СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА ВЕРТОЛЁТНОГО ТИПА Российский патент 2021 года по МПК B64C19/00 G05D1/00 

Описание патента на изобретение RU2757939C1

Изобретение относится к области авиации, в частности, к системам обеспечения безопасности посадки воздушного судна вертолетного типа и может быть использовано при разработке систем управления посадкой воздушного судна вертолетного типа на неподготовленную (необорудованную, неразведанную) площадку в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о пространственном положении воздушного судна вертолетного типа как для ручного, так и для автоматического управления.

Наиболее близким, к заявленному способу является «Способ автоматической посадки самолета» RU 2061624 С1, опубл. 10.06.1996, МПК В64С 19/00», основанный на измерении координат самолета, скорости и ускорения его перемещения относительно них, формируют в точке начала снижения опорную траекторию снижения, исходя из параметров движения самолета в этой точке и в расчетной точке касания, определяют отклонение самолета от этой траектории, при снижении самолета всякий раз формируют заданное значение вертикальной и горизонтальной поперечной составляющих скорости снижения, обеспечивающие приземление самолета в расчетной точке касания, определяют отклонение текущего значения вертикальной и горизонтальной поперечной составляющих скорости снижения от соответствующих заданных значений и формируют управляющие сигналы на основе этих отклонений.

При выполнении посадок на пыльных, песчаных или заснеженных площадках вертолет создает вокруг себя пыльные или снежные вихри, которые ухудшают видимость и снижают или исключают возможность визуального захода на посадку [Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:base.garant.ru/184736/d8e34e7b9274ff56b4ab44c1bd6398fb/ (дата обращения: 20.11.2020)], когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту, земным ориентирам, а также относительно других материальных объектов и сооружений. Посадка по-вертолетному в этих условиях должна выполняться только при видимости естественного горизонта или наземных ориентиров [Особенности взлетов и посадок на пыльных, песчаных или заснеженных площадках: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svvaul.ru/component/k2/600-osobennosti-vzletov-i-posadok-na-pylnykh-peschanykh-ili-zasnezhennykh-ploshchadkakh (дата обращения: 20.11.2020)].

Под обеспечением безопасной посадки воздушного судна вертолетного типа понимается исключение проваливания под снег, лед, опрокидывания вертолета при посадке днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях (туман, дымка, дождь, снег, запыленность или задымленность атмосферы), а также в условиях поднятой с грунта пыли или снега его вращающимся винтом [Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. №128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»].

Недостатком способа-прототипа является низкий уровень безопасности посадки воздушного судна вертолетного типа, в частности на неподготовленную (необорудованную, неразведанную) площадку, автономно без наличия средств и систем наземного радиотехнического обеспечения полетов авиации в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о пространственном положении (слабая или нулевая оптическая видимость закабинного пространства).

Техническим результатом изобретения является повышение уровня безопасности посадки воздушного судна вертолетного типа на неподготовленную (необорудованную, неразведанную) площадку в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о пространственном положении воздушного судна вертолетного типа, за счет оценки изменения угла тангажа, угла крена, угла рыскания, высоты, места нахождения, скорости снижения воздушного судна вертолетного типа на посадке.

Указанный технический результат достигается тем, что оценка пространственного положения воздушного судна вертолетного типа, заключающаяся в определении угла тангажа, угла крена, угла рыскания, высоты, места нахождения, скорости снижения воздушного судна вертолетного типа на посадке, сравнения их с заданными значениями и принятия решения согласно изобретению, если необходимо выполнить посадку воздушного судна вертолетного типа на неподготовленную (необорудованную, неразведанную) площадку в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о пространственном положении, то дополнительно перед началом выполнения посадки фиксируют значения угла тангажа υв0, угла крена γв0, угла рыскания ψв0, высоты hв0, места посадки dв0, скорости снижения νв0, в процессе снижения определяют разностные значения угла тангажа υвΔизм, угла крена γвΔизм, угла рыскания ψвΔизм, высоты hвΔизм, места нахождения dвΔизм, скорости снижения νвΔизм, сравнивают их с заданными значениями угла тангажа υвΔ, угла крена γвΔ, угла рыскания ψвΔ, высоты перед началом выполнения посадки hвΔ, места посадки dвΔ, скорости снижения νвΔ и принимают решение о продолжении посадки при одновременном выполнении условий: υвΔизм≤υвΔ, γвΔизм≤γвΔ, ψвΔизм≤ψвΔ, hвΔизм≥hвΔ, dвΔизм≤dвΔ, νвΔизм≤νвΔ.

Сущность заявляемого способа состоит в том, что если необходимо выполнить посадку воздушного судна вертолетного типа на неподготовленную (необорудованную, неразведанную) площадку в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о пространственном положении, то дополнительно перед началом выполнения посадки фиксируют значения угла тангажа υв0, угла крена γв0, угла рыскания ψв0, высоты hв0, места посадки dв0, скорости снижения νв0, в процессе снижения определяют разностные значения угла тангажа υвΔтм, угла крена γвΔизм, угла рыскания ψвΔизм, высоты hвΔизм, места нахождения dвΔизм, скорости снижения νвΔизм, сравнивают их с заданными значениями угла тангажа υвΔ, угла крена γвΔ, угла рыскания ψвΔ, высоты перед началом выполнения посадки hвΔ, места посадки dвΔ, скорости снижения νвΔ и принимают решение о продолжении посадки при одновременном выполнении условий: υвΔизм≤υвΔ, γвΔизм≤γвΔ, ψвΔизм≤ψвΔ, hвΔизм≥hвΔ, dвΔизм≤dвΔ, νвΔизм≤νвΔ.

Высота воздушного судна вертолетного типа измеряется при посадке на заснеженной площадке относительно земной поверхности [Пат. 2707275 Российская Федерация, МПК G01S 13/94. Способ выбора площадки для посадки воздушного судна вертолетного типа / Машков В.Г., Малышев В.А.; заявитель и патентообладатель ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж). №2019100117; заявл. 09.01.2019; опубл. 26.11.2019, Бюл. №33. 10 с.], при посадке на водоем со снежно-ледяным покровом относительно поверхности льда [Пат. 2737761 Российская Федерация, МПК G01S 13/94. Способ оценки возможности посадки воздушного судна вертолетного типа на водоем со снежно-ледяным покровом / Машков В.Г., Малышев В.А., Прохорский Р.А.; заявитель и патентообладатель ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж). №2019138650; заявл. 28.11.19; опубл. 02.12.2020, Бюл. №34.].

Сущность изобретения поясняется фиг. 1 и фиг. 2, где представлено положение вертолета и обозначено: 1 - подстилающая поверхность; 2 - вычитающее устройство измеренных значений угла тангажа υв, угла крена γв, угла рыскания ψв, высоты hв, места нахождения dв, скорости снижения νв и фиксированных значений (сохраненных) угла тангажа υв0, угла крена γв0, угла рыскания ψв0, высоты hв0, места посадки dв0, скорости снижения νв0 при зависании перед началом выполнения маневра (посадки); 3 - запоминающее устройство; 4 - схема сравнения разностных значений угла тангажа υвΔизм, угла крена γвΔизм, угла рыскания ψвΔизм, высоты hвΔизм, места нахождения dвΔизм, скорости снижения νвΔизм с заданными значениями угла тангажа υвΔ, угла крена γвΔ, угла рыскания ψвΔ, высоты перед началом выполнения посадки hвΔ, места посадки dвΔ, скорости снижения νвΔ; 5 - решающее устройство.

Способ оценки пространственного положения воздушного судна вертолетного типа при посадке на неподготовленную (необорудованную, неразведанную) площадку в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о пространственном положении воздушного судна вертолетного типа может быть реализован, например, с помощью устройства используемого в приборном оборудовании воздушного судна вертолетного типа, состоит в том, что перед началом выполнения маневра (посадки) фиксируют значения (сохраняют данные) угла тангажа υв0, угла крена γв0, угла рыскания ψв0, высоты hв0, места посадки dв0, скорости снижения νв0 в запоминающем устройстве 3. В процессе снижения воздушного судна вертолетного типа в вычитающем устройстве 2 определяют разностные значения угла тангажа υвΔизмвв0, угол тангажа положителен при оси вертолета поднятой над горизонтом, угла крена γвΔизмвв0, угол крена положителен при правом крене, угла рыскания ψвΔизмвв0, угол рыскания положителен при отвороте от заданного курса влево, высоты hвΔизм=hв-hв0, высота положительна при превышении заданного значения, места нахождения dвΔизм=dв-dв0, место нахождения положительно при принижении заданного значения, скорости снижения νвΔизмвв0, скорость снижения положительна при принижении заданного значения.

В схеме сравнения 4, полученные разностные значения угла тангажа υвΔизм, угла крена γвΔизм, угла рыскания ψвΔизм, высоты hвΔизм, места нахождения dвΔизм, скорости снижения νвΔизм сравнивают с заданными значениями угла тангажа υвΔ, угла крена γвΔ, угла рыскания ψвΔ, высоты перед началом выполнения посадки hвΔ, места посадки dвΔ, скорости снижения νвΔ.

Решающее устройство 5 (и) принимает решение о возможности продолжения посадки при одновременном выполнении условий: υвΔизм≤υвΔ, γвΔизм≤γвΔ, ψвΔизм≤ψвΔ, hвΔизм≥hвΔ, dвΔизм≤dвΔ, νвΔизм≤νвΔ с выдачей рекомендации экипажу на многофункциональный индикатор и в головные телефоны о возможности продолжения посадки воздушного судна вертолетного типа, либо на выполнение необходимых действий для приведения воздушного судна вертолетного типа к заданному пространственному положению. Выход с блока 5 является выходом устройства.

Предлагаемое техническое решение имеет изобретательский уровень, поскольку из опубликованных научных данных и известных технических решений явным образом не следует, что заявляемый способ оценки пространственного положения воздушного судна вертолетного типа при посадке на неподготовленную (необорудованную, неразведанную) площадку в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о пространственном положении в зоне посадки вертолета обеспечивает измерение значений угла тангажа υв, угла крена γв, угла рыскания ψв, высоты hв, места нахождения dв, скорости снижения νв, определение разностных значений угла тангажа υвΔизм, угла крена γвΔизм, угла рыскания ψвΔизм, высоты hвΔизм, места нахождения dвΔизм, скорости снижения νвΔизм, сравнение их с заданными значениями угла тангажа υвΔ, угла крена γвΔ, угла рыскания ψвΔ, высоты перед началом выполнения посадки hвΔ, места посадки dвΔ, скорости снижения νвΔ и принятие решения при одновременном выполнении условий: υвΔизм≤υвΔ, γвΔизм≤γвΔ, ψвΔизм≤ψвΔ, hвΔизм≥hвΔ, dвΔизм≤dвΔ, νвΔизм≤νвΔ с выдачей рекомендации экипажу на многофункциональный индикатор и в головные телефоны о возможности продолжения посадки воздушного судна вертолетного типа, либо на выполнение необходимых действий для приведения воздушного судна вертолетного типа к заданному пространственному положению.

Похожие патенты RU2757939C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПОЛЕТА И КОГНИТИВНЫЙ ПИЛОТАЖНЫЙ ИНДИКАТОР ОДНОВИНТОВОГО ВЕРТОЛЕТА 2012
  • Егоров Валерий Николаевич
  • Буркина Ирина Владимировна
RU2497175C1
СПОСОБ ВЫБОРА ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ПОСАДКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА ВЕРТОЛЕТНОГО ТИПА 2019
  • Машков Виктор Георгиевич
  • Малышев Владимир Александрович
RU2707275C1
УСТРОЙСТВО ВЫБОРА ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ПОСАДКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА ВЕРТОЛЁТНОГО ТИПА 2019
  • Машков Виктор Георгиевич
  • Малышев Владимир Александрович
  • Буслаев Алексей Борисович
RU2737760C1
УСТРОЙСТВО ВЫБОРА ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ПОСАДКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА ВЕРТОЛЁТНОГО ТИПА 2020
  • Машков Виктор Георгиевич
RU2756596C1
БОРТОВАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА И КОГНИТИВНЫЙ ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЭТАПЕ "ВЗЛЕТ" МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА 2013
  • Егоров Валерий Николаевич
  • Архипов Владимир Алексеевич
  • Буркина Ирина Владимировна
  • Олаев Виталий Алексеевич
  • Углов Андрей Александрович
RU2550887C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КОНВЕРТОПЛАНОМ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2022
  • Скрябин Алексей Валерьевич
  • Халецкий Леонид Викторович
  • Бибикова Кристина Игоревна
  • Аполлонов Дмитрий Вадимович
  • Кругов Антон Александрович
  • Шибаев Владимир Михайлович
RU2795885C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСАДКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА ВЕРТОЛЁТНОГО ТИПА НА ВОДОЁМ СО СНЕЖНО-ЛЕДЯНЫМ ПОКРОВОМ 2019
  • Машков Виктор Георгиевич
  • Малышев Владимир Александрович
  • Прохорский Руслан Александрович
RU2737761C1
СТАРТОВАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КРИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ОДНОВИНТОВОГО ВЕРТОЛЕТА 2012
  • Углов Андрей Александрович
  • Архипов Алексей Владимирович
  • Архипов Владимир Алексеевич
  • Олаев Виталий Алексеевич
  • Солдаткин Владимир Михайлович
  • Никитин Александр Владимирович
  • Потапов Анатолий Андреевич
  • Солдаткин Вячеслав Владимирович
  • Макаров Николай Николаевич
  • Деревянкин Валерий Петрович
  • Кузнецов Олег Игоревич
  • Моисеев Константин Юрьевич
RU2497718C1
СПОСОБ НАВИГАЦИИ, ПОСАДКИ И ВЗЛЕТА ВЕРТОЛЕТА 2014
  • Брызгалов Александр Петрович
  • Ковальчук Илья Владимирович
  • Юсупов Руслан Григорьевич
  • Хныкин Алексей Владимирович
  • Куприянов Игорь Андреевич
  • Фальков Эдуард Яковлевич
RU2578202C1
КОНВЕРТОПЛАН С РЕАКТИВНЫМ ПРИВОДОМ РОТОРОВ, УПРАВЛЯЕМЫЙ РОТОРАМИ ПОСРЕДСТВОМ АВТОМАТОВ ПЕРЕКОСА ЧЕРЕЗ РЫЧАГИ УПРАВЛЕНИЯ, НЕ ТРЕБУЮЩИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ 2013
  • Бормотов Андрей Геннадьевич
  • Ошкуков Иван Александрович
RU2570241C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 757 939 C1

Реферат патента 2021 года СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА ВЕРТОЛЁТНОГО ТИПА

Изобретение относится к способу оценки пространственного положения воздушного судна вертолетного типа. Для оценки пространственного положения перед началом выполнения посадки фиксируют значения углов тангажа, крена и рыскания, высоту, место нахождения, скорость снижения, определяют разностные значения вышеуказанных параметров в процессе снижения и сравнивают их с заданными значениями. При выполнении определенных условий принимают решение о продолжении посадки. Обеспечивается повышение безопасности посадки воздушного судна. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 757 939 C1

Способ оценки пространственного положения воздушного судна вертолетного типа, заключающийся в определении угла тангажа, угла крена, угла рыскания, высоты, места нахождения, скорости снижения воздушного судна вертолетного типа на посадке, сравнении их с заданными значениями и принятии решения, отличающийся тем, что если необходимо выполнить посадку воздушного судна вертолетного типа на неподготовленную (необорудованную, неразведанную) площадку в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о пространственном положении, то дополнительно перед началом выполнения посадки фиксируют значения угла тангажа υв0, угла крена γв0, угла рыскания ψв0, высоты hв0, места посадки dв0, скорости снижения νв0, в процессе снижения определяют разностные значения угла тангажа υвΔизм, угла крена γвΔизм, угла рыскания ψвΔизм, высоты hвΔизм, места нахождения dвΔизм, скорости снижения νвΔизм, сравнивают их с заданными значениями угла тангажа υвΔ, угла крена γвΔ, угла рыскания ψвΔ, высоты перед началом выполнения посадки hвΔ, места посадки dвΔ, скорости снижения νвΔ и принимают решение о продолжении посадки при одновременном выполнении условий: υвΔизм≤υвΔ, γвΔизм≤γвΔ, ψвΔизм≤ψвΔ, hвΔизм≥hвΔ, dвΔизм≤dвΔ, νвΔизм≤νвΔ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2757939C1

СПОСОБ ПОСАДКИ ВЕРТОЛЕТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Ещенко Сергей Дмитриевич
  • Сокуренко Александр Сергеевич
  • Шестун Андрей Николаевич
RU2516244C2
СПОСОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА ВЕРТОЛЕТА ПО ВЫСОТНО-СКОРОСТНЫМ ПАРАМЕТРАМ И ПАРАМЕТРАМ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ, ОКРУЖАЮЩЕЙ ВЕРТОЛЕТ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2019
  • Егоров Валерий Николаевич
  • Щербина Наталья Георгиевна
RU2730814C2
DE 3881667 D1, 15.07.1993
US 20180009546 A1, 11.01.2018
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛАРИНГОТРАХЕАЛЬНОГО ПРОСВЕТА 2004
  • Комарова Ж.Е.
  • Зенгер В.Г.
  • Селин В.Н.
  • Ашуров Закир Мадат Оглы
  • Исаев Васиф Муса Оглы
  • Наседкин А.Н.
  • Фетисов И.С.
  • Инкина А.В.
RU2261120C1

RU 2 757 939 C1

Авторы

Машков Виктор Георгиевич

Даты

2021-10-25Публикация

2020-12-29Подача