СПОСОБ ХИМИКО-ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ Российский патент 2021 года по МПК C23C8/70 

Описание патента на изобретение RU2752689C1

Изобретение относится к покрытиям металлических материалов и сплавов, и может быть использовано при производстве управляющих клапанов форсунок Common Rail.

Известен способ упрочнения стальных деталей, заключающийся в том, на поверхность детали наносят предварительно разведенную в воде до пастообразного состояния обмазку, содержащую следующие компоненты, мас.%: диборид титана - от 20 до 25, карбид бора - от 50 до 60, мелкодисперсный графит - от 10 до 14, бентонит - от 5 до 7, фторид натрия - от 3 до 5, проводят сушку на воздухе до получения твердой корки, затем осуществляют насыщение из обмазки при нагреве детали от 1050°С до 1150°С в течение (4-6) ч. Затем проводят низкий отпуск при температуре от 180°С до 200°С в течение 2 ч. (пат. RU 2345175, опубл. 27.01.2009. Бюл. №4).

К недостаткам известного решения относится длительность процесса.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков - прототипом предлагаемого изобретения - является способ борирования стальных деталей под давлением, включающий нагрев и выдержку контейнера с обрабатываемой деталью и борирующей шихтой, причем нагрев и выдержка осуществляют в контейнере под давлением от 600 МПа до 1200 МПа за счет газов, выделяющихся из нагреваемой шихты, а давление регулируется плавким затвором, изготовленным конструктивно в виде канала, заполненного смесью в количестве на (20-30)% больше объема реакционной зоны контейнера, которая плавится при температуре (800-1150)°С и соединяет внутренний объем контейнера с воздушной атмосферой, а далее в процессе остывания затвердевает, обеспечивая запирание контейнера и создание требуемого избыточного давления (пат. RU 2714267, опубл. 13.02.2020. Бюл. №5). По известному решению, насыщающий состав наносят на деталь через трафарет, саму деталь укладывают в контейнер на асбестовый лист, а вокруг детали насыпают кварцевый песок. Нагрев контейнера с деталью и выдержка составляют от 90 до 120 с.

К недостаткам известного решения относятся повышенные энергетические затраты, связанные с необходимостью длительной выдержки упрочняемой детали в печи при высоких температурах, повышенная ресурсоемкость вследствие большого расхода насыщающей среды. Кроме того, применение в процессе давлений от 600 МПа до 1200 МПа связано с дополнительными рисками и требует специальных мероприятий как для обеспечения безопасности персонала, так и для обеспечения целостности технологической оснастки и оборудования. Необходимость использования трафарета для нанесения насыщающей смеси на каждую деталь в условиях крупносерийного и массового производства может создавать существенные трудности.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является снижение ресурсоемкости процесса, повышение безопасности и упрощение технологической оснастки за счет исключения из процесса давлений от 600 МПа до 1200 МПа и необходимости использования трафарета для подготовки деталей перед выполнением химико-термической обработки.

Поставленная задача решается тем, что в предлагаемом способе химико-термической обработки деталей топливной аппаратуры, в тигель слоем от 15 до 25 мм насыпают порошковую борирующую шихту следующего состава: оксид алюминия - 20-25, карбид бора - 70-75, гексафтороалюминат натрия - 3-7. Обрабатываемые детали подвешивают в тигле на расстоянии от борирующей среды от 5 до 7 мм путем подвешивания. Тигель помещают в вакуумную печи. Создают в печи абсолютное давление от 5 до 20 Па и температуру от 1000°С до 1050°С. Насыщение проводят при выдержке в печи в течение от 1,0 до 1,5 ч. По окончании процесса печь охлаждают, снимают вакуумирование, тигель извлекают из печи и вынимают обработанные детали.

Повышение стойкости упрочненных деталей обеспечивается повышением коррозионной стойкости и снижением хрупкости вследствие формирования на поверхности упрочняемой детали сплошного слоя боридов толщиной 15-75 мкм в зависимости от химического состава стали. Изменение размеров упрочняемой детали составляет не более 1 мкм на слой, что позволяет производить упрочнение прецизионных, окончательно обработанных, деталей. Шероховатость поверхности детали после химико-термической обработки по предлагаемому способу не превышает Ra0,63 мкм. Поверхностная микротвердость боридного слоя достигает 3200 HV.

Снижение ресурсоемкости процесса упрочнения достигается за счет снижения расхода борирующей шихты. Проведение процесса насыщения в вакууме приводит к реализации процесса газового насыщения упрочняемой детали бором без окисления насыщающей среды и образующихся борирующих газов.

Пример осуществления способа

Предлагаемый в качестве настоящего изобретения способ химико-термической обработки деталей топливной аппаратуры применяли при изготовлении плунжерных пар деталей топливного насоса высокого давления системы Common Rail.

На дно тигля слоем 20 мм насыпали борирующую шихту, содержащую (в мас.%): оксид алюминия - 20-25, карбид бора - 70-75, гексафтороалюминат натрия - 3-7. На расстоянии 5-7 мм от поверхности борирующей шихты закрепляли обрабатываемые детали. Тигель располагали в вакуумной печи, которую затем вакуумировали до абсолютного давления от 5-20 Па и нагревали до температур от 1000°С до 1050°С с выдержкой в течение от 1,0 ч до 1,5 ч. По окончании выдержки печь охлаждали, снимали вакуум, тигель извлекали из печи, охлаждали до комнатной температуры и извлекали из него упрочненные детали.

Металлографическое исследование показало, что на поверхности детали образовался диффузионный слой боридов толщиной 15-75 мкм с микротвердостью 2800-3200 HV.

После окончания обработки установили в топливный насос высокого давления и провели стендовые испытания на безотказность.

В таблице приведены результаты испытаний топливных насосов высокого давления, укомплектованных деталями, обработанными по предлагаемому способу и по способу, предлагаемых в известных решениях, принятых за аналог и прототип.

Как следует из приведенных в таблице данных, при осуществлении способа, предлагаемого в качестве настоящего изобретения, стойкость деталей возросла в среднем в 1,77 раза.

Техническим результатом применения предлагаемого способа является повышение надежности компонентов топливной аппаратуры, повышение энергоэффективности производственного процесса и уменьшение его ресурсоемкости. Предлагаемый способ может быть применен на любом металлообрабатывающем предприятии, имеющем вакуумные термические печи.

Похожие патенты RU2752689C1

название год авторы номер документа
Способ химико-термической обработки прецизионных деталей 2023
  • Аугсткалн Артур Игоревич
  • Иванов Сергей Геннадьевич
  • Гурьев Михаил Алексеевич
  • Гурьев Алексей Михайлович
  • Земляков Сергей Анатольевич
RU2805687C1
Способ борирования стальных деталей под давлением и контейнер с плавким затвором для его осуществления 2019
  • Иванайский Виктор Васильевич
  • Ишков Алексей Владимирович
  • Кривочуров Николай Тихонович
  • Лященко Дмитрий Николаевич
  • Дмитриев Сергей Федорович
  • Маликов Владимир Николаевич
  • Сагалаков Анатолий Михайлович
RU2714267C1
Способ борирования стальных деталей 2017
  • Ишков Алексей Владимирович
  • Иванайский Виктор Васильевич
  • Кривочуров Николай Тихонович
  • Сагалаков Анатолий Михайлович
  • Дмитриев Сергей Федорович
  • Маликов Владимир Николаевич
RU2677548C1
СПОСОБ БОРИРОВАНИЯ СТАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ И СОСТАВ ДЛЯ БОРИРОВАНИЯ СТАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ 1987
  • Шинкевич Ю.А.
  • Ляхович Л.С.
  • Корнопольцев Н.В.
SU1452182A1
Способ борирования стальных изделий 1988
  • Недостаев Александр Александрович
  • Ермолин Генрих Павлович
  • Разиньков Федор Федорович
SU1527318A1
Способ бороалитирования стальной поверхности 2018
  • Ишков Алексей Владимирович
  • Иванайский Виктор Васильевич
  • Кривочуров Николай Тихонович
  • Аулов Вячеслав Федорович
RU2691431C1
Способ диффузионного борирования 1975
  • Габинская Галина Давыдовна
  • Бойко Василий Алексеевич
  • Эпик Алексей Павлович
  • Гапеев Владимир Тимофеевич
  • Коваленко Владимир Тимофеевич
SU540944A1
Способ борирования стальных изделий 1987
  • Шумаков Александр Ионович
  • Воронин Виктор Георгиевич
  • Волобуев Владимир Анатольевич
  • Ермолов Владимир Иванович
SU1578227A1
Способ борохромирования стальных изделий 1989
  • Чернега Светлана Михайловна
  • Хижняк Виктор Гаврилович
  • Чернега Михаил Терентьевич
  • Дашковский Александр Анастасьевич
  • Женжера Владимир Леонидович
  • Литвин Аркадий Леонидович
SU1659528A1
Способ химико-термической обработки стальных изделий 1989
  • Писаренко Владимир Николаевич
  • Чернега Светлана Михайловна
  • Хижняк Виктор Гаврилович
SU1659527A1

Реферат патента 2021 года СПОСОБ ХИМИКО-ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ

Изобретение относится к способу борирования деталей плунжерных пар топливного насоса высокого давления. Проводят нагрев и выдержку контейнера с обрабатываемыми деталями и борирующей шихтой. В качестве контейнера для деталей используют тигель. В качестве борирующей шихты - шихту следующего состава, мас.%: оксид алюминия от 20 до 25, карбид бора от 70 до 75 и гексафтороалюминат натрия от 3 до 7. Борирующую шихту насыпают на дно тигля слоем толщиной от 15 до 25 мм. Обрабатываемые детали располагают в тигле на расстоянии от 5 до 7 мм до борирующей шихты без непосредственного контакта с ней. Тигель с обрабатываемыми деталями помещают в вакуумную печь, которую вакуумируют до давления от 5 до 20 Па. Нагрев проводят при температуре от 1000°С до 1050°С с выдержкой в течение от 1,0 до 1,5 ч. Затем печь охлаждают, снимают вакуумирование, тигель извлекают из вакуумной печи, после чего из тигля извлекают детали. Обеспечивается повышение надежности компонентов топливной аппаратуры, повышение энергоэффективности производственного процесса и уменьшение его ресурсоемкости. 1 табл., 1 пр.

Формула изобретения RU 2 752 689 C1

Способ борирования деталей плунжерных пар топливного насоса высокого давления, включающий нагрев и выдержку контейнера с обрабатываемыми деталями и борирующей шихтой, отличающийся тем, что в качестве контейнера для деталей используют тигель, а в качестве борирующей шихты - шихту следующего состава, мас.%: оксид алюминия от 20 до 25, карбид бора от 70 до 75 и гексафтороалюминат натрия от 3 до 7, при этом борирующую шихту насыпают на дно тигля слоем толщиной от 15 до 25 мм, обрабатываемые детали располагают в тигле на расстоянии от 5 до 7 мм до борирующей шихты без непосредственного контакта с ней, тигель с обрабатываемыми деталями помещают в вакуумную печь, которую вакуумируют до давления от 5 до 20 Па, нагрев проводят при температуре от 1000°С до 1050°С с выдержкой в течение от 1,0 до 1,5 ч, затем печь охлаждают, снимают вакуумирование, тигель извлекают из вакуумной печи, после чего из тигля извлекают детали.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2752689C1

Способ борирования стальных деталей под давлением и контейнер с плавким затвором для его осуществления 2019
  • Иванайский Виктор Васильевич
  • Ишков Алексей Владимирович
  • Кривочуров Николай Тихонович
  • Лященко Дмитрий Николаевич
  • Дмитриев Сергей Федорович
  • Маликов Владимир Николаевич
  • Сагалаков Анатолий Михайлович
RU2714267C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БОРИРОВАННЫХ ПОРОШКОВЫХ ИЗДЕЛИЙ 1999
  • Дорофеев В.Ю.
  • Дорофеев Ю.Г.
  • Селевцова И.В.
  • Гончарова Т.В.
  • Еремкин А.В.
RU2158658C2
ПОРОШКООБРАЗНЫЙ СОСТАВ ДЛЯ БОРИРОВАНИЯ СТАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ 2009
  • Игонин Владислав Анатольевич
  • Игонин Анатолий Иванович
  • Соколов Владимир Олегович
  • Резник Евгений Анатольевич
RU2413034C1
Состав для борирования стальных изделий 1988
  • Филиппова Наталья Вениаминовна
  • Бугров Виктор Павлович
SU1601195A1
WO 2018169827 A1, 20.09.2018
WO 2018169834 A1, 20.09.2018.

RU 2 752 689 C1

Авторы

Земляков Сергей Анатольевич

Гурьев Алексей Михайлович

Гурьев Михаил Алексеевич

Иванов Сергей Геннадьевич

Даты

2021-07-29Публикация

2021-03-17Подача