Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автомобильным механическим коробкам-скоростей с ручным переключением передач.
Цель изготовления - повышение надежности устройства.
На фиг. 1 показано взаимодействие рычага со штоками переключения; на фиг. 2 - взаимное пололсение рычага направляющих планок и пружин на фиг. 3 сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - взаимное полЬжение рычага в направляющих планок при включенных передачах; на фиг. 5 вариант конструкции с пластинчатыми пружинами.
Предложенный механизм включает рычаг 1 переключения, установленный в шаровую опору 2, которая крепится вместе с корпусом 3 к задней крышке 4 коробки передач (см. фиг. 1 .штоки 5, 6 и 7,3 поперечные пазы которых избирательно находит средняя часть 8 с головкой 9 рычага1 при выборе передач (см. фиг.. 2); вилки переключения (показан только што 5 передачи и заднего хода); направляюшие планки 10 и 11, каждая из которых подпружинена в направлении выбора передач двумя цилиндрическими пружинами 12 (см. фиг. З). В данной конструкции все пружины одинаковы. В варианте с пластинчатыми пружинами (см. фиг. 5) планки подпру инены одной пружиной каждая.
Планки 10 и 11 установлены в .окнах 13 и 14 кулисы 15 и в нейтральном положении рьгаага поджаты пружинами к выступам 16 и 17. Пружины располагаются перпендикулярно продольной оси планок 10 и 11 и входят одним концом в пазы 18, 19., выполненные в планках, другим - в пазы 20 и 21, выполненные в кулисе 15 (фиг. 3). Направляющие планки и пру жины сверху и снизу закрыты специ- . альными плоскими шайбами 22 и 23 для предотвращения перекосов и выпаданий из пазсзв пластины см.фиг.2
Дпя облегчения перемещения между шайбами планки выполнены цилиндрическими. Диаметр планок такой же, как и наружный диаметр пружин. Высота кулисы 15 также определяется диаметром пружин и больше их только на величину зазора, необходимого для перемещения планок между шайбамя 22 и 23 без заклинивания. Для фиксации и блокировки штоков применены типовые шариковые фиксаторы и блокировочные сухари (не показаны)
Механизм работает следуюшим образом.
При переключении передач рычаг 1 вращается в шаровой опоре 2 и средня его часть 8 вместе с головкой 9 движется в направлениях, указанных стрелками (фиг. 1|,перемещая голбзкой 9 штоки 5, 6 и 7 вместе с вилками для включения нужной передачи. Когда пЪреключаются передачи непосредственно нейтрали без выбора передач (в данной схеме переключения это 3-я и 4-я передачи, средняя часть 8 движется вдоль направляющих планок 10 и 11. Пружины в работу не вступают. Зазор между рычагом и планками минимален, обусловлен только разностью диаметра средней части рычага и шириной выступов 16 и 17.
При выборе передач рычаг 1 поворачивается в шаровой, опоре в плоскости, перпендикулярной повороту его при переключении передач, и головкой 9 заходит в поперечный паз штока 6 или 7 (фиг. 2 пунктиром, перемещая при. этом средней частью 8 либо планку 10, либо планку 11 в пределах ширины окон 13 или 14 до упора планок в стенки 24, или 25 /фиг. 2, 3, пунктиром. Пружины 12 планки, которая в данный момент перемещается, сжимаются, противоположная планка неподвил на. При этом усилие со стороны рычага к планке приложено примерно по центру между линиями действия на планку усилий со стороны пружин. Возможно небольшое смещение в сторону одной пружины.
Когда после выбора передача включается, рычаг под действием усилия пружин несколько смещается в сторону нейтрали (отмечено Н) в пределах зазора S между головкой 9 и штоком., соседним с включенным. Дпя данной Схемы переключения таким штоком при включении всех передач, кроме 3-1 и 4-й, является шток 5.
Когда рычаг 1 и его средняя часть 8 отходит в сторону нейтрали между стенкой 24 и планкой 20 (или стенкой 25 и планкой II) образуется зазор. Поскольку при включенной передаче точка контакта средней части 8 рычага и планки значительно смещается в сторону одной из пружин, происходит перераспределение усилий пружин: одна из них дeйcтвyet на планку на большем плече, чем вторая. За счет этого планка перекашивается и становится под углом л к продольной оси штока или направлению переключения передач (фиг. 4), Благодаря этому углу образуется осевое усилие, действующее со стороны, планки на рычаг и направленное, в дополнение к фиксаторам штоков, против самовыключения передачи, что повьшает на-дежноеть механизма переключения. На фиг. 4 показано образование такого усилия только для 2-й и 5-й передач. Аналогично образуются они для 1-й и задней передачи.
После выключения передачи, когда рычаг становится на линию нейтрали и его головка 9 на линию пазов штоков, пружины, разжимаясь, через планку вoзвpalцaюt рычаг в нейтральное положение до упора в противоположную ппанку и фиксирует его там Так как планка обладает малой инерционной массой и не ограничена в своих перемещениях в направлении выбора в пределах окон 13 и 14, то она не мешает перемещать рычаг переключения переда диагонально При переключении со 2-й на 3-ю и обратно с 4-й на 5-ю и обрано передачи, что способствует повышению скорости и удобства переключения передач.
Подпружинивание обеих планок двумя пружинами позволяет каждую из пружин сделать меньше по размерам, чем в конструкции с плунжеpow, в который устанавливается одна пружина, за счет этого механизм получается компактным по высоте. Кроме того, две пружины позволяют получить усилие, необходимое для возврата рычага в нейтраль и фиксации его там, приложенное к рычагу близко от центра вращения, тем самым освобождая место в районе головки 9 рычага,, необходимое для размещения других деталей.
На фиг. 5 изображен вариант конструкции с двумя пластинчатыми пружинами 26 вместо 4-х цилиндрических.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механизм управления раздаточной коробкой передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1115931A1 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ | 1969 |
|
SU253597A1 |
Привод управления коробкой передач транспортного средства | 2019 |
|
RU2704642C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1999 |
|
RU2162797C2 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТРОСОВЫМ ПРИВОДОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ | 2015 |
|
RU2636243C2 |
Дистанционный привод управления переключением передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1017526A1 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2008 |
|
RU2401959C2 |
Устройство выбора передач механизма переключения передач | 1986 |
|
SU1373593A1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКОЙПЕРЕДАЧ | 1967 |
|
SU195903A1 |
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ Я ПРИВОДОМ | 1973 |
|
SU385768A1 |
1. УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ, МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ, содержащее рычаг, шарнирно установленный в корпусе, нижним концом связанный с пазами штоков вилки, а средней частью помещенный в вырез кулисы, установленной в корпусе, и фиксирующий механизм, отличающееся тем, что, с целью / С// f.: повышения надежности устройства, кулис жестко закреплена в корпусе, в центре кулисы выполнен вырез в виде двух пазов Н-образной формы, расположенных взаимно перпендикулярно и имеющих общий центр симметрии, в центральной части выреза размещен рычаг, а в боковых частях выреза установлены планки, каждая из которых подпружинена относит ьно кулисы в направлении к рычагу. 2. Устройство по п. 1, о т л и чающееся тем, что в каждой из планок выполнены сквозные по§ перечные пазы, в которых одним концом закреплены пружины, упирающиеся в пазы выреза.
Фие.2
Авторы
Даты
1985-10-15—Публикация
1983-03-18—Подача