Способ обучения летчиков по управлению летательным аппаратом в процессе захода на посадку Российский патент 2017 года по МПК G09B9/08 

Описание патента на изобретение RU2620279C2

Изобретение относится к области обучения летного состава управлению летательным аппаратом (ЛА).

Известно техническое решение, защищенное патентом №2484534 C2, 08.06.2011, МПК G09B 9/08, способ обучения пилотов путем моделирования полета на тренажере. Способ обучения заключается в предъявлении информации о пространственном положении ВС в реальном масштабе времени, в котором выполняют последовательно полеты в горизонтальной и вертикальной плоскостях с демонстрацией на мониторе объемного изображения ВС, соответствующего виду сзади с последующим выполнением полетов поочередно в горизонтальной и вертикальной плоскостях и совместного представления на мониторе объемного изображения ВС и отображения показаний авиагоризонта и последующего дополнения показаниями высотомера и указателя скорости.

Недостатком описанного способа, цель которого состоит в привитии навыков пространственного представления положения ВС, является отсутствие предъявления всей приборной информации, которой располагает кабина летчика ВС, что осложняет восприятие информации и перенесение привитых на тренажере навыков при выполнении реального полета.

В качестве прототипа авторами рассматривается техническое решение, защищенное патентом №2227935 C1, 09.12.2002, МПК G09B 9/08, способ обучения пилота посадке самолетов в сложных метеорологических условиях. Сущность способа в прототипе состоит в том, что в процессе захода на посадку летчику дополнительно осуществляют коррекцию ожидаемого образа полета относительно места посадки путем смещения самолета в другую точку пространства на заданную величину в зависимости от уровня подготовки пилота с отображением смещения на экране имитатора визуальной обстановки при сохранении показаний приборов.

Способ прототипа реализуется следующим образом.

Обучение производят с инструктором с использованием технического средства обучения, задают рубеж визуальной оценки ожидаемого образа полета. Обязывают пилота выполнять первый этап снижения по приборам, простирающегося до заданного рубежа, второй этап снижения под облака с принятием решения о продолжении захода на посадку, либо об уходе на второй круг, и третий этап визуального подхода к ВПП - после заданного рубежа с маневром доворота самолета на заданное направление посадки. На втором этапе захода на посадку дополнительно осуществляют инструментальную коррекцию ожидаемого образа полета относительно места посадки путем смещения самолета в другую точку пространства на заданную величину, выбранную в зависимости от уровня подготовки пилота с отображением смещения на экране имитатора визуальной обстановки при сохранении показаний приборов. Указанной коррекцией ожидаемого образа полета побуждают пилота к дополнительной коррекции своих управляющих действий на втором этапе захода на посадку. А также, при выполнении первого этапа захода на посадку дополнительно осуществляют инструментальную коррекцию процесса сбора летчиком приборной информации путем индикации ему на приборной доске световых контрастных сигналов, обрамляющих каждый из необходимых приборов, по заданной программе очередности и интервалов времени, составленной с возможностью интерпретации процесса обучения при учете индивидуальных особенностей летчика. Указанной коррекцией сбора приборной информации побуждают пилота к дополнительной коррекции своих управляющих действий на первом этапе захода на посадку. На третьем этапе захода на посадку дополнительно осуществляют инструментальную коррекцию полученного образа полета относительно области допустимых отклонений путем периодической индикации границ области полета перед летчиком на экране имитатора визуальной обстановки по заданной программе интервалов времени, составленной с возможностью интерпретации процесса обучения при учете уровня подготовки летчика, указанной коррекцией полученного образа полета, побуждая летчика к дополнительной коррекции своих управляющих действий на третьем этапе захода на посадку.

Недостатком данного способа, цель которого состоит в повышении качества обучения летчиков, является то, что в процессе посадки не учитывается избыток передаваемой летчику информации и влияние интерференции ее потоков на восприятие летчиком информации, а инструментальная коррекция процесса сбора пилотом приборной информации и введение дополнительных корректирующих действий по смещению ЛА в сторону может противоречить привитию эффективных навыков по пилотированию ЛА.

Целью предлагаемого изобретения является повышение качества пилотирования ЛА путем упрощения восприятия приборной информации с помощью закрытия лишних приборов механическими приспособлениями типа «заглушки» и реализации принципа от простого к сложному с учетом поэтапного накопления летчиком в памяти информации при выполнении последовательных заходов на посадку.

Цель способа достигается тем, что выполняется предварительный расчет информации, которая будет предъявляться в процессе выполнения последовательных заходов на посадку, а также производится расчет последовательности ее предъявления, с опорой на метод математического расчета, который заключается в следующем. Берется общее количество источников информации, которые находятся в визуальном секторе обзора летчика. Заход на посадку условно разделяется на этапы. Далее, основываясь на принципах выполнения захода на посадку и аэродинамике ВС для каждого этапа, выводят численное соотношение - вероятность прохождения этапа j в i-м заходе, где m - это необходимое число параметров, которое должен выдерживать летчик, чтобы успешно пройти этап, k - число параметров, которое может наблюдать летчик на данном этапе. После чего для j-го этапа i-го захода на посадку вычисляют вероятности выполнения заходов с учетом заданных m и k по формуле, основанной на теореме Бэйеса:

где - априорная вероятность текущего этапа захода на посадку и она же - апостериорная вероятность последующего захода на посадку.

Далее выполняется расчет полезной, т.е. воспринятой летчиком информации , информационного шума H(x|y) и невоспринятой летчиком информации H(y|x) по формулам:

По данным формулам была составлена программа на языке программирования С++ (рис. 1). Подставляя различные условия захода на посадку m и k, можно подобрать такое их взаимное соотношение, что можно будет наблюдать рост воспринимаемой информации на фоне понижения информационного шума и невоспринятой информации. Такой результат расчета достигается при общем сокращении количества наблюдаемых летчиком параметров m при выполнении заходов на посадку, в особенности на втором и третьем этапах выполнения посадки, при условии, что один заход на посадку разделен на пять этапов. Источники же предъявления информации необходимо увеличивать с первого по третий этап и значительно сокращать на пятом.

Способ реализуется в следующей последовательности

Обучение подразделяется на шесть упражнений. В первых трех упражнениях летчика обязывают выполнять посадку в произвольную точку ВПП и в первом упражнении закрывают механическими приспособлениями типа «заглушки» указатель вертикальной скорости снижения и указатель высоты (рис. 2). Во втором упражнении закрывают указатель высоты (рис. 3). В третьем упражнении открытыми оставляют все приборы (рис. 4). Это позволяет летчику осуществлять управление ЛА в усложненной обстановке и привыкать к дефициту информации и в тоже время облегчает процесс пилотирования в связи с выбором произвольного места посадки. В последующих трех упражнениях летчику назначают место посадки. Так, в четвертом упражнении «заглушками» закрывают авиагоризонт и указатель высоты (рис. 5), в пятом упражнении закрывают указатель высоты (рис. 6), а в шестом упражнении оставляют открытыми все приборы (рис. 4). В процессе всех заходов на посадку с высоты 100 метров до высоты 25 метров летчику вслух диктуется текущая высота полета по внутренней бортовой связи. Это позволяет усложнить выполнение пилотирования и помогает усвоить навык восприятия информации от различных источников в условиях ее дефицита и с учетом накопления навыка предыдущих трех упражнений.

Эффективность реализации предложенного способа состоит:

- в привитии навыка по счислению информации одного и того же параметра с различных приборов;

- в повышении качества принятия решения заходу на посадку при управлении ВС в условиях дефицита информации;

- в развитии способности летчика пилотировать ЛА по естественному горизонту на первоначальном этапе обучения, и, как следствие, повысить надежность пилотирования в процессе захода на посадку.

Список документов

1. RU 2227935 C1, 09.12.2002, МПК G09B 9/08.

2. RU 2484534 C2, 08.06.2011, МПК G09B 9/08.

Похожие патенты RU2620279C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПИЛОТА ПОСАДКЕ САМОЛЕТА В СЛОЖНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 2002
  • Лаврушко В.Н.
RU2225039C1
Способ формирования у пилота достоверного образа полета при пилотировании по приборам 2018
  • Кузнецов Игорь Борисович
RU2689086C1
Способ обучения операторов по управлению безэкипажным катером 2023
  • Илларионов Геннадий Юрьевич
  • Викторов Руслан Викторович
  • Березовский Максим Игоревич
  • Ендовицкий Андрей Владимирович
RU2809866C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПИЛОТОВ 2011
  • Барабанов Максим Валентинович
  • Коваленко Геннадий Владимирович
RU2484534C2
СИСТЕМА ИНДИКАЦИИ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2016
  • Нараленков Михаил Кириллович
  • Прядкин Сергей Петрович
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Шкурко Николай Константинович
RU2647344C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПИЛОТА ПОСАДКЕ САМОЛЕТА В СЛОЖНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 2002
  • Лаврушко В.Н.
RU2227328C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ НА МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОМ ИНДИКАТОРЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСАДКИ 2005
  • Костюк Александр Иванович
  • Минеев Михаил Иванович
RU2297596C1
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС АВИАЦИОННЫЙ 2004
  • Демченко О.Ф.
  • Долженков Н.Н.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Гуртовой А.И.
  • Сорокин В.Ф.
  • Кодола В.Г.
RU2250511C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПИЛОТА ПОСАДКЕ САМОЛЕТА В СЛОЖНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 2002
  • Лаврушко В.Н.
RU2227935C1
СПОСОБ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И СИСТЕМА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1999
  • Лаврушко В.Н.
RU2156720C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 620 279 C2

Реферат патента 2017 года Способ обучения летчиков по управлению летательным аппаратом в процессе захода на посадку

Изобретение относится к способам обучения летчиков. Для обучения летчиков пилотированию ЛА в процессе захода на посадку заставляют летчика совершать посадки в заданный рубеж ожидаемого места посадки, осуществляют инструментальную коррекцию процесса сбора летчиком приборной информации путем закрытия механическими приспособлениями ненужных приборов для данного этапа посадки, побуждая его к дополнительной коррекции своих действий. Предварительно проводят расчет рационального набора информации, необходимой летчику, учитывая влияние интерференции потоков информации на восприятие ее летчиком. Обеспечивается повышение качества обучения летчика пилотированию при заходе на посадку. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 620 279 C2

1. Способ обучения летчиков пилотированию ЛА в процессе захода на посадку, заключающийся в последовательном выполнении заходов на посадку, в которых задают рубеж ожидаемого места посадки и обязывают летчика выполнять посадки в указанный рубеж и дополнительно осуществляют инструментальную коррекцию процесса сбора летчиком приборной информации, побуждая к дополнительной коррекции своих управляющих действий, отличающийся тем, что предварительно, с помощью специально разработанной программы на ЭВМ, осуществляют расчет инструментальной коррекции процесса сбора летчиком информации, которая реализуется закрытием приборов, ненужных для данного этапа посадки, механическими приспособлениями типа «заглушки», методом расчета рационального предъявления этой информации, учитывающим влияние интерференции потоков информации на восприятие ее летчиком.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что последовательные выполнения заходов на посадку делятся на два этапа по три упражнения, в первом из которых обязывают выполнять посадки в любую точку ВПП, а во втором - в назначенную точку ВПП.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что последовательные выполнения заходов на посадку делятся на два этапа по три упражнения, в первом из которых визуальным указанием обязывают выполнять посадки в любую точку ВПП в первой посадке с закрытыми указателем вертикальной скорости и указателем высоты, во второй - с закрытым указателем высоты, в третьей - со всеми открытыми приборами, а во втором этапе визуальным указанием обязывают выполнять посадки в назначенную точку ВПП, в первой посадке с закрытыми авиагоризонтом и указателем высоты, во второй посадке с закрытым указателем высоты, в третьей посадке со всеми открытыми приборами.

4. Способ по пп. 1-3, отличающийся тем, что в процессе заходов на посадку с высоты 100 метров до высоты 25 метров летчику вслух, по внутренней бортовой связи, диктуется текущая высота полета.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2620279C2

СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПИЛОТА ПОСАДКЕ САМОЛЕТА В СЛОЖНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 2002
  • Лаврушко В.Н.
RU2227935C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПИЛОТОВ 2011
  • Барабанов Максим Валентинович
  • Коваленко Геннадий Владимирович
RU2484534C2
US 9022786 B2, 05.05.2015
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЛЕТЧИКОВ ВЫПОЛНЕНИЮ ФИГУР ПИЛОТАЖА 1991
  • Пономаренко В.А.
  • Ворона А.А.
  • Гандер Д.В.
  • Желнин Ю.Н.
  • Желнин В.Н.
RU2018972C1
US 20030054324 A1, 20.03.2003.

RU 2 620 279 C2

Авторы

Муравьев Иван Станиславович

Коваленко Геннадий Владимирович

Даты

2017-05-24Публикация

2015-04-14Подача