Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам антиблокировочных тормозных средств транспортных средств в лабораторных условиях.
Цель изобретения - упрощение процесса проверки.
На чертеже представлена блок-схема стенда для реализации способа в лабораторных условиях.
Стенд содержит последовательно связанные между собой трансмиссией двигатель 1 раскрутки, имитатор 2 кинетической энергии и скорости (например, маховик), имитатор 3 сил сопротивления движению (например, электромагнитную порошковую муфту), имитатор 4 сцепления колеса с поверхностью дороги, имитатор 5 тормозного момента, имитатор 6 колеса. С имитатором 2 связан датчик 7 частоты вращения. Кроме того, стенд содержит блок 8 воспроизведения сил сопротивления движению, блок 9 воспроизведения момента сцепления колеса с поверхностью дороги, блок 10 воспроизведения функциональной зависимости тормозного момента от частоты вращения и давления, выходы которых подключены к управляющим входам, соответственно, имитаторов 3, 4 и 5. Выход датчика 7 частоты вращения подсоединен к одному из входов блока 10 воспроизведения функциональной за- виси.мости тормозного момента от частоты вра1це11ия и давления (в приводе) и к входу блока 11 вычисления текущего значения кинетической энергии маховика-имитатора 2. С имитаторами 3, 4 и 5 связаны теплообменники 12 со встроенными термопарами, выходы которых подсоединены к входам блоков 13, 14 и 15 вычисления количества теплоты, выделенной в имитаторах 3, 4 и 5. Выходы блоков 11, 13, 14, 15 подсоединены к входам блока 16 регистрации и выдачи информации. На чертеже также схематически указана антиблокировочная тормозная система 17, включающая в себя датчик 18 частоты вращения имитатора 6 колеса и модулятор 19 тормозного давления в приводе, проверяемый канал которого сообщен с датчиком давления в приводе (не показан). На чертеже не показан блок задания фиксированного отрезка времени (реле времени) .
Способ реализуется путем подключения одного из датчиков 18 антиблокировочной тормозной системы 17 к имитатору 6 колеса, а также выхода модулятора 17 - к датчику давления в приводе (не показан), выход которого подсоединен к входу блока 10, последующей раскрутки связанных трансмиссией вращающихся элементов стенда, задания блоком 9 условий сцепления и регистрации блоком 16 показателей работоспособности антиблокировочной тормозной системы.
Оценку производят по соотнощению величин количества теплоты, выделенной имитатором 5 тормозного момента и имитатором 4 момента сцепления колеса с поверхностью дороги при задаваемом времени торможения.
При торможении колесным тормозом кинетическая энергия движущегося транспортного средства преобразуется в теплоту в тормозе и в месте контакта колеса с поверхностью дороги, а антиблокировочная тормозная система предназначена для обеспечеНИН торможения без блокировки (юза) колес. Поэтому у работоспособной антиблокировочной тормозной системы при экстренном торможении преобразование кинетической энергии движущегося транспортного средстC ва в тепловую энергию происходит в колесных тормозах и незначительное - в месте контакта колеса с поверхностью дороги. При блокировке колеса практически вся кинетическая энергия транспортного средства превращается в тепловую энергию в месте кон0 такта шины с поверхностью дороги. Это и позволяет выделить неработоспособную антиблокировочную систему.
Проверка антиблокировочных тормозных систем авто.мобилей позволяет быстро проводить их экспресс-диагностику независимо от конструктивного и логического построения систем. Имитаторы 4 и 5 могут быть выполнены электромагнитными или в виде многодисковой фрикционной муфть и тормоза, работающих в масляной ванне.
,. Перед началом проверки в блоки 8, 9 и 10 вводятся начальные условия и функциональные зависимости, определяющие сопротивления движению, сцепной и тор.мозной .мо- .менты. Двигатель 1 раскручивает маховик- имитатор 2 и имитатор 6 колеса.
Проверка начинается с включения тормозной системы 17. В систе.ме 17 возрастает давление, которое через модулятор 19 воздействует на блок 10. В блоке 10 вырабатывается управляющ.ий сигнал в зависимости от текущих значений давления и ско0 рости, измеряемой датчиками 7. Он поступает на вход имитатора 5.
В имитаторе 5 возрастает тор.мозной момент, что вызывает за.медление вращения имитатора 6 колесе (за счет сил трения в имитаторе 5) и рост его скольжения но
отнощению к маховику 2. Кинетическая энергия маховика-имитатора 2 (за исключением части энергии, поглощаемой муфтой-имитатором 3 сил сопротивления движению) превращается в тепловую энергию в муфтах 4 и 5. Величины кинетической энергии маховика 2 и тепловой энергии, выделенной в муфтах 3, 4 и 5, вычисляются, соответственно, в блоке 11, 13, 14 и 15 и передаются на блок 16 регистрации и выдачи информации.
5 При достижении критического за.медле- ния (при угрозе блокировки) имитатора 6 колеса при вращающемся маховике-имитаторе 2, датчик 18 выдает в систему 17 сигнал.
0
вызывающий снижение давления в тормозе колеса на определенную величину и, соответственно, тормозной момент в муфте-имитаторе 5. При этом максимальный момент сцепления в муфте 4 может оказаться несколько больше тормозного момента муфты 5 либо при некотором скольжении установится равновесие между сцепным и тормозным моментами в указанных муфтах. И в этом и другом случае значительная часть кинетической энергии маховика 2 превращается в тепловую энергию в муфте-имитаторе 5 тормозного момента. Оператор также может через блок 9 вводить уменьшение момента сцепления в муфте, соответствующее попаданию колеса на мокрое пятно или скользящий участок дороги. При неисправной антиблокировочной системе 17 сигнал на сброс давления в муфте-имитаторе 5 не поступает и происходит блокировка и.митатора 6 колеса (за счет блокировки муфты 5) при вращающемся маховике 2. В этом случае практически вся кинетическая энергия маховика 2 поглощается муфтой-имитатором 4 и превращается в ней Б тепло (в месте контакта колеса с поверхностью дороги). По соотношению количества теплоты, выделенной муфтами 4 и 5, можно судить о работоспособности антиблокировочных систем незави- симо от их конструктивного исполнения и алгоритма функционирования.
Формула изобретения
Способ экспресс-проверки работоспособ- 0 ности антиблокировочных тормозных систем транспортных средств в лабораторных условиях, заключающийся в измерении температуры рабочего тела узла, осуществляющего затормаживание колеса, и продолжитель- г ности процесса торможения, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса проверки, в начале и конце процесса торможения измеряют температуру рабочего тела узла, имитирующего момент сцепления ко,ле- са с поверхностью дороги, и по отноше - 0 нию количеств теплоты, выделенной в указанных узлах, оценивают работоспособность антиблокировочных тормозных систем транспортных средств.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стенд для испытаний системы управления торможением колес транспортного средства | 1978 |
|
SU776945A2 |
Стенд для испытаний систем управления торможением колес транспортных средств | 1980 |
|
SU935354A1 |
Стенд для испытаний систем управления торможением колес транспортных средств | 1980 |
|
SU935353A1 |
Стенд для испытаний системы управления торможением колес транспортного средства | 1983 |
|
SU1122533A1 |
Стенд для испытаний системы управления торможением колес транспортного средства | 1979 |
|
SU867734A2 |
Стенд для испытаний системы управления торможением колес транспортного средства | 1981 |
|
SU975478A2 |
Стенд для испытаний системы управления торможением колес транспортного средства | 1979 |
|
SU867733A2 |
Стенд для испытаний систем управления торможением колес транспортных средств | 1977 |
|
SU653157A1 |
Стенд для испытаний системы управленияТОРМОжЕНиЕМ КОлЕС ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU839791A1 |
Стенд для испытания системы управления торможением колес транспортного средства | 1983 |
|
SU1152837A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - упрощение процесса проверки. Оценку работоспособности антиблокировочной системы осуществляют на стенде по соотнощению количества теплоты, выделенной имитатором 5 тормозного момента и имитатором 4 момента сцепления колеса с поверхностью дороги при задаваемом времени торможения. 1 ил. (Л со ел ел сд го 4:
Способ определения состояния тормозных механизмов транспортных средств | 1983 |
|
SU1169862A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1987-11-30—Публикация
1985-06-21—Подача