Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес Советский патент 1982 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение SU937526A2

(54) СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЦЕЛЬНОКАТЛННЫХ

1

Изобретение относится к области термической обработки металлов, а именно к термической обработке железнодорожных колес.

Известны способы термической обработки колес с упрощением только обода 1, с упрочнением всех элементов колеса 2, а также способ термической обработки цельнокатанных железнодорожных колес для увеличения их эксплуатационной надежности путем повьциения хладостойкости диска и мест пере хода его в обод и ступицу.

По основному авт. св. N 837982, известен способ термической обработки цельнокатанных железнодорожных колес, включающий нагрев до температуры аустенитизации, независимое прерьгоистое спрейерное охлаждение обода, диска и мест перехода диска в обод и ступицу, в процессе которого охлаждение диска и мест его перехода в обод и ступицу начинают по достижении средней температуры обода 480-520 С и ведут его со скоростью выше критической. После этого ведут дифференцированно отпуск элементов колеса: обода при температуре 480-520°С, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС

а диска и мест его перехода в обод и сту-пицу при температуре 600-650° С 3.

Недосгаток известного способа за лючается в том, что он не обладает простотой исполнения. Это объясняется тем, что осуществление дифференцированного отпуска элементов колеса в одном тепловом агрегате затруднительно. Обеспечение отпуска обода, диска и мест его перехода в обод и ступицу при разных температурах требует проектирования и изготовления теплового агрегата, обеспечивающего заданные условия нагрева. Он представляет собой довольно сложное устройство и особенно Д)тя нагрева колес при их поточном производстве.

Цель изобретения - упрощение процесса термической обработки железнодорожных колес.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу, включающемуНагрев до температуры аустенитизацни, прерывистое спрейерное охлаждение обода, диска и мест перехода диска вобод и .ступицу и последующий ошуск: обода при 480-5 20°С, а даска 3 и мест его перехода в обод и ступицу при 600-650°С, сначала производят отпуск диска и мест его перехода в обод и ступицу, а затем производят отпуск всего колеса. Вследствие этого упрощается процесс термообработки железнодорожных колес. Способ реализуется следующим образом Колесо нагревают до температуры аустен нитизации, осуществляют прерывистое спрейерное охлаждение обода, в течение 120- 200 с при давлении воды 2-5 ати, диска и мест перехода диска в обод и ступицу. При этом охлаждение диска и мест его перехода в обод и ступицу начинают по достижений средней температуры обода 480-520°С и ведут его в течение 80-160 с при давлении воды 5,0 атм со скоростью выше критической. Затем следует дифференцированный отпуск элементов колеса, при которой внача ле ведут отпуск диска и мест его перехода в обод и ступицу, при температуре 600- 650° С, после чего следует отпуск всего колеса при температуре 480-520°С. Такая последовательность операций отпуск элементов колеса позволяет обеспечить в ди ке и местах перехода его в обод и ступицу требуемую структуру и комплекс свойств Следующий отпуск всего колеса при 480- 520°С обеспечивает требуемые уровень прочности в ободе и систему остаточных напряжений в элементах колеса. Пример. Колеса, изготовленные из стали с содержанием углерода 0,50, 0,58 и 0,65%, термически обрабатывают по предлагаемому способу и для сравнения по известному способу. Сначала - колеса нагревают до температуры 860, 840 и 820° С, затем выдерживают их в течение 0,5 ч. После зтого колеса загружают в устройство, где элементы колеса упрочняются в следующем порядке: вначале охлаждают обод, затем по достижении средней температуры обода 480-520° С охлаждают диск и места его перехода в обод и ступицу со скоростью выше, критической (для стали с содержанием 0,50-0,65% она составляет 50-60°С с). Параметры охлаждения обода колес и диска и их отпуска приведены в табл. 1. После упрочнения элементы колеса отпускают в следующей последовательности: вначале отпускают диск и места перехода в обод и ступицу при температуре 600-650°С. в течение 10-15 мин, для чего колесо помещается в индуктор тиристорного преобразователя частоты ТПЧ-1, где нагревается диск, после чего колесо помещается в электроколодец, где обод и диск отпускаются при температуре 480-5 20° С в течение 2,5 ч. После осуществления отпуска, колеса в стопах остывают на воздухе. Механические свойства диска, ударная вязкость при -70°С и хладостойкость в виде Тк приведены в табл. 2. Таким образом, предложенный способ позволяет упростить процесс термообработки, обеспечивая практически одинаковые свойства.

о

S

1Л VO

ю

Похожие патенты SU937526A2

название год авторы номер документа
Способ термической обработки цельно-КАТАНыХ жЕлЕзНОдОРОжНыХ КОлЕС 1979
  • Узлов Иван Герасимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Миронов Павел Федорович
SU837982A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 1982
  • Узлов Иван Герасимович
  • Козловский Альфред Иванович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школа Владлен Иванович
  • Босис Злата Марковна
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Шевченко Павел Сидорович
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Рыков Валерий Александрович
SU1087557A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 2016
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Васенина Елена Маратовна
  • Седышев Игорь Александрович
  • Вилков Сергей Алексеевич
  • Баикин Дмитрий Владимирович
RU2632507C1
Способ изготовления цельнокатанных железнодорожных колес 1992
  • Королев Сергей Александрович
  • Конышев Аркадий Андреевич
  • Антипов Борис Федорович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Кузьмичев Геннадий Михайлович
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
SU1836451A3
Способ изготовления цельнокатаныхжЕлЕзНОдОРОжНыХ КОлЕС 1979
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Узлов Владимир Иванович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Бабушкин Анатолий Павлович
SU829697A1
Способ обработки цельнокатаных колес 1977
  • Узлов Иван Герасимович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Ганаго Олег Александрович
  • Антипов Борис Федорович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Бабич Владимир Константинович
  • Перков Олег Николаевич
  • Третьяков Владимир Николаевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Пирогов Виталий Александрович
  • Староселецкий Михаилл Ильич
  • Узлов Владимир Иванович
SU720034A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1994
  • Королев С.А.
  • Кондрушин А.И.
  • Конышев А.А.
  • Глухов И.А.
  • Базин С.В.
  • Яндимиров А.А.
  • Валетов М.С.
  • Парышев Ю.М.
  • Цюренко В.Н.
  • Школьник Л.М.
RU2088677C1
Способ изготовления железнодорожныхКОлЕС 1979
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Сальников Иван Григорьевич
  • Корж Василий Иванович
  • Кузмичев Михаил Васильевич
SU795712A1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колёс из легированной стали 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Гриншпон Александр Семёнович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Васенина Елена Маратовна
RU2616756C1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1985
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Узлов Иван Герасимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Крашевич Виктор Наумович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
SU1425229A1

Реферат патента 1982 года Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес

Формула изобретения SU 937 526 A2

о

VO

§ и

ОО

00

5 -ч О kO - о - - оо ч -н - 00

С5

Q

о ш

ш ш

о

о

л

OV

ОО

О гч

О ш

SO О 10Г

э гГ

о

L

Г in

О ш

ООШ

ш

ШVD

VO

5

Оо

ОО

СпсСоб

78,0 , 20,0

Известный

50

0,58

88,0

18,0

16,047,0

0,65

90,0 Ф о р м у л а и-,а о ,б р е т е н и я Спнсоб термической обработки дгельнокатан Fihix жс;1с:зч;),)кпь1х-колес по авт, ев, N 837982. о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с упрошення процесса, сначала производит .отггуск диска и мест его перехода н ouo.i и стуиицу. а затем производят ртгПск KtvVeca,

Таблица 2

Тк, °С

15,0

52,0

2,5

- 90

- 80

49,0

2,0

12,0

1,9

- 65

10,0 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Технологическая инструкция колесопрокатного цеха завода им. К, Либкнехта. ТИК 1Ь-77. Днепропетровск, 1977, 2.Авторское свидетельство СССР № 253849, кл, С 21 D 9/34, 1969, 3.Авторское свидетельство СССР № 837982, кл, С 21 D 9/34, 1979.

SU 937 526 A2

Авторы

Гринев Анатолий Федорович

Блажнов Геннадий Александрович

Валетов Михаил Серафимович

Данченко Нинель Ивановна

Кузьмичев Михаил Васильевич

Узлов Владимир Иванович

Миронов Павел Федорович

Перков Олег Николаевич

Кудин Валерий Ефимович

Даты

1982-06-23Публикация

1979-08-03Подача