СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА Российский патент 2017 года по МПК C10C3/04 C08L95/00 

Описание патента на изобретение RU2630560C1

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к способу получения дорожного битума марки БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011 «Битумы нефтяные дорожные улучшенные. Технические требования».

Битум для марки БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011 является битумом, предназначенным для дорожного строительства с улучшенными показателями свойств: при требованиях по показателям глубины проникновения иглы при 25°С в пределах 51-70⋅0,1 мм, температуре размягчения не менее 51°С и растяжимости при 25°С не менее 70 см, обязательным условием является показатель динамической вязкости при 60°С не менее 300 Па⋅с

И если из отдельных уникальных нефтей (Ярегская Российской Федерации и отдельные локальные нефти Венесуэлы) возможно получение дорожного битума регулируемой вакуумной перегонкой мазута, то для получения нефтебитума из серийных нефтей как правило используется метод окисления гудронов - тяжелых остатков от вакуумной перегонки мазута. При этом используется ряд приемов, позволяющих как улучшить сырье перед окислением, так и добавить в окисленный битум добавки, или комбинировать эти приемы.

Известен способ получения битума, включающий вакуумную перегонку мазута с получением утяжеленного гудрона при остаточном давлении верха колонны 30-50 мм рт.ст., смешение полученного утяжеленного гудрона с сырьевыми органическими добавками, представляющими собой продукты переработки нефти, в соотношении от 80:20 до 98:2, окисление полученной смеси кислородом воздуха при температуре 230-270°С до получения продукта, характеризующегося глубиной проникновения иглы при 25°С 35-45⋅0,1 мм. Затем окисленный продукт компаундируют со смесью утяжеленного гудрона и сырьевой органической добавки, которая именуется подготовленным гудроном, в соотношении от 80:20 до 90:10 до получения продукта с глубиной проникновения иглы при 25°С 50-200⋅0,1 мм (Патент РФ №2276181, 2006).

Недостатком данного способа является сложность и многостадийность процесса получения битума. Данный способ также не позволяет получать дорожный битум БНДУ 60, соответствующий всем показателям качества.

Наиболее близким к предлагаемому является способ получения битума, включающий вакуумную перегонку мазута с получением утяжеленного гудрона при остаточном давлении верха колонны 20-30 мм рт.ст., разделение полученного утяжеленного гудрона на два потока, первый из которых поступает в колонну окисления, а второй смешивается с полученным в этой колонне окисленным гудроном с образованием товарного битума. Массовое соотношение окисленного продукта и утяжеленного гудрона варьируется от 90:10 до 70:30 до получения продукта с глубиной проникновения иглы при 25°С 40-200⋅0,1 мм в зависимости от марки товарного битума. Температура окисления поддерживается на уровне 220-230°С. Окисление производят до получения продукта, характеризующегося глубиной проникновения иглы при 25°С 35-45⋅0,1 мм (Патент РФ №2476580, 2013).

Недостатком данного способа является сложность и многостадийность процесса получения битума.

Однако, как будет показано ниже, и данный способ не позволил получать дорожный битум БНДУ 60, соответствующий всем показателям качества.

Задачей данного изобретения является разработка способа получения дорожного битума БНДУ 60, полностью соответствующего по показателям качества СТО АВТОДОР 2.1-2011, и максимально возможного упрощения способа.

Поставленная задача решается способом получения дорожного битума БНДУ 60, включающим окисление утяжеленного гудрона, который отличается тем, что получение битума БНДУ 60 проводят в одну стадию, используя в качестве утяжеленного гудрона - гудрон, полученный из балансовой смеси нефтей «Юролс» с показателями вязкости ВУ80 в интервале 92-158 с, и окисление проводят кислородом воздуха при температуре 215-230°С

Следует отметить, что проведенное исследование позволило выявить, что для условий патента РФ №2276181 использовался утяжеленный гудрон с вязкостью ВУ80 50-70 с, а для условий патента №2476580 - утяжеленный гудрон с вязкостью ВУ80 70-80 с (стр. 5, 20-25, 45-50 патента РФ №2476580). Однако в последнее время в связи с резким снижением стоимости остаточного нефтяного топлива, кроме снижения остаточного давления вверху вакуумной колонны до 20-30 мм рт.ст., на ряде модернизированных блоков вакуумной разгонки мазута был внедрен целый комплекс улучшений, как то:

- современные контактные устройства с низким сопротивлением, позволяющие снизить остаточное давление в зоне ввода парожидкостной смеси в колонну;

- современные узлы горячей промывки паров над вводом парожидкостной смеси;

- оптимальные узлы ввода и сепарации парожидкостной смеси в зоне питания вакуумной колонны;

- подача части холодного гудрона («квенча») в куб вакуумной колонны для поддержания температуры гудрона, находящегося в нем же, не более 340°С, для максимального подавления термического крекинга и реакций уплотнения;

- оптимизация конфигурации и диаметров трансферных линий из вакуумной печи в вакуумную колонну для снижения перепада давления между вакуумной колонной и выходом парожидкостной смеси из вакуумной печи;

- оптимизация потоков и диаметров труб в вакуумной печи для увеличения доли испарившегося продукта в парожидкостной смеси на выходе из печи.

Это позволило получить увеличение выхода ценного вакуумного газойля и дополнительно утяжелить гудрон до вязкости ВУ80 90-160 с (до 123 с АВТ-6 Московского НПЗ, до 158 с, Уфимского НПЗ).

Эти утяжеленные гудроны были исследованы в данном изобретении, как сырье, кардинально отличающееся от использованного в прототипе (ВУ80 90-158 с вместо ВУ80 70-80 с), для целей получения дорожного битума БНДУ 60 методом окисления кислородом воздуха.

Известно, что окисление более тяжелого сырья идет с равной скоростью при более низких температурах, поэтому опыты проводились при температурах окисления 215-230°С, при этом температуры окисления понижались при росте вязкости исходного сырья.

Кроме этого были проведены опыты получения битума путем окисления гудрона с вязкостью ВУ80 80 с, и композиции по условиям прототипа на гудронах вязкостью ВУ80 80 с.

Для опытов использовались промышленные образцы утяжеленных гудронов, полученных на промышленных установках АВТ Московского НПЗ и Уфимского НПЗ (с ВУ80 158 с) из балансовой смеси нефтей «Юролс», поставляемых на центральную группу нефтеперерабатывающих заводов Российской Федерации и на экспорт.

Окисление утяжеленного гудрона осуществляли в лабораторной установке, представляющей собой круглодонную трехгорлую колбу объемом 2 дм3, установленную на колбонагреватель. В два горла колбы вставлялись две трубки с оттянутым концом для ввода воздуха. В третье помещался термометр и мешалка.

Сырье в количестве 1200 г помещали в колбу, и далее колбу нагревали в сушильном шкафу при температуре 180°С в течение 1 часа. После этого колбу перемещали на колбонагреватель, устанавливали термометр и мешалку, и колбонагревателем доводили температуру гудрона до необходимой. Температура в колбе поддерживалась с точностью до ±2°С. Расход воздуха поддерживался в объеме 4 дм3/мин (или 0,2 м3/ч кг гудрона). При этом периодически проводились анализы окисляемого гудрона на температуру размягчения по КиШ.

При достижении температуры размягчения по КиШ требуемого значения прекращали подачу воздуха и полученный образец окисленного гудрона использовали для дальнейших анализов.

Проведение исследований по окислению утяжеленного гудрона с ВУ80 92 с при 230°С неожиданно позволило получить битум БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011, полностью соответствующий СТО по всем показателям качества (пример 3) в одну стадию (см. таблицу 1), в то время как окисление утяжеленного гудрона с ВУ80 80 с (пример 1) не позволило получить кондиционный продукт в одну стадию, так же не удалось получить БНДУ 60 и в условиях прототипа (пример 2).

В дальнейшем благодаря имевшимся возможностям по утяжелению гудрона были отобраны и исследованы промышленные образцы утяжеленного гудрона с вязкостью ВУ80 102, 123 и 158 с (последний Уфимского НПЗ).

Как видно из результатов примеров 4, 5, битум БНДУ 60 получался прямым окислением в одну стадию из гудронов с ВУ80 102 с и ВУ80 123 с, а из сверх вязкого гудрона с ВУ80 158 с (пример 6) битум получился с показателями качества на границе стандарта по пенетрации при 0°С (13⋅0,1 мм при норме 13⋅0,1 мм), температуре хрупкости (-15°С при норме -15°С) и температуре размягчения (51°С при норме 51°С) и пенетрации при 25°С (52⋅0,1 мм при норме 51⋅0,1 мм).

То есть впервые показано, что использование в качестве сырья вязких гудронов, полученных вакуумной разгонкой нефтей типа «Юролс» с показателями вязкости в интервале ВУ80 92-158 с позволяет получать битум БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011 в одну стадию окислением данных гудронов кислородом воздуха.

Данное изобретение подтверждается следующими примерами.

Пример 1 (сравнительный)

В качестве сырья окисления использовался промышленный гудрон со следующими показателями:

ВУ80 80 с; КиШ 35°С; Плотность при 20°С 997 кг/м3.

Динамическая вязкость при 60°С 20 Па⋅с. Температура окисления составляла 230°С. Качество полученного битума приведено в таблице 1. Полученный битум не соответствует требованиям к БНДУ 60 по показателям качества динамической вязкости при 60°С (267 Па⋅с при норме не менее 300 Па⋅с) и кинематической вязкости (197 мм2/с при норме не менее 250 мм2/с).

Пример 2 (прототип)

В качестве сырья окисления использовался гудрон аналогичный примеру 1. Окисление проводили при температуре 225°С. Окисленный продукт имел следующие показатели:

КиШ 55,5°С; Глубина проникновения иглы при 25°С 40⋅0,1 мм.

Окисленный продукт смешивали с неокисленным гудроном в соотношении 90:10 и 85:15. Качество полученного продукта приведено в таблице 1. Оба продукта не соответствовали БНДУ 60, в первом случае по показателю глубины проникновения иглы при 25°С (46⋅0,1 мм при норме не менее 51⋅0,1 мм), во втором - по температуре размягчения (50°С при норме более 51°С) и кинематической вязкости при 135°С (217 мм2/с при норме не менее 250 мм2/с).

Пример 3

В качестве сырья окисления использовался промышленный гудрон из балансовой смеси нефтей «Юролс» со следующими показателями: ВУ80 92 с;

КиШ 37°С; Плотность при 20°С 1003 кг/м3.

Окисление проводили при 230°С до размягчения продукта 52°С. Качество полученного битума приведено в таблице 1. Продукт полностью соответствует БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011.

Пример 4.

В качестве сырья окисления использовался промышленный гудрон, полученный из балансовой смеси нефтей «Юролс» со следующими показателями:

ВУ80 102 с; КиШ 36°С; Плотность при 20°С 1003 кг/м3.

Окисление проводили при 225°С до размягчения продукта 52°С. Качество полученного битума приведено в таблице 1. Продукт полностью соответствует БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011.

Пример 5

В качестве сырья окисления использовался промышленный гудрон, полученный из балансовой смеси нефтей «Юролс» со следующими показателями:

ВУ80 123 с; КиШ 37°С; Плотность при 20°С 1005 кг/м3.

Окисление проводили при 220°С до размягчения продукта 52°С. Качество полученного битума приведено в таблице 1. Продукт полностью соответствует БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011.

Пример 6.

В качестве сырья окисления использовался промышленный гудрон нефти Уфимского НПЗ со следующими показателями:

ВУ80 158 с; КиШ 38°С; Плотность при 20°С 1006 кг/м3.

Окисление проводили при 215°С до достижения температуры размягчения продукта 51°С. Качество полученного битума приведено в таблице 1.

В связи с достижением граничных показателей по соответствию нормам на БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011 дальнейшее исследование было прекращено.

Таким образом, данным исследованием впервые была установлена возможность одностадийного получения битума БНДУ 60 по СТО АВТОДОР 2.1-2011 прямым окислением кислородом воздуха гудрона из серийной нефти (балансовой смеси нефтей «Юролс») при условии получения его в интервале вязкости ВУ80 92-158 с на блоке вакуумной разгонки мазута и последующим его окислением в интервале температур 215-230°С.

Похожие патенты RU2630560C1

название год авторы номер документа
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ) 2016
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Зайнутдинов Рустам Амирович
  • Ширкунов Антон Сергеевич
  • Рябов Валерий Германович
  • Егизарьян Аркадий Мамиконович
  • Кузнецов Сергей Евгеньевич
RU2633585C1
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2016
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Ширкунов Антон Сергеевич
  • Зайнутдинов Рустам Амирович
RU2614026C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА 2015
  • Ведерников Олег Сергеевич
  • Головачёв Валерий Александрович
  • Карпов Николай Владимирович
  • Клейменов Андрей Владимирович
  • Орлов Дмитрий Викторович
  • Миронов Игорь Геннадьевич
  • Старухин Дмитрий Александрович
  • Нечаев Андрей Николаевич
  • Белявский Олег Германович
  • Глазов Александр Витальевич
  • Панов Александр Васильевич
  • Храпов Дмитрий Валерьевич
  • Короткова Наталья Владимировна
RU2618266C1
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2015
  • Егизарьян Аркадий Мамиконович
  • Зайнутдинов Рустам Амирович
  • Карпов Николай Владимирович
  • Кузнецов Сергей Евгеньевич
  • Рябов Валерий Германович
  • Суюндуков Ратмир Артурович
  • Ширкунов Антон Сергеевич
  • Шуверов Владимир Михайлович
RU2605256C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА 2017
  • Егизарьян Аркадий Мамикович
  • Рябов Валерий Германович
  • Ширкунов Антон Сергеевич
  • Кузнецов Сергей Евгеньевич
  • Мирошкина Валентина Дмитриевна
  • Федотов Константин Владимирович
RU2688633C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 2011
  • Князьков Александр Львович
  • Никитин Александр Анатольевич
  • Лагутенко Николай Макарович
  • Живодеров Виктор Николаевич
  • Карасев Евгений Николаевич
  • Бубнов Максим Александрович
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
  • Шахова Наталия Михайловна
RU2458965C1
Способ получения компаундированного дорожного битума 2019
  • Тюкилина Полина Михайловна
  • Егоров Александр Геннадьевич
  • Паршукова Ольга Расимовна
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Тыщенко Владимир Александрович
RU2729248C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 2010
  • Котов Сергей Владимирович
  • Тыщенко Владимир Александрович
  • Погуляйко Владимир Анатольевич
  • Зиновьева Людмила Владимировна
  • Тюкилина Полина Михайловна
  • Чинков Александр Васильевич
  • Баклашов Виктор Степанович
RU2476580C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 2000
  • Гуреев А.А.
  • Твердохлебов В.П.
  • Иванов А.В.
  • Луговской А.И.
  • Демьяненко Е.А.
  • Карибов А.К.
RU2153520C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА 2020
  • Запорин Виктор Павлович
  • Сухов Сергей Витальевич
  • Лосев Виктор Петрович
  • Осипенко Данил Федорович
  • Сизов Юрий Вячеславович
RU2752591C1

Реферат патента 2017 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к способу получения дорожного битума марки БНДУ 60. Способ получения дорожного битума БНДУ 60 включает окисление утяжеленного гудрона. При этом получение битума БНДУ 60 проводят в одну стадию, используя в качестве утяжеленного гудрона - гудрон, полученный из балансовой смеси нефтей «Юролс», с показателями вязкости ВУ80 в интервале 92-158 с, и окисление проводят кислородом воздуха при температуре 215-230°С. Данным изобретением была установлена возможность одностадийного получения битума БНДУ 60, соответствующего по своим физико-механическим свойствам стандарту. 1 табл., 6 пр.

Формула изобретения RU 2 630 560 C1

Способ получения дорожного битума БНДУ 60, включающий окисление утяжеленного гудрона, отличающийся тем, что получение битума БНДУ 60 проводят в одну стадию, используя в качестве утяжеленного гудрона - гудрон, полученный из балансовой смеси нефтей «Юролс», с показателями вязкости ВУ80 в интервале 92-158 с, и окисление проводят кислородом воздуха при температуре 215-230°С.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2630560C1

Способ определения пригодности нефтяного гудрона для получения битума 1988
  • Аминов Александр Николаевич
  • Миронова Ирина Сергеевна
  • Гринберг Михаил Яковлевич
  • Безбородова Татьяна Ивановна
  • Панова Наталия Михайловна
  • Руденский Андрей Владимирович
SU1567595A1
И.Б.ГРУДНИКОВ, "Производство нефтяных битумов", "Химия", 1983, стр
Зубчатое колесо со сменным зубчатым ободом 1922
  • Красин Г.Б.
SU43A1
Способ получения битума 1991
  • Бусел Алексей Владимирович
  • Домненко Владимир Михайлович
  • Неглюй Иосиф Иванович
  • Широков Евгений Иванович
SU1796655A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 2000
  • Гуреев А.А.
  • Твердохлебов В.П.
  • Иванов А.В.
  • Луговской А.И.
  • Демьяненко Е.А.
  • Карибов А.К.
RU2153520C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА НЕФТЯНОГО ДОРОЖНОГО 2014
  • Гуреев Алексей Андреевич
  • Лакомых Алексей Валерьевич
  • Оверин Денис Игоревич
  • Моисеева Алина Евгеньевна
  • Попкова Виктория Вячеславовна
  • Зайченко Владимир Анатольевич
RU2552468C1
Способ получения битума 1986
  • Юхименко Аделаида Владимировна
  • Ольшанская Елена Федоровна
  • Гнатенко Борис Николаевич
SU1414858A1
ГОРЕЛКА 1999
  • Макаров М.А.
  • Лазарев А.С.
  • Вебер К.Е.
  • Кисляков В.В.
  • Лерник А.В.
  • Абрамов А.В.
  • Поваров О.В.
RU2187752C2

RU 2 630 560 C1

Авторы

Шуверов Владимир Михайлович

Ширкунов Антон Сергеевич

Егизарьян Аркадий Мамиконович

Кузнецов Сергей Евгеньевич

Даты

2017-09-11Публикация

2016-05-27Подача