со
00 ts3
:0
Изобретение относится к машиностроению, в частности к шлифованию зубчатых изделий на зубошлифовальных станках, не имеющих делительного дис- ка.
Цель изобретения - повышение качества обработки за счет равномерной загрузки рабочих поверхностей инструмента
На фиг о 1 изображена принципиальная схема устройства для измерения припуска и коррекции углового положения зубчатого колеса; на фиг„ 2 - совмещенные диаграммы отклонений при- пусков по разноименным сторонам I зубьев контролируемого колеса после его предварительной ориентации; на фиг. 3 - то же, после коррекции уг- лового положения
На фиг. 1-3 приняты следующие обозначения: А, Б , В , С, Д, Г - впадины между зубьями колеса; /- угловое положение впадин колеса; Z - припуск на шлифование; П, Л - кривые отклонения припуска соответственно |по правым и левым сторонам зубьев; IN, L - кривые отклонения припусков по разноименным сторонам зубьев ко- , леса соответственно после его пред- варительной ориентации и после кор-. Iрекции углового положения;. Кг I значение размахов отклонений припус- |ка, соответственно наибольшего и наименьшего; М, М - значения мак- :симальных припусков по сторонам зубьев соответственно с наибольшим и с наименьшим размахом отклонений ;припуска; W - угловое расстояние меж- |ду одновременно шлифуемыми впадина- ми колеса; Y - разность между наибольшим npimycKOM по колесу и припуском одновременно шлифуемых разноименных сторон зубьев колеса с наименьшим различием в припуске.
Способ реализуется следующим образом,
Обрабатьшаемое зубчатое колесо 1 устанавливают с зазором на посадочную поверхность Р планшайбы 2 уст- ройства для измерения припуска и коррекции углового положения зубчатого колеса с расположением одной из его впадин в зоне измерения и предварительно закрепляют прижимами 3 (фиг. 1) Угловое положение планшайбы.2 на делительном диске 4 перед установкой колеса фиксируют винтами 5, закреп- . ленными в кронштейне 6 и упирающимися Б расположенный на делительном диске упор 7. После установки колесо при расфиксированном делительном диске вьгоеряют по его базовой поверхности с точностью, регламентируемой техническими условиями на операцию зубошлифования, и окончательно закрепляют на планшайбе 2.
Затем в зону измерения подводят любую из впадин колеса, например А, фиксируют угловое положение делительного диска 4 фиксатора 8 и за счет перемещения в радиальном направлении к оси колеса 1 до жесткого упора измерительного блока 9, состоящего из измерительных наконечников 10, отсчетных устройств 11 и датчи- ,ков линейных перемещений (не показаны), вводят измерительные наконечники 10 во впадину А.
После этого путем разворота планшайбы 2 относительно делительного диска 4 при помощи винтов 5 по от- счетным устройствам 11 выравнивают припуск по обеим сторонам этой впадины, одновременно регистрируя величину припуска на ленте регистрирующего прибора (не показан, к которому датчики линейных перемещений подключаются поочередно
Настройка отсчетных устройств из- мерительного блока и регистрирующего прибора на нулевое положение производится по эталонному (прошлифованному на нижний предельный размер тол- щины зуба ) зубчатому колесу. Поэтому после измерений всех впадин колеса на ленте регистрирующего прибора будет вычерчена совмещенная диаграмма отклонений припуска по левой и правой сторонам зубьев.контролируемого колеса 1 (фиг.2).
По диаграмме припуска определяют наибольший размах отклонений припуска (R 0,3 мм), наименьший размах (RJ 0,2 мм), величины максимальных припусков стороны яуба с наибольшим размахом отклонений припуска (правой) -М 0,48мми стороны зуба с наименьшим размахом отклонений припуска (левой) - М2 0,3 мм.
Затем вычисляют V - полуразность наибольшего и наименьшего размахов отклонений припусков правой и левой
сторон
/„ Rr Ri 0,3-0,2 зубьев (V -7J
0,05 мм) и R - полуразность максимальных припусков сторон зубьев с
наибольшим и наименьшим размахами от
f-o Mj - Ml клонении припуска (,R - -г
0,48 - 0,30 „ „о . 0,09 мм). После
этого вычисляют X - абсолютную величину R (X /R/ 0,09 мм). Далее в зависимости от значения R определяют величину коррекции углового положения зубчатого колеса и ее направление.
При R V величину коррекции О выбирают в интервале от (X - V) до X, а при R 0 - в интервале от X до (X + V). Если О R V, то Q 0.
Коррекцию производят в направлени сторон зубьев с наименьшим размахом отклонений припуска, если R О, и в противоположном направлении, если R V. Так как в данном примере R V то коррекцию производят в направлении стороны зубьев с наибольшим размахом отклонений припуска, а величину коррекции выбирают в интервале от (X - V) до X. Наименьшая величина коррекции G равна 0,04 мм, а наибольшая 0,09 мм. Например, назначают среднюю величину коррекции fl 0,065 мм, которая обеспечивает равный суммарный съем припуска с разноименных сторон зубьев колеса.
Затем разворачивают зубчатое колесо в направлении правой стороны зубьев на величину 0,065. Окончание разворота колеса фиксируют по отсчетным устройствам измерительных блоков.
После корректировки углового положения контролируемого кол еса повтоно измеряют и регистрируют припуск по обеим сторонам его зубьев и строят новую совмещенную диаграмму отклонений припуска (фиг.З), по которой определяют наладочные впадины - .впадины одновременно шлифуемые разноименные стороны зубьев которых имеют наименьшее различие в припуске На диаграмме припусков (фиг.З в качестве наладочных впадин выбирают; при расположении инструмента в одной впадине колеса (W 0) - впадину С или Д, а при расположении инструмента в разных впадинах колеса - впадины Б и В.
После выбора наладочных впадин определяют разность Y между наибольшим припуском по колесу во впадине Г и припуском одновременно шлифуемых
5
0
5
сторон зубьев налаж чпых впадин. Аттестованное зубчатое колесо устанавливают на зубошлифовальном станке, где центрируют, закрепляют и ориентируют по сторонам зубьев наладочных впадин относительно режутцего инструмента.
После ориентации колеса инструмент 0 отводят от сторон зубьев наладочных впадин на величину S, вычисленную по формуле
S K-Y,
где К - коэффициент, учитьшающий направление подачи инструмента на врезание (К 1 - если подача производится в тангенциальном направлении; К I/sin 0 - если подача в радиальном направлении к оси колеса, где о( - угол профиля зуба по окружности измерения, град.).
Отвод инструмента на величину S предотвращает увеличение глубины резания на первом проходе в секторах зубчатого венца с припуском большим, чем в наладочных впадинах колеса. Затем устанавливают заданную технологией подачу инструмента на врезание и шлифуют колесо по автоматическому циклу,
Использование изобретения обеспе- 5 чивает уменьшение припуска и его
неравномерности сьема при эубошлифо- вании, -а также вероятности появления шлифовочных дефектов, что повышает производительность и качество 0 шлифования зубчатых венцов колес с большими погрешностями от предшествующей обработки.
Формула изобре тення
5 Способ наладки зубошлифовального I станка путем коррекции углового по- . ложения изделия относительно Ш Ютрумента с использованием информаиии о . величине припуска на каждой из 0 сторон зубьев, отличающий- с я тем, что, с целью повьшения качества обработки за счет равномерной загрузки рабочих поверхностей инструмента, перед коррекцией углового 5 положения изделия определяют размахи отклонений припусков и макс1гмальные величины припусков разноименньпс сторон зубьев изделия, при этом величи0
ну коррекции и ее направление определяют в соответствии с зависимостя- от I RI до IR I + V при R О - в сторону зубьев с наименьшим размахоц отклонений припуска; от |RI - V до три - в противоположном на- правлении, где R - полуразность максимальных припусков сторон зубьев с наибольшим и наименьшим размахами отклонений припуска, |R| - абсолютная величина, а V - полуразность наибольшего и наименьшего размахов отклонений припуска.
11
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ контроля зубчатых колес | 1983 |
|
SU1147921A1 |
Способ контроля зубчатых колес перед зубошлифованием | 1983 |
|
SU1147919A1 |
Способ контроля зубчатых колес на зубошлифовальных станках | 1985 |
|
SU1293464A1 |
Способ контроля зубчатых колес на зубошлифовальных станках | 1982 |
|
SU1070424A1 |
Способ ориентации зубчатого колеса на зубошлифовальных станках | 1984 |
|
SU1271688A1 |
Способ наладки зубо- и шлицешлифовальных станков | 1985 |
|
SU1379030A1 |
Способ наладки зубо- и шлицешлифовальных станков | 1983 |
|
SU1164008A1 |
Способ наладки зубо- и шлицешлифовальных станков | 1981 |
|
SU1164007A1 |
Способ обработки зубьев зубчатых колес дисковым лезвийным инструментом | 2021 |
|
RU2763831C1 |
Способ наладки зубо- и шлицешлифовальных станков | 1981 |
|
SU1028446A1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к шлифованию зубчатьк изделий на зубоишифовальных станках, не имеющих делительного диска. Цель изобретения - повышение качества обработки за счет равномерной загрузки рабочих поверхностей инструмента. Обрабатьшаемое зубчатое колесо предварительно ориентируют по сторонам впадин зубьев (СВЗ) относительно измерительного -инструмента, центрируют, измеряют припуск по обеим СВЗ и определяют размахи отклонений припуска (РОП) и максимальные величины припусков разноименных СВЗ. Затем производят коррекцию углового положения зубчатого колеса в направ- лении СВЗ с наибольшим РОП на величину от Гк1 - V до iRi, есди R V, и в противоположном на величину от iRi до IRI + V, если R нуля, где R - пЪлуразность максимальных припусков СВЗ с наибольшим и наименьшим РОП, iRl - абсолютная величина, V - полуразность наибольшего и наименьшего РОП. 3 ил. с (О
2/Wi
О
(ffus.2
Фц8. f
270
ХОУ.граЗ
f,Afj
90 180 A Г бС В
270 Ш,ерад Л
фаг.
Авторской свидетельство СССР №1177089, кл, В 23 F 1/02, 1983о |
Авторы
Даты
1988-08-30—Публикация
1987-02-25—Подача