СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ПЕРЕКРЕСТНЫХ СВЯЗЕЙ МАЯТНИКОВОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА Российский патент 2020 года по МПК G01P15/08 

Описание патента на изобретение RU2735260C1

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при создании инерциальных систем управления для определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов.

Известен способ компенсации перекрестной связи, описанный в книге "Командно-измерительные приборы" Б.И. Назаров, С.А. Черников, Г.А. Хлебников, Г.В. Верхов, Министерство обороны СССР, Москва 1987, стр. 47-65, принятый за прототип, в котором используют основной и дополнительный маятниковые акселерометры с наиболее идентичными параметрами, выходные оси которых параллельны друг другу, измеряют с помощью датчиков угла отклонения физических маятников под действием ускорения, при этом, создают противодействие отклонению маятников с помощью электрических пружин, состоящих из датчика угла и задатчика момента, связанных усилителем обратной связи, оси чувствительности акселерометров устанавливают параллельно друг другу, сигнал, соответствующий измеряемому ускорению с компенсированной перекрестной связью, получают путем суммирования выходных сигналов акселерометров. Недостатком способа является необходимость применения дополнительного стороннего акселерометра.

Задачей изобретения является использование ортогональных акселерометров из одной навигационной системы в качестве основного и компенсирующего акселерометров (т.е. отсутствие необходимости использования дополнительного стороннего акселерометра в навигационной системе).

Для решения поставленной задачи выходной сигнал компенсируемого акселерометра подается на вход цифровой модели акселерометра, выход которой в виде сигнала, имитирующего отклонение маятника относительно "нулевого" положения, перемножается с выходным сигналом акселерометра, измерительная ось которого ортогональна измерительной оси компенсируемого акселерометра; сигнал, полученный в результате перемножения, суммируется с выходным сигналом акселерометра, полученный при этом сигнал соответствует измеряемому ускорению, очищенному от перекрестной связи.

Способ компенсации перекрестных связей опирается на следующие соображения.

Модель движения акселерометра можно представить в следующем виде:

где

J - момент инерции маятника;

D - удельный момент сил вязкого трения;

К - коэффициент усиления "электрической пружины";

W(s) - передаточная функция регулятора;

ml - маятниковость;

ах - измеряемое ускорение;

ау - ускорение, измеряемое в ортогональном направлении.

В составе ускорений ах и ау из-за наличия вибраций на борту изделия могут быть периодические составляющие.

При появлении гармонической составляющей в ускорении уравнение акселерометра будет выглядеть следующим образом:

Составляющая Δaysinωt ρ содержит произведение двух синусоид, так как ρ содержит периодическую составляющую. Произведение синусоид порождает гармонику удвоенной частоты, смещенной относительно нулевого положения, так как

Следовательно, если перекрестная связь содержит периодические составляющие, то возникает погрешность смещения нуля акселерометра.

В составе инерциальной системы кроме акселерометра, измеряющего составляющую ах, есть акселерометр, измеряющий ортогональную составляющую ау, что может быть использовано для компенсации перекрестной связи.

Рассматриваемый способ компенсации перекрестных связей можно проиллюстрировать с помощью структурной схемы (рис. 1).

Сигнал компенсируемого основного акселерометра 1 подается на вход блока модели акселерометра 2, где определяется сигнал соответствующий отклонению маятника под действием ускорения. Для определения перекрестной связи этот сигнал перемножается в блоке умножения 3 с сигналом ортогонального дополнительного акселерометра 4. Сигнал перекрестной связи суммируется в сумматоре 5 с сигналом компенсируемого акселерометра для получения сигнала очищенного от перекрестной связи.

Таким образом, заявлен способ компенсации перекрестных связей маятникового акселерометра, заключающийся в том, что используют основной и дополнительный маятниковые акселерометры с наиболее идентичными параметрами, выходные оси которых параллельны друг другу, измеряют с помощью датчиков угла отклонения физических маятников под действием ускорения, при этом создают противодействие отклонению маятников с помощью электрических пружин, состоящих из датчика угла и задатчика момента, связанных усилителем обратной связи. Отличительная особенность способа заключается в том, что в качестве дополнительного акселерометра используют акселерометр навигационной системы основного акселерометра так, что оси чувствительности акселерометров ортогональны друг другу, с помощью модели акселерометра определяют отклонение маятника основного акселерометра под действием ускорения, для чего сигнал основного акселерометра подают на вход модели акселерометра; формируют сигнал произведения выходного сигнала модели акселерометра и выходного сигнала дополнительного акселерометра, сигнал соответствующий измеряемому ускорению с компенсированной перекрестной связью получают путем суммирования сигнала произведения и сигнала основного акселерометра.

Техническим результатом изобретения является использование ортогональных акселерометров из одной навигационной системы в качестве основного и компенсирующего акселерометров (т.е. отсутствие необходимости использования дополнительного стороннего акселерометра в навигационной системе).

Похожие патенты RU2735260C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КАЛИБРОВКИ ИНЕРЦИАЛЬНОГО ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ ПО КАНАЛУ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ 2011
  • Корюкин Максим Сергеевич
RU2477864C1
МАЯТНИКОВЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 2003
  • Власов Ю.Н.
  • Маслов В.К.
  • Цыганков С.Г.
RU2240566C1
Способ определения нестационарных углов тангажа и крена и устройство для его реализации 2022
  • Анохина Елена Николаевна
  • Горбушин Антон Роальдович
  • Козик Александр Евгеньевич
  • Крапивина Екатерина Александровна
RU2780360C1
Способы формирования данных об ориентации объекта и навигационный комплекс летательного аппарата для их реализации 2020
  • Артемьев Сергей Николаевич
  • Коротков Олег Валерьевич
  • Благов Сергей Геннадьевич
  • Долгов Василий Вячеславович
  • Жемеров Валерий Иванович
RU2745083C1
СПОСОБ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Рыбаков Вадим Иванович
  • Штанов Иван Николаевич
RU2334198C1
КОМПЕНСАЦИОННЫЙ МАЯТНИКОВЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 1997
  • Коляда Ю.И.
  • Долгополый П.В.
  • Половинчук Н.Я.
  • Мельниченко Ф.В.
  • Роскошный В.П.
RU2121693C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОШИБОК ОРИЕНТАЦИИ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ОСЕЙ ЛАЗЕРНЫХ ГИРОСКОПОВ И МАЯТНИКОВЫХ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ В БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ 2018
  • Зубов Андрей Георгиевич
  • Колбас Юрий Юрьевич
RU2683144C1
ИНЕРЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 2003
  • Попков Д.И.
  • Васин М.Г.
  • Курашова Н.И.
RU2243569C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГРЕШНОСТЕЙ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БЛОКА ИНЕРЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ 2016
  • Кутовой Валерий Матвеевич
  • Кутовой Денис Алексеевич
  • Перепелкина Светлана Юрьевна
  • Федотов Андрей Анатольевич
RU2626288C1
Компенсационный маятниковый акселерометр 1985
  • Мельников Валерий Ефимович
  • Романцов Владимир Александрович
  • Мельникова Елена Николаевна
SU1286902A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 735 260 C1

Реферат патента 2020 года СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ПЕРЕКРЕСТНЫХ СВЯЗЕЙ МАЯТНИКОВОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при создании инерциальных систем управления для определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов. В способе выходной сигнал компенсируемого акселерометра подается на вход цифровой модели акселерометра, выход которой в виде сигнала, имитирующего отклонение маятника относительно нулевого положения, перемножается с выходным сигналом акселерометра, измерительная ось которого ортогональна измерительной оси компенсируемого акселерометра; сигнал, полученный в результате перемножения, суммируется с выходным сигналом акселерометра, полученный при этом сигнал соответствует измеряемому ускорению, очищенному от перекрестной связи. Техническим результатом изобретения является использование ортогональных акселерометров из одной навигационной системы в качестве основного и компенсирующего акселерометров. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 735 260 C1

Способ компенсации перекрестных связей маятникового акселерометра, заключающийся в том, что используют основной и дополнительный маятниковые акселерометры с наиболее идентичными параметрами, выходные оси которых параллельны друг другу, измеряют с помощью датчиков угла отклонения физических маятников под действием ускорения, при этом создают противодействие отклонению маятников с помощью электрических пружин, состоящих из датчика угла и задатчика момента, связанных усилителем обратной связи, отличающийся тем, что в качестве дополнительного акселерометра используют акселерометр навигационной системы основного акселерометра так, что оси чувствительности акселерометров ортогональны друг другу, с помощью модели акселерометра определяют отклонение маятника основного акселерометра под действием ускорения, для чего сигнал основного акселерометра подают на вход модели акселерометра; формируют сигнал произведения выходного сигнала модели акселерометра и выходного сигнала дополнительного акселерометра, сигнал, соответствующий измеряемому ускорению с компенсированной перекрестной связью, получают путем суммирования сигнала произведения и сигнала основного акселерометра.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2735260C1

СПОСОБ И УСТРОЙСТВО КАЛИБРОВКИ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ 2017
  • Шорин Виталий Сергеевич
  • Никишин Владимир Борисович
RU2669263C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕЩЕНИЯ НУЛЯ МАЯТНИКОВОГО КОМПЕНСАЦИОННОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА 1976
  • Банчиков Исаак Абрамович
  • Григорьев Лев Петрович
  • Моргунов Виктор Иванович
  • Родина Сусанна Михайловна
  • Чернышев Николай Дмитриевич
SU1839855A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ОСИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ МАЯТНИКОВОГО КОМПЕНСАЦИОННОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА 1978
  • Банчиков Исаак Абрамович
  • Евсеев Игорь Евгеньевич
  • Сотников Евгений Александрович
  • Юрасов Владислав Владимирович
SU1839841A1
US 6651027 B2, 18.11.2003
US 7418364 B1, 26.08.2008.

RU 2 735 260 C1

Авторы

Гаврилов Владимир Станиславович

Зайцев Сергей Александрович

Даты

2020-10-29Публикация

2020-02-07Подача