АНТИФРИКЦИОННОЕ ТВЕРДОСМАЗОЧНОЕ ПОЛИМЕРНОЕ ПОКРЫТИЕ Российский патент 2023 года по МПК F16C33/04 C23C28/00 

Описание патента на изобретение RU2788089C1

Изобретение относится к антифрикционным твердосмазочным полимерным покрытиям и может быть использовано в машиностроении, в частности в подшипниках скольжения вкладышей коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания, а также в других сопряжениях.

Известно антифрикционное композиционное полимерное покрытие, содержащее дисульфид молибдена, графит и оксид кадмия (см. патент РФ №2211260).

Недостатком покрытия является высокий уровень ускоренного износа из-за низких прочностных характеристик полимерного покрытия, сложность в технологии изготовления, наличие в покрытии вредной окиси кадмия.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является антифрикционное твердосмазочное покрытие, содержащее дисульфид молибдена, коллоидный графит, связующее, в качестве которого используют эпоксифенольный лак и усы карбида кремния β-модификации с отношением длины к диаметру 30-300 (см. патент РФ №2017800).

Недостатком данного антифрикционного твердосмазочного покрытия являются низкие прочностные характеристика, вследствие чего, при интенсивных нагрузках антифрикционное твердосмазочное покрытие быстро срабатывается, кроме того, использование в связующем фенольных составляющих, делает технологию изготовления очень вредной.

Техническим результатом является повышение антифрикционных свойств композиции, увеличение износостойкости при высоких циклических нагрузках и повышение прочностных характеристик,

Технический результат достигается в антифрикционном твердосмазочном полимерном покрытии, содержащем дисульфид молибдена, фуллерен, ортоксилол и связующее, которое содержит эпоксидную смолу, меламино-формальдегидной смолу, полиэфир, ацетон и этилцеллозольв при следующем соотношении компонентов, мас.%: дисульфид молибдена 54-67, фуллерен 0,0006-0,0008, ортоксилол 3,5-12,0, эпоксидная смола 12-28, меламино-формальдегидная смола 5,1-6,3, полиэфир 5,8-6,0, ацетон 2,4-3,0, этилцеллозольв 2,8-12,1.

Дисульфид молибдена играет роль антифрикционного наполнителя, При эксплуатации на поверхностях пар трения образуется пленка из дисульфида молибдена толщиной несколько микрон, которая предохраняет трущиеся поверхности от непосредственного контакта, за счет чего резко уменьшается коэффициент трения и снижается абразивный износ трущихся поверхностей.

Фуллерен на стальных трущихся поверхностях, например, на поверхностях шеек коленчатого вала, инициирует образование защитной пространственной трибополимерной сетки толщиной 50÷100 нм. Образовавшая пространственная трибополимерная сетка защищает трущиеся поверхности от непосредственного контакта, предотвращает массоперенос между трущимися поверхностями, исключает термическую и окислительную деструкции. Кроме того, благодаря своей пространственной структуре, трибополимерная сетка удерживает в своих микропорах минеральные масла, обеспечивая тем самым малоизносный режим трения, за счет чего, увеличивается время жизни узлов трения в аварийных ситуациях до 5÷7 раз, повышается несущая способность узлов трения в 2÷3 раза, расширяется рабочий интервал давлений узлов трения в 1,5÷2 раза. Присутствие фуллерена в антифрикционном твердосмазочном полимерном покрытии позволяет повысить его прочностные характеристики примерно на 15÷20% и ударопрочность почти в 2 раза.

Ортоксилол выступает в качестве растворителя фуллерена. С помощью ортоксилола фуллерен вводится в состав антифрикционного твердосмазочного полимерного покрытия.

Эпоксидная и меламино-формальдегидная смолы являются основой (матрицей) для полимеризации антифрикционного твердосмазочного полимерного покрытия.

Полиэфир повышает эластичность антифрикционного твердосмазочного полимерного покрытия.

Ацетон и этилцеллозольв используются в качестве растворителей, с помощью которых снижается вязкость полимерной композиции перед ее нанесением на поверхности узлов трения.

Пример.

В реактор загружаются компоненты связующего: эпоксидная смола в количестве 20 г/л, меламино-формальдегидная смола в количестве 5,7 г/л, полиэфир в количестве 5,7 г/л, ацетон в количестве 2,7 г/л и этилцеллозольв в количестве 7,5 г/л. Проводят интенсивное перемешивание в течении нескольких часов при комнатной температуре, в результате чего происходит образование связующей антифрикционного твердосмазочного полимерного покрытия. Растворяют фуллерен в количестве 0,0008 г/л в 7,8 г/л ортоксилола. При интенсивном перемешивании в связующее антифрикционного твердосмазочного полимерного покрытия вводят дисульфид молибдена в количестве 60,5 г/л и раствор фуллерена в ортоксилоле. Покрываемые образцы тщательно обезжиривают органическим растворителем. На высушенные поверхности образцов кистью или валиком наносят в жидком состоянии антифрикционное твердосмазочное полимерное покрытие Образцы с антифрикционным твердосмазочным полимерным покрытием в сушат на воздухе течение 50÷60 минут при температуре 18÷30°С. После чего осуществляют загрузку образцов с высушенным антифрикционным твердосмазочным полимерным покрытием в камеру полимеризации с нагревом от 30°С до 190°С в течение 55÷60 минут. Полимеризация антифрикционного твердосмазочного полимерного покрытия проходит при температуре 190°С в течение 60÷70 минут. Затем образцы с полимеризованным антифрикционным твердосмазочным полимерным покрытием охлаждают в камере полимеризации до комнатной температуры.

Для экспериментальной проверки характеристик антифрикционного твердосмазочного полимерного покрытия изготовлены 7 образцов, в том числе 2 образца по прототипу. В таблице приведены примеры составов антифрикционного твердосмазочного полимерного покрытия и результаты эксплуатационных характеристик.

Из данных таблицы 1 видно, что характеристики предлагаемого антифрикционного твердосмазочного полимерного покрытия значительно превосходят характеристики антифрикционного твердосмазочного полимерного покрытия по прототипу.

Предложенное антифрикционное твердосмазочное полимерное покрытие обладает высокими антифрикционными свойствами, износостойкостью при высоких циклических нагрузках и прочностными характеристиками.

Похожие патенты RU2788089C1

название год авторы номер документа
Многослойный шатунный вкладыш коленчатого вала 2023
  • Буянов Алексей Игоревич
  • Буянов Игорь Михайлович
  • Мельников Анатолий Васильевич
RU2813220C1
СОСТАВ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ 1991
  • Сусоров И.А.
  • Сечин С.Н.
  • Козлов Л.Н.
  • Талалаев А.П.
  • Сироткин Л.Б.
  • Смирнов В.Д.
  • Валеев Д.Х.
  • Макаревич П.С.
  • Уваров В.И.
RU2031912C1
Состав покрытия для защиты поверхности от налипания брызг расплавленного металла 1980
  • Роменский Вячеслав Иванович
  • Лазаренко Анатолий Петрович
  • Филатов Леонид Сергеевич
  • Глущенко Владимир Илларионович
  • Литута Владимир Андреевич
  • Гуленко Юрий Анатольевич
  • Поклонский Александр Петрович
SU959963A1
Композиции для термостойких антифрикционных твердосмазочных покрытий и способ их нанесения 2021
  • Андрейчикова Галина Емельяновна
  • Румянцев Михаил Юрьевич
  • Сигачев Сергей Иванович
  • Токарев Станислав Станиславович
RU2797943C2
Способ изготовления вкладышей подшипников скольжения 2023
  • Буянов Алексей Игоревич
  • Буянов Игорь Михайлович
  • Мельников Анатолий Васильевич
RU2803208C1
Элемент скольжения 2018
  • Буянов Алексей Игоревич
  • Буянов Игорь Михайлович
  • Мельников Анатолий Васильевич
RU2712496C1
АНТИФРИКЦИОННОЕ ТВЕРДОСМАЗОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ 1992
  • Кожухова В.Б.
  • Мигунов В.П.
  • Максимова Р.З.
  • Белова З.А.
  • Капырина В.Я.
  • Хохлов Н.В.
RU2017800C1
Электролит для нанесения антифрикционных покрытий 2023
  • Буянов Алексей Игоревич
  • Буянов Игорь Михайлович
  • Мельников Анатолий Васильевич
  • Бутырин Сергей Николаевич
RU2820009C1
Способ электролитического осаждения антифрикционных покрытий сплавом на основе олова 2016
  • Буянов Алексей Игоревич
  • Буянов Игорь Михайлович
  • Мельников Анатолий Васильевич
RU2620215C1
Антифрикционный сплав на основе олова 2015
  • Буянов Алексей Игоревич
  • Буянов Игорь Михайлович
  • Мельников Анатолий Васильевич
RU2631564C2

Реферат патента 2023 года АНТИФРИКЦИОННОЕ ТВЕРДОСМАЗОЧНОЕ ПОЛИМЕРНОЕ ПОКРЫТИЕ

Изобретение относится к антифрикционным твердосмазочным полимерным покрытиям и может быть использовано в машиностроении, в частности в подшипниках скольжения вкладышей коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания, а также в других сопряжениях. Антифрикционное твердосмазочное полимерное покрытие содержит дисульфид молибдена, фуллерен, ортоксилол и связующее, которое содержит эпоксидную смолу, меламино-формальдегидную смолу, полиэфир, ацетон и этилцеллозольв при следующем соотношении компонентов, мас.%: дисульфид молибдена 54-67, фуллерен 0,0006-0,0008, ортоксилол 3,5-12,0, эпоксидная смола 12-28, меламино-формальдегидная смола 5,1-6,3, полиэфир 5,8-6,0, ацетон 2,4-3,0, этилцеллозольв 2,8-12,1. Изобретение обеспечивает покрытию повышение антифрикционных свойств, увеличение износостойкости при высоких циклических нагрузках и повышение прочностных характеристик. 1 табл., 1 пр.

Формула изобретения RU 2 788 089 C1

Антифрикционное твердосмазочное полимерное покрытие, содержащее дисульфид молибдена и связующее, отличающееся тем, что покрытие в качестве связующего содержит эпоксидную смолу, меламино-формальдегидную смолу, полиэфир, ацетон и этилцеллозольв и дополнительно содержит фуллерен и ортоксилол при следующем соотношении компонентов, мас.%:

дисульфид молибдена 54-67 фуллерен 0,0006-0,0008 ортоксилол 3,5-12,0 эпоксидная смола 12-28 меламино-формальдегидная смола 5,1-6,3 полиэфир 5,8-6,0 ацетон 2,4-3,0 этилцеллозольв 2,8-12,1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2788089C1

АНТИФРИКЦИОННОЕ ТВЕРДОСМАЗОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ 1992
  • Кожухова В.Б.
  • Мигунов В.П.
  • Максимова Р.З.
  • Белова З.А.
  • Капырина В.Я.
  • Хохлов Н.В.
RU2017800C1
АНТИФРИКЦИОННОЕ КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ 2001
  • Иванов Е.В.
  • Савостина Т.В.
  • Алонцева Л.В.
RU2211260C1
СОСТАВ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ 2009
  • Иванов Евгений Владимирович
  • Ломов Сергей Борисович
  • Ефимочкин Иван Юрьевич
  • Солнцева Ирина Станиславовна
RU2412276C1
JP 4932884 B2, 16.05.2012
WO 2014099211 A1, 26.06.2014
US 4329238 A, 11.05.1982.

RU 2 788 089 C1

Авторы

Буянов Алексей Игоревич

Буянов Игорь Михайлович

Мельников Анатолий Васильевич

Кошурников Василий Алексеевич

Ханина Любовь Ивановна

Даты

2023-01-16Публикация

2022-08-15Подача