Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления коробками передач землеройно-транспортных машин с шарнирно сочлененной рамой.
Целью изобретения является снижение металлоемкости и повышение надежности.
На фиг. 1 изображен.шарнирный узел системы дистанционного управления коробкой передач землеройно-транспортной машины с шарнИрно сочлененной рамой, .вид сбоку; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1.
Шарнирный узел системы дистанционного управления коробкой передач содержит двуплечие Г-образные рычаги 1,2, которые размещены на осях 3 и 4, закрепленных на кронштейнах 5 и 6. Кронштейн 5 неподвижно установлен на передней полураме 7, а кронштейн 6 - на задней полураме 8. Полурамы 7 и 8 машины соединены между собой шарниром 9. Двуплечие Г-образные рычаги 1 и 2 одними своими плечами соединены с тягами 10 и 11, связывающими их соответственно с управляющим и управляемым органами (не показаны). В качестве управляющего органа может быть, например, рычаг управления, установленный в кабине машины, которая размещена на передней полураме, а в качестве управляю- емого - рычаг переключения, установленный на корлусе коробки передач. Двуплечие Г-образные рычаги 1 и 2 связаны также между собой кинематической связью, которая выполнена в виде шарового шарнира, об- разованного сферическим злементом 12 и -охватывающими его концевыми частями 13 и 14 двуплечих Г-образных рычагов 1 и 2. Концевая часть 13 первого двуплечего Г-об- разного рычага 1 выполнена в виде вилки, контактирующей внутренними цилиндрическими поверхностями 15 элементов со сфе;;
рическим злементом 12. Концевая часть 14 второго двуплечего Г-образного рычага шарнирно подсоединена к его плечу 16 с возможностью ее поворота вокруг оси 17, расположенной в вертикальной плоскости и перпендикулярной-продольной оси 18 плеча 16. Концевая часть 14 охватывает своей внутренней сферической поверхностью 19 сферический элемент 12. При этом в нейт- ральном положении двуплечих Г-образных рычагов 1 и 2 (что соответствует нейтральному положению рычага управления) центр сферического элемента 12 находится на геометрической оси 0-0 шар- нира 9, соединяющего полурамы 7 и 8.
Шарнирный узел работает слдующим образом.
При перемещении управляющего органа (рычага управления) происходит переме- щение связанной с ним тяги 10, которая воздействует на первый двуплечий Г-образ- ный рычаг 1, поворачивая его вокруг оси 3. При этом, поворачиваясь, рычаг 1 своей кон-, цевой частью 13, выполненной в виде вилки, воздействует на сферический элемент 12. Поскольку последний одновременно охва- чек и концевой частью 14 второго двуплечего Г-образного рычага 2, он увлекает за собой и плечо 16 рычага 2, заставляя послед- НИИ поворачиваться вокруг оси 4. В свою очередь рычаг 2 воздействует на тягу 11, передавая управляющее воздействие на управляемый орган.
Поскольку кронштейны 5 и 6 жестко установлены на разных полурамах 7 и 8, при
повороте машины (при складывании полурам 7 и 8 - это положение изображено
пунктирной линией на фиг. 2) происходит
взаимное складывание концевых частей 13
и 14 на некоторый угол а. Это складывание
возможно благодаря наличию шарового
шарнира в кинематической связи рычагов 1
и 2 между собой и расположению центра сферического элемента 12 шарового шарнира не геометрической оси 0-0 шарнира 9, соединяющего полурамы 7 и 8, Очевидно, 4to в нейтральном положении рычагов 1 и 2, когда центр сферичесого элемента 12 расположен точно на оси 0-0 при любом угле складывания а , это расстояние сохраняется, Если поворот машины (складывание полурам 7 и 8) происходит при включенной передаче, т.е., когда продольные оси концевых частей 13 и 14 обоих рычагов 1 и 2 не лежат в горизонтальной плоскости, а находятся под некоторым углом/3 один по отношению к другому, положение центра сферического элемента 12 несколько отклоняется от оси 0-0 на величину д (фиг. 1 и 2), Концевая часть 14 второго двуплечего Г-об- разного рычага шарнирно соединена с плечом 16 с возможностью поворота вокруг оси 17. Такое соединение обеспечивает возможность поворота концевой части 14 вместе со сферическим элементом и сохранение положения центра последнего всегда на прямой, соответствующей геометрической оси цилиндрической поверхности 15. Вместе с тем, при повороте самого двуплечего Г-образного рычага 2 вокруг оси 4 концевая часть 14 и его плечо 16 ведут себя как одно целое за счет того, что ось 17 всегда расположена в вертикальной плоскости и перпендикулярна продольной оси 18 плеча 16.
При необходимости передачи нескольких управляющих воздействий на кронштейнах 5 и 6 следует установить пропорциональное этому количеству число пар
вуплечих Г-образных рычагов 1 и 2. В этом лучае необходимо, чтобы центры всех сферических элементов 12 каждой пары рычагов 1 и 2 находились на одной оси 0-0 в
нейтральном положении рычагов 1 и 2. Ф о р м у л а и 3 о б р е т е н и я Шарнирный узел системы дистанционного управления коробкой передач земле- ройно-транспортной машины с шарнирно
сочлененной рамой, содержащий управляющий и управляемый органы, два кронштейна с осями, один из которых закреплен на передней, а другой на задней полурамах, по меньшей мере одну пару установленных
на осях кронштейнов двуплечих Г-образных рычагов с концевыми частями, при этом концевая часть первого из них выполнена в виде вилки, тяги, соединяющие двуплечие Г-образные рычаги соответственно с управляющим и управляемым органами, и кинематическую связь между парой двуплечих Г-образных рычагов, отличающийся тем, что, с целью снижения металлоемкости и повышения надежности, концевая часть
первого Г-образного рычага снабжена цилиндрическими поверхностями, а концевая масть второго Г-образного рычага шарнирно установлена на его плече с помощью вертикальной оси с возможностью поворота в
горизонтальной плоскости и снабжена сферическим элементом для взаимодействия с цилиндрическими поверхностями концевой части первого Г-образного рычага, при этом центр сферического элемента в нейтраль- ном положении Г-образных рычагов находится на геометрической оси шарнира, соединяющего полурамы машины.
//
19
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Дистанционное управление коробкой передач землеройно-транспортной машины с шарнирно-сочлененной рамой | 1988 |
|
SU1523414A1 |
Дисковый узел системы дистанционного управления коробкой передач землеройно-транспортной машины с шарнирно сочлененной рамой | 1988 |
|
SU1593998A1 |
Автодорожное шасси | 1988 |
|
SU1562168A1 |
Дисковый узел системы дистанционного управления коробкой передач землеройно-транспортной машины с шарнирно-сочлененной рамой | 1989 |
|
SU1684117A1 |
Велосипед | 1986 |
|
SU1497097A1 |
Механизм управления коробкой передач | 1987 |
|
SU1532342A1 |
Механизм для дистанционного ручного управления коробкой передач | 1988 |
|
SU1523413A1 |
ШАРНИРНО-РЫЧАЖНЫЙ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ | 2007 |
|
RU2347120C1 |
Шарнирный узел полноприводного автогрейдера тяжелого типа | 2024 |
|
RU2823972C1 |
РАМА ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОРУДИЯ | 2006 |
|
RU2325792C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления коробками передач землеройно-транспортных машин с шарнирно-сочлененной рамой. Цель изобретения - снижение металлоемкости при повышении надежности. При перемещении управляющего органа, например рычага управления, происходит перемещение связанной с ним тяги 10, которая воздействует на первый двуплечий Г-образный рычаг 1, поворачивая его вокруг оси 3. Рычаг 1 своей концевой частью 13 в виде вилки воздействует на сферический элемент 12, который увлекает за собой концевую часть 14 второго двуплечего Г-образного рычага 2, заставляя последний поворачиваться вокруг оси 4. Оси 3 и 4 закреплены соответственно на кронштейнах 5, 6, которые, в свою очередь, неподвижно установлены на полурамах 7 и 8. Рычаг 2, поворачиваясь вокруг оси 4, перемещает соединенную с ним тягу 11, которая воздействует на управляемый орган. Центр сферического элемента 12 в нейтральном положении рычагов 1, 2 расположен на геометрической оси шарнира 9, соединяющего полурамы 7 и 8. Сферический элемент 12 охвачен концевой частью 13 в виде вилки рычага 1 и концевой частью 14 рычага 2. Поверхность 15 концевой части 13, контактирующая со сферическим элементом 12, выполнена цилиндрической, а поверхность 19 концевой части 14, контактирующая с тем же цилиндрическим элементом 12, - сферической. Кроме того, концевая часть 14 соединена с плечом 16 рычага 2 шарнирно с возможностью ее поворота вокруг оси 17, которая расположена в вертикальной плоскости и перпендикулярна продольной оси плеча 16. Шарнирный узел прост в конструктивном отношении и надежен в работе. 3 ил.
Дистанционное управление коробкой передач землеройно-транспортной машины с шарнирно-сочлененной рамой | 1988 |
|
SU1523414A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Авторы
Даты
1990-09-23—Публикация
1988-05-24—Подача