СТАЛЬ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЁС Российский патент 2017 года по МПК C22C38/46 

Описание патента на изобретение RU2618033C1

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при изготовлении стальных железнодорожных колёс для рельсового транспорта.

Известна колёсная сталь (а.с. 451785, C22C39/00, опубл. 30.11.1974), имеющая следующий химический состав компонентов, %:

углерод 0,35–0,70;

кремний 0,20–0,60;

марганец 0,50-1,20;

ванадий 0,08–0,20;

медь 0,30–0,50;

железо – остальное.

Данная известная колёсная сталь имеет недостаточные твёрдость, усталостную прочность и трещиностойкость.

Известен стальной сплав для железнодорожных колёс (US 6663727 В2, C22C38/00, C22C38/40, C21D9/34, опубл. 20.06.2002), принятый за наиболее близкий аналог, который содержит, мас.%:

углерод от 0,40 до 0,77;

кремний от 0,25 до 0,60;

марганец от 0,40 до 1,20;

алюминий до 0,06;

фосфор до 0,03;

сера до 0,03;

никель до 0,35;

хром до 0,35;

кальций до 0,005;

азот до 0,015;

железо и примеси – остальное.

Известный стальной сплав обладает высоким сопротивлением к разрушению обода. Однако сплав характеризуется низкой ударной вязкостью и относительно низкой износостойкостью.

Технический результат, обеспечиваемый изобретением, заключается в улучшении механических свойств (прочность, твёрдость, ударная вязкость) и эксплуатационных свойств (износостойкость, трещиностойкость, хладостойкость) стали для изготовления колёс рельсовых транспортных средств.

Достигается указанный технический результат тем, что сталь для изготовления железнодорожных колёс содержит следующие компоненты, мас. %:

углерод от 0,45 до 0,60;

кремний от 0,38 до 0,50;

марганец от 0,80 до 1,00;

ванадий не более 0,15;

хром от 0,80 до 1,00;

фосфор не более 0,02;

сера не более 0,015;

медь не более 0,30;

никель не более 0,25;

алюминий не более 0,04;

железо – остальное.

Химический состав предлагаемой стали подобран на основе следующих предпосылок.

Содержание в предлагаемой стали углерода в пределах (0,45-0,60)% обеспечивает необходимые прочность, твёрдость, износостойкость и трещиностойкость. При содержании углерода менее 0,45% уменьшается количество карбидной фазы, поэтому снижаются прочностные характеристики и износостойкость. При содержании углерода более 0,6 % увеличивается склонность к хрупким разрушениям.

Для обеспечения требуемой прокаливаемости и увеличения твердорастворного упрочнения содержание кремния установлено на уровне (0,38-0,50)% и марганца на уровне (0,80-1,00)%.

Содержание ванадия не более 0,15% обеспечивает более стойкую карбидную фазу VC (карбид ванадия), которая позволяет контролировать размер зерен аустенита. Малый размер и равномерное распределение карбидов ванадия способствуют упрочнению стали и повышению ударной вязкости.

Хром является основным карбидообразующим элементом. Содержание хрома от 0,80 до 1,00% обеспечивает требуемую прокаливаемость стали, сохранение прочности при повышенных температурах, позволяет повысить износостойкость стали благодаря карбидам хрома, а также способствует формированию мелкодисперсной структуры перлита.

Содержание фосфора не более 0,02% и серы не более 0,015% является оптимальным, так как повышенное содержание этих компонентов негативно сказывается на ударной вязкости, особенно при пониженных температурах.

Содержание меди до 0,3% обеспечивает стабильность прочностных характеристик стали при сохранении требуемого уровня ударной вязкости.

Никель с пределом концентрации до 0,25% необходим для повышения ударной вязкости, хладостойкости и сопротивления хрупкому разрушению.

Нитриды алюминия способны активно сдерживать рост зерен аустенита, что способствует формированию мелкодисперсной структуры и, как следствие, увеличению ударной вязкости. Но из-за вторичного окисления струи металла при разливке повышается уровень брака, поэтому содержание алюминия ограничено 0,04%.

Сталь предлагаемого химического состава позволяет производить высокопрочные железнодорожные колёса как методами обработки металлов давлением, так и методами литья. Для изготовления стальных литых железнодорожных колёс высокие характеристики механических и эксплуатационных свойств должны задаваться, в первую очередь, химическим составом стали, её модифицированием, сплошностью литой структуры в отливке, а также последующими операциями термической обработки и дробенаклепа.

Изобретение осуществляют следующим образом на примере изготовления литых железнодорожных колёс.

С помощью аналитических термодинамических методов и методов компьютерного моделирования установлен оптимальный химический состав стали, который обеспечивает необходимый комплекс свойств. Теоретические расчеты подтвердились хорошим совпадением с результатами контроля механических свойств и параметров микроструктуры материала колёс, изготовленных в ходе серии экспериментальных плавок.

Литые колёса из серии опытных плавок с заявленным химическим составом, прошедшие термическую обработку (закалка обода и последующий отпуск), обладают высокими прочностными и эксплуатационными свойствами при сохранении требуемого уровня пластических свойств и ударной вязкости, в том числе:

- твёрдость обода на глубине 30 мм от поверхности катания не менее 330 HB;

- временное сопротивление обода не менее 1050 МПа;

- ударная вязкость в ободе при +20 °С не менее 25 Дж/см2;

- ударная вязкость в диске при +20 °С не менее 32 Дж/см2;

- ударная вязкость в диске при -60 °С не менее 16 Дж/см2;

- твёрдость диска не менее 230 HB;

- временное сопротивление диска не менее 900 МПа.

Похожие патенты RU2618033C1

название год авторы номер документа
ВЫСОКОПРОЧНАЯ ИЗНОСОСТОЙКАЯ СТАЛЬ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Хлусова Елена Игоревна
  • Голосиенко Сергей Анатольевич
  • Рябов Вячеслав Викторович
  • Сошина Татьяна Викторовна
  • Зисман Александр Абрамович
  • Орлов Виктор Валерьевич
  • Беляев Виталий Анатольевич
  • Шумилов Евгений Алексеевич
RU2606825C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2008
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Юрьев Алексей Борисович
  • Годик Леонид Александрович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Корнева Лариса Викторовна
RU2368694C1
Высокопрочный стальной прокат и способ его производства 2020
  • Филатов Николай Владимирович
  • Жиронкин Михаил Валерьевич
  • Правосудов Алексей Александрович
  • Кухтин Сергей Анатольевич
RU2761572C1
Цельнокатаное колесо из стали 2021
  • Шведов Константин Николаевич
  • Хоменко Денис Юрьевич
  • Беспамятных Александр Юрьевич
  • Трощенков Никита Михайлович
  • Щербинин Андрей Владимирович
  • Брюнчуков Григорий Иванович
RU2773729C1
СТАЛЬ 2000
  • Зборил Йозеф
  • Хесцко Эдуард
RU2248408C2
КОРРОЗИОННО-СТОЙКАЯ СТАЛЬ ДЛЯ НАСОСНО-КОМПРЕССОРНЫХ И ОБСАДНЫХ ТРУБ 2008
  • Денисова Татьяна Владимировна
  • Иоффе Андрей Владиславович
  • Ревякин Виктор Анатольевич
  • Тетюева Тамара Викторовна
  • Титлова Ольга Ивановна
  • Трифонова Елена Александровна
  • Марков Дмитрий Всеволодович
  • Медведев Александр Павлович
  • Прилуков Сергей Борисович
  • Ладыгин Сергей Александрович
  • Белокозович Юрий Борисович
  • Александров Сергей Владимирович
RU2371508C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2009
  • Дементьев Валерий Петрович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Черняк Саул Самуилович
  • Руденков Валерий Александрович
  • Алексеев Николай Терентьевич
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Поздеев Владимир Николаевич
RU2412274C1
ВЫСОКОПРОЧНАЯ КОРРОЗИОННО-СТОЙКАЯ СТАЛЬ 2012
  • Дегтярев Александр Федорович
  • Дуб Алексей Владимирович
  • Скоробогатых Владимир Николаевич
  • Шепилов Николай Борисович
RU2493285C1
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2008
  • Дементьев Валерий Петрович
  • Черняк Саул Самуилович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Алексеев Николай Терентьевич
  • Серпиянов Алексей Иванович
RU2397271C2
РЕЛЬСОВАЯ СТАЛЬ 2011
  • Волков Константин Владимирович
  • Кузнецов Евгений Павлович
  • Могильный Виктор Васильевич
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Бойков Дмитрий Владимирович
  • Атконова Ольга Петровна
RU2457272C1

Реферат патента 2017 года СТАЛЬ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЁС

Изобретение относится к области металлургии, а именно к стали для изготовления стальных колёс для рельсового транспорта. Сталь содержит следующие компоненты, мас.%: углерод от 0,45 до 0,60, кремний от 0,38 до 0,50, марганец от 0,80 до 1,00, ванадий не более 0,15, хром от 0,80 до 1,00, фосфор не более 0,02, сера не более 0,015, медь не более 0,3, никель не более 0,25, алюминий не более 0,04, железо – остальное. Достигается повышение механических и эксплуатационных свойств стали, предназначенной для изготовления железнодорожных колёс методами обработки металлов давлением и литья.

Формула изобретения RU 2 618 033 C1

Сталь для изготовления железнодорожных колёс, содержащая углерод, кремний, марганец, ванадий, хром, фосфор, серу, медь, никель, алюминий и железо, отличающаяся тем, что она содержит следующие компоненты, мас.%:

углерод от 0,45 до 0,60 кремний от 0,38 до 0,50 марганец от 0,80 до 1,00 ванадий не более 0,15 хром от 0,80 до 1,00 фосфор не более 0,02 сера не более 0,015 медь не более 0,30 никель не более 0,25 алюминий не более 0,04 железо остальное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2618033C1

US 6663727 B2, 16.12.2003
СТАЛЬ КОЛЕСНАЯ 2006
  • Лебедев Владимир Васильевич
  • Дурынин Виктор Алексеевич
  • Никулин Виктор Иванович
  • Мелентьев Алексей Константинович
RU2348735C2
КОЛЕСНАЯ СТАЛЬ 2007
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Годик Леонид Александрович
  • Козырев Николай Анатольевич
RU2368693C2
КОЛЕСНАЯ СТАЛЬ 2007
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Годик Леонид Александрович
RU2349675C2
Способ печатания на целлофане и станок для осуществления этого способа 1954
  • Макаров Б.Д.
  • Пашнина Н.П.
  • Петухов И.С.
SU101757A1
Фрикционная прогрессивная передача 1940
  • Светозаров В.А.
SU80110A1
US 6372057 B1, 16.04.2002
US 7566372 B2, 28.07.2009.

RU 2 618 033 C1

Авторы

Безобразов Юрий Алексеевич

Бройтман Олег Аркадьевич

Терентьев Максим Игоревич

Орлова Анна Михайловна

Кякк Кирилл Вальтерович

Савушкин Роман Александрович

Даты

2017-05-02Публикация

2016-05-19Подача