ных органа с общими возвратными средствами,
7. Диск по п.1, отличающийся тем, что промежуточный орган выполнен в виде заклинивающего рычага, установленного одним концом с возможностью поворота на одной из частей, тангенциально к окружности фрикциона, при этом кольцевая пластина, которая установлена вырезами на упругих элементах без зазора относительно соответствующего упругого элемента и с зазором относительно других, имеет упорный заплечик для связи с другим концом указанного рычага, причем между рычагом и указанной кольцевой пластиной выполнены кулачковые средства.
8.Диск по п.1, отличающий с я тем, что промежуточный орган выполнен в виде щеколды, установленной с возможностью радиального перемещения в направляющей, жестко связанной с одной из частей напротив венца, жестко связанного с второй частью, при этом указанный венец включает в себя отверстие, образующее гнездо для указанной щеколды, и установлен на ступице для перемещения указанной щеколды в направлении указанного отверстия.
9.Диск поп,8, отличающийся тем, что, с целью замедления возврата во втянутое положение промежуточного органа, он дополнительно снабжен фрикционными сред-, . ствами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционный диск торсионного амортизирующего устройства | 1980 |
|
SU1217265A3 |
Фрикционная муфта сцепления | 1977 |
|
SU772497A3 |
Сцепление для автомобиля | 1978 |
|
SU1091847A3 |
Система управления двойной муфтой сцепления | 1974 |
|
SU1052149A3 |
Автомобильное сцепление | 1980 |
|
SU1009285A3 |
Фрикционный диск | 1975 |
|
SU680666A3 |
Устройство для гашения крутильных колебаний фрикционной муфты сцепления транспортного средства | 1973 |
|
SU793367A3 |
Многодисковый тормоз | 1976 |
|
SU955874A3 |
Фрикционная муфта сцепления автомобиля | 1976 |
|
SU1131465A3 |
Фрикционный диск | 1979 |
|
SU986305A3 |
1. ФРИКЦИОННЫЙ ДИСК СЦЕПЛЕ;НИЯ, содержащий по крайней мере две коаксиально расположенные части, установленные с возможностью ограниченного углового смещения оДна относительно другой нейтральным и рабочим положением, и амортизирующее устройство, включающее упругие элементы, расположенные по окружности между указанными частями, отличающийс я тем, что, с целью повышения надежности работы за счет обеспечения возможности изменения рабочих характеристик в зависимости от углового смещения частей, он снабжен по крайней мере одним подпружиненным промежуточным органом, соединенным с одной из частей для связи по крайней мере с одним из упругих элементов амортизирующего устройства. 2. Диск ПОП.1, отличающийся тем, что промежуточный орган установлен с возможностью поворота на одной из указанных частей вокруг, оси, установленной параллельно оси узла, и выполненс выступом для зацепления по окружности с соответствующим упругим элементом. 3. Диск ПОП.1, отличающийся тем, что промежуточный орган представляет собой пластину, установленную с возможностью перемещения в радиально вытянутом пазу фланца с одной из указанных частей и выполненную с радиальным выступом, при этом для взаимодействия с указанным радиальным выступом аксиально установлен опорный орган на кольцевой пластине, установленной посредством вырезов на упругих элементах без зазора относительно соответствующего упругого элемента и с зазором относительно другого элемента, при этом торсионная пружина, средняя торсионная часть которой охватывает ступицу, СО имеет ветвь, соединенную с указанным промежуточным органом. 4.Диск поп.З, отличающийся тем, что указанная ветвь торсионной пружины, соединенная с пластиной, имеет колено, установленN:) ное в заплечике, жестко связанном с второй из указанных частей, и средсо ел IND няя торсионная часть указанной пружины сблокирована со ступицей от углового перемещения. со 5.Диск поп.З, отличающийся тем, что между промежуточным органом и кольцевой пластиной размещены кулачковые средства, содержащие петлицу с наклонным вырезом, выполненную в промежуточном органе, сн и палец, установленный в указанной петлице на кольцевой пластине. 6.Диск по пп. 3-5, отличающийся тем, что в диаметрально противоположных направлениях расположены по крайней мере два промежуточ
1
Изобретение относится к фрикционным дискам сцепления, в частности размещенных в них торсионных амортизирующих устройств.
Цель изобретения - повыщение надежности работы за счет обеспечения возможности изменения рабочих характеристик в зависимости от углового смещения частей.
На фиг.1 изображен фриционный дис сцепления, первый вариант; на фиг,2 разрез А-А на фиг.1; на фиг,3 - разрез Б-Б на фиг.1; на фиг,4 - элемент используемый в торсионном амортизирующем устройстве; на фиг,5 - фрикционный диск сцепления при вьщвинутом рабочем положении промежуточного органа; на фиг,6 - график, иллюстрирующий первый вариант функционирования торсионного амортизирующего устройства диска сцепления; на фиг,7 - то же, для второго варианта; на фиг,В фрик.ционный диск сцепления, второй вариант; на фиг,9 - разрез В-В на фиг.8; на фиг,10 - вид Г на фиг,9; на фиг,11 - разрез Д-Д на фиг,10; на фиг.12 - торсионная пружина, входяща в торсионное амортизирующее устройство диска сцепления; на фиг,13 фрикционный диск сцепления, третий вариант; на фиг,14 - разрез Е-Е на фнГо13; на фиг,15 - фрикционный диск
сцепления, четвертый вариант; на фиг,16 - разрез Ж-Ж на фиг,15; на фиг,17 - блокирующий орган; на фиг,18то же, при вьщвинутом рабочем положеНИИ промежуточного органа или органов; на фиг,19 - фрикционный диск сцепления с торсионным амортизирующим устройством, пятый вариант; на фиг,20 - то же, при вьщвинутом рабоO чем положении промежуточного органа; на фиг.21 - то же, что на фиг.19, вариант; на фиг.22 - то же, что на . фиг,20, вариант.
Фрикционный диск сцепления содер5 жит ступицу 1, щиток 2 ступицы, образующий в радиальном направлении кольцевую деталь, окружающую ступицу 1, две направляющие шайбы 3, параллельные щитку 2 ступицы и установленнные
0 по обе ее стороны вокруг ступицы 1 и связанные одна с другой аксиальными стойками 4, проходящими сквозь щиток 2, ступицы через вырезы 5, предусмотренные с этой целью на его пе-5 риферии, и фрикционный диск 6, несущий на своей периферии и по обе ее стороны фрикционные накладки 7.
В примере реализации (фиг.1-5) фрикционный диск 6 составляет одно целое с направляющими щайбами 3, удерживаясь на одной из них посредством тех же стоек 4, которые жестко связывают одну из этих направляющих шайб с другой, причем направляющие шайбы 3 имеют возможность свободног вращения около ступицы 1 в границах определенного углового смещения, а щиток 2 ступицы жестко связан со ступицей 1. Такой фрикцион сцепления содержит две коаксиальные части, установленные с возможностью вращения одна относительно другой в пределах определенного углового смещения, а именно (возбуждающую) часть А, образуемую фрикционным диском 6 и направляющими шайбами 3, и предназначенную для жесткого ссединеня во вращении с ведущим валом (в случае применения на автомобиле с выходным валом двигателя) , и (возбуждаемую) часть В, обра-г зуемую щитком 2 ступицы и ступицей 1 предназначенной для жесткого соединения во вращении с ведомым валом, например, в случае применения на автомобиле, первичным валом коробки перемены передач. Части I и II содержат по меньшей мере по одной кольцевой детали, кото рые параллельны, а именно щиток 2 ступицы в части I, и одну или другую из направляющих шайб 3 в части II (фиг.2). Угловое смещение между частями I и II происходит с преодолением усилия упругих органов 8 и 9, каждый из которых способен действовать окружностно между этими частями в области указанного углового смещения и каждый из которых по отдельности помеще частично в окно 10 щитка. 2 ступицы и частично в окна 11 направляющих шайб 3. В данном cjjy4ae спиральные пружины установлены тангенциально относиTerfbHo окружности устройства. Для пружины 8, представляющей собой пружину относительно малой жесткости, единственную в показанном при мере реализации, окружностная протяженность окна 10 в щитке 2 ступицы. в котором она установлена, равна ок- Q ружностной протяженности окон 11, выполненных -В направляющих шайбах 3, в которые она также входит. Для пружин 9, представляющих собою пружины относительно большей жесткости, которых предусмотрено четыре и которые расположены группами по две с обеих сторон пружины 8, окружностная протяженность окон 10, выполненных в щит234 ке 2 ступицы, больше окружностной протяженности окон 11 в направляющих шайбах 3, так что между соответствующими радиальными краями этих окон имеется окружностный люфт J при направлении вращения фрикциона, которое, как обозначено стрелкой F на фиг.1, соответствует режиму тяги фрикциона, и окружностный люфт 1 при обратном направлении врап{ения, соответствующий действию этого фрикциона в режиме Ретро. Например, окружностный люфт Л. и измеренный в угловом направлении могут быть меньше окружностного люфта 1. В данном примере реализации люфты J, и Jg одинаковы для всех пружин большой жесткости 9. В показанном варианте реализации рассматриваемьй фрикцион сцепления содержит две фрикционные шайбы 12, расположенные каждая соответственно С одной и с другой стороны щитка 2 ступицы в контакте с ним, и одну волнистую шайбу 13 с аксиальной упругостью, которая, опираясь на направляющую шайбу 3, воздействует на соответствующую шайбу 12 посредством ра;делительной шайбы 14, установленной с возможностью вращения по этой направляющей шайбе 3. Действие фрикционного диска иллюстрировано графиком (фиг.6), на котором по абсциссам показано угловое смещение между частями 1 и И, а по ординатам - момент М, передаваемый от одной из этих частей другой. При прикладывании ведущего момента к возбуждающей части I в направлении стрелки F (фиг.1) он постепенно пе-. редается возбуждаемой части II посредством пружин 8 и 9. Вначале при мальж величинах момента имеющих место при мёртвой точке при остановленной машине действует только рружина 8 малой жесткости, сключая соответствующие шумы мертвой точки, а пружины 9 большой жесткости находятся на расстоянш от соответствующего среза окон 10 щитка 2 ступицы, в которых они находятсй благодаря окружностному люфту (прямая Q на графике). В течение следующего отрезка времени, как только момент увеличивают, с целью осуществления режима тяги, пружина 8 малой жесткости оказывается насыщенной, а.окружностный люфт
51279523
I - выбранным,при величине D углового смещения, соответствующей этому окружностному люфту J,.
Затем вступают в действие пружины 9 большой жесткости, вплоть до их насыщения, которые работают при величине D углового смещения, представляющей соответствующий его предел (прямая а 6 на графике). ПРИ режиме Ретро происходит аналогичный процесс. Ранее сжатые пружимы 8 и 9 сначала ослабляются вплоть до появления вновь люфта J для пружин 9 большой жесткости, затем, как только момент придет к нулю и начнет становиться отрицательным, что происходит практически мгновенно, сжимаются вновь, причем первой снова сжимается пружина 8 малой жесткости, а пружины 9 большой жесткости вступают в действие только при величине D, углового смещения, соответствующей выбиранию окружностного люфта 1. Таким образом, пружина 8 малой жесткости действует одна в зоне фш1ЬТ рации шумов мертвой точки Р от угло вого смещения Dj в режиме тяги до углового смещения D, в режиме Ретро, а пружины 9 большой жесткости добавляют свои усилия к усилию пружины 8 малой жесткости только по обе стороны этой зоны фильтрации шумов 1мертвой точки Р. С целью упрощения графика (фиг.6) не учтено явление гистерезиса, происходящего при этом по причине внутреннего трения фрикциона. В такой фрикцион сцепления с амор тизирующей ступицей, содержащий две коаксиальные части I и II, установленные с возможностью вращения одна относительно другой в границах определенного углового смещения с преодолением усилия упругих органов 8 и 9 способных действовать в окружностном направлении меаду этими частями в об ласти указанного углового смещения, включен промежуточный орган 15, чувствительный к угловому смещению между данными частями, с преодолением усилия возвратных приспособлений, реверсивно пЬдвижный из втянутого положения ожидания, в котором он без действует, и при превьшении определенной величины смещения, выдвинуто « го рабочим положением, в котором, опираясь окружностно на любую из частей I и II либо непосредственно, ли.бо посредством других элементов, он
способен обеспечить окружностную опору по меньшей мере одному из упругих органов 8 и 9 таким образом, что рабочие характеристики устройства оказываются измененными. В примере реализации (фиг.1-5) предусмотрен всего один промежуточный орган 15, несомьй возбуждаемой частью I и способный сам служить опорой для одной из пружин 9 большой жесткости. Он представляет собой два одинаковых фланца, находяхцихся каждый соотбетственно с одной и с другой сторон щитка 2 ступицы, между ним и соответствукяцей направляющей шайбой 3, и установленных с возможностью совместного вращения на указанном щитке 2 ступицы около оси 16, параллельной оси устройства. Осью 16 этот промежуточный орган окружностно опирается на щиток 2 ступицы. На одном из своих концов фланцы, из которых состоит промежуточный орган 15, образуют вместе носик 17, которым он может при рабочем полржении (фиг.5) окружностно зацепляться за соответствующую пружину большой жесткости. На другом конце фланцы, составляющие промежуточньш орган, содержат каждый обращенную в направлении, оппозитном щитку 2 ступицы, лапку 18 в виде угольника, которая, проходя через соответствующую направляющую шайбу 3 с люфтом сквозь отверстие 19, выполненное для этой цели в шайбе, соединена с наружной стороны направлянидей шайбы 3 с несомой последней пружиной 20. Обе пружины 20 образуют вместе возвратные приспособления, связанрые с промежуточным органом 15. Каждая из пружин 20 содержит среднюю часть 21, которой она прижата к направляющей шайбе 3 по ее периферии с помощью двух уголковых вырезов 22, выполненных в шайбе для этой цели, „ д боковых крыла 23, которые, проходя в радиальном направлении по направлякяцей шайбе 3 к оси устройства, упруго совмещаются с лапкой 18 промежуточного органа 15. При относительно малых величинах угЛового смещения между частями I и II и,следовательно, при относительно малых величинах передаваемого ими момента промежуточный орган 15 остается во втянутом положении (фиг.1). при котором его удерживающий носик 17 находится на расстоянии от пружины 9 большой жесткости. Графиком, воспроизводящим это дей ствие, является график, показанный на фиг.6. При определенной достаточной величине углового смещения между частями I и II и, следовательно, момента, пе редаваемого ими, промежуточный орган 15 под воздействием пружин 20, приводимых направляницими шайбами 3, переходит в вьщвинутое рабочее положение (фиг.5). С этого момента, если действие в режиме тяги переходит в действие в режиме ретро, удерживакицей носик 17 промежуточного орган 15 оказывается на пути соответствующего конца пружины 9 большей жесткое ти во время ее расслабления, характерно кого для такого перехода, и расслабление пружины 9 большой жесткости с этого момента прерьшается. Это прекращение расслабления пружины 9 большой жесткости происходит при угловом смещении Dj,пружина 9 в состоянии покоя находится в преднап ряженном состоянии, которое превьшает жесткость пружины 8 малой жесткос ти. Пружина 9 , опирающаяся в это время одним из своих концов на носик 17 промежуточного органа 15, связанный со щитком 2 ступицы, другим своим концом - на направляющие шайбы 3 и щиток 2 ступицы, и испытывающая таким образом усилие сжатия, одномоментно противостоит ослаблению пружины 8 малой жесткости. Это приводит к модификации рабочих характеристик фрикцион на в сравнении с характеристиками, имеющими место до этого, так как промежуточный 15 заменяет для пружины 9 радиальный край окна 10 в щит ке 2 ступицы, в которой она находится, и все происходит так, как если .бы окружностная протяженность этого окна
оказалась измененной.
Это изменение (фиг.7) проявляется в виде резкого падения момента при угловом смещении D;,, затем - в виде продолжения уменьшения этого момента и углового смещения по наклонной линии, превьш1ающей наклонную линию, полученную благодаря жесткости единственной рружины 8 малой жесткости.
Таким образом, исключается возможность действия пружины 8 в одиночку при малых величинах момента, когда предварительно юмент превьш1ает
ми шайбами 12, либо между фрикционными шайбами 12 и щитком 2 ступицы. . При других вариантах возможно,
50 чтобы совокупность соответствующих пружин 9 была связана с одним или несколькими промежуточными органами, что даст спехшфический гистерезис, поскольку зпсазанные пружины будут
55 действовать объединенно, единым блоком с постоянным моментом в части уг7 лового смещения между частями I и 11.
В вариантах реализации (фиг.8-13) с промежуточным .органом 15 связан, с определенную величину, что исключает шумное качание этого фрикциона во время перехода от режима тяги к режиму ретро. При малых моментах, как только угловое смещение между возбуждакмцей частью I и возбуждаемой частью II вновь становится меньше определенной величины, соответствующей точке на абсцессе D, в примере реализации промежуточный орган 15 возвращается во втянутое положение ожидания под воздействием пружин 20, являющихся его возвратными приспособлениями. Однако фрикционные приспособления (не показаны) предусматриваются прежде всего для замедления его возврата во втянутое положение ожидания. Если пружина 9, с которой взаимодействует промежуточный орган 15, не имеет преднапряжения в состоянии покоя, то падение момента при угловом смещении D не имеетместа по почти вертикальной линии, а пойдет по несколько наклонной прямой. При использовании одного или более промежуточных органов 15 могут быть применены несколько пружин 9 большой жесткости, и по меньшей irepe два промежуточных органа в симметрично оппозитивных одно другому положениях, чтобы их работа не создавала никакой радиальной составляющей на оси устройства. Однако иногда число используемых пружин 9 при наличии одного или нескольких промежуточных органов должно быть таким, чтобы возникала радиальная составляющая на оси устройства. В этом случае развивается переменный радиальный гистерезис, причем -радиальное перемещение части I относительно части II, вызываемое такой радиальной составляющей, вызывает радиальное трение либо между направляющими шайбами 3 и фрикционны9127952одной стороны, опорный орган 2Д, расположенный в аксиальном направлении и на который он в выдвинутом рабочем положении может опираться по окружности, с другой стороны, кольцевая 5 пластина 25, посаженная вырезами 26 на упругие органы 8 и 9, предусмот- , ренные между частями I и II этого фрикциона сцепления, без окружностного люфта одного из них и с окружност-О ным люфтом.для других и представляющий собой деталь, несущую любой из промежуточных органов: промежуточный орган 15 - опора 24, тогда как другие из указанных органов жестко связаны с5 деталью, принадлежащей к любой части I и II, Фрикционный диск сцепления аналогичей описанному, однако со следующими отличиями. В диаметрально оппозитных 20 положениях предусмотрены две пружины 8 малой жесткости, смонтированные оппозитно, причем одна из этих пружин сжимается, тогда как другая расслабляется, и, наоборот, в зависимости от направления вращения,. Пружины большой жесткости распределены двумя группами 9 и 27, причем окружностные люфты, связанные с пружинами 9, больше окружностных люфтов, связанных с пружинами 27, и, таким образом, приведение в действие пружин 27 замедленно относительно вступления в действие пружин 9 как в одном направлении вращения, так и в другом (не показано), 35 В этих вариантах реализации предусмотрено два промежуточных органа 15, расположенных диаметрально противоположно. С каждым из них связан опорный орган 24, промежуточный орган 40 15 несет часть I, в частности ступица 1, опорные органы несет кольцевая пластина 25. Возможно расположение, при котором 45 - кольцевая пластина 25 несла бы промежуточные органы 15, а часть I „. опорные органы 24, Часть II в обоих слуdi-io ха. ь иииил чаях могла бы заменить часть I, В таких вариантах реализации коль-50 цевая пластина 25, связанная с промежуточными органами 15, установлена аксиально между щитком 2 ступицы ифрикционным диском 6, справа от радиальной части подшипника 28, устанавливаемо- 55 го обычно между фрикционными диском 6 и направляйщей шайбой 3 с одной стороны, ступицей 1 с другой стороны, а ее вырезы для посадки на пружины 8, 310 9 и 27 представляют собой вырезы на ее внутренней периферии. в данном случае именно на пружины 9, без люфта, посажена кольцевая пластина 25 своими вырезами 26, которые выполнены с расчетом, чтобы эти входили в них без люфта, а их окружностная протяженность соответствовала бы протяженности, определяемой соответствующими окнами 11, направляющих шайб 3. Вырезы 26 в кольцевой пластине 25 пружин 8 и 27 в окружностном направлении больше длины этих пружин, кроме того, для пропускания аксиальных стоек 4 в кольцевой пластине 25 имеются вырезы 29, сквозь которые эти стойки проходят с люфтом. g таком варианте реализации мон кольцевой пластины 25 является плавающим, причем пластина 25 в радиальном направлении, в плане,контактирует только с пружинами 9 радиальными срезами своих радиальных вырезов 26, Такая компоновка обеспечивает успешную компенсацию возможных допусков изготовления и (или) монтажа, Однако можно обеспечить жесткое центрирование кольцевой пластины 25 „ибо посредством аксимальных стоек 4, либо посредством подшипника 28 путем контакта с этими стойками или этим подшипником, Согласно указанным вариантам реализации, используемые промежуточные элементы 15 представляют собой пластины, дд jj удержания и направления тупицы 1 части I н.есет в радиальном направлении фланец 30, жестко связан„ьй с нею во вращении, посаженный на ступицу 1 плотной посадкой и закатанный на ней известным способом снаружи объема, образуемого направляющими - о шайбами 3 с обеих сторон фрикциона, чл Фланец 30 содержит две направляющке. установленные длиной в радиальном направлении, с каждой из которых соединена пластина 15, В данном варианте реализации такая Направляющая представляет собою вырез 31, выполненный во фланце 30, а пласИ 15 установлена с возможностью скольжения в этом вырезе 31, Для поддержания в аксиальном направлении пластины 15 к ней прикреплены две пластины 32, например, посредством сварки с обеих сторон фланца 30, выходящие в окружностном направ лении за пределы выреза 31 (фиг. 7 и 8). В конце каждого выреза 31 фланец 30 содержит удерживающий носик 33, выступающий в окружностном направлении в вырез 31 (фиг.9). Опорные органы 24, связанные с промежуточными органами 15, представ ляют собою лапки, расположенные акси дльно в направлении фланца 30, пропу 1ценные через каналы 34 в фрикционном диске 6 и продолжающиеся в аксиальном направлении на достаточное расстояние, чтобы пересекать путь пластин 15 в вырезах 31, в которые они установлены с возможностью скольжения. Лапки 24 несет кольцевая плас тина 25. За заплечиком 35, способным взаимодействовать в упоре с соответствующим удерживающим носиком 33, каждая пластина 15 содержит радиальное продолжение 36, способное быть зажатым в окружностном направлении между но сиком 33 и аксиальной лапкой 24. При положении покоя (фиг.9) окруж ностное расстояние L между боковым срезом 37 аксиальной лапки 24, ближайщей по окружности к соответствующему удерживающему носику 33 и боковым срезом 38 соответствующей пласти ны 15, наиболее удаленной по окружности от этого удерживающего носика 33,составляет в угловом направлении не больше окружностного люфта J . Протяженность по.окружности каждог удерживающего носика 33 достаточно ограничена, чтобы не мешать входу, против его собственного бокового сре за, радиального продолжения 36 пластины 15. В варианте реализации (фиг.8-11) обе пластины 15 снабжены связанными с ними общими возвратными приспособлениями, представляющими собой торси онную пружину 39, торсионная средняя часть которой окружает ступицу 1 и ветви 40 которой совмещены посредством радиального отгиба 41 с пласти нами 15, причем этот отгиб входит в канал, предусмотренный для этой цели в пластине, и огибает своим концом последний. Торсионная пружина 39 установлена в аксиальном положении между фланцем 30 и направлякицей шайбой 3, но она может быть расположена аксиально за фланцем 30 относительно направляющей шайбы 3 (фиг.13 и 14). Средняя торсионная часть 42 пружины 39, от которой отходят ветви 40 этой пружины, намотана совместно по спирали из двух U-подобных кусков проволоки, т.е. средняя торсионная часть 42 имеет конец, делает колено 43 у этого конца и образует поперечную плоскость перпендикулярно оси устройства, которая проходит через колено 43 в плоскости симметрии пружины 39 (плоскость симметрии схематически показана пунктирной линией на фиг.42). У своего соединения со средней частью 42, от которой она отходит, каждая ветвь 40 пружины 39 образует колено 44 в направлении соответствующей пластины 15 (фиг.9 и 11). На внутренней периферии средней торсионной части 42 пружины 39 закреплены, например, посредством сварки, на направляющей шайбе 3,угольники для правильного поддержания этих торсионных пружин (не показаны). Кроме того, для прохода в выдвинутое рабочее положение пластиной 15 средняя торсионная часть 42 пружшы 39блокируется в угловом направлении на ступице 1, которую она окружает и которая относится в возбуждаемой -части II, и с каждой из ветвей 40этой торсионной пружины 39 связан заплечик 45, составляющий одно целое с возбуждающей частью I, и на который может опираться ветвь 40 своим коленом 44. В показанном варианте реализации жесткое закрепление на ступице 1 средней торсионной части 42 пружины 39 осуществляют путем зажатия, причем эта средняя часть оказывается расположенной между двумя диаметрально противоположными выступами 46 жестко связанного со ступицей 1 фланца 30 и лапками 47, прикрепленными, нап ример, посредством сварки, к выступам 46 (на фиг.8 виден только один выступ 47). Кроме того, в показанном варианте реализации каждый заплечик 45 вьтолнен в виде конца лапки 48, прикрепенной, например, посредством сварки К соответствующей направляющей шайбе 3, принадлежащей к возбуждающей части I (фиг.11). При остановке (рис.9) пластины 15, редставляющей собой промежуточные П127 органы, практически находятся в своем втянутом положении ожидания, опираясь на дно выреза 31 фланца 30. В таком положении пластины 15 бездействуют . Когда в режиме тяги при вращении фрикциона в направлении стрелки F (рис.9) к фрикционному диску 6 прикладывается момент в направлении этой стрелки, сначала вступают в дей- (О
ствие между обеими частями I и II, из которых состоит этот фрикцион для передачи этого момента, только пружины 8 малой жесткости, затем последовательно вступают в действие сначала пружины 9 и, наконец, пружины 27. При таком режиме тяги и по мере соответствующего углового смещения между возбуждающей частью I и возбуждаемой частью II предусмотренные для этой цели на возбуждающей части I заплечики отжимают колена 44 ветве 40 торсионной пружины 39 и под этими воздействиями ветви- 40 вызывают постепенно радиальное смещение пластин 15 по их направляющим в направлении к удерживающему носику 33. Одновременно аксиальные лапки 24 кольцевой пластины 25 постепенно отходят по окружности от удерживающих носиков и кольцевая пластина 25 при этом связана во вращении с направляющими шайбами 3 посредством пру жин 9, поскольку своими вырезами 26 она посажена на них без люфта. При определенной величине углового смещения между возбуждающей часть I и возбуждаемой частью II, которое может например, соответствовать ве личине этого смещения, при которой вступают в действие пружины 9, пластины 15 под воздействием ветвей 40 пружины 39 занимают выдвинутое рабочее положение, при котором они радиально упираются своими заплечиком 35 и удерживающими носиками 33, а их радиальное продолжение 36 входит меж ду носиками 33 и аксиальными лапками 24 кольцевой пластины 25. Если продолжается режим тяги, т.е., если передаваемый между частями I и II, составляклцими данный фрик ционный диск сцепления, момент продолжает нарастать, угловое смещение между частями I и II продолжает увеличиваться вплоть до конечной величи ны аналогично указанному процессу. Ес;ш путем отпускания ранее нажатого акселератора данного автомобиля
в развитии ослабления пружин 9 большой жесткости во время такого перехода от режима прямого хода к режиму заднего хода, обеспечивая пру3осуществляется переход от режима тяги к режиму ретро и поскольку с этого момента возбуждаемая часть II фрикциона, представляющая собой ступицу 1 и щиток 2 ступицы, приобретает обратное угловое движение относительно возбуждающей части I этого фрикциона, состоящей из направляющих шайб 3 и фрикционного диска 6, пластины 15 в это время могут участвовать f5 -жинам 9 опору в окружностном направлении посредством кольцевой пластины 25. Опираясь в окружностном направлении на возбуждаемую часть II, поскольку они связаны с нею во вращении, и их радиальное продолжение опирается в окружностном направлении на аксиальные лапки 24 опорной пластины 25, благодаря их выдвинутому рабочему положению и обратному угловому смещению возбуждаемой части II, с которой связаны, они обеспечивают окружностную опору опорной пластине 25. Это изменяет рабочие характеристики действия данного фрикциона сцепления. Промежуточные органы 15 посредством кольцевой пластины 25 заменяют радиальные края окон 10 в щитке 2 ступицы, в которых находятся пружины 9 большой жесткости, и изменяют, следовательно, окружностной размер этих Ькон. При этом исключается вся об- i ласть фильтрации, вызываемая только одними пружинами 8 малой жесткости. При вьздвинутом рабочем положении пластин 15 между радиальным продолжением 36 пластин 15 и удерживаюашм носиком может иметь место окружностный люфт, поскольку опора пластин 15 на фланец 30 осуществляется посредством их бокового среза в вьфезе 31 фланца 30, в варианте радиальное продолжение пластины 15 может опираться по окружности на удерживающий носик 33, причем последний играет при этом двойную роль: окружностной опоры и радиального удержания. При малых моментах, как только угловое смещение между возбуждающей частью I и возбуждаемой частью II вновь становится меньше, пластины 15 выходят из аксиальных лапок 24 опорной пластины 25 и постепенно отводятся во втянутое положение ожидания посредством ветвей 40 пружины 39, с
которой они сцеплены. Между пластинами 15 и вырезами 31, в которые они установлены со скольжением в фланце 30, предпочтительно предусмотреть фрикционные приспособления (не показаны) для задержания возвращения их во втянутое положение ожидания.
Упругие органы, связанные с пррмежуточными органами, представляют собою только пружины 9 большой жесткости, причем окружностная протяженность L имеет величину, рассчитанную для этой цели.
В зависимости от искомых результатов величину L можно изменить, напри- 15 ним мер, так, чтобы работали пружины 8 малой жесткости, или чтобы работали только пружины 9 большой жесткости, соответствующим образом изменяя кон струкцию кольцевой пластины 25. Промежуточный орган может работать на любом из упругих органов, расположенных в окружностном направлении между частями I и II. I Согласно варианту реализации (фиг.13 и 14) между пластинами 15 и кольцевой пластиной 25 предусмотрен кулачковые приспособления, которые содержат для каждой пластины 15 палец 49, несомый аксиально угольнико 50, составляющим одно целое с аксиальной лапкой 24 кольцевой пластины 25, и вырез 51 с косым боком 52, вы полненный в пластине 15, причем па лец 49 входит в вырез 51, упираясь в его скошенный бок 52. Вырез 51 со держит в конце его скошенного бока 52-окружностное продолжение 53. По мере углового смещения между возбуждающей частью I и возбуждаемой частью II связанные с пластинами 15 пальцы 49 вызывают постепенное радиальное перемещение последних, привод их продолжения 36 при определенной величине этого смещения в положение по окружности между удерживающими носиками.33 и аксиальными лапками 24. Если такое угловое смещение продолжается, пальцы 49 следуют окружностным продолжениям 53 вырезов 52, не мешая действию устргойства. В варианте реализации (фиг.1518) промежуточными органами являются самотормозящиеся рычаги 54, каждьш из которых установлен с возможностью поворота на щитке 2 ступицы посредством цапфы 55 и помещен в вырез 56,
выполненный в кольпслой njtacTtiHe 25 на ее внутренней периферии.
Опорный орган, связанный с самотормозящимся рычагом 54, представляет собой опорный заплечик 57 на кольцевой пластине 25, образованный в этом примере реализации под прикрытием выреза 56 кольцевой пластины, расположен аксиально, как и ранее.
Кроме того, с кольцевой пластиной 15 с помощью другого выполненного в ней выреза 56 своим другим концом сцеплена несомая самотормозящимся рычагом 54 пружина 58, одконцом скрепленная с самотормозящимся рычагом 54. Для перевода самотормозящегося рычага 54 из его втянутого положения ожидания в выдвинутое рабочее положение между ним и кольцевой пластиной 25 предусмотрены кулачковые приспособления, которые содержат скос 59, выполненный на внутренней окружностной кромке выреза 56 кольцевой пластины 25, и скос 60, выполненный на срезе самотормозящегося рычага 54. При работе в режиме тяги, пос-кольку возбуждающая часть приводится во вращение в направлении по стрелке F (фиг.16) и вращается в том же направлении относительно возбуждаемой части II, вступают в действие только пружины 8 малой жесткости. В ходе этой первой области углового смещения самотормозящиеся рычаги 54 остаются во втянутом положении ожидания (фиг.16), подпружиненные пружинами 58. Эта ситуация продолжается только до достижения угловым смещением между частями I и II определенной величины при увеличении момента, передаваемого от возбуждающей части I возбуждаемой части II. Под воздействием скосов 59 кольцевой пластины 25 самотормозящиеся рычаги 54 переходят в вьщвинутое рабочее положение (фиг.16), в котором конец каждого из них находится существенно на той же окружности, что и упорный заплечик 57 на кольцевой пластине 25. Если в это время происходит инверсия момента, характеризующаяся переходом от режима тяги к р.ежиму ретро, самотормозящиеся рычаги 54 совмещаются с кольцевой пластиной 25. Как только величина момента возвращается к достаточному значению, самотормозящиесй рычаги 5А возвращаются во втянутое положение ожидания посредством пружин 58. Между цапфой 55 самотормозящегося рычага 54 и гнездом в щитке 2 ступицы, в котором находится эта цапфа, предусмотрены фрикционные приспособления для замедления возвращения это го самотормозящегося рычага в его втянутое положение. Согласно вариантам реализации (фиг.19-22) используемый промежуточный орган представляет собою язычок 61,установленный с возможностью скольжения радиально в направляющей 62,составляющей одно целое с первой из частей I и II (показаны схематически) против венца 63, составляющего одно целое с второй из этих частей, причем указанный венец содержи отверстие 64, образующее гнездо для язычка 61, и несом ступицей 65, снаб женной на своей поверхности кулачковыми приспособлениями 66, способными отжимать язычок 61 в направлении отверстия, причем ЭТИ- кулачковые приспособления 66 в угловом отношении расположены справа от отверстия, образующего гнездо. В варианте реализации (фиг.19 и 20) направляющая 62 относится к возбуждающей части I, тогда как венец 63 относится к возбуждаемой части I В варианте (фиг.21 и 22) направляющая 63 относится к возбуждаемой части II, тогда как венец 63 относи ся к возбуждающей части I. В любом случае при остановке (фиг.19 и 21) направляющая 63 и, сле довательно, язычок 61 находятся в угловом направлении на расстоянии от отверстия, образующего гнездо 64 и от кулачковых приспособлений 66. И, наоборот, как. только угловое смещение возбуждающей части I и возбуждаемой части II достигает заданной величины, например величины D , язычок 61 оказывается против отверстия, образующего гнездо 64, и, подталкиваемый кулачковыми приспособлениями 66, являюпщмися простым скосом, входит в это отверстие (фиг.20). С этого момента возбуждающая часть. I окружностно опирается на возбуждаемую часть II через направляющую 62, язычок 61, венец 63 и ступицу 65. При этом предусматриваются возвратные приспособления для отведения . язычка 61 во втянутое положение покоя, когда угловое смещение между возбуждающей частью I и возбуждаемой частью II становится вновь меньше величины D . Между язычком 61 и направляющей 62 предусмотрены фрикционные приспособления для задерживания возврата этого язычка во втянутое положение покоя. Таким образом, во всех вариантах реализации используемый промежуточный орган или другие органы неизбежно чувствительны к воздействию центробежного усилияр которое может влиять на них положительно при достаточно высоких скоростях, и частности, для удержания их в течение желательного времени в рабочем положении. Однако их переход из втянутого положения ожидания в выдвинутое рабочее положение осуществляется независимо от этой скорости. Его можно осуществлять также при скоростях, недостаточных для того, чтобы центробежное усилие оказывало заметное влияние.
6 A
«va/
2 J
74 T3
uff2.
(pi/г.З
В
в8
qyue.ff //5 J Фиг.П .,/У / I Фиг}2
фu.a
Л-Ё
cffuc.t4Ч
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ПРИЗАБОЙНОЙ ЗОНЫ СКВАЖИНЫ | 2004 |
|
RU2268994C2 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-12-23—Публикация
1980-05-08—Подача