Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для ограничения, складывания седельного придепа в ошибочном направлении..
Известно устройство для ограничения угла складывания шарнирно сочлененных секций автопроезда .содержащего по меньшей мере два исполнительных гидроцилиндра, рабочие полости которых соединены через управляемые клапаны с гидробаком, и блок датчиков направления поворота управляемых колес передней оси, установленный между двумя секциями автопоездов и сопряженный с рулевым валом, управляющим колесами передней ос.и и упомянутыми управляемыми клапанами с возможностью запирания одного из них при повороте управляемых колес в одну сторону и другого - при повороте управляемых колес в противоположную сторону L 1 .
Недостатком известного устройства является то, что оно не препятствует самопроизвольному смещению . второго шасси при движении в повороте в направлении к внутренней
стороне поворота.
Цель изобретения - устранение отмеченного недостатка, а именно улучшение управляемости автопоезда.
Указанная цель достигается тем, .что устройство , содержащее по меньшей мере два исполнительных гидроцилиндра, рабочие полости которых соединены через управляемые клапаны с гидробаком, и блок датчиков направления поворота управляемых колес передней оси, установленный между секциями автопоезда и сопряженный с рулевым валом, управляющим колесами передней оси и упомянутыми управляемыми клапанами с возможностью запирания одного из них при повороте управляемых колес 8 одну сторону и другого т при повороте управляемых колес в противоположную сторону, снабжено двумя перепускными клапанами с регулируемой величиной порога срабатывания, дросселирующими поток жидкости в гидролиниях от рабочих полостей исполнительных гидроцилиндроа к управляемым клапанам и далее к гидробаку, и двумя гидролиниями с обратными клапанами, препятствующими перетеканию жидкости из гидробака в рабочие полости исполнительных гидроцилиндров, причем каждая отдельная гидролиния с обратным клапаном под кгуючена параллельно соответствующей гидролинии с перепускным и управляемым клапанами, управляемые клапаны выполнены с электромагнитной системой управления, подключенной .к источнику питания посредством датчиков направления поворота колес, пред-0 ставляющих собой контактные переключатели, механически связанные с рулевым валом.
Кроме того, оно снабжено датчиком угла складывания секций, кинематически связанного с запорными элементами перепускных клапанов.
При этом кинематическая связь датчика угла складывания с.екций с запорным.и элементами перепускных клапанов представляет собой две тол- кающие штанги переменной длины,з.акрепленные одними своими концами на запорных элементах и опирающиеся другими концами на плечи двуплечего ры5 чага, установленного на передней секции, соединённого посредством рычажной системы с элементом датчика угла складывания, представляющим собой шарнирно .закрепленную на задней
0 секции толкающую штангу, причем упомянутый двуплечий рычаг в положении автопоезда, соответствующем направлению прямолинейного движения, закреплен симметрично и перпендикулярJ но продольной оси симметрии автопоезда. .
На фиг. 1 схематично изображено .; . встроенное в сочлененный автопоезд устройство для ограничения угла склаQ дывания , вид сверху;на фиг. 2 - гидравлическая и электрическая схема устройства; на фиг. 3- исполнение предлагаемого устройства, снабженное датчиком угла складывания.
Первая секция 1 и вторая секция 2 шарнирно сочлененного автопоезда 3 соединяются шарниром k. Передние колеса 5 и 6, расположенные на передней оси 7 шарнирно сочлененного
автопоезда 3 управляются рулевым валом 8 рулевого управления и закрепленным на нем рулевым колесом 9.
Устройство Может также встраивать-; ся в шарнирно сочлененные автопоезда 3 в которых приводимой являет- ; ся задняя ось 10 первой секции 1 или соответственно ось 11 второй секции
2. Между первой секцией 1 и второй секцией 2 расположены исполнительные цилиндры 12 и 13, рабочие полости 14 и 15 которых в отдельности подключены к регулируемым вентилям 16 и 17, к которым последовательно подключены соответственно по одному управляемому клапану 18 и 19, подключенные к общему тйдробаку 20, Управляемые клапаны 18 и 19 посредством связей 21 и 22 подключены к блоку датчиков направления поворота управляемых колес 23, связанному с рулевым валом 8. Параллельно к вентилю- 1б и управляемому клапану 18 встроен обратный клапан 24, запирающийся от рабочей полости 14 к гидробаку 20, а параллельно регулируемому вентилю 17 и управляемому клапану 19. встроен обратный клапан 25, запирающийся в направлении от рабочей полости 15 к гидробаку 20.
Чертеж расположения, представленный на фиг. 1, соответствует форме иполнения устройства для ограничения угла складывания, представленной на фиг. 3, так как регулируемые вентили 16 и 17 находятся в функциональной связи с датчиками 2б и 27 угла складывания.
Устройство для ограничения угла складывания (фиг.2), не оснащено датчиком угла складывания. Исполнительные цилиндры 12 и 13 шарнирно закреплены на первой секции, их штоки 28 и 29 - на второй секции 2. Рабочая полость 14 через гидролинию 30 соединена с регулируемым вентилем 16, который через гидролинию 31 подключен к управляемому клап ну 18, а последний через гидроли,нию 32 - к гидробаку 20. На седло 33 регулируемого вентиля 16 опирается запорный элемент 34, нагруженный пружиной. Подвижным элементом электромагнита 35 электрогидравлического управляемого клапана 18 является поршень 36.клапана, расположенный в корпусе 37 клапана. Управляемый клапан 18 а обесточенном состоянии находится в открытом положении, т.е. он обеспечивает свободное протекание жидкости между гидролиниями 31 и 32. Параллельно регулируемому вентилю 16 и управляемому клапану 18 через гидролинию ЗВ, входящую в гидробак 20, встроен обратный клапан 24, причем обратный клапан 24
запирается в направлении к гидробаку 20. Электромагнит 35 через связь 21 подключен к подвижному контакту 40, проходящему.в ползунке 41 и образующему вместе с общим контактом 42, закрепленном на рулевом валу В, датчик направления поворота управляемых колес направо. Общий контакт 42 через проводник 43, выключатель 44, проводник 45 подключен к одному полюсу иctoчникa 46 питания, причем другой полюс через проводник 47 подключен к массе.
Электромагнит 35 через проводник 4В таким же образом подключен к массе.
Рабочая полость 15 посредством гидролинии 49 соединена с регулируемым вентилем 17, который через гидролинию 50 подключен к управляемому . клапану 19, а последний через гидролинию 51 - к гидробаку 20. На седло 52 регулируемого вентиля 17 опираетс запорный элемент 53,нагруженный пружиной . Подвижным элементом электроманита 54 управляемого клапана 19 является поршень 55 клапана, расположенный в корпусе 5б клапана. Управляемый клапан 19 в обесточенном состоянии находится в открытом положении, т.е. он обеспечивает свободное протекание жидкости между гидролиниями 50 и 51. Параллельно регулируемому вентилю 17 и управляемому клапану 19 через гидролинию 57,.входящую в гидролинию 49 и гидролинию 5В, входящую в гидробак 20, встроен обратный клапан 25, причем обратный клапан 25 запирается в направлении к гидробаку 20. Электромагнит 54 через связь 22 подключен к подвижному контакту 59, проходящему в ползунке 60 и образующему вместе с общим контактом, закрепленным на рулевом валу В, датчик направления поворота управляемых колес налево.
Устройство работает следующим образом.
При движении шарнирно сочлененного автопоезда 3 прямо в среднем положении рулевого колеса 9 между общим контактом 42 и подвижными контактами 40 и 59 имеется воздушный зазор, токовые цепи разомкнуты, электромагниты 35, а также 54 обесточены, и управляемые клапаны 18 и 19 находятся в открытом положении. При повороте автопоезда 3 налево при вращении рулевого колеса Э налево общий контакт t2 после превышения установленного пути воздушного зазора приходит в соприкосновение с подвижным контактом 59, вследствие чего замыкается цепь тока электромагнита k, находящийся под током электромагнит 5 перемещает поршень 55 клапана в направлении запирания и тем самым препятствует протеканию жидкости меж ду гидролиниями 50 и 51 . Шток 28 поворачиваемого налево,находящегося в движении.шарнирно сочлененного автопоезда 3 перемещается в направлении сжатия, жидкость из рабочей полости 15 перетекает че.-. рез гидролинию. 30 к регулируемому вентилю 16, открывает, противодействуя нагрузке пружины запорный элемент 3, т.е. приподнимает его от седла 33 вентиля и перетекает через гидролинию 31, через управляемый клапан 18, находящийся в открытом состоянии, и гидролинию 32 в гидробак 20. Одновременно с этим шток 29 перемещается в направлении разжатия и гид равлическая жидкость перетекает из гидробака 20 через гидролинию 58, об ратный клапан 25 и гидролинии 57 и 9 для заполнения рабочей полости 15. В этом функциональном состоянии , устройство для ограничения угла скла дывания создает усилие, определяемое по своей величине запорным элементом З, нагруженным пружиной, или соответственно регулируемым вентилем 1б, зависимое от скорости изменение угла складывания и действующее навст речу движению штока 28 в направлении сжатия. Это усилие, действующее навстречу увеличения угла складывания, особенно необходимо в шарнирно сочлененных автопоездах с приводимой осью второго шасси для того, чтобы тяговое усилие не вызывало слишком сильного складывания транспортного средства. Одновременно устройство для Ограничения складывания уже заранее блокировано навстречу изменению yt- ла складывания, противоположному направ/1ению складывания, соответствующему направлению поворота управляемых колес налево, так как поршень 55 клапана нахрдится в закрытом положении и вследствие этого жидкость не может перетекать из рабочей полости 15 в нJпpaвлeнии гидробака 20. 1ри движении прямо при среднем положении рулевого колеса 9 устройство для ограничения угла складывания препятствует второй секции 2 в соответствии с характеристикой регулиру- .емого вентиля 16 или соответственно 17отклоняться в обоих направлених и таким же образом становится эфф.ективным для борьбы о заносом при торможении . Таким же образом устройство рабо-, тает и при повороте управляемых колес направо. При движении задним ходом с помощью выключателя 4 тока можно привести в нерабочее открытое положение блокировку и управляемые клапаны 18и 19. Устройство для ограничения угла складывания (фиг.З) снабжено блоком, воспринимающим величину и направление угла складывания между первой секцией 1 и второй секцией 2, находящимися в функциональной связи с вентилями 16 и 17 ограничения давления и влияющих на характеристики ограничения давления в зависимости от величины, и скорости изменения угла складывания. к шарниру 61 второй секции 2 присоединена толкающая штанга 62 датчика угла складывания, присоединенная к одному плечу двуплечего рычага 63, установленного на оси 10 первой секции 1, к другому плечу присоединена, напротив, передаточная штанга 64, шарнирно присоединенная к двуплечему рычагу 65, установленному на шарнире 66 первой секции. На плечо 67 двуплечего рычага 65 опирается своей опорной поверхностью 68 толкающая штанга б9, изменяющаяся по своей длине, прох.одящая в направляющей 70 и соединенная с запорным элементом 3 регулируемого вентиля 16, который при нагрузке пружиной при нулевом угле складывания находится в открытом положении. Цилиндрический участок 71 толкающей штанги 69 переменной длины содержит нажимную пружину 72 , опирающуюся иа тарелку 73 участка Jk штанги и стремящуюся раз.п двинуть толкающую штангу б9-переменной длины в направлении максимальной /У1ИНЫ . На плечо 75 двуплечего рычага 65 опирается своей опорной поверхностью 76 толкающая 77, изменя ющаяся по своей длине, проходящая в направляющей 78 и соединенная с запорным элементом53 регулируемого в тиля 17, который при нагрузке пружиной при нулевом угле складывания находится в otKpbiTOM положении.Цилиндрический участок 79 толкающей штанги 77 переменной длины содержит нажимную пружину 80, опирающуюся на тарелку 81 участка 82 штанги и стремящуюся раздвинуть толкающую штангу 77 переменной длины в направлении максимальной длины. Исполнение устройства для огра(ничения угла складывания, снабженное датчиком угла перегиба, работает ана логично исполнению, представленному на фиг . 2, причем отличие состоит в том, что характеристика ограничения давления запорных элементов З или, соответственно, 53 седел 33 или, соо ветственно, 52 вентиля находится в связи с имеющейся в данный момент величиной угла складывания. При угле поворота управляемых, колес налево при транспортном средстве-, находящемся в движении, угол перегиба между первой секцией 1 и второй секцией 2 изменяется таким образом, что толкающая штанга 62 датчика угла перегиба движется в направлении первой секции, в соответст.вии с чем двуплечий рычаг 63.и плечо 67 повернуто передаточной штангой 6 углового рычага 65 (при представленном расположении ), поворачивается в направлени регулируемого вентиля 16 и, -сжимая толкаюшую штангу б9 nepefneHHOH длины, вопреки пружине 72, сдвигает ее, причем толкающая штанга перемещает запорный элемент 3 в направлении седла 33 вентиля и тем самым уменьшает сечение протекания жидкости. Вследствие этого увеличивается дросселирующее воздействие регулируемого вентиля 16, осуществляемое вопреки протеканию жидкости, так; что устройство создает противоусилие навстречу движению штока 28 в направлении сжатия и увеличивающееся при увеличении величины угла перегиба. Аналогичным образом устройство аботает при повороте управляемых ко-i jec направо. Предлагаемое устройство обеспечивает улучшение управляемости автопоезда.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для воздействия на угол излома оси шарнирно сочлененного транспортного средства (его варианты) | 1980 |
|
SU1258321A3 |
Система рулевого управления автопоезда | 1987 |
|
SU1474016A1 |
Устройство для управления колесами прицепа | 1988 |
|
SU1505830A1 |
Гидравлическое рулевое управление транспортного средства с шарнирно-сочлененной рамой | 1983 |
|
SU1134453A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЛИННОБАЗНОГО АВТОПОЕЗДА | 2015 |
|
RU2604376C1 |
Гидравлическая система рулевого управления транспортного средства | 1981 |
|
SU977256A1 |
Гидравлическая система рулевого управления шарнирно сочлененного транспортного средства с передними управляемыми колесами | 1983 |
|
SU1111925A1 |
Гидравлическая система рулевого управления шарнирносочлененного транспортного средства | 1987 |
|
SU1404397A1 |
Устройство для управления колесами полуприцепа | 1979 |
|
SU872366A1 |
Гидравлический рулевой привод шарнирно-сочлененного транспортного средства с передними управляемыми колесами | 1978 |
|
SU918157A1 |
t. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ УГЛА СКЛАДЫВАНИЯ ШАРНИРНО СОЧЛЕНЕННЫХ СЕКЦИЙ АВТОПОЕЗДА, содержащее по меньшей мере два исполнительных гидроцйлиндра, рабочие полости которых соединены через управляемые клапаны с гидробаком, и блок датчиков направления полорота управляемых колес передней оси, установленный между секциями автопоезда и сопряженный с рулевым валом, управляющим колесами передней оси и упомянутыми управляемыми клапанами с возможностью запирания одного из них при повороте управляемых колес в одну сторону и другого - при повороте управляемых колес в противоположну сторону, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения управления автопоейдом, оно снабжено двумя перепускными клапанами с регулируемой величиной порога срабатывания, дросселирующими поток жидкости в гидррлиниях от рабочих полостей ис- . полнительных гидроцилиндров к управляемым клапанам и далее к гидробаку, и двумя гидролиниями с обратными кла- . панами, препятствующими перетеканию жидкости из гидробака в рабочие поло сти исполнительных гидроцилиндров,, причем каждая отдельная гидролиния с обратным клапаном подключена параллельно соответствующей гидролинии с перепускным и управляемым клапанами, управляемые клапаны выполнены с электромагнитной системой управления, .под клю1:4енной к источнику питания посредством датчиков направления поворота колес, представляющих собой контактные переключатели, механиЧё5J и связанные с рулевым валом. 2.Устройство по п. 1, о т л ичающееся тем, что оно снабжено датчиком угла складывания секСО ций, кинематически связанного с запорными элементами перепускных клапанов. 3.Устройство по п. 1,отл.ичаю щ е е с я тем, что кинематическая связь датчика угла складывания секции с запорными элементами перепускных клапанов представляет собой две толкающие штанги переменной длины, оо закрепленные одними концами на запорrvO ных элементах и опирающиеся другими СО концами на плечи двуплечего рычага, i ( установленного на передней секции, I соединенного посредством рычажной I системы с элементом датчика угла складывания, представляющим собой шарнирно закрепленную на задней секции толкающую штангу, причем упомянутый двуплечий рычаг в положении автопоезда, соответствующем направлению прямолинейного движения, закреплен симметрично и перпендикулярно продольной оси симметрии автопоезда.
Авторы
Даты
1983-07-30—Публикация
1980-12-26—Подача