ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ
Изобретение относится к средствам для перемещения тяжеловесного груза по временно установленным рельсам и может быть использовано в любой отрасли промышленности, где необходимо перемещение тяжеловесного оборудования к месту строительно-монтажных и ремонтных работ.
УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ
Известно устройство для перемещения тяжеловесного оборудования по рельсам (разработка ООО "Гидросфера", сайт в Интернете www.gidros.ru).
Устройство включает два двусторонних гидроцилиндра, корпус с двумя клиньями для зацепления с рельсом и ручной механизм привода клиньев с одной стороны и плавающей опорой, закрепленной, с другой стороны. Недостатком данной конструкции является сложность эксплуатации вследствие необходимости вручную переставлять устройство для повторного цикла перемещения груза.
Известно устройство для перемещения тяжеловесного оборудования по рельсам, патент РФ №2414414, патентообладатель ЗАО "ЭНЕРПРЕД", сайт www.enerpred.com.
Устройство содержит гидроцилиндр двустороннего действия, установленные на корпусе гидроцилиндра узлы подачи гидравлической жидкости, первый и второй захваты головки рельса, установленные на корпусе и штоке гидроцилиндра посредством узлов крепления. Узлы крепления захватов содержат кронштейны, соединенные осями с захватами. На поверхности кронштейнов, сопрягаемой с рычагами захватов, выполнены опорная часть и канавка. Паз рычагов захватов выполнен с горизонтальным и наклонным участками для проворота и обеспечения последовательного отклонения захватов в сторону, противоположную перемещению штока.
Недостатком данной конструкции является наличие высоких изгибающих моментов силы, действующих на захваты и головку рельса при работе устройства, что приводит к повреждению захватов, снижению их срока службы, к проскальзыванию захватов, повреждению головки рельса. Это объясняется тем, что захваты при работе заклиниваются своей кромкой в нижнюю часть головки рельса. В этих случаях прерывается автоматическое движение устройства по рельсу и требуется его ручная перестановка.
СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Технической задачей заявляемого изобретения является создание устройства, обеспечивающего увеличение его надежности и срока службы.
Поставленная задача решается тем, что предлагаемое устройство для перемещения тяжеловесного оборудования по рельсу, включает:
гидроцилиндр (1), имеющий корпус и шток поршня,
упор (5), установленный на конце упомянутого штока,
первый (3) и второй (2) захваты для головки рельса, в котором:
упомянутый первый (3) захват имеет верхнюю часть, шарнирно соединенную с концом штока упомянутого гидроцилиндра посредством оси (13) и снабженную опорой (14), выполненной с возможностью качения или скольжения вдоль верхней части головки рельса, а также нижнюю часть, имеющую зону скольжения и зону трения, выполненные таким образом, что упомянутая зона скольжения имеет минимальную площадь пятна контакта с нижней частью головки рельса или вообще не касается нижней части головки рельса при удлинении гидроцилиндра (1) и соответствующем наклоне захвата (3) относительно вертикальной плоскости, а зона трения вплотную примыкает к нижней части головки рельса при укорочении гидроцилиндра (1) и соответствующем отклонении захвата (3);
упомянутый второй (2) захват имеет верхнюю часть, шарнирно соединенную с упомянутым корпусом гидроцилиндра, и нижнюю часть, снабженную верхним (8) и нижним (9) кулачками, имеющими в своей нижней и верхней частях, соответственно, площадки для упора в верхнюю часть и нижнюю часть головки рельса, соответственно, при этом кулачки установлены шарнирно с возможностью поворота относительно оси, таким образом, что плоскости упомянутых площадок могут совмещаться с плоскостями верхней и нижней части головки рельса;
упомянутый второй (2) захват снабжен опорой (11), выполненной с возможностью качения или скольжения вдоль верхней части головки рельса, и расположенной таким образом, что при укорочении гидроцилиндра (1) второй захват (2) наклоняется, при этом упомянутый верхний (8) кулачок поднимается, а упомянутый нижний (9) кулачок опускается, тем самым освобождая головку рельса, а при удлинении гидроцилиндра (1) упомянутый верхний (8) кулачок опускается, а упомянутый нижний (9) кулачок поднимается, тем самым зажимая головку рельса.
Особенность предлагаемого устройства состоит в том, что захваты срабатывают автоматически при удлинении или укорочении гидроцилиндра, обеспечивая высокую надежность выполнения толкающих функций и увеличенный срок службы. Как будет понятно специалисту в данной области техники, автоматическое срабатывание достигается за счет того, что при подаче гидравлической жидкости под давлением в поршневую полость второй захват отклоняются в сторону воздействующей силы, противоположную перемещению штока, а кулачки, установленные на осях, взаимодействуя с головкой рельса сверху и снизу, заклинивают захват. Первый захват при перемещении штока свободно скользит опорой по головке рельса. Этот имеет максимально простую конструкцию и включает только левую и правую части (или даже только левую или только правую часть) с зонами трения и скольжения для нижней части головки рельса и опору для верхней части головки рельса. При подаче жидкости в штоковую полость гидроцилиндра первый захват отклоняется в сторону, противоположную перемещению штока, при этом происходит заклинивание головки рельса между опорой (11) и зоной трения с обеспечением максимального коэффициента трения. Одновременно происходит расклинивание второго захвата вследствие отсутствия воздействующей на него силы. В результате первый захват становится точкой опоры гидроцилиндра, а второй захват скользит по верхней части головки рельса с минимальным коэффициентом трения посредством опоры (11). Таким образом, происходит автоматическое срабатывание захватов, обеспечивающих надежное выполнение толкающих функций устройства.
При этом, исключено проскальзывание захватов, повреждение головки рельса и захватов; обеспечено снижение изгибающих моментов, действующих на устройство и головку рельса при работе. Тем самым повышается надежность устройства и увеличивается его срок службы по сравнению с аналогом.
В одной из частных форм выполнения вышеупомянутый второй зажим (2) может иметь два нижних кулачка (9), выполненных с возможностью расположения слева и справа относительно головки рельса и один кулачок (8).
В еще одной частной форме выполнения вышеупомянутая опора (11) и/или (14) может представлять собой ролик.
В еще более предпочтительной форме выполнения вышеупомянутый ролик снабжен подшипниками качения.
В одной из частных форм выполнения вышеупомянутый второй (2) зажим может быть снабжен двумя опорами (11) в виде роликов (11), расположенных слева и справа относительно головки рельса.
В еще одной частной форме выполнения вышеупомянутые площадки для упора, выполненные с возможностью зацепления нижней части головки рельса могут представлять собой рифление или группы расположенных параллельно друг другу борозд и гребней.
Кроме того, для упрощения эксплуатации, устройство содержит приспособление для его быстрого возврата к краю рельса, состоящее из клина распорного, ручки и тросика.
Конструкция предлагаемого изобретения поясняется фигурами 1-4.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ФИГУР ЧЕРТЕЖЕЙ
На фиг. 1 показан общий вид устройства.
На фиг. 2 и 3 схематически показан первый захват.
На фиг. 4 схематически показан первый захват.
На фиг. 5 схематически показана оснастка для быстрого продвижения устройства вдоль рельса.
На фигурах 1-5 позициями обозначены следующие элементы:
1 - гидроцилиндр,
2 - второй захват,
3 - первый захват,
4 - цапфа,
5 - упор,
6 - узлы подачи гидравлической жидкости,
7 - рычаги,
8 - верхний кулачок,
9 - нижний кулачок,
10 - оси,
11 - ролики,
12 - рычаги,
13 - ось,
14 - цилиндрическая опора скольжения,
15 - ручка,
16 - клин распорный,
17 - тросик.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Как показано на фиг. 1-4, устройство для перемещения тяжеловесного оборудования по рельсу, включает:
гидроцилиндр (1), имеющий корпус и шток поршня с цапфой (4),
узлы подвода гидравлической жидкости (6),
упор (5), установленный на конце упомянутого штока,
первый (3) и второй (2) захваты для головки рельса,
в котором
упомянутый первый (3) захват имеет верхнюю часть, шарнирно соединенную с концом штока упомянутого гидроцилиндра посредством оси (13) и снабженную опорой (14), выполненной с возможностью качения или скольжения вдоль верхней части головки рельса, а также нижнюю часть, имеющую зону скольжения и зону трения, выполненные таким образом, что упомянутая зона скольжения имеет минимальную площадь пятна контакта с нижней частью головки рельса или вообще не касается нижней части головки рельса при удлинении гидроцилиндра (1) и соответствующем наклоне захвата (3) относительно вертикальной плоскости, а зона трения вплотную примыкает к нижней части головки рельса при укорочении гидроцилиндра (1) и соответствующем отклонении захвата (3);
упомянутый второй (2) захват имеет верхнюю часть, шарнирно соединенную с упомянутым корпусом гидроцилиндра, и нижнюю часть, снабженную верхним (8) и нижним (9) кулачками, имеющими в своей нижней и верхней частях, соответственно, площадки для упора в верхнюю часть и нижнюю часть головки рельса, соответственно, при этом кулачки установлены шарнирно с возможностью поворота относительно оси, таким образом, что плоскости упомянутых площадок могут совмещаться с плоскостями верхней и нижней части головки рельса;
упомянутый второй (2) захват снабжен опорой (11), выполненной с возможностью качения или скольжения вдоль верхней части головки рельса, и расположенной таким образом, что при укорочении гидроцилиндра (1) второй захват (2) наклоняется, при этом упомянутый верхний (8) кулачок поднимается, а упомянутый нижний (9) кулачок опускается, тем самым освобождая головку рельса, а при удлинении гидроцилиндра (1) упомянутый верхний (8) кулачок опускается, а упомянутый нижний (9) кулачок поднимается, тем самым зажимая головку рельса.
Второй захват (2), показанный на фиг. 2 и фиг. 3 состоит из рычагов (7), верхнего кулачка (8), двух нижних кулачков (9), оси (10) и роликов (11).
Кулачки (8) и (9) контактируют с верхней и нижними поверхностями головки рельса своей поверхностью с насечкой при прямом ходе гидроцилиндра, ролики (11) контактируют коническими поверхностями с данными поверхностями при обратном ходе.
Первый захват (3), показанный на фиг. 4, состоит из рычагов (12), скрепленных осью (13) и цилиндрической опорой скольжения (14). Нижние части рычагов (12) в области, примыкающей к нижней части головки рельса, имеют поверхность, включающую зону скольжения и зону трения. Один из этих участков при расположении зажима в вертикальной плоскости является по существу горизонтальным, а другой наклонным, вследствие этого захват (3) имеет возможность отклоняться в зависимости от точки подачи рабочей жидкости, последовательно в одну сторону, противоположную движению штока гидроцилиндра (1). Устройство работает следующим образом:
Устройство устанавливают на рельсы, на которых размещен тяжеловесный груз, для перемещения его к месту монтажа.
Первый захват (3) и второй захват (2) устанавливают на рельс и стягивают осями (10, 13).
Гидроцилиндр (1) устанавливают таким образом, чтобы упор (5) упирался в опорную поверхность перемещаемого груза.
Через узел (6) под поршень гидроцилиндра (1) подают гидравлическую жидкость. В результате поршень с закрепленным на штоке первым захватом (3), цапфой (4) и упором (5) перемещается вперед к перемещаемому грузу, а второй захват (2) при этом охватывает головку рельса кулачками (8) и (9) так что насечки на них препятствуют движению захвата (2). Таким образом, происходит надежное заклинивание гидроцилиндра (1) на рельсе вторым захватом (2).
Первый захват (3) свободно перемещается по рельсу с минимальным коэффициентом трения, скользя опорой (14) по верхней поверхности головки рельса, так как вследствие отсутствия воздействующей на него силы не имеет возможности отклониться. В процессе выдвижения поршня, упор (5) давит на тяжеловесное оборудование, и оно перемещается на длину хода штока.
После совершения полного хода штока подают гидравлическую жидкость через узел (6) в штоковую полость гидроцилиндра (1). При этом первый захват (2) отклоняется в сторону воздействующей силы, противоположной ходу штока гидроцилиндра (1), и происходит заклинивание головки рельса между опорой (14) и зоной трения первого (3) захвата.
Первый захват (3) становится точкой опоры гидроцилиндра 1. Благодаря наличию роликов (11) на втором захвате (2) и отсутствию воздействующей силы происходит саморасклинивание кулачков (8) и (9). В процессе дальнейшей подачи гидравлической жидкости через узел (6) в штоковую полость гидроцилиндр (1) подтягивается вперед на величину выдвинутого штока. Далее цикл повторяют необходимое количество раз для перемещения тяжеловесного груза до места его монтажа.
В комплект устройства входит приспособление для его быстрого возврата к краю рельса показанное на фиг. 5, состоящее из клина распорного (16), ручки (15) и тросика (17).
Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает автоматическое срабатывание захватов с высокими значениями по надежности выполнения толкающих функций и сроку службы, характеризуется простотой эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТЯЖЕЛОВЕСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПО РЕЛЬСАМ | 2009 |
|
RU2414414C2 |
Рельсовый тормоз | 1990 |
|
SU1763274A1 |
РЕЛЬСОВЫЙ ЗАХВАТ | 2011 |
|
RU2484195C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА МОНОРЕЛЬСОВЫХ ДОРОГ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ | 2011 |
|
RU2452641C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ОСЕВОЙ УЗЕЛ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ | 1997 |
|
RU2190547C2 |
Демпфер для подающей каретки штампа | 2020 |
|
RU2756457C1 |
СПОСОБ ПРАВКИ РЕЛЬСОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ, СПОСОБ ПРАВКИ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ (2 ВАРИАНТА) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРАВКИ РЕЛЬСОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ | 2000 |
|
RU2201484C2 |
МАШИНА ДЛЯ СТЫКОВОЙ СВАРКИ РЕЛЬСОВ | 2006 |
|
RU2325978C2 |
РЫЧАЖНО-КУЛАЧКОВОЕ ПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1997 |
|
RU2144493C1 |
Способ демпфирования вагонов и устройство для его осуществления | 2017 |
|
RU2669043C2 |
Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к средствам для перемещения тяжеловесного груза. Устройство для перемещения тяжеловесного оборудования по рельсу включает гидроцилиндр (1), имеющий корпус и шток, упор (5), установленный на конце упомянутого штока, первый (3) и второй (2) захваты для головки рельса. Первый (3) захват имеет верхнюю часть, шарнирно соединенную с концом оси (13) и снабженную опорой (14), и нижнюю часть. Второй (2) захват имеет верхнюю часть, шарнирно соединенную с корпусом гидроцилиндра, и нижнюю часть, снабженную верхним (8) и нижним (10) кулачками. Кулачки имеют в своей нижней и верхней частях, соответственно, площадки для упора в верхнюю часть и нижнюю часть головки рельса. Кулачки установлены шарнирно с возможностью поворота относительно оси таким образом, что плоскости упомянутых площадок могут совмещаться с плоскостями верхней и нижней частей головки рельса. Второй (2) захват снабжен опорой (11), выполненной с возможностью качения или скольжения вдоль верхней части головки рельса и расположенной таким образом, что при укорочении гидроцилиндра (1) второй захват (2) наклоняется. При удлинении гидроцилиндра (1) верхний (8) кулачок опускается, а упомянутый нижний (10) кулачок поднимается, тем самым зажимая головку рельса. Достигается повышение надежности. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.
1. Устройство для перемещения тяжеловесного оборудования по рельсу, включающее:
гидроцилиндр (1), имеющий корпус и шток поршня,
упор (5), установленный на конце упомянутого штока,
первый (3) и второй (2) захваты для головки рельса,
в котором
упомянутый первый (3) захват имеет верхнюю часть, шарнирно соединенную с концом штока упомянутого гидроцилиндра посредством оси (13) и снабженную опорой (14), выполненной с возможностью качения или скольжения вдоль верхней части головки рельса, а также нижнюю часть, имеющую зону скольжения и зону трения, выполненные таким образом, что упомянутая зона скольжения имеет минимальную площадь пятна контакта с нижней частью головки рельса или вообще не касается нижней части головки рельса при удлинении гидроцилиндра (1) и соответствующем наклоне захвата (3) относительно вертикальной плоскости, а зона трения вплотную примыкает к нижней части головки рельса при укорочении гидроцилиндра (1) и соответствующем отклонении захвата (3);
упомянутый второй (2) захват имеет верхнюю часть, шарнирно соединенную с упомянутым корпусом гидроцилиндра, и нижнюю часть, снабженную верхним (8) и нижним (9) кулачками, имеющими в своей нижней и верхней частях, соответственно, площадки для упора в верхнюю часть и нижнюю часть головки рельса соответственно, при этом кулачки установлены шарнирно с возможностью поворота относительно оси таким образом, что плоскости упомянутых площадок могут совмещаться с плоскостями верхней и нижней частей головки рельса;
упомянутый второй (2) захват снабжен опорой (11), выполненной с возможностью качения или скольжения вдоль верхней части головки рельса и расположенной таким образом, что при укорочении гидроцилиндра (1) второй захват (2) наклоняется, при этом упомянутый верхний (8) кулачок поднимается, а упомянутый нижний (9) кулачок опускается, тем самым освобождая головку рельса, а при удлинении гидроцилиндра (1) упомянутый верхний (8) кулачок опускается, а упомянутый нижний (9) кулачок поднимается, тем самым зажимая головку рельса.
2. Устройство по п.1, в котором вышеупомянутый второй зажим (2) имеет два нижних (9) кулачка, выполненных с возможностью расположения слева и справа относительно головки рельса, и один верхний (8) кулачок.
3. Устройство по п.1, в котором вышеупомянутая опора (11) и/или (14) представляет собой ролик.
4. Устройство по п.3, в котором вышеупомянутый ролик снабжен подшипниками качения.
5. Устройство по п.3, в котором вышеупомянутый второй (2) зажим снабжен двумя опорами (11) в виде роликов (11), расположенных слева и справа относительно головки рельса.
6. Устройство по п.1, в котором вышеупомянутые площадки для упора выполнены с возможностью зацепления нижней части головки рельса, представляют собой рифление или группы расположенных параллельно друг другу борозд и гребней.
7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что содержит приспособление для его быстрого возврата к краю рельса, состоящее из клина распорного, ручки и тросика.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТЯЖЕЛОВЕСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПО РЕЛЬСАМ | 2009 |
|
RU2414414C2 |
РЕЛЬСОЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУТЕВЫХ МАШИН | 0 |
|
SU346431A1 |
US 5664500 A1, 09.09.1997 | |||
Устройство для перемещения тяжеловесных грузов по направляющим | 1982 |
|
SU1094842A1 |
РЕЛЬСОВЫЙ ТОЛКАТЕЛЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ | 2002 |
|
RU2226163C2 |
Авторы
Даты
2023-01-24—Публикация
2022-11-16—Подача