Способ восстановления изношенных деталей Советский патент 1988 года по МПК B23P6/00 

Описание патента на изобретение SU1379043A1

00

со

о

4

ОО

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при восстановлении крупномодульных зубчатых колес нереверсивных передач с износами эволь- вентных поверхностей менее 0,3 модулей.

Цель изобретения - восстановление нереверсивных тяжело нагруженных зубчатых колес с износом менее 0,3 модулей.

На фиг. 1 показан зуб восстанавливаемого колеса до и после восстановления; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1.

Способ осуществляется следующим образом.

На нерабочей поверхности колеса формируют наплыв выдавливанием канавок и производят последующую механическую обработку со стороны рабочих и нерабочих поверхностей, при этом канавки выдавливают на глубину, определяемую из соотношения

( 1 - -Jl-0,) ,

где m - модуль зубьев, мм;

К - принятое допустимое увеличение напряжения у ножки зуба при изгибе, %;

L - длина зуба, мм;

п - количество канавок;

b - ширина канавок, мм. Обеспечение возможности восстановления тяжело нагруженных зубчатых колес достигается в, результате того, что для компенсирования износа и создания припуска на чистовую механическую обработку (калибрование) эволь- вентного профиля необходимый для этого металл выдавливается непосредственно с эвольвентной нерабочей стороны с увеличением толщины зуба, причем пластическое перемещение металла осуществляется в непосредственной близости от зоны износа и неограничено шириной зубчатого венца и конструктивными параметрами восстанавливаемого зубчатого кблеса. Изношенная эвольвептная поверхность зубьев обрабатывается, например, чистовым зубо- ферезерованием с удалением дефектного слоя и восстановлением требуемого эвольвентного профиля, т.е. зубья смещаются в сторону неизношенной эвольвентной поверхности, металл, необходимый для компенсации износа и создания припуска под последующую

механическую обработку, берется со стороны нерабочей эвольвентной поверхности зубьев путем вьщавливания на ней канавок, длина которых равна длине названных поверхностей зубьев, а сечение выбирается исходя из условия обеспечения требуемой прочности зубьев и необходимого объема компенсирующего металла.

При эксплуатации первоначальная звольвентная поверхность 1 зубьев нереверсивных передач (тяжело нагруженных, крупномодульных) изнашивается на величину . (позиция 2 на фиг. 1), вторая сторона зуба изнашивается незначительно. При восстановлении изношенньй зуб нагревается до

температуры 0,7-0,8 температуры плавления материала зубчатого колеса. После этого на обратной изношенной стороне зуба выдавливают канавки 3 со средней шириной b и глубиной h.

При этом ограничивается пластическое течение металла в направлении торцов, т.е. сохраняется первоначальная длина зубьев (ширина зубчатого венца). Одновременно с выдавливанием канавок 3 калибруются эвольвентные поверхности 4 (фиг. 1) зубьев. При этом обеспечивается увеличение толщины

зубьев на величину и Л где U , - припуск на ме обработку зубьев. Вследствие того.

«oict weK где U , - припуск на механическую

что при вьщавливании канавок изменяется сечение зубьев, увеличиваются напряжения у ножки зубьев и снижается их нагибная прочность.

Проводят экспериментальные иссле- дования изменения напряжений у ножки зуба при выдавливании канавок. Анализ результатов позволяет получить

для - :1,2 эмпирическую зависимость

ш

для определения процентного увеличения напряжений у ножки зуба в результате появления канавок

К(2 - -).ШО%, mm

(1)

СП, п hb

50 так как & ---,

LJ

ти (1)

то (1 - -jl-0,01

Пример. Предлагаемым способом восстанавливают зубчатое колесо, имеющее следующие параметры: модуль мм, число зубьев , длина зубьев мм, износ одной из эвольвентных поверхностей & 0,2 мм. Материал - сталь. Расчет напряжений у ножки зубьев показывает, что они могут быть увеличены на 18-22%. При этом лимитирующим критерием выбраковки зубьев остаются их контактная прочность и износостойкость. Принимаем припуск под последующую механическую обработку зубьев 0,4 мм, т.е.Л 0,2+0,4, и ширину канавок ,2 мм, число канавок , определяем глубину канавок

(1 ,)2,5 мм.

Восстановление зубьев осуществляется в замкнутом калибре пуансоном с обратным требуемому профилем. На одной из эвольвентных поверхностей пуансона выполнены выступы, обратные упомянутым канавкам. Выступы располагаются с одинаковым шагом друг относительно друга. Восстанавливаемые зубья со стороны нерабочей поверхности нагреваются ТВЧ до температуры 1050-1080°С, температура рабочей поверхности несколько ниже. Это достигается смещением индуктора к нерабочим поверхностям. После вьщавливания канавок зубчатое колесо отжигается, осуществляются механическая обработка рабочих и нерабочих эвольвентных поверхностей, цементация и закалка зубчатого колеса.

Опенка контактной усталостной прочности, износостойкости и статической изгибной прочности восстановленных зубчатых колес показьшает, что в результате повышения податливости зубьев контактная усталостная прочность повьшается в 1,2-1,3 раза, износостойкость - в 1,1-1,2 раза, а статическая изгибная прочность при этом снижается в 1,2 раза. Следует

отметить, что при динамических испытаниях восстановленных зубчатых колес лимитирующим критерием выбраков- ки зубьев является контактная усталость и износостойкость, а усталостных поломок зубьев не наблюдается.

Важной особенностью восстановления предлагаемым способом является пони- женная на 1,5-3 дБ виброакустическая активность восстановленных зубчатых колес вследствие повышенной податливости зубьев.

ФорГ мула изобретения

Способ восстановления изношенных деталей, преимущественно зубчатых колес, включающий образование на нерабочей поверхности наплыва выдавливанием канавок и последующую механическую обработку со стороны рабочих и нерабочих поверхностей, отличающийся тем, что, с целью

восстановления нереверсивных тяжело нагруженных зубчатых колес с износом менее 0,3 модулей, канавки вьщавли- ваются на глубину h, определяемую из соотношения

(1 -л11-0,01),

где m - модуль зубьев, мм;

К - принятое допустимое увеличение напряжения у ножки зуба при изгибе, %;

L - длина зуба, мм;

п - количество канавок;

b - ширина канавок,

при этом одновременно с выдавливанием канавок на нерабочей поверхности осуществляют калибрование рабочей поверхности зуба, а при механической обработке зубчатый профиль смещают в направлении упомянутого наплыва.

Похожие патенты SU1379043A1

название год авторы номер документа
Способ термической обработки крупномодульных эвольвентных зубчатых колес 1989
  • Плеханова Лидия Валентиновна
  • Иониди Кирилл Константинович
  • Пономарева Светлана Петровна
  • Исмиляев Юрий Леонидович
  • Зозуля Александр Иванович
SU1740456A1
Дисковый шевер 1982
  • Подгаецкий Михаил Матвеевич
SU1033276A1
Способ восстановления зубчатых колес 1985
  • Берестнев Олег Васильевич
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Кривенко Николай Константинович
  • Кузьменков Олег Игоревич
SU1299691A1
Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес 1988
  • Кузьменков Олег Игоревич
  • Капанец Эдуард Филиппович
  • Кривенко Николай Константинович
  • Кот Анатолий Андреевич
  • Янкевич Николай Григорьевич
  • Юруц Николай Игнатьевич
SU1613230A2
Способ восстановления зубчатых колес 1988
  • Савин Владлен Иванович
  • Бочаров Василий Васильевич
  • Гавриш Николай Григорьевич
  • Агафонов Владимир Михайлович
  • Пущин Леонид Егорович
  • Лесняк Владимир Николаевич
SU1586870A1
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОВЕРХНОСТНОГО УПРОЧНЕНИЯ ЗУБЬЕВ КРУПНОМОДУЛЬНЫХ КОЛЕС ПЛАСТИЧЕСКИМ ДЕФОРМИРОВАНИЕМ 2002
  • Бочкарев Н.А.
  • Корноухов А.П.
  • Тарасевич О.М.
  • Худорожко В.А.
RU2213148C1
Инструмент для обработки зубчатых колес методом поверхностной пластической деформации 1990
  • Орлов Виктор Владимирович
  • Гуляев Владимир Иванович
SU1773540A1
Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес 1987
  • Берестнев Олег Васильевич
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Кривенко Николай Константинович
  • Кузьменков Олег Игоревич
SU1426739A1
Способ восстановления крупномодульных зубчатых колес 1989
  • Кузьменков Олег Игоревич
  • Кривенко Николай Константинович
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Руденко Сергей Петрович
  • Янкевич Николай Григорьевич
  • Янкевич Наталья Степановна
  • Гудиевский Геннадий Богданович
  • Пряникова Татьяна Павловна
SU1639933A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ СЛОЖНОПРОФИЛЬНЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 1996
  • Богатырев С.А.
  • Власов А.М.
  • Демченко Ю.А.
  • Рудик Ф.Я.
  • Супрун В.А.
RU2113311C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 379 043 A1

Реферат патента 1988 года Способ восстановления изношенных деталей

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при восстановлении крупномодульных зубчатых колес нереверсивных передач. Целью изобретения является обеспечение возможности восстановления нереверсивных тяжело нагруженных зубчатых колес с износом менее 0,3 модулей. На нерабочей поверхности колеса выдавливают канавки определенной глубины. Ее величина связана эмпирическим соотношением с модулем зубьев т, принятым допустимым увеличением напряжений у ножки зуба К, длиной зуба L, количеством канавс1К п и шириной канавок Ь: h га( ,01KL/n ьУ. После этого производят механическую обработку. Пластическое перемещение металла осуществляется в непосредственной близости от зоны износа и неограничено шириной зубчатого венца и конструктивными параметрами восстанавливаемого зубчатого колеса. 2 ил. 1C (Л

Формула изобретения SU 1 379 043 A1

А-А noeeflHv/77O

Фиг.г

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1379043A1

Способ восстановления размеров цилиндрических деталей 1982
  • Михайлин Вадим Николаевич
  • Носов Вячеслав Иванович
  • Михайлуца Юрий Георгиевич
  • Терешенко Сергей Николаевич
  • Шмарко Петр Никонович
SU1076246A1
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб 1921
  • Игнатенко Ф.Я.
  • Смирнов Е.П.
SU23A1

SU 1 379 043 A1

Авторы

Берестнев Олег Васильевич

Басинюк Владимир Леонидович

Кузьменков Олег Игоревич

Кривенко Николай Константинович

Митько Иван Михайлович

Подгородецкий Николай Дмитриевич

Остапенко Василий Иванович

Маркович Александр Емельянович

Семенюта Григорий Михайлович

Емельяненко Александр Павлович

Даты

1988-03-07Публикация

1985-10-22Подача