоенными роликами методом центробежно-инерционного накатывания, после чего проводят газопламенное напыление антифрикционного порошка на основе меди, диаметр частиц которого составляет 40 мкм, с последующей механической обработкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2509236C2

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2009
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Хромов Василий Николаевич
  • Коренев Владислав Николаевич
  • Барабаш Виталий Витальевич
RU2416744C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2009
  • Коренев Владислав Николаевич
  • Хромов Василий Николаевич
  • Родичев Алексей Юрьевич
RU2424888C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Родичев А.Ю.
  • Хромов В.Н.
RU2212324C2
US 2002026782 A1, 07.03.2002.

RU 2 509 236 C2

Авторы

Савин Леонид Алексеевич

Родичев Алексей Юрьевич

Просекова Анастасия Владимировна

Павликов Павел Викторович

Филатов Алексей Николаевич

Даты

2014-03-10Публикация

2012-06-07Подача