Изобретение относится к металлургии, в частности к конструкции литейных ковшей, используемых при внепеуной обработке жидкого металла.
Цель изобретения - упрощение конструкции, повышение надежности и безопасности.
На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3, 4 и 5 - разрез А-А на фиг. 2 (различные варианты исполнения).
Захват-кантователь включает траверсу 1, жестко соединенную с захватными крюками 2 и 3, на которых на цапфах 4 подвешен ковш 5. Один из захватных крюков снабжен ползуном 6, на котором установлен механизм кантования 7. Последний представляет собой, например, червячный редуктор 8 с ручным штурвалом 9 и выходным валом 10, профильный конец которого входит в паз цапфы 4 ковша 5.
Ползун 6 взаимодействует с крюком 3 через трущиеся поверхности направляющей 11 и зубчатой рейки 12, установленные на прямолинейном участке крюка 3. Со стороны рейки ползун 6 имеет окно 13, через которое шестерня 14 соединена с рейкой. Шестерня 14 свободно установлена на винтовой части 15 вала 16 от штурвала 17 ручного привода. С одной стороны шестерня 14 снабжена диском трения 18, контактирующим с фиксатором 19, который может быть выполнен в нескольких вариантах.
При работе с ковшами малых типоразмеров (0,63 и 1 т) фиксатор 19 может быть штыревого, эксцентрикового или шарикового типа (фиг. 3), основанных на принципе отхода фиксирующего элемента из гнезда торцовой поверхности 18 при вращении штурвала 17 за счет свинчивания шестерни 14. В данном случае перемещение механизма кантования 7 вдоль крюка 3 и его остановки на крюке будут дискретными, т. е. его вход будет пропорционален количеству гнезд и углу поворота штурвала 17 соответственно.
При работе с ковшами средних типоразмеров (2, 3 и 5 т) фиксатор 19 целесообразно выполнить в виде грузоупорно- го тормоза, содержащего свободно вращающееся на валу 16 храповое колесо 20 с собачкой 21 и два диска трения, один из которых 18 выполнен заодно целое с шестерней 14, а второй диск 22 посажен неподвижно на валу 16 (фиг. 4). При таком исполнении фиксатора перемещение механизма кантования 7 вдоль крюка 3 непрерывно и плавно, а остановки его вместе с ползуном 6 происходят сразу же, как только остановится штурвал 17.
При работе с ковшами больших типоразмеров (10 т и более) вследствие возрастания габаритов и массы механизма кантования увеличиваются усилия на штурвале 17.
5
С целью уменьшения этих усилий ползун 6 снабжен промежуточной передачей 23, расположенной на валу 24 между шестерней 14 и штурвалом 17. Эта передача может быть
выполнена в виде цилиндрической или ци- линдроконической зубчатой передачи, в виде червячного редуктора или другого устройства, увеличивающего крутящий момент, передаваемый от штурвала, и тем самым снижающего прилагаемые к нему физичес кие усилия. При таком исполнении штурвал 17 устанавливается на входном валу 25, а перемещение шестерни 14 на винтовой части 15 ограничивается, как и в предыдущем варианте упорным подщипником 26
5 (фиг. 5).
Для уравновешивания ползуна и механизма кантования на втором крюке захвата прикреплен противовес 27. За счет смещения центра тяжести захвата на расстояние «а для малых ковшей противовес 27
0 можно не устанавливать. При перемещении ползуна 6 механизм кантования 7 может занимать на крюке крайнее верхнее 28 и крайнее нижнее 29 положение. Транспортировка захвата-кантователя осуществляется грузоподъемным краном за серьгу 30.
Захват-кантователь работает следующим образом.
В исходном положении ползун 6 и механизм кантования 7 находятся в верхнем положении 28, а фиксатор 19 или храповое
Q колесо 20 грузоупорного тормоза - в зажатом положении.
При транспортировке ковша и установке его в камеру внепечной обработки металла (не показано) ползун 6 с механизмом кантования 7 не используется. В
данном случае захват работает, как обычная траверса, на крюки 2 и 3 которой за цапфы 4 подвешивается ковщ 5, а после установки его на место крюки выводятся из под цапф ковша и на этом процесс заканчивается.
0 При выемке ковша 5 с жидким металлом из камеры внепечной обработки механизм кантования 7 с помощью ползуна 6 перемещается в крайнее нижнее положение 29 так, чтобы профильный конец выходного вала 10 вошел в паз цапфы 4 ковша 5. Перемещение ползуна 6 с механизмом кантования 7 происходит благодаря тому, что при вращении штурвала 17 за счет свинчивания шестерни 14 с винтовой части 15 вала 16 освобождается фикса0 тор 19 (фиг. 3), либо храповое колесо 20 грузоупорного тормоза (фиг. 4) и шестерня может свободно перекатываться по рейке 12. При этом перемещение может быть приостановлено в любом месте, если прекратить вращение штурвала 17, что очень
5 важно для безопасности при работе с жидким металлом. В этом случае шестерня 14 при невращающемся штурвале, перемещаясь некоторое время по рейке 12, одновременно
навинчивается на винтовую часть 15 остановившегося вала 16 и своим гнездом на поверхности диска 18 входит в фиксатор 19 или поджимает этой поверхностью храповое колесо 20 к диску 22, после чего храповая собачка 21 препятствует дальнейшему провороту подвижных деталей и тем самым перемеш,ение ползуна 6 с механизмом кантования 7 прекрашается.
После транспортировки ковша с жидким металлом на разливочный участок при повороте штурвала 9 механизма кантования 7 ковш наклоняется и металл разливают по формам. После возвращения ковша в вертикальное положение и подъема механизма кантования с ползуном в крайнее верхнее положение 28 захват-кантователь с ковшом транспортируют к печному агрегату, и цикл повторяется.
Предлагаемая конструкция захват-кантователя обеспечивает упрощение конструкции механизма кантования, так как в данном случае он представляет собой обычный червячный редуктор без каких-либо дополнительных устройств (поворотного барабана с гибкой связью, сложного выходного вала с подвижной штангой и др.), полную независимость перемещений ползуна и механизма кантования, имеющих свои штурвалы управления. При этом исключаются затраты времени и физические усилия на прицеливание и попадание профильного конца вала механизма кантования в паз цапфы ковща, так как он сохраняет свое вертикальное положение независимо от перемещения ползуна, что обеспечивает постоянную готовность и высокую надежность механизма кантования.
Кроме того, значительно снижаются физические усилия (особенно при работе с ковшами большой емкости) за счет исключения подвижной штанги и необходимых при этом осевых усилий, а также за счет использования промежуточной передачи, расположенной непосредственно за щтурвалом управления, повышается безопасность и исключение возможных аварийных ситуаций за счет замены гибкой связи реечной передачей, причем наличие фиксатора или грузоупор- ного тормоза исключает падение и гаран5
тирует удержание ползуна с механизмом кантования в заданном промежуточном положении при любых обстоятельства, улучшается технологичность изготовления благодаря тому, что захватные крюки выполняются одинаковыми и для левой, и для правой части устройства, сокращается трудоемкость технического обслуживания устройства за счет упрощения конструкции ползуна с механизмом кантования и постоянной его готов0 ности к работе.
Экономическая эффективность от использования предлагаемого устройства достигается за счет упрощения конструкции захвата-кантователя, снижения его массы и стоимости примерно на 20-30%, высокой степени унификации элементов ползуна и механизма кантования для различных типоразмеров ковшей, повышения надежности работы всего устройства и соответствующего снижения трудоемкости технического обслужива0 ния, уменьшения прилагаемых физических усилий независимо от типоразмеров ковшей и общего повышения техники безопасности, снижения непроизводительных затрат времени примерно на 10%.
5
Формула изобретения
. Захват-кантователь для литейных ковшей, содержащий траверсу с захватными крюками и механизм кантования с ползуном, установленным на одном из захватных крюков, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, повышения надежности и безопасности, он снабжен фиксатором, валом с установленными на нем шестерней и штурвалом, и рейкой, при этом фиксатор и вал смонтированы на ползуне, а рейка установлена на захватном крюке с возможностью взаимодействия с шестерней.
2.Захват-кантователь по п. , отличающийся тем, что фиксатор выполнен в В11де
0 грузоупорного тормоза, размешенного на валу.
3.Захват-кантователь по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен передаточным механизмом, расположенным между шестерней и штурвалом.
0
5
JO
n
Фиг.г
A-A
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Захват-кантователь для разливочныхКОВшЕй | 1977 |
|
SU806254A1 |
Захват-кантователь для литейных ковшей | 1981 |
|
SU956145A1 |
Захват-кантователь | 1977 |
|
SU839970A1 |
Захват-кантователь | 1979 |
|
SU823260A1 |
Устройство для кантования чаши шлаковоза | 1982 |
|
SU1060683A1 |
ПОДВЕСНОЙ МАНИПУЛЯТОР ДЛЯ КАНТОВКИ, ПРОТЯЖКИ, СБОРКИ, ЗАЛИВКИ ЛИТЕЙНЫХ ФОРМ И ВЫДАВЛИВАНИЯ ФОРМОВОЧНОЙ СМЕСИ И ОТЛИВКИ ИЗ ОПОКИ | 2004 |
|
RU2346789C2 |
Грузопассажирский строительный подъемник | 1976 |
|
SU618337A1 |
Захват-кантователь для литейных ковшей | 1976 |
|
SU615027A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕГРУЗКИ ИЗДЕЛИЙ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ ПРИБОРОВ | 1990 |
|
RU2028698C1 |
Крановый захват-кантователь | 1976 |
|
SU640957A1 |
изобретение относится к металлургии, в частности к конструкции литейных ковшей, используемых при внепечной обработке жидкого металла. Цель изобретения - упрощение конструкции, повышение надежности и безопасности. Захват-кантователь отличается установкой на ползуне 6 механизма кантования 7 фиксатора со штурвалом 17 и шестерни, взаимодействующей с рейкой 12, установленной на крюке 3. Благодаря уменьшенному количеству элементов захват-кантователь обладает более простой и надежной конструкцией, а наличие фиксатора обеспечивает его безопасную работу. 2 з.п. ф-лы, 5 ил. 30 (Л Г2 28 го О5 ю со 00 фие.1
A-A
24
гз
фиг. 4
фиг. 5
Захват-кантователь для разливочныхКОВшЕй | 1977 |
|
SU806254A1 |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Захват-кантователь для литейных ковшей | 1981 |
|
SU956145A1 |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
1987-03-15—Публикация
1985-02-06—Подача