Изобретение относится к грузозахватным устройствам.
Цель изобретения - повышение безопасности работы.
На фиг. 1 показан грузозахватный ор- ган в статическом состоянии; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 1; на фиг. 5 - разрез Г-Г на фиг. 1; на фиг. 6 - грузозахватный орган в рабочем положении, когда он находится под нагрузкой гру- за G.
Грузозахватный орган содержит крюк 1, тело которого выполнено полукругом и образует зев крюка по радиусу Ro, проведенному из центра О. В верхней части крюка 1 запрессована ось 2, жестко закрепленная шпонкой 3 (фиг. 4). Концы оси 2 вставлены по скользящей посадке в подшипники 4 и 5 скольжения, которые запрессованы в корпуса подшипников 6. При этом подшипник 4 скольжения имеет шпоночную канавку
7и дополнительно зафиксирован штифтом 8. Корпуса подшипников 6 вварены в две стенки 9 узла подвески крюка, которые жестко сварены между собой боковой стенкой 10 и дополнительно жестко соединены стенкой 11 посредством болтов 12. К стенке
10 жестко прикреплен упор 13. Для подвешивания крюка в траверсе грузоподъемной машины узел подвески крюка имеет отверстия 14 и 15.
Взаимное соединение и расположе- ние показаны в пространстве относительно трех осей координат X-X, У-У, Z-Z. При этом шпоночная канавка 7 и штифт 8 расположены в плоскости разреза А-А, а шпонка 3, посредством которой ось 2 жестко соединена с крюком, показана в плоскости разреза В-В на фиг. 4 и соединена только средней частью. Концы оси 2 вставлены по скользящей посадке в подшипники 4 и 5 скольжения, поэтому крюк имеет возможность поворачиваться относительно оси Z-Z на определенный угол, ограниченный боковыми стенками 10 и И. При этом крюк поворачивается вместе с осью 2.
Левая часть крюка относительно вертикальной оси У-У изогнута полукругом вокруг центра величины зева крюка, выпол- ненного по радиусу Ro, а правая - рог крюка, выполнена удлиненной в горизонтальном направлении вытянута перпендикулярно вертикальной оси У-У, относительно которой массы изогнутой и удлиненной частей крюка взаимно уравновешены. При нарушении названного равновесия в нерабочих положениях крюк обладает способностью возвращаться в исходное равновесное положение, поворачиваясь вокруг оси Z-Z.
Размер поперечного сечения правой су- женной части крюка меньше размера поперечного сечения левой части крюка (фиг. 3).
8конце правой суженной части крюка 1 - на его носке запрессована в тело ось 16
5
0 5 0
5
5
0
и зафиксирована посредством шпонки 17. Правая суженная часть крюка 1 сверху- охвачена П-образным перекрывающим элементом 18, у которого в суженном конце в стенки вварены втулки 19 и 20, насаженные по скользящей посадке на концы оси 16. Втулка 19 имеет шпоночную канавку 21, которая находится в плоскости разреза Б-Б, но повернута при изготовлении и монтаже на 180° относительно соответствующей ей шпонки 17. Ось 16 жестко соединена с телом крюка 1, а перекрывающий элемент 18 обладает возможностью поворачиваться вокруг оси 16. На вертикальных боковых стенках П-образного перекрывающего элемента 18 дополнительно приварены ребра 22 жесткости и имеются с утолщенными краями пазы 23, а также отверстия 24. Правее вертикальной оси У-У в тело крюка запрессована втулка 25, в которую введена по скользящей посадке ось 26, на концы которой насажены имеющие форму, соответствующую форме крюка, рычаги 27 и 28 посредством индивидуальных втулок 29 и 30. Концы оси 26 и втулок 29 и 30 имеют совместные сквозные и прямоугольные отверстия, в которые запрессованы пластины 31, концы которых введены между ребрами 32 и 33 жесткости рычагов 27 и 28.
Пластины 31 зафиксированы болтами 34. Ребра 32 и 33 жесткости приварены перпендикулярно к внешним плоскостям рычагов 27 и 28. Указанное жесткое соединение двух рычагов 27 и 28 с осью 26 в единую жесткую конструкцию обеспечивает одновременное поворачивание двух рычагов вместе с соединенной их осью 26 как единого узла, вокруг оси вращения 1 - 1с обеих сторон крюка 1. Для обеспечения необходимости зазоров между внутренними сторонами рычагов 27 и 28 и внешними поверхностями крюка 1 и П-образного перекрывающего элемента 18 на ось 26 дополнительно надеты дистанционные шайбы 35.
Зев крюка 1 расположен левее вертикальной оси У-У, а внутреннее очертание зева крюка выполнено по радиусу Ro, проведенному из центра 0, который расположен на дуге аб, проведенной радиусом Ri из центра оси вращения 1 - 1 рычагов 27 и 28. Из точки Oi, находящейся выше центра 0 и тоже на дуге аб, по радиусу R2 выполнены внутренние очертания зевов рычагов 27 и 28 до пересечения с внутренним очертанием зева крюка 1, после чего часть зевов рычагов 27 и 28 выполнена по радиусу Rs, проведенному из центра 0 величины зева крюка 1 и равному радиусу R0. Совмещенные и открытые части зевов рычагов 27 и 28 оканчиваются индивидуальными «клыками 36, а зев крюка оканчивается «зубом 37 (фиг. 6). Таким образом, при отсутствии на грузозахватном органе груза образующая рычагов на участке в
зоне зева крюка размещается выше рабочего контура зева крюка.
Зев крюка 1 и зевы рычагов 27 и 28 выполнены слева оси вращения рычагов 1 - 1, а справа названной оси, в конце суженной части каждого рычага, на расстоянии плеча L от оси вращения рычагов 1 - 1, вварены индивидуальные втулки 38, в которые запрессованы пальцы 39. Втулки 38 и пальцы 39 имеют совместные сквозные и прямоуголь- ные отверстия, в которые запрессованы одними концами пластины 40, а другие концы пластин 40 вставлены между ребрами 32 и 33 жесткости рычагов 27 и 28 и закреплены, например, болтами 34. Свободные концы пальцев 39 введены в зацепление в соот- ветствующие им пазы 23 перекрывающего элемента 18. При этом оси пальцев 39 находятся от оси вращения перекрывающего элемента 18 на расстоянии плеча 1. На расширенных с зевами концах рычагов 27 и 28 прикреплены противовесы 41, а под номером 42 показана жесткая скоба груза G.
Болты применяют для соединения таких деталей, которые не передают никаких усилий и напряжений со стороны груза G. Детали и узлы, воспринимающие усилия и напряжения от груза G, соединены без болтов быстро и надежно, позволяют быстро разобрать и собрать весь крюк для выполнения необходимой смазки и контрольной проверки следующим образом.
Отвернув болты 34 и выбив одну плас- тину 31, снимается с конца оси рычаг, а другой рычаг снимается вместе с осью 26. После этого, отвернув болты 12, снимается боковая стенка 11. Затем весь узел подвески крюка поворачивается (фиг. 1) против часовой стрелки на 120° до тех пор, пока шпоночная канавка 7 подшипника 4 скольжения не совместится с соответствующей ей осевой шпонкой 3 оси 2. Затем выбирается ось 2 вместе со шпонкой 3 из подшипника 4 скольжения, через шпоночную канавку 7 пройдет шпонка 3, после чего узел подвески отсоединяется от крюка 1.
Аналогичным образом снимается и П-об- разный перекрывающий элемент 18. Для этого достаточно снять боковую стенку 11 и повернуть узел подвески крюка, чтобы упор 13 не помешал повернуть П-образ- ный перекрывающий элемент 18 вокруг оси 16 на 180° до тех пор, пока шпоночная канавка 21 втулки 19 элемента 18 не совместится с соответствующей ей осевой шпонкой 17. Затем выбивается ось 16 в сторону втулки 19, через шпоночную канавку 21 которой пройдет шпонка 17, после чего перекрывающий элемент легко отсоединяется от крюка 1.
Крюк работает следующим образом.
Крановщик из кабины грузоподъемной машины, управляя дистанционно траверсой с грузозахватным органом, вводит Суженный конец удлиненного рога крюка в
рабочую скобу 42 и проталкивает рог крюка до тех пор, пока верхняя часть скобы 42 не окажется в зевах рычагов 27 и 28 и крюка 1. При этом скоба 42 может коснуться боковой поверхности названных зевов, тогда крюк 1 упрется наружной выпуклой стороной в нижнюю кромку стенки 11 узла подвески крюка, который не позволит больше положенного повернуться вокруг горизонтальной оси Z-Z, а передают толчек от скобы траверсе, по движению которой крановщик убедится в том, что скоба 42 находится в зеве крюка. В этот момент крановщик начнет поднимать траверсу с грузозахватным органом. Груз G скобой 42 давит на образующие внутренние поверхности зевов одновременно двух рычагов 27 и 28, которые, поворачиваясь вокруг их общей оси 1 - 1, способствуют тому, что названные их поверхности зевов уравниваются с нижней внутренней поверхностью величины зева крюка 1 и одновременно рычаги 27 и 28 воздействуют на грузовую скобу 42, пытаясь перенести ее верхнюю часть в нижнюю точку зева крюка 1 или реактивно оттолкнуться от скобы. Так как зевы крюка и рычагов, точка приложения силы скобы 42 груза G находятся левее вертикальной оси У-У и относительно центра крюка, то возникает момент, которвый поворачивает крюк вокруг оси Z-Z до тех пор, пока скоба 42 не достигнет самой нижней точки совмещенных зевов крюка и рычагов, при этом центр 0 величины зева крюка 1 переместится на вертикальную ось У-У, по которой направлена сила веса груза G. Названный момент относительно оси Z-Z подвеса крюка, поворот рычагов относительно оси их вращения 1 - 1 и отталкивающая сила рычагов от грузовой скобы 42 вынуждают поворачивать крюк против часовой стрелки и поднимать всю правую суженную часть крюка. При этом рычаги 27 и 28, поворачиваясь вокруг их общей оси 1 - 1, воздействуют своими пальцами 39 на пазы 23 П-образного перекрывающего элемента 18 и, поворачивая его вокруг оси 16, поднимают этот элемент 18 до тех пор, пока его расширенный конец не упрется в упор 13. Причем соотношение плеч L и 1 способствует тому, что расширенный конец перекрывающего элемента поднимается с ускорением и достигает упора 13 с ударом.
Боковые стенки П-образного перекрывающего элемента имеют отверстия 24 и окрашены, например, в оранжевый цвет. При статическом положении крюка боковые стенки элемента 18 с отверстиями 24 скрыты за рычагами 27 и 28, покрашенными в другой контрастный цвет. В момент подъема груза G, когда зевы рычагов и крюка совмещаются, крановщик ясно и четко видит увеличенную правую часть крюка, видит множество отверстий 24 на фоне контрастных цветов рычагов и перекрывающего эле
мента и услышит четкий металлический звук удара расширенного конца этого- элемента об упор 13. Все перечисленные признаки срабатывания крюка в момент подъема груза, визуально и звуком каждый раз подтверждают о том, что крюк надежно захватил грузовую скобу 42 груза G, а зев крюка закрыт перекрывающим элементом 18. При этом «клыки 36 рычагов 27 и 28 перемещаются к центру 0 величины зева крюка, не позволяя перемещаться скобе в сторону закрытой кромке и «зуба зева крюка. Такое рабочее положение принимает крюк в момент подъема и транспортировки груза (фиг. 6).
После транспортировки груза и после спуска его на место крюк опускается еще ниже до тех пор, пока грузовая скоба приподнимется над рабочей поверхностью зевов рычагов и крюка. Освободившиеся от силы давления скобы 42 зевы рычагов 27 и 28 поднимаются кинематической силой взаимодействия П-образного перекрывающего элемента 18 и рычагов, их соотношений плеч и центров тяжести и противовесов 41 относительно оси вращения 1 - 1 рычагов, в результате чего П-образный элемент 18 складывается, охватывая суженную часть тела крюка 1, открывая при этом полностью зев крюка 1, позволяя крановщику из кабины, управляя дистанционно траверсой грузоподъемной машины, вывести рабочую часть крюка из скобы 42 груза G, без помощи рабочего.
0 5 0
Формула изобретения
1.Грузозахватный орган, содержащий крюк и связанные между собой перекрывающий зев элемент и рычаг, закрепленный посредством горизонтальной оси с прилеганием к боковой поверхности крюка с возможностью поворота в его плоскости и с возможностью размещения образующей рычага на его участке в зоне зева крюка выше рабочего контура последнего при отсутствии на грузозахватном органе груза, отличающийся тем, что, с целью повышения безопасности работы, рог крюка выполнен удлиненным, в горизонтальном направлении рычаг имеет форму, соответствующую форме крюка, а перекрывающий элемент закреплен одним концом на носке рога посредством второй, параллельной первой, горизонтальной оси, при этом рычаг связан с перекрывающим элементом посредством жестко закрепленного на конце удлиненной части рычага пальца, размещенного в пазу, выполненном в перекрывающем элементе, а первая из упомянутых горизонтальных осей размещена между вертикальной, проходящей через точку подвески крюка, плоскостью и обращенной в сторону зева торцовой поверхностью перекрывающего элемента.
2.Грузозахватный орган по п. 1, отличающийся тем, что перекрыватель выполнен в сечении П-образным и охватывает рог крюка сверху с возможностью взаимодействия его перекладины с закрепленным в зоне хвостовика упором.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Грузовой крюк | 1986 |
|
SU1388378A1 |
Саморасцепляющееся грузозахватное устройство | 1990 |
|
SU1754620A1 |
Грузозахватное устройство | 1990 |
|
SU1744042A1 |
Двурогий крюк | 1979 |
|
SU839983A1 |
Секторный накопитель | 1985 |
|
SU1321647A1 |
Саморасцепляющееся грузозахватное устройство | 1981 |
|
SU992386A1 |
Крюк | 1989 |
|
SU1710483A1 |
Грузозахватное устройство | 1986 |
|
SU1341142A1 |
ГРУЗОЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО С КРЮКОМ-САМООТЦЕПОМ И САМООТКРЫВАЮЩИМСЯ ЗАТВОРОМ ПРИ СНЯТИИ ГРУЗА | 2003 |
|
RU2245291C2 |
ГРУЗОЗАХВАТНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ | 1971 |
|
SU290528A1 |
Изобретение относится к грузозахватным устройствам. Цель изобретения - повышение безопасности работы. Поставленная цель достигается за счет исключения необходимости использования ручного труда при заведении крюка в скобу груза и выведении из нее, а также за счет надежного перекрытия зева крюка. Согласно изобретению рог крюка 1 выполнен удлиненным в горизонтальном направлении. На носке рога крюка посредством оси 16 закреплен перекрывающий элемент 18, имеющий на боковых сторонах пазы 23. В пазах 23 размещены пальцы 39, установленные на суженных концах рычагов 27, имеющих форму, соответствующую форме крюка, и закрепленных на нем посредством оси 26. Образующая рычага на его участке в зоне зева крюка размещена выше контура зева крюка при отсутствии на последнем груза, она опускается вниз до совмещения с зевом, когда производится подъем груза. В момент подъема груза рычаг 27 поворачивается вокруг оси 26, палец 39, перемещаясь в пазу 23 перекрывающего элемента, поворачивает последний вокруг оси 16 до тех пор, пока перекрывающий элемент 18 не коснется упора 13, закрепленного в зоне хвостовика крюка. 1 з.п.ф-лы, 6 ил.
25
IQ OS NS
Сю
Cb
I
Cto
СИ I
Oi
СЛ
g
(O
v
о
о
/f
цг
21
32
Фаг. 6
Грузовой крюк | 1980 |
|
SU935435A1 |
Приспособление для соединения пучка кисти с трубкою или втулкою, служащей для прикрепления ручки | 1915 |
|
SU66A1 |
Авторы
Даты
1990-04-07—Публикация
1987-08-03—Подача