. Изобретение относится к рыбоводству, в частности к способам определения выживаемости рыб, при выпуске с рыбоводных заводов и возможнос ти контроля за влиянием различных способов содержания рыб на развитие их центральной нервной системы. Целью изобретения является упрощение способа и возможность раннего выделения элитных-групп, имеющих повьшенные показатели выживаемости. Способ осуществляют следующим об разом. Рыб помещают в челночную камеру с двумя отделениями, перегородка между которыми имеет отверстие, поз воляющее рыбе переходи1ь из одного отделения в другое. Условным стимулом служит включение электрической лампочки, которая хорошо заметна из любого отделения челночной камеры. Безусловным стимулом служит перемен ный электрический ток (50 Гц, 3-30 подаваемый импульсами с частотой 1 Гц на алюминиевые боковые стенки камеры. Напряжение подбирают по порогу двигательной реакции избегания индивидуально для каждой особи. Вырабатывают реакцию, перехода рыб из одного отделения в другое во время действия условного рефлекса. Безусловный стимул включают через 15 с после начала действия условного сти мула в случае, если рыба не переплы вала в соседнее отделение.,Максимальное время действия безусловного стимула 15 с. Сразу после перехода рыб в соседнее отделение условный и безусловньй стимулы выключают. Ре жим обучения - 50 предъявлений условного стимула в сутки через каждые 10 мин. Обучение ведут до появления правильной реакции рыб на серию.из пят условных рефлексов подряд, но не более 3 суток. Для рыб, у которых выработана серия из пяти условных рефлексов подряд, вероятность выжит в естественных условиях вьппе, чем у рыб, у которых указанные рефлексы н появились. , Проведение обучения молоди атлан тического и стальноголового лососей позволяет выявить три различные ста дии процесса выработки условного рефлекса. На первой стадии у рыб ещ не установилась временная связь меж ду условным и безусловным раздражи322телями и поведенческая реакция, принятая за условную, появляется редко. Она никогда не появляется пять раз подряд при пяти последовательных предъявлений условного рефлекса. На второй стадии появляются серии из 5-7 условных реакций подряд, а на третьей стадии - до десяти и более. У некоторых особей вторая стадия не появлялась в течение первых трех дней обучения. Эти рыбы были отнесены к категории плохо обучающихся. У других особей вторая стадия формирования условного рефлекса появлялась на первый - третий день обучения. Они были отнесены к категории хорошо обучающихся. Для определения выживаемости в естественных условиях, при наличии хищников рыб,принадлежавших к одной из стадии, группами по пять особей помещали в осадок, в которьй после получасовой адаптации вводили имитирующее хищника устройство, снабженное гарпунным механизмом для убивания жертвы. Пример 1. Особей лососевых рыб помещают в первое отделение челночной камеры во второй - включают электрическую лампочку, тем самым вырабатывают условный рефлекс. Особи переплывают из первого отделения во второе. 20 особей, достигших критерия правильной реакции на 3 условных рефлекса подряд при обучении в челночной камере, помещают в садок группами по 5 рыб. После получасовой адаптации вводят искусственного хищника. В начале опыта производят 5 холостых бросков, затем чередуются один боевой и два холостых (совершаются 5 бо.евых бросков) . К концу эксперимента выживает 1 1 особей(55%). Успешность избегания хищника при четвертом и пятом боевых бросках 100%. П р и м е р 2. Аналогичен примеру 1 за исклйчением используют особей, не до.стигших критерия правильной реакции на 5 условных рефлексов подряд при обучении в челночной камере. Всего к концу.эксперимента выживает 5 особей (25%). Успешность избегания хищника при 4-м и 5-м боевых бросках 37,5%. П р и м е р 3. Аналогичен примеру 1, за исключением того, что используют особей, достигших критерия правильной реакции на 7 условных рефлексов подряд при обучении
3
в челночной камере. Всего кконцу эксперимента выживает 10 особей (50 %) . Успешность избегания хищника при 4-м и 5-м боевых бросках 100%.
П р и м е р 4. Аналогичен примеру 1, за исключением того, что используют особей, достигших критерия правильной реакции на 3 условных рефлекса подряд при обучении в челночной камере. Всего к концу эксперимента выживает 5 особей (.25%). Успешность избегания хищника при 4и 5-м боевых бросках 37,5%.
П р и м е р 5. Аналогичен примеру 1, за исключением того, что используют особей, не достигших критерия правильной реакции на 3 условных рефлекса подряд при обучении в челночной камере. Всего к концу эксперимента выживает 8 особей(40%) Успешность избегания хищника при 4-м и 5-м бросках 50%.
Таким образом, особи, не достигшие критерия правильной реакции на 5 условных рефлексов подряд, имеют наименьший процент выживаемости, при повышении критерия до 7 условных рефлексов подряд возникает опасность- потерять.часть рыб при прозе53324
дении эксперимента. Следовательно, оптимальным для вьщеления хорошо выживающих особей является критерий правильной реакции на 5 условных рефлексов подряд при обучении в челночной камере.
В таблице показано выедание искусственным хищником двухлеток радужной форели, селектированных на группы по критериям обучаемости в челночной камере.
Использование предлагаемого способа определения выживаемости рыб обеспечивает следующие преимущества: возможность раннего выделения элитных групп, имеющих повьштенные показатели выживаемости, возможность контроля за влиянием различных способов содержания рыб на развитие их центральной нервной системы, и как, следствие, на выжива-емость, возможность своевременного изменения условий содержания для повышения выживаемости рыб, возможность сравнения разных групп рыб по их способности к приспособлению к новым, непривычным для них условиям. например при выпуске выращенной на рыбоводных заводах молоди рыб в природные водоемы.
in
h
00
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНЫХ ЭФФЕКТОВ МИКРОВОЛН | 1991 |
|
RU2033643C1 |
ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО, ОБЛАДАЮЩЕЕ НООТРОПНОЙ АКТИВНОСТЬЮ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2322240C1 |
ХЛОРГИДРАТЫ 1-ОКСИ-3-АМИНОАЛКИЛАДАМАНТАНА, ПОВЫШАЮЩИЕ УСТОЙЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМА К ВОЗДЕЙСТВИЮ ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУРЫ И ВЛАЖНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЛАДАЮЩИЕ ГИПЕРТЕРМИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЕМ | 1987 |
|
SU1591427A1 |
N, N'-замещенные 3, 7-диазабицикло[3.3.1]нонаны, фармацевтические композиции на их основе и их применение | 2015 |
|
RU2613071C1 |
Ноотропное вещество | 1991 |
|
SU1804845A1 |
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ОБЛАДАЮЩАЯ ПРОТИВОГИПОКСИЧЕСКОЙ, НЕЙРОПРОТЕКТОРНОЙ И АНТИАМНЕСТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ | 2012 |
|
RU2480233C1 |
АНКСИОЛИТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ АНКСИОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ | 1999 |
|
RU2155065C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ МОЛОДИ РЫБЫ ОТ ПОПАДАНИЯ В ВОДОЗАБОРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ | 1995 |
|
RU2077195C1 |
ЭТИЛОВЫЙ ЭФИР [3-МЕТИЛ-5- 2′ -ОКСИФЕНИЛ)-1,2,4-ТРИАЗОЛИЛ-1] УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ, ОБЛАДАЮЩИЙ ПСИХОСТИМУЛИРУЮЩИМ ДЕЙСТВИЕМ | 1983 |
|
SU1121940A1 |
Церебропротекторное средство | 2017 |
|
RU2648451C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫЖИВАЕМОСТИ РЫБ, преимущественно лососевых, включающий оценку их физиологического состояния, о т л и ч а. ю щ и и с я 1гем, что, с целью упрощения способа и обеспечения возможности раннего выделения элитных групп имеющих повьшенные показатели выживаемости, у рыб путем обучения вырабатывают двигательный условный рефлекс, проверяют реакцию рыб-на вы. работанный peфлeкc a оценку физиологического состояния определяют по результатам обучения, принимая за показатель выживаемости правильную реакцию рыб на пять условных рефлексов подряд.
eg СЧ m .- СЯ c ro I
4 +I+II
I+ IIIIII
I+
+II+ +
+I+ + + + + +
I+ Ч- +1+ + +
о cvJ
in vo r 00 a
« о
iC
s tr
so
к a 0)
u Ч ft
ш 0)
у я)
о ю
Суховерхов Ф.М | |||
и Сиверцов А.П | |||
Прудовое рыбоводство | |||
М., Пищевая промьшшенность, 1975, с.135-137 | |||
Способ определения выживаемости рыб во время зимовки | 1977 |
|
SU709042A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1985-07-07—Публикация
1984-04-24—Подача