Изобретение относится к машинострое- нию и может найти применение в подшипниках скольжения турбоагрегатов, мощных электродвигателей, а также в машинах одьюстороннего вращения.
Целью изобретения является увеличение несущей способности и уменьшение расхода смазки.
На фиг. 1 показан вкладьпп нодгпинника в диаметральной плоскости, разрез; на фиг. 2 развертка вкладыща.
Вкладьпн нодп ипника с ли.монной расточкой содержит нижний 1 и верхний 2 полу- вкладып1и. Полувкладьпл 1 имеет выходящие на стыки карманы 3 и 4, соединенные каналами для слива смазки с ei o торнами, овальную в плане опорную поверхность 5 для вала и борта 6 и 7, функционирующие как щелевые уплотнения. Опорная новерх- ность 5 и борта 6 и 7 покрыты прирабатываемой облицовкой, например баббитом марки Б-83. На передней (входной) по направлению вращения части опорной новерхнос- ти 5 но бокам выполнены маслораспредели- тельные дуговые канавки 8 и 9, присоединенные каждая через дроссель и обратный кланан к системе гидростатической смазки (не показаны). Там же, на средней линии размепхепы устья каналов 10 и 11 системы подачи смазки, стенки которых примыкают тангенциально к опорной поверхности 5, оси которых взаимно нерекрен1,ены под углом, например, 30°. Передняя часть опорной поверхности 5 имеет от вертикальной аксиальной нлоскости дуговую простяжен- ность величиной, панример, 60°, задняя часть опорной поверхности 5 имеет от вертикальной аксиальной нлоскости дуговую нротяжеппость величиной, напри.мер, 30. Верхний нолувкладьип 2 имеет карман 12, борта 13 и 14 и оиорную новерхность 15, ова чьную в нлане и вне примыкающую к бортам 13 и 14. Борта 13 и 14 и опорная поверхность 15 покрыты прирабатываемой об, 1ицовкой. Опорная новерхность 15 раз- MCHiena в передней по вращению части полу- вкладьипа 2 на дистанции, нанример, 10° от стыка и имеет дуговую нротяженность вели- иной, панример, до 60°. На передпей но врап1СПИ1( части поверхности опорной но- верхнос ш 15 размещены устья каналоЕ 16 и 17 систе.мь нодачи смазки, стенки которых нрпмь4 ак)г тангенп,иально к опорной поверхности 15, оси которых взаимно перекрещены по.ч углом, нанример, 30°. В задней половине ка|1ма1 а 12 закренлена с помон1ью рес- сорь 18 самоустанавливаюн1аяся loдyпJкa ;), опичьная в нлане и, например, равная u:i()|)iK) i новерхности 15. На передней части ее HoiicpxHocTH размещены устья каналов 20 и 21 системы нодачи смазки, стенки которых примыкают тангенциально к опорной поверхности, и оси которых взаимно нере- креп1,епы под , nairpn.Mep, 30°. Нодун 0
ка 19 размещена на дистанции величиной 10° от стыка и имеет дуговую протяженность величиной, нанример, до 60°.
Больн1ая дуговая дистанция между ниж- Е)ей и боковой нередней опорными поверхностями обесиечивает онтимальный сброс нагретой емазки и охлаждение новерхности вала при нужде.
Нодн ипник функционирует следующим образом.
0 Вначале включают насос системы нодачи рабочей смазки, затем - насос системы гидростатической смазки. При «всплытии вал нри.мыкает к покрытым рабочей смазкой верхпим неподвижной и подвижной рабочим
5 новерхностя.м. При раскручивании и номинальной частоте вран1ения вала смазка втекает на каждую рабочую поверхпость через два капала с тангеппиальпо примыкающими к ней стенками и с взаимно нерекренхенными осями, что обеспечивает из-за наличия мулятивпого э(1:|фекта - проталкивапие смазки по движеиию поверхности вала. При этом на всех опорных поверхностях возникнут гидродинамические несущие клинья и увеличенный распор вала во вкладыще, ди5 намически нрисоединяюншй к валу массу вкладьпна и корпуса. В промежутках между опорными новерхностя.ми г орячая смазка слетает с Ba;ia. Еще часть смазки удаляют с вала передние нескругленные кро.мки онор- Hijix поверхностей. При на реве вала и уве0 личепии его диаметра поверхность вала но- .лучает радиа.льное смещение в сторону нод- пружиненной нодущки с соответствующим у15еличением виброустойчивости вкладыща li нри отсутствии заклинивания. Нижняя опорная новерхпость воспринимает нагруз5 ку, нанример, равную 110°/о вертикальной нагрузки от вала, боковая входная онорпая поверхноеть воспринимает нагрузку 10-16°/о нагрузки от Ba.ria, боковая выходная опорная поверхпость -- нагрузку на0 П зки от вала.
Таким образом, исгюльзование предлагаемого вк;1адьпна обеснечивает нредотвра- 1н.спие турбулизапии и наг рева смазки вне масляных несу1цих клиньев, увеличение динамической связи вибрирующего вала с 1 кладьппем и кор |усом подшиппика с соответствующим уменьн1ением раз.маха виб- рапии вала, (мггимизацию эпюр давления в маеляном несупгем клипе посредством мипимизации ве.чичины площади кольцевой поверхности объема емазки с пониженной температур(й, полное использование нагнетаемой рабочей смазки в маслян1;1х несущих клиньях, проталкивание смазки в масляные клинья, улучшенное охлаждение новерхности вала в промежутках
5 между опорными новерхностями с четырех- нодун1ечным под1пинником скольжения, нрактичесое сохранение экс1г-1уатационной надежности традиционного вкладьнна из-за
5
0
добавления только вспомогательной самоустанавливающейся подушки, уменьшение энергопотребления вкладыша на 40-63%, уменьшение расхода смазки на 25-40% с соответствуюш.им уменьшением мош,ности маслосистемы, увеличение удельной несу- ш,ей способности подшипника на 25-40% из-за улучшения охлаждения вала, уменьшение на 40-63°/о объема дефицитного баббита, уменьшение стоимости по сравнению с четырех - и трехподушечными вкладышами подшипников скольжения.
Формула изобретения Вкладыш для подшипника скольжения
с лимонной расточкой, содержащий ниж- 15 бочим поверхностям.
НИИ и верхний полувкладыши с карманами и каналами для подвода и слива смазки, отличающийся тем, что, с целью увеличения несущей способности и уменьшения расхода смазки, рабочая поверхность верхнего полу- вкладыща выполнена из двух размещенных в кармане частей с овальным контуром, одна из которых выполнена в виде самоуста- наапивающейся подпружиненной подушки, а в нижнем полувкладыше опорная рабочая поверхность выполнена с овальными входной и выходной кромками, при этом каналы подвода смазки при выходе на рабочие поверхности выполнены перекрещивающимися и расположены тангенциально к ра
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ РОТОРА ТУРБОАГРЕГАТА | 2002 |
|
RU2239107C2 |
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ВАЛА ТУРБОМАШИНЫ | 2005 |
|
RU2282067C1 |
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ВАЛА ТУРБОМАШИНЫ | 2003 |
|
RU2237200C1 |
Способ контроля работы подшипника | 1985 |
|
SU1278507A1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ РОТОРОВ МОЩНЫХ ТУРБОАГРЕГАТОВ | 2003 |
|
RU2237199C1 |
ВКЛАДЫШ ОПОРНОГО СЕГМЕНТНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2007 |
|
RU2361126C1 |
ОПОРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2016 |
|
RU2619408C1 |
Подшипник скольжения | 1969 |
|
SU307683A1 |
ДВУСТОРОННЯЯ ОСЕВАЯ ОПОРА | 1971 |
|
SU314935A1 |
Опорный подшипник скольжения | 1990 |
|
SU1739098A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в подшипниках скольжения турбореагентов и мощных электродвигателей. Целью изобретения является увеличение несушей способности и уменьшение расхода смазки. Рабочая поверхность верхнего полувкладыша выполнена из двух размешенных в кармане частей с овальным контуром, одна из которых выполнена в виде самоустанавливаюш,ейся подпружиненной полушки. В нижнем полувкладыше опорная рабочая поверхность выполнена с овальными входной и выходными кромками. Каналы подвода смазки при выходе на рабочие поверхности выполнены перекрешиваюш,имися и тангенциально к рабочим поверхностям. Изобретение позволяет предотвратить нагрев смазки вне масляных несуш,их клиньев, уменьшить энергозатраты, расход смазки, увеличить несушую способность. 2 ил. со со ел Oi 05
Фиг I
20 19
15
Чернавский С | |||
А | |||
Подшипники скольжения | |||
М.: Машгиз, 1963, с | |||
Кран машиниста для автоматических тормозов с сжатым воздухом | 1921 |
|
SU194A1 |
Способ подготовки рафинадного сахара к высушиванию | 0 |
|
SU73A1 |
Авторы
Даты
1987-09-15—Публикация
1985-02-01—Подача