Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к способу получения дорожного битума марки БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011 «Битумы нефтяные дорожные улучшенные. Технические требования».
Битум для марки БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011 является битумом, предназначенным для дорожного строительства с улучшенными показателями свойств: при требованиях по показателям глубины проникновения иглы при 25°С в пределах 51-70⋅0,1 мм, температуре размягчения не менее 51°С и растяжимости при 25°С не менее 70 см, обязательным условием является показатель динамической вязкости при 60°С не менее 300 Па⋅с
И если из отдельных уникальных нефтей (Ярегская Российской Федерации и отдельные локальные нефти Венесуэлы) возможно получение дорожного битума регулируемой вакуумной перегонкой мазута, то для получения нефтебитума из серийных нефтей как правило используется метод окисления гудронов - тяжелых остатков от вакуумной перегонки мазута. При этом используется ряд приемов, позволяющих как улучшить сырье перед окислением, так и добавить в окисленный битум добавки, или комбинировать эти приемы.
Известен способ получения битума, включающий вакуумную перегонку мазута с получением утяжеленного гудрона при остаточном давлении верха колонны 30-50 мм рт.ст., смешение полученного утяжеленного гудрона с сырьевыми органическими добавками, представляющими собой продукты переработки нефти, в соотношении от 80:20 до 98:2, окисление полученной смеси кислородом воздуха при температуре 230-270°С до получения продукта, характеризующегося глубиной проникновения иглы при 25°С 35-45⋅0,1 мм. Затем окисленный продукт компаундируют со смесью утяжеленного гудрона и сырьевой органической добавки, которая именуется подготовленным гудроном, в соотношении от 80:20 до 90:10 до получения продукта с глубиной проникновения иглы при 25°С 50-200⋅0,1 мм (Патент РФ №2276181, 2006).
Недостатком данного способа является сложность и многостадийность процесса получения битума. Данный способ также не позволяет получать дорожный битум БНДУ 60, соответствующий всем показателям качества.
Наиболее близким к предлагаемому является способ получения битума, включающий вакуумную перегонку мазута с получением утяжеленного гудрона при остаточном давлении верха колонны 20-30 мм рт.ст., разделение полученного утяжеленного гудрона на два потока, первый из которых поступает в колонну окисления, а второй смешивается с полученным в этой колонне окисленным гудроном с образованием товарного битума. Массовое соотношение окисленного продукта и утяжеленного гудрона варьируется от 90:10 до 70:30 до получения продукта с глубиной проникновения иглы при 25°С 40-200⋅0,1 мм в зависимости от марки товарного битума. Температура окисления поддерживается на уровне 220-230°С. Окисление производят до получения продукта, характеризующегося глубиной проникновения иглы при 25°С 35-45⋅0,1 мм (Патент РФ №2476580, 2013).
Недостатком данного способа является сложность и многостадийность процесса получения битума.
Однако, как будет показано ниже, и данный способ не позволил получать дорожный битум БНДУ 60, соответствующий всем показателям качества.
Задачей данного изобретения является разработка способа получения дорожного битума БНДУ 60, полностью соответствующего по показателям качества СТО АВТОДОР 2.1-2011, и максимально возможного упрощения способа.
Поставленная задача решается способом получения дорожного битума БНДУ 60, включающим окисление утяжеленного гудрона, который отличается тем, что получение битума БНДУ 60 проводят в одну стадию, используя в качестве утяжеленного гудрона - гудрон, полученный из балансовой смеси нефтей «Юролс» с показателями вязкости ВУ80 в интервале 92-158 с, и окисление проводят кислородом воздуха при температуре 215-230°С
Следует отметить, что проведенное исследование позволило выявить, что для условий патента РФ №2276181 использовался утяжеленный гудрон с вязкостью ВУ80 50-70 с, а для условий патента №2476580 - утяжеленный гудрон с вязкостью ВУ80 70-80 с (стр. 5, 20-25, 45-50 патента РФ №2476580). Однако в последнее время в связи с резким снижением стоимости остаточного нефтяного топлива, кроме снижения остаточного давления вверху вакуумной колонны до 20-30 мм рт.ст., на ряде модернизированных блоков вакуумной разгонки мазута был внедрен целый комплекс улучшений, как то:
- современные контактные устройства с низким сопротивлением, позволяющие снизить остаточное давление в зоне ввода парожидкостной смеси в колонну;
- современные узлы горячей промывки паров над вводом парожидкостной смеси;
- оптимальные узлы ввода и сепарации парожидкостной смеси в зоне питания вакуумной колонны;
- подача части холодного гудрона («квенча») в куб вакуумной колонны для поддержания температуры гудрона, находящегося в нем же, не более 340°С, для максимального подавления термического крекинга и реакций уплотнения;
- оптимизация конфигурации и диаметров трансферных линий из вакуумной печи в вакуумную колонну для снижения перепада давления между вакуумной колонной и выходом парожидкостной смеси из вакуумной печи;
- оптимизация потоков и диаметров труб в вакуумной печи для увеличения доли испарившегося продукта в парожидкостной смеси на выходе из печи.
Это позволило получить увеличение выхода ценного вакуумного газойля и дополнительно утяжелить гудрон до вязкости ВУ80 90-160 с (до 123 с АВТ-6 Московского НПЗ, до 158 с, Уфимского НПЗ).
Эти утяжеленные гудроны были исследованы в данном изобретении, как сырье, кардинально отличающееся от использованного в прототипе (ВУ80 90-158 с вместо ВУ80 70-80 с), для целей получения дорожного битума БНДУ 60 методом окисления кислородом воздуха.
Известно, что окисление более тяжелого сырья идет с равной скоростью при более низких температурах, поэтому опыты проводились при температурах окисления 215-230°С, при этом температуры окисления понижались при росте вязкости исходного сырья.
Кроме этого были проведены опыты получения битума путем окисления гудрона с вязкостью ВУ80 80 с, и композиции по условиям прототипа на гудронах вязкостью ВУ80 80 с.
Для опытов использовались промышленные образцы утяжеленных гудронов, полученных на промышленных установках АВТ Московского НПЗ и Уфимского НПЗ (с ВУ80 158 с) из балансовой смеси нефтей «Юролс», поставляемых на центральную группу нефтеперерабатывающих заводов Российской Федерации и на экспорт.
Окисление утяжеленного гудрона осуществляли в лабораторной установке, представляющей собой круглодонную трехгорлую колбу объемом 2 дм3, установленную на колбонагреватель. В два горла колбы вставлялись две трубки с оттянутым концом для ввода воздуха. В третье помещался термометр и мешалка.
Сырье в количестве 1200 г помещали в колбу, и далее колбу нагревали в сушильном шкафу при температуре 180°С в течение 1 часа. После этого колбу перемещали на колбонагреватель, устанавливали термометр и мешалку, и колбонагревателем доводили температуру гудрона до необходимой. Температура в колбе поддерживалась с точностью до ±2°С. Расход воздуха поддерживался в объеме 4 дм3/мин (или 0,2 м3/ч кг гудрона). При этом периодически проводились анализы окисляемого гудрона на температуру размягчения по КиШ.
При достижении температуры размягчения по КиШ требуемого значения прекращали подачу воздуха и полученный образец окисленного гудрона использовали для дальнейших анализов.
Проведение исследований по окислению утяжеленного гудрона с ВУ80 92 с при 230°С неожиданно позволило получить битум БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011, полностью соответствующий СТО по всем показателям качества (пример 3) в одну стадию (см. таблицу 1), в то время как окисление утяжеленного гудрона с ВУ80 80 с (пример 1) не позволило получить кондиционный продукт в одну стадию, так же не удалось получить БНДУ 60 и в условиях прототипа (пример 2).
В дальнейшем благодаря имевшимся возможностям по утяжелению гудрона были отобраны и исследованы промышленные образцы утяжеленного гудрона с вязкостью ВУ80 102, 123 и 158 с (последний Уфимского НПЗ).
Как видно из результатов примеров 4, 5, битум БНДУ 60 получался прямым окислением в одну стадию из гудронов с ВУ80 102 с и ВУ80 123 с, а из сверх вязкого гудрона с ВУ80 158 с (пример 6) битум получился с показателями качества на границе стандарта по пенетрации при 0°С (13⋅0,1 мм при норме 13⋅0,1 мм), температуре хрупкости (-15°С при норме -15°С) и температуре размягчения (51°С при норме 51°С) и пенетрации при 25°С (52⋅0,1 мм при норме 51⋅0,1 мм).
То есть впервые показано, что использование в качестве сырья вязких гудронов, полученных вакуумной разгонкой нефтей типа «Юролс» с показателями вязкости в интервале ВУ80 92-158 с позволяет получать битум БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011 в одну стадию окислением данных гудронов кислородом воздуха.
Данное изобретение подтверждается следующими примерами.
Пример 1 (сравнительный)
В качестве сырья окисления использовался промышленный гудрон со следующими показателями:
Динамическая вязкость при 60°С 20 Па⋅с. Температура окисления составляла 230°С. Качество полученного битума приведено в таблице 1. Полученный битум не соответствует требованиям к БНДУ 60 по показателям качества динамической вязкости при 60°С (267 Па⋅с при норме не менее 300 Па⋅с) и кинематической вязкости (197 мм2/с при норме не менее 250 мм2/с).
Пример 2 (прототип)
В качестве сырья окисления использовался гудрон аналогичный примеру 1. Окисление проводили при температуре 225°С. Окисленный продукт имел следующие показатели:
Окисленный продукт смешивали с неокисленным гудроном в соотношении 90:10 и 85:15. Качество полученного продукта приведено в таблице 1. Оба продукта не соответствовали БНДУ 60, в первом случае по показателю глубины проникновения иглы при 25°С (46⋅0,1 мм при норме не менее 51⋅0,1 мм), во втором - по температуре размягчения (50°С при норме более 51°С) и кинематической вязкости при 135°С (217 мм2/с при норме не менее 250 мм2/с).
Пример 3
В качестве сырья окисления использовался промышленный гудрон из балансовой смеси нефтей «Юролс» со следующими показателями: ВУ80 92 с;
Окисление проводили при 230°С до размягчения продукта 52°С. Качество полученного битума приведено в таблице 1. Продукт полностью соответствует БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011.
Пример 4.
В качестве сырья окисления использовался промышленный гудрон, полученный из балансовой смеси нефтей «Юролс» со следующими показателями:
Окисление проводили при 225°С до размягчения продукта 52°С. Качество полученного битума приведено в таблице 1. Продукт полностью соответствует БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011.
Пример 5
В качестве сырья окисления использовался промышленный гудрон, полученный из балансовой смеси нефтей «Юролс» со следующими показателями:
Окисление проводили при 220°С до размягчения продукта 52°С. Качество полученного битума приведено в таблице 1. Продукт полностью соответствует БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011.
Пример 6.
В качестве сырья окисления использовался промышленный гудрон нефти Уфимского НПЗ со следующими показателями:
Окисление проводили при 215°С до достижения температуры размягчения продукта 51°С. Качество полученного битума приведено в таблице 1.
В связи с достижением граничных показателей по соответствию нормам на БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011 дальнейшее исследование было прекращено.
Таким образом, данным исследованием впервые была установлена возможность одностадийного получения битума БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011 прямым окислением кислородом воздуха гудрона из серийной нефти (балансовой смеси нефтей «Юролс») при условии получения его в интервале вязкости ВУ80 92-158 с на блоке вакуумной разгонки мазута и последующим его окислением в интервале температур 215-230°С.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2016 |
|
RU2633585C1 |
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2016 |
|
RU2614026C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА | 2015 |
|
RU2618266C1 |
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2015 |
|
RU2605256C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА | 2017 |
|
RU2688633C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2011 |
|
RU2458965C1 |
Способ получения компаундированного дорожного битума | 2019 |
|
RU2729248C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2010 |
|
RU2476580C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2000 |
|
RU2153520C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА | 2020 |
|
RU2752591C1 |
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к способу получения дорожного битума марки БНДУ 60. Способ получения дорожного битума БНДУ 60 включает окисление утяжеленного гудрона. При этом получение битума БНДУ 60 проводят в одну стадию, используя в качестве утяжеленного гудрона - гудрон, полученный из балансовой смеси нефтей «Юролс», с показателями вязкости ВУ80 в интервале 92-158 с, и окисление проводят кислородом воздуха при температуре 215-230°С. Данным изобретением была установлена возможность одностадийного получения битума БНДУ 60, соответствующего по своим физико-механическим свойствам стандарту. 1 табл., 6 пр.
Способ получения дорожного битума БНДУ 60, включающий окисление утяжеленного гудрона, отличающийся тем, что получение битума БНДУ 60 проводят в одну стадию, используя в качестве утяжеленного гудрона - гудрон, полученный из балансовой смеси нефтей «Юролс», с показателями вязкости ВУ80 в интервале 92-158 с, и окисление проводят кислородом воздуха при температуре 215-230°С.
Способ определения пригодности нефтяного гудрона для получения битума | 1988 |
|
SU1567595A1 |
И.Б.ГРУДНИКОВ, "Производство нефтяных битумов", "Химия", 1983, стр | |||
Зубчатое колесо со сменным зубчатым ободом | 1922 |
|
SU43A1 |
Способ получения битума | 1991 |
|
SU1796655A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2000 |
|
RU2153520C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА НЕФТЯНОГО ДОРОЖНОГО | 2014 |
|
RU2552468C1 |
Способ получения битума | 1986 |
|
SU1414858A1 |
ГОРЕЛКА | 1999 |
|
RU2187752C2 |
Авторы
Даты
2017-09-11—Публикация
2016-05-27—Подача