1
Изобретение относится к черной , металлургии и может быть использовано при получении оцинкованного листа из малоуглеродистой стали, предназначенного для глубокой, сложной и особо сложной вытяжки.
Цель изобретения - снижение энергоемкости процесса и расходов по переделу при сохранении высоких показателей качества оцинкованной полосы.
П р и м е р ы 1-3. Сталь марки 08Ю выплавляли в кислородном конвертере и разливали в слябы на установ13
I
ке непрерывной разливки. Горячую про- лос в соляно-кислотньгх ваннах; холодкатку слябов на полосу толщиной 2,0 мм проводили в соответствии с формулой изобретений (предельные и средние значения) по следукидему ре-,-жиму: температура конца горячей прокатки 890 С; охлалодение от 890 до 800, 810, 820°С со скоростью 3, 4 и 5°С/с путем изменения режима дупш- рования полосы на рольганге; охлаждение полосы от 800,810, 820°С до температуры смотки (700 С) со скоростью 40; 42,5, 45 С/с путем обильного душирования полосы на рольганге. При достижении по длине 100 м от начала и .конца полосы расход воды при душировании резко уменьшали для обеспечения скорости охлаждения 4, 6 и Q°C/c в интервале 730- 725 С; травление горячекатаных полос в соляно-кислотных ваннах; отжиг полос в агрегате цинкования при 830°С; нанесение цинкового покрытия.
Результаты испытания механических свойств стали, обработанной по этому режиму, приведены в таблице.
Примеры 4-13. Сталь марки 08Ю обрабатывали по режиму, отличному от формулы изобретения: температура конца прокатки 890°С; охлаждение от 890 до 780, 810, 840°С со скоростью 2, 4, дальнейшее охлаждение полосы от 780, 810, 840 до 700°С (температура смотки полосы в рулон) со скоростью 38; 42,5; 48 с/с. При достижении температуры 720, 730 и 740 С на начальных и конечных участ ках полосы (длиной по 100 м) скорость охлаждения уменьшали до 2, 6, 10°С/с и охлаждали их с такой скоростью до температуры смотки; травление горячекатаных полос в соляно-кислотных ван- .нах; отжнг полос в агрегате цинкования при 830°С; нанесение цинкового покрытия.
20
25
30
35
40
45
50
55
ная прокатка на толщину 2,0 мм (с обжатием 56%); отжиг полос в агрегате цинкования при 830°С; нанесение цин-/ кового покрытия..
Результаты испытания механических свойств после обработки в соответствии с прототипом приведены в таблице. Во всех трех примерах толщина готовой полосы составляла 2 мм.
Из данных таблицы видно, что предлагаемый способ позволяет получать сталь на уровне требований ГОСТ 9045- 80 для высших категорий вытяжки (ВОСВ, ОСВ) I, II группы отделки поверхности без применения промежуточной холодной прокатки и агрегатов подготовки полосы перед цинкованием, что существенно снижает расходы по изготовлению этой стали, уменьшает энергоемкость процесса производства.
Предлагаемые режимы производства оцинкованных стальных полос с высокой штампуемостью являются оптимальными.
Снижение температуры менее равно как и уменьшение скорости охлаждения менее 3°С/с в интервале от температуры конца прокатки до 800 - 820°С, а также снижение скорости охлаждения менее 40°С/с в интервале от 800-820 С до температуры смотки приводят к коагуляции цементита по границам ферритных зерен ( образуются участки перлита), что ухудшает пластичность готовой стали (примеры 4, 6 и 10).
При повышении температуры более 820 С, а также увеличении скорости охлаждения вьш1е 5 С/с в интервале от температуры конца прокатки до 800 - 820°С или повышении скорости охлаждения более 45 С/с в интервале от 800-820°С до температуры смотки не происходит равномерного охлаждения
47942
Результаты испытания механических свойств стали после такой обработки приведены в таблице.
Пример 14. Сталь марки 08Ю в толщине 4,5 мм подвергали обработке в соответствии с прототипом: температура конца горячей прокатки температура смотки горячека- 10 таной полосы в рулон 700°С; охлажде- ние полосы от температуры конца прокатки до температуры смотки - без ограничения скорости (фактически - ); травление горячекатаных, по лос в соляно-кислотньгх ваннах; холод0
5
0
5
0
5
0
5
ная прокатка на толщину 2,0 мм (с обжатием 56%); отжиг полос в агрегате цинкования при 830°С; нанесение цин-/ кового покрытия..
Результаты испытания механических свойств после обработки в соответствии с прототипом приведены в таблице. Во всех трех примерах толщина готовой полосы составляла 2 мм.
Из данных таблицы видно, что предлагаемый способ позволяет получать сталь на уровне требований ГОСТ 9045- 80 для высших категорий вытяжки (ВОСВ, ОСВ) I, II группы отделки поверхности без применения промежуточной холодной прокатки и агрегатов подготовки полосы перед цинкованием, что существенно снижает расходы по изготовлению этой стали, уменьшает энергоемкость процесса производства.
Предлагаемые режимы производства оцинкованных стальных полос с высокой штампуемостью являются оптимальными.
Снижение температуры менее равно как и уменьшение скорости охлаждения менее 3°С/с в интервале от температуры конца прокатки до 800 - 820°С, а также снижение скорости охлаждения менее 40°С/с в интервале от 800-820 С до температуры смотки приводят к коагуляции цементита по границам ферритных зерен ( образуются участки перлита), что ухудшает пластичность готовой стали (примеры 4, 6 и 10).
При повышении температуры более 820 С, а также увеличении скорости охлаждения вьш1е 5 С/с в интервале от температуры конца прокатки до 800 - 820°С или повышении скорости охлаждения более 45 С/с в интервале от 800-820°С до температуры смотки не происходит равномерного охлаждения
3 .1
полосы по ее сечению, ферритное зерно не успевает вырасти до требуемых размеров, в результате чего формируется исходная мелко- и разнозерниста структура, что ведет к ухудшению ме- ханических свойств (примеры 5,7 и 11)
При увеличении температуры начала охлаждения концевьп.: участков полосы со скоростью 4-8 С/с выше , так же как и при снижении скорости охлаждения этих участков полосы менее 4°С/с происходит укрупнение цементита по границам зерен, и механические свойства готовой стали ухудшаются (примеры 9 и 12).
Снижение температуры начала охлаждения концевых участков полосы со скоростью 4-8 С/с менее или увеличение скорости охлаждения этих участков более 8°С/с препятствуют равномерному охлаждению рулона по всему сечению. Высокий температурный градиент по сечению рулона приводит к появлению таких дефектов, как вол- нистость, коробоватость, ведущих к ухудшению качества отделки поверхности полосы: снижается выход стали I, II группы отделки поверхности (примеры 8 и 13) . . -
Предлагаемый способ может быть реализован в прокатных цехах,-оборудованных станами горячей прокатки и агрегатами горячего цинкования.
Выбор в промьшшенном опробовании разных исходных толщин при горячей прокатке по предлагаемому способу (толщина полосы 2 мм) и по способу- прототипу (толщина полосы 4,5 мм) обоснован разными путями получения готовой полосы заданной толщины.
При изготовлении по способу-прототипу полосу с этой целью подвергают горячей и холодной прокатке. При- этом, например, для получения гото- вой полосы в толщине 2,0 мм толщина горячекатаного подката составляет 4,5 мм.
При изготовлении по предлагаемому способу при горячей прокатке создают ся такие условия, которые способствуют формированию благоприятной структуры и значительному сокращению дефектов поверхности полосы, что позволяет изготовлять горячекатаную по- лосу, качество которой не уступает холоднокатаной. В результате создается возможность использования горячекатаной полосы под цинковое покры
5
0 5 0
0
5
0 5
5
94-5
тие без промежуточной хапо;,1;ой прокатки.
Основным показателем энергоемкости предлагаемого способа и способа- прототипа расход электроэнергия.
Расход электроэнергии при горячей прокатке по предлагаемому способу и по способу-прототипу одинаков и составляет 83 кВт-ч на 1 т стали для полосы толщиной 2,0 мм и 71 кВт-ч при горячей прокатке полосы толищной 4,5 мм.
Расходы по переделу при горячей прокатк е стали по предлагаемому способу и по способу-прототипу также одинаковы и составляют 5,57 руб./т для стали толщиной 2,0 мм и 5,08 руб./т для стали толщиной 4,5 мм.
При холодной прокатке стали с толщины 4,5 на толщину 2,0 мм затраты электроэнергии на 1 т стали составляют 58 кВт-ч, а расходы по перед елу 19,49 руб./т.
Экономия энергозатрат и расходов на изготовление стали складывается из значения этих показателей для процесса холодной прокатки за вычетом их увеличения при горячей прокатке (за счет разной исходной толщины) и составляет (на 1 т стали): 58 - (83-71) 46 кВт-ч электроэнергии; 19,49 - (5,57-5,08) 19 руб.
Длина начальных и конечных участков полосы, на которьгх регламентируется пониженная скорость охлаждения, зависит от толщины полосы и составляет 50-100 м. Для толщины полосы 2,0 мм скорость охлаждения уменьшают по длине 100 м от начала и конца полосы, а при полосы 4,5 мм эти операции производят по длине 50 м. При увеличении длины сверх указанных значений в этих участках происходят структурные изменения (укрупнение цементита по границам зерен), ведущие к ухудшению механических свойств стали. Снижение длины участков с пониженной скоростью охлаждения полосы не обеспечивает благоприятных теплотехнических условий для равномерного охлаждения рулона.
Формула изобретения
Способ производства оцинкованных стальных полос, включаюш 1й горячую
прокатку, охлаждение до температуры смотки, смотку полосы в рулон, нагрев полосы до температуры цинкования и нанесение цинкового покрытия, отличающийся тем, что, с целью снижения энергоемкости процесса и расходов по переделу при сохранении высоких показателей качества оцинкованной полосы, охлаждение I
Составитель В.Китайский Редактор Н.Киштулинец Техред И.Попович
Заказ 4888/27Тираж 549. Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР : по делам изобретений и открытий
1Т3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4
полосы ведут по ступенчатому режиму, сначала от температуры конца прокатки до 800-820°С со скоростью 3 - 5 С/с, затем до температуры смотки со скоростью 40- 45 с/с, при этом скорость охлаждения в начальном и конечном участках полосы длиной 50- 100 м уменьшают до 4-8 С/с в интерва- ле от 730 С до температуры смотки.
Корректор М.Демчик
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ГОРЯЧЕОЦИНКОВАННОГО МЕТАЛЛА ВЫСШИХ КАТЕГОРИЙ ВЫТЯЖКИ С ТОНЧАЙШИМ ЦИНКОВЫМ ПОКРЫТИЕМ С ПРЕВОСХОДНОЙ ШТАМПУЕМОСТЬЮ | 1997 |
|
RU2128719C1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ОЦИНКОВАННЫХ ПОЛОС ИЗ МАЛОУГЛЕРОДИСТОЙ ГОРЯЧЕКАТАНОЙ СТАЛИ | 2004 |
|
RU2260062C1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ХОЛОДНОКАТАНОГО ГОРЯЧЕОЦИНКОВАННОГО ПРОКАТА ИЗ СТАЛИ С ДВУХФАЗНОЙ ФЕРРИТО-МАРТЕНСИТНОЙ СТРУКТУРОЙ | 2020 |
|
RU2749411C1 |
Способ производства тонкой высокопрочной стальной полосы,с покрытием из железоцинкового сплава | 1985 |
|
SU1303623A1 |
Способ производства высокопрочной оцинкованной стальной полосы | 1987 |
|
SU1482961A1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА БРОНЕКАБЕЛЬНОЙ ЛЕНТЫ | 2001 |
|
RU2203966C2 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ГОРЯЧЕКАТАНОЙ ГОРЯЧЕОЦИНКОВАННОЙ ПОЛОСЫ | 2005 |
|
RU2310528C2 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ГОРЯЧЕКАТАНОЙ СТАЛИ ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ШТАМПОВКИ | 2006 |
|
RU2313582C2 |
Способ производства оцинкованных стальных полос для особо сложной вытяжки | 1986 |
|
SU1359319A1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ХОЛОДНОКАТАНОГО ВЫСОКОПРОЧНОГО ЛИСТОВОГО ПРОКАТА ИЗ НИЗКОЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ | 2019 |
|
RU2723872C1 |
Изобретение относится к области черной металлургии и может быть использовано при получении оцинкованного листа из малоуглеродистой стали, предназначенного для глубокой, сложной и особо сложной вытяжки. Цель изобретения - снижение энергоемкости процесса и расходов по переделу при сохранении высоких показателей качества оцинкованного листа. После горячей прокатки полосу охлаждают до температуры 800-820°С со скоростью 3-5 С/с, затем - до температуры смотки в рулон со скоростью 40-45°С/с с уменьшением скорости охлаждения в начальном и конечном участках полосы длиной 50-100 м до 4-8°С/с в интервале от 730 С до температуры смотки. Полосу сматывают в рулон, затем нагревают до температуры цинкования и наносят цинковое покрытие. 1 табл. ffi (Л со N --ч СО
Способ окисления боковых цепей ароматических углеводородов и их производных в кислоты и альдегиды | 1921 |
|
SU58A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Гребенчатая передача | 1916 |
|
SU1983A1 |
Авторы
Даты
1987-10-15—Публикация
1986-03-19—Подача