Топливный бак автотранспортного средства Российский патент 2024 года по МПК B65D90/00 B60K15/77 

Описание патента на изобретение RU2822344C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системе питания двигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств.

При движении автотранспортного средства по неровной поверхности и сложному дорожному рельефу (особенно по бездорожью и пересечённой местности) моторное углеводородное топливо в баке совершает волновое перемещение от одной (например, передней) стенки бака до другой (например, задней) и обратно, вызывая смешивание отстоя на дне бака с топливом, гидроудар топлива о внутренние стенки бака и создавая «дыхательный эффект» бака. В свою очередь, гидроудар топлива о внутренние стенки бака способствует появлению статического напряжения и возможному самовоспламенению топлива, а «дыхательный эффект» создаёт попеременно разрежение (вдох) - поступление воздуха в бак из атмосферы и избыточное давление (выдох) - вытеснение воздуха из бака в атмосферу через воздушный клапан крышки заливной горловины топливного бака. При пониженном давлении (разрежении) в бак вместе с воздухом поступает и пыль (мельчайшие частички кварца), что при работе двигателя автотранспортного средства приводит к повышенному износу сопрягаемых деталей системы питания. Кроме того, «дыхательный эффект» бака способствует поступлению вместе с воздухом и влаги, что увеличивает содержание в топливе растворённой воды и негативным образом сказывается на работоспособности узлов и агрегатов системы питания двигателя.

В настоящее время для устранения волнового перемещения топлива в баке при движении автотранспортных средств по дорогам различного типа в топливном баке размещают поперечные и горизонтальные перегородки. Перед авторами стояла задача разработать простую в исполнении, технически реализуемую на основе изделий и материалов отечественного производства, надёжную и эффективную в работе конструкцию топливного бака автотранспортного средства, обеспечивающую устранение гидроударов топлива о стенки бака, отделение полости отстоя от основного объёма бака и обеспечение дополнительной очистки топлива от загрязнителей (механических примесей и воды).

При просмотре источников патентной и научно-технической информации были выявлены технические решения, позволяющие оценить возможность использования их в заявляемом топливном баке.

Известен топливный бак автотранспортного средства [Патент РФ на ПМ № 13027, МПК B65D 90/00. Плоский топливный бак / И.В. Березин, Т.И. Березина, В.С. Коробченко, Н.Ф. Строков. - Заявка № 99117854/20 от 16.08.1999; Опубл. 20.03.2000, Бюл. № 8], содержащий корпус, внутри которого установлены отдельные поперечные перегородки, закреплённые с помощью отогнутых лапок к внутренним стенкам корпуса бака.

Недостатком этого топливного бака является затруднённый доступ к техническому обслуживанию и ремонту перегородок, а также то, что он не в полной мере справляется с предварительной очисткой топлива от загрязнителей (механических примесей и воды) по причине недостаточно эффективных средств очистки, что существенно снижает надёжность узлов и агрегатов системы питания дизеля автотранспортного средства из-за повышенного износа сопрягаемых деталей и нарушения качества фильтруемости топлива штатными фильтрами топливной системы.

Наиболее близким по технической сущности и взятый за прототип является топливный бак автотранспортного средства [Уханов А.П. Конструкция автомобилей и тракторов: учебник для вузов / А.П. Уханов, Д.А. Уханов. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - С.37, рис. 19], содержащий металлический корпус бака, заливную горловину со съёмной крышкой, топливозаборную трубку и поперечные металлические перегородки, жёстко закреплённые к внутренним стенкам корпуса бака.

Недостатком этого топливного бака является достаточно сложная конструкция металлических перегородок за счёт выполнения в них сложных фасонных отверстий, перегородки являются не съёмными, а жёстко прикрепленными к внутренним стенкам бака, что затрудняет их осмотр при выполнении операций по техническому обслуживанию или замене. Необходимость создания полости отстоя вынуждает изготавливать днище корпуса бака сложной конфигурации или использовать автономный фильтр-отстойник, размещая его внутри корпуса бака или вне его. Кроме того, топливный бак по прототипу не в полной мере справляется с предварительной очисткой топлива от загрязнителей (механических примесей и воды) по причине недостаточно эффективных средств очистки, что существенно снижает надёжность узлов и агрегатов системы питания двигателя автотранспортного средства из-за повышенного износа сопрягаемых деталей и нарушения качества фильтруемости топлива штатными фильтрами топливной системы.

Технический результат изобретения - повышение эффективности использования топливного бака и надёжности узлов и агрегатов системы питания двигателей автотранспортных средств за счет упрощения конструкции бака, улучшения приспособленности бака к проведению технического обслуживания и ремонта, создания условий для дополнительной очистки топлива в баке от загрязнителей.

Указанный технический результат достигается за счет того, что топливный бак автотранспортного средства содержит корпус бака, заливную горловину, установленную в отверстие корпуса бака, закрываемого съёмным фланцем, топливозаборную трубку и закреплённые внутри корпуса бака металлические вертикальные перегородки, расположенные поперёк корпуса бака, согласно изобретению, вертикальные перегородки выполнены в виде одинаковых многослойных секций с габаритными размерами по ширине меньшими на 2…3 мм диаметра отверстия, закрываемого съёмным фланцем заливной горловины бака, с радиальными отверстиями диаметром 5…6 мм по всей поверхности, и прикрепленные с возможностью оперативной замены к верхним внутренним стенкам корпуса бака с помощью быстросъёмного крепёжного приспособления, на внешних поверхностях вертикальных перегородок с помощью упругих пластинчатых зажимов закреплены плотные пенополиуретановые пластины толщиной 5…6 мм и пористостью не более 60 пор на линейный дюйм, кроме того, к внутренним стенкам корпуса бака на высоте 15…20 мм от верхнего торца топливозаборной трубки жёстко закреплена с минимальным отклонением от горизонтальной плоскости коррозионно-устойчивая к топливу металлическая ячеистая сетка, на горизонтальную поверхность которой со стороны заливной горловины уложена идентичная материалу наружным пластинам вертикальных перегородок плотная пенополиуретановая пластина толщиной 10…12 мм и пористостью не более 40 пор на линейный дюйм с конфигурацией огибающего контура подобной сетке и горизонтальному сечению внутренней полости корпуса бака на уровне крепления сетки, при этом горизонтально расположенная пенополиуретановая пластина и днище корпуса бака образуют полость отстоя.

На фиг. 1 представлена схема топливного бака автотранспортного средства.

Топливный бак автотранспортного средства содержит корпус 1 бака, заливную горловину 2, установленную в отверстие корпуса бака, закрываемого съёмным фланцем 3, топливозаборную трубку 4 и закреплённые внутри корпуса бака металлические вертикальные перегородки 5, расположенные поперёк корпуса 1 бака, отличающийся тем, что вертикальные перегородки 5 выполнены в виде одинаковых многослойных секций с габаритными размерами по ширине меньшими на 2…3 мм диаметра отверстия, закрываемого съёмным фланцем 3 заливной горловины 2 бака, с радиальными отверстиями диаметром 5…6 мм по всей поверхности и прикрепленные с возможностью оперативной замены к верхним внутренним стенкам корпуса 1 бака с помощью быстросъёмного крепёжного приспособления 6, на внешних поверхностях вертикальных перегородок 5 с помощью упругих пластинчатых зажимов 7 закреплены плотные пенополиуретановые пластины 8 толщиной 5…6 мм и пористостью не более 60 пор на линейный дюйм, кроме того к внутренним стенкам корпуса 1 бака на высоте 15…20 мм от верхнего торца топливозаборной трубки 4 жёстко закреплена с минимальным отклонением от горизонтальной плоскости коррозионно устойчивая к топливу металлическая ячеистая сетка 9, на горизонтальную поверхность которой со стороны заливной горловины 2 уложена идентичная материалу наружным пластинам вертикальных перегородок 5 плотная пенополиуретановая пластина 10 толщиной 10…12 мм и пористостью не более 40 пор на линейный дюйм с конфигурацией огибающего контура подобной сетке 9 и горизонтальному сечению внутренней полости корпуса 1 бака на уровне крепления сетки 9, при этом горизонтально расположенная пенополиуретановая пластина 10 и днище корпуса 1 бака образуют полость отстоя.

Топливный бак автотранспортного средства работает следующим образом. При движении автотранспортного средства по дорогам со сложным рельефом местности (подъёмы, спуски, уклоны, выбоины и др.) волновое перемещение топлива в корпусе 1 бака не только гасится поверхностью вертикальных перегородок 5, но и при волновом ударе топлива о перегородки 5 происходит фильтрация топлива при его прохождении через поры двух пенополиуретановых пластин 8 толщиной каждая 5…6 мм (толщина обоих пластин 8 составляет 10…12 мм) с количеством пор на линейный дюйм не более 60 (60 ppi - pores per inch) и радиальные отверстия перегородок 5. При этом частицы загрязнителей свыше размера пор пенополиуретана остаются на наружной поверхности пластин 8 перегородок 5. При техническом обслуживании топливного бака перегородки 5 в сборе с пластинами 8 снимаются, вынимаются из корпуса 1 бака через отверстие, закрываемого съёмным фланцем 3, и промываются бензином или дизельным топливом в ванне методом «полоскания» для последующего монтажа в корпусе 1 бака с помощью крепёжного приспособления 6. При необходимости производится замена «старых» пенополиуретановых пластин на новые с помощью зажимов 7.

Для того, чтобы отстой, скапливающийся на дне корпуса 1 бака, при волновом перемещении топлива в баке, не смешивался с чистым топливом, полость отстоя отделена от основного объёма корпуса 1 бака сеткой 9 с уложенной на её поверхность пенополиуретановой пластиной 10 толщиной 10…12 мм на высоте 15…20 мм от верхнего торца топливозаборной трубки 4. Пластина 10 с количеством пор на линейный дюйм не более 40 дополнительно выполняет функции фильтрующего элемента при прохождении топлива через поры пенополиуретана.

Толщина пенополиуретановых пластин 8 и 10 размером 10…12 мм выбрана из расчёта минимального сопротивления топливу при его прохождении через поры пенополиуретана и обеспечения требуемой степени очистки при фильтрации топлива. Высота размещения горизонтально расположенной пластины 10 на уровне 15…20 мм от верхнего торца топливозаборной трубки 4 обусловлена возможностью прогиба сетки 9 в процессе длительной эксплуатации автотранспортного средства и вероятного перекрытия отверстия топливозаборной трубки 4, а также создания полости отстоя в объёме, обеспечивающим слив отстоя не чаще, чем при очередном периодическом техническом обслуживании топливного бака. Габаритные размеры секций вертикальных перегородок 5 по ширине выбраны с учётом удобного доступа к секциям перегородок 5 через отверстие в корпусе 1 бака, закрываемого съёмным фланцем 3, при их обслуживании, промывке или замене пенополиуретановых пластин 8 и 10.

Предлагаемый топливный бак может устанавливаться не только на автотракторные средства (автомобили, тракторы, автофургоны и пр.), но и на другую наземную транспортную технику (комбайны, автопогрузчики, автозаправщики, автогрейдеры, поливоуборочные и подметальные машины и пр.), работающие в условиях запылённого атмосферного воздуха.

Топливный бак автотранспортного средства технически реализуем. Для его изготовления используются отечественные комплектующие изделия: металлические листы для вертикальных перегородок, металлическая сетка, пенополиуретан с пористостью не более 40… 60 ppi (pores per inch), пластинчатые зажимы. Корпус бака может изготавливаться из металла, пластмассы или композитных материалов.

Похожие патенты RU2822344C1

название год авторы номер документа
Топливный бак транспортного средства 1982
  • Панов Александр Иванович
  • Усов Александр Иванович
  • Свиридов Юрий Борисович
  • Кондратов Владимир Викторович
  • Гавровская Татьяна Андреевна
  • Кашуба Борис Павлович
  • Торбаков Борис Александрович
SU1055661A2
Бак для жидкого топлива 1980
  • Панов Александр Иванович
  • Усов Александр Иванович
  • Финкельштейн Александр Мейлахович
SU1024384A1
Топливный бак для транспортных средств 1976
  • Рудой Валерий Александрович
  • Гершкович Лейб Аронович
SU579179A1
Топливный бак транспортного средства 1981
  • Банников Евгений Леонидович
  • Боженов Евгений Петрович
  • Ермилов Валерий Алексеевич
  • Николаев Владимир Георгиевич
  • Петрушев Олег Борисович
SU1008018A1
Бак для жидкостей 1977
  • Соколов Юрий Яковлевич
  • Панов Александр Иванович
SU745789A1
Топливный бак транспортного средства 1976
  • Мохов Ростислав Михайлович
  • Панов Александр Иванович
  • Свиридов Юрий Борисович
SU619370A1
Топливный бак транспортного средства 1986
  • Камнев Владимир Константинович
  • Сорокин Николай Олегович
  • Соколов Юрий Александрович
  • Хлопин Герман Михайлович
SU1391975A1
Топливный бак транспортного средства 1976
  • Кайданский Эдуард Иванович
  • Кондратов Владимир Викторович
  • Ермилов Валерий Алексеевич
  • Хаджиогло Эдуард Александрович
  • Петрушев Олег Борисович
  • Свиридов Юрий Борисович
SU698790A1
Топливный бак транспортного средства 1973
  • Бондарев Александр Павлович
  • Беганский Станислав Александрович
  • Гершкович Леонид Аронович
SU768664A1
Топливный бак транспортного средства 1982
  • Кондратов Владимир Викторович
  • Кайданский Эдуард Иванович
  • Николаев Владимир Георгиевич
  • Свиридов Юрий Борисович
  • Солтицкий Вадим Борисович
  • Аляпышев Владимир Георгиевич
  • Гаврилов Юрий Александрович
  • Эфрос Виктор Валентинович
  • Мацеренко Иван Прокопович
SU1125163A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 822 344 C1

Реферат патента 2024 года Топливный бак автотранспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения. Топливный бак автотранспортного средства содержит корпус (1) бака, заливную горловину (2) со съёмным фланцем (3), топливозаборную трубку (4) и металлические вертикальные перегородки (5) с радиальными отверстиями по всей поверхности, прикреплённые к верхним внутренним стенкам корпуса (1) бака с помощью быстросъёмного крепёжного приспособления (6), на внешних поверхностях вертикальных перегородок (5) при помощи пластинчатых зажимов (7) закреплены пенополиуретановые пластины (8) с количеством пор на линейный дюйм не более 60. К внутренним стенкам корпуса (1) бака на высоте 15…20 мм от верхнего торца топливозаборной трубки (4) жёстко закреплена коррозионно-устойчивая к топливу металлическая сетка (9), на горизонтальную поверхность которой со стороны заливной горловины (2) уложена пенополиуретановая пластина (10) с количеством пор на линейный дюйм не более 40, которая совместно с днищем корпуса (1) бака образует полость отстоя. Достигается повышение эффективности использования топливного бака и надёжности узлов и агрегатов системы питания двигателей автотранспортных средств за счет упрощения конструкции бака, улучшения приспособленности бака к проведению технического обслуживания и создания условий для дополнительной очистки топлива от загрязнителей. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 822 344 C1

Топливный бак автотранспортного средства, содержащий корпус бака, заливную горловину, установленную в отверстие корпуса бака, закрываемого съёмным фланцем, топливозаборную трубку и закреплённые внутри корпуса бака металлические вертикальные перегородки, расположенные поперёк корпуса бака, отличающийся тем, что вертикальные перегородки выполнены в виде одинаковых многослойных секций с габаритными размерами по ширине, меньшими на 2…3 мм диаметра отверстия, закрываемого съёмным фланцем заливной горловины бака, с радиальными отверстиями диаметром 5…6 мм по всей поверхности, и прикреплены с возможностью оперативной замены к верхним внутренним стенкам корпуса бака с помощью быстросъёмного крепёжного приспособления, на внешних поверхностях вертикальных перегородок с помощью упругих пластинчатых зажимов закреплены плотные пенополиуретановые пластины толщиной 5…6 мм и пористостью не более 60 пор на линейный дюйм, кроме того, к внутренним стенкам корпуса бака на высоте 15…20 мм от верхнего торца топливозаборной трубки жёстко закреплена с минимальным отклонением от горизонтальной плоскости коррозионно-устойчивая к топливу металлическая ячеистая сетка, на горизонтальную поверхность которой со стороны заливной горловины уложена идентичная материалу наружных пластин вертикальных перегородок плотная пенополиуретановая пластина толщиной 10…12 мм и пористостью не более 40 пор на линейный дюйм с конфигурацией огибающего контура, подобной сетке и горизонтальному сечению внутренней полости корпуса бака на уровне крепления сетки, при этом горизонтально расположенная пенополиуретановая пластина и днище корпуса бака образуют полость отстоя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2822344C1

Уханов А.П
Конструкция автомобилей и тракторов: учебник для вузов / А.П
Уханов, Д.А
Уханов
- Санкт-Петербург: Лань, 2023
Пишущая машина 1922
  • Блок-Блох Г.К.
SU37A1
Способ изготовления электрических сопротивлений посредством осаждения слоя проводника на поверхности изолятора 1921
  • Андреев Н.Н.
  • Ландсберг Г.С.
SU19A1
EP 4137342 А1, 22.02.2023
ТОПЛИВНЫЙ БАК 2022
  • Анохин Дмитрий Юрьевич
RU2783012C1
CN 208914959 U, 31.05.2019.

RU 2 822 344 C1

Авторы

Уханов Александр Петрович

Даты

2024-07-04Публикация

2024-02-02Подача