Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств.
Цель изобретения - расширение функ циональных возможностей коробки передач путем обеспечения режима стояночного торможения.
На фиг. 1 изображена схема предлагаемой коробки передач с механиз- MOM управления} на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг, 1(с видом на подпружиненную втулку для связи зубчатой муфты с корпусом).
Коробка передач транспортного средства содержит корпус I, входной 2 и выходной 3 валы, планетарный механизм 4 с пятью основными звеньями - солнечными шестернями 5 и 6, коронными шестернями 7 и 8 и водилом 9,три зубчатые муфты 10-12 и Механизм 13 управления с рь(чагом 14. Возможно и другое выполнение планетарного механизма с другим числом его основных звеньев, а такЛе и другое число управляющих муфт. Зубчатая муфта 12 установлена на выходном валу 3 для его выборочной связи с коронной шестерней 8, водилом 9 или солнечной шестерней 6 планетарного механизма 4. Кроме этого, зубчатая муфта J2 снабжена и четвертой позицией, в которой она связана с корпусом 1 при отсоединении от звеньев планетарного механиз- ма 4. Для включения данной четвертой позиции муфты 12, например, в ограничительной кулисе 15 рычага 14 уп- , равления вьтолнен дополнительный паз 16 меньшей ширины, чем остальные пазы 17 для включения передач, а рычаг 14 управления вьтолнен из двух частей 18 и 19 с пружиной 20 и утонченной частью 21 для установки в паз 16j при этом за счет дополнительного хода ползуна 22 муфта 12 и связывается с корпусом 1. Целесообразно связь муфты 12 с корпусом 1 осуществлять через подпружиненную пружиной 23 и .установленную с возможностью углового поворота относительно корпуса 1 втулку 24.
Для включения различных передач в предложенной коробке передач транспоного средства рычаг 14 управления устанавливается в одну из позиций по пазам 17 ограничительной кулисы 15, чем производится определенная связь звеньев планетарного механизма 4 с
входным 2, выходным 3 валами и корпусом 1 с соответствующим передаточным числом между валами 2 и 3.Предлагаемая коробка передач обеспечивает шесть передач переднего хода и две заднего.
Дпя включения режима стояночного тормоза оператор должен нажать на рычаг 14 для сжатия пружины 20 и ввести его утонченную часть 21 в паз 16, за счет чего муфта 12 связывает вы- ходной вал 3 с корпусом 1 и обеспечивает удержание транспортного средства от движения при стоянках. .Необходимость нажима на рычаг 14 управления для включения режима стояночного тормоза исключает возможность ошибочного включения данного режима при движении транспортного средства, а наличие подпружиненной втулки 24 облегчает улучшенную связываемрсть муф- TBI 12 с корпусом I ,
Формула изобретения
1.Коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, входной и выходной валы, по крайней мере один трехзвенный планетарный механизм и зубчатую муфту с механизмом управлени установленную на выходном валу для ег выборочной связи по крайней мере с дв И звеньями планетарного механизма, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей коробки передач путем обеспечения режи1-1а стояночного торможения зубчатая муфта снабжена дополнительно позицией для соединения выходного вала с корпусом.
2.Коробка передач по п. 1, о т- л и ч а ю щ а я с я тем, что, меха-v низм управления зубчатой муфты выполнен в виде составного рычага переменного сечения и ограничительной кулисы с дополнительным пазом меньшей ширины пр -тчем часть рычага уменьшенного сечения подпружинена и имеет возможность перемещения в осевом направлении для введения рычага в дополнительный паз кулисы и обеспечения связи муфты с корпусом.
3.Коробка передач по л. 1, о т- личающаяся тем, .что связь зубчатой муфты с корпусом осуществляется через подпружиненную втулку, установленную с возможностью углового поворота относительно корпуса.
Б-Б
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1576361A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1743928A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1712200A2 |
Коробка передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1659249A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1765036A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1988 |
|
SU1527025A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1782784A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2267675C2 |
Коробка передач транспортного средства | 1989 |
|
SU1661008A1 |
ОБЪЕМНАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 2010 |
|
RU2444660C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей коробки передач путем обеспечения режима стояночного торможения. Коробка передач транспортного средства содержит зубчатую муфту 12, которая снабжена дополнительной позицией, в которой выходной вал 3 связан с корпусом 1. При этом предпочтительно механизм управления зубчатой муфты 12 выходного вала 3 снабжать элементом, исключающим возможность включения тормоза без дополнительного действия водителя, для чего рычаг управления выполнен составным и части рычага подпружинены относительно друг друга. Помимо этого связь зубчатой муфты 12 с корпусом 1 в дополнительной позиции целесообразно осуществлять через подпружиненную втулку, установленную относительно корпуса 1 с возможностью углового поворота. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.
Л
/52Q
t,
Фиг. 2
Редактор С. Патрушева
Составитель С. Белоусько
Техред Л.Сердгакова Корректор.В.Кабаций
Заказ 7А2
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
2J
Фш.5
Тираж 528
Подписное
Авторское свидетельство СССР № 1455549, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1989-10-07—Публикация
1987-12-21—Подача