Изобретение относится к области ремонта машин и может быть использовано для восстановления изношенных деталей с отверстиями, подвергающихся газотермическому напылению.
Цель изобретения - повышение качества восстановления.
Сущность способа заключается в следующем.
Перед газотермическим напылением деталей отверстия, выходящие на напыляемые поверхности, например масляные каналы шеек коленчатых валов, зенкуют на глубину не менее толщины напыляемого слоя и заделывают термостойкими заглушками. При этом наружные поверхности за- глуше.: размещают на глубине зенковки.
Тем самым обеспечивается четкое выражение контуров отверстий на напыленных поверхностях, что облегчает процесс их последующей разделки.
После напыления и термообработки (спекания, оплавления) слой металла над восстанавливаемым отверстием, напыленный на поверхность заделки (заглушки), вырубают твердым цилиндрическим пуансоном, для чего последний устанавливают рабочим торцом по контуру отверстия, четко выраженному на напыленной поверхности, и ударом по другому торцу пуансона смещают напыленный на поверхность заделки (заглушки) слой вместе с заглушкой вглубь отверстия.
Диаметр пуансона равен 0,9-0,95 диаметра восстанавливаемого отверстия, рабоо о
00
о
OJ
чий торец пуансона выполняют плоским или вогнутым, твердость пуансона обеспечивают выше твердости напыленного слоя после его термообработки (спекания, оплавления).
Тем самым обеспечивается идентичность взаимодействия пуансона и отверстия в основном металле взаимодействию деталей вырубного штампа, в результате чего напряжениями, разрушающими напыленный слой, будут напряжения среза, обеспечивающие образование четкого контура отверстия и исключающие нерегулируемые разрушения напыленного слоя в виде трещин и отслоение его от основы.
Во избежание нарушения адгезии напыленного слоя с основой а процессе удале- ния заглушек и очистки отверстий напыленный слой зенкуют до выхода в отверстие основы. При этом угол зенковки напыленного слоя выполняют на 60 - 90° меньше угла зенковки основы, в результате чего достигается постепенное уменьшение толщины напыленного слоя на поверхности зенковки от максимальной у напыленной поверхности до нуля у входа в отверстие основы, где напыленный слой не подвергается эксплуатационным нагрузкам, что повышает эксплуатационную надежность адгезии напыленного слоя с основой.
Поскольку зенкование напыленного слоя производят при наличии вырубленного пуансоном отверстия, исключается вредное влияние поперечной кромки сверла на качество и производительность операции и представляется возможным зенкование многолезвийными конусными зенковками, обеспечивая высокие производительность разделки и качество напыленного слоя на участках поверхности вокруг отверстий.
После зенкования напыленного слоя заглушки из отверстий удаляют. Металлические неразрушаемые заглушки удаляют выколачиванием или выдавливанием посредством металлического стержня, перемещающего обе заглушки вдоль сквозного отверстия от одного конца к другому, обеспечивая одновременно очистку отверстий перемещающимися заглушками.
П р и м е р. В процессе подготовки к плазменному напылению шеек коленчатого вала двигателя автомобиля Москвич-412 выходящие на поверхности шеек сквозные смазочные отверстия диаметром 5,5 мм зенкуют твердосплавным сверлом ВК8 диаметром 8,0 мм с углом при вершине 120° на глубину 0,6 мм. После зенковки в отверстия устанавливают с натягом стальные заглушки длиной 15 мм с расположением наружного торца на глубине 0,6 мм от поверхностей шеек, затем поверхности шеек подвергают дробеструйной обработке и плазменному напылению слоя порошка ПГСР-3 толщиной 0,5 мм с последующим спеканием при 950°С. После спекания напыленный на торцы заглушек слой вырубают цилиндрическим пуансоном диаметром 5,0 мм с плоским торцем твердостью HRC 65 и смещают вглубь отверстий вместе со стальными заглушками на глубину 6,0 мм, затем отверстия зенкуют твердосплавным сверлом ВК8 диаметром 8,0 мм с углом при вершине 60° на глубину 1,2 мм от наружной поверхности
напыленного слоя, т.е. до основного металла отверстия диаметром 5,5 мм. Стальные заглушки из сквозных отверстий удаляют выколачиванием стальным стержнем диаметром 5,0 мм и длиной 70 мм.
После шлифования шеек коленчатых валов каких-либо дефектов напыленного слоя обнаружено не было.
30
Формула изобретения
1.Способ восстановления поверхности детали с отверстиями, включающий заделку отверстий термостойкими заглушками, газотермическое напыление на восстанавливаемую поверхность и последующую разделку отверстий, отличающийся тем, что, с целью повышения качества восстановления, перед заделкой отверстия в детали зенкуют .на глубину не меньше толщины напыленного слоя, наружную поверхность заглушки размещают в отверстии, располагают на глубине зенковки, а после напыления напыленный слой над отверстием вырубают пуансоном с плоским или вогнутым рабочим торцом и диаметром, равным 0,9-0,95 диаметра отверстия, а перед разделкой отверстий их зенкуют в напыленном слое до выхода в основу детали с углом зенковки на 60-90° меньше угла зенковки отверстий в самой детали.
2.Способ по П.1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что сквозные прямолинейные отверстия заделывают неразрушающимися заглушками.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОРШНЕЙ | 1997 |
|
RU2133663C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОПОРНОЙ ЧАСТИ | 2007 |
|
RU2363804C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОГЛОЩАЮЩЕГО СВЧ-ЭНЕРГИЮ ПОКРЫТИЯ | 2019 |
|
RU2712326C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРИВАЛОЧНЫХ ПЛОСКОСТЕЙ ГОЛОВОК ЦИЛИНДРОВ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ | 2002 |
|
RU2228246C1 |
Способ газотермического нанесения стальных покрытий | 1989 |
|
SU1731863A1 |
Устройство для изготовления горловин на трубах | 1984 |
|
SU1181744A1 |
КЛЕПАЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 1998 |
|
RU2136430C1 |
СПОСОБ ДРОБЕСТРУЙНОЙ ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ | 1995 |
|
RU2087583C1 |
Способ заделки пустот в торцах свежеотформованных плит перекрытий | 1980 |
|
SU1009773A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СКВОЗНЫХ ОТВЕРСТИЙ МАЛОГО ДИАМЕТРА В ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛАХ | 2012 |
|
RU2515774C2 |
Изобретение касается ремонта машин и может быть использовано для восстановления изложенных деталей с отверстиями, подвергающихся газотермическому напылению. Цель изобретения - повышение качества восстановления. Перед газотермическим напылением детали, выходящие на поверхность отверстия зенкуют на глубину не менее толщины напыляемого слоя и заделывают их термостойкими заглушками. Наружные поверхности заглушек размещают на глубине зенковок. После напыления напыленный над отверстием слой вырубают пуансоном диаметром 0,9-0,95 диаметра отверстия. Рабочий торец пуансона имеет плоскую и вогнутую форму. Затем зенкуют напыленный слой по периметру отверстия до выхода в основу детали. Угол зенковки выполняют на 60-90° меньше угла зенковки основы. Удаляют заглушки из отверстий. При установке неразрушающихся заглушек их удаляют выколачиванием или выдавливанием, обеспечивая одновременно очистку отверстий. Способ позволяет повысить качество востановления путем образования четкого контура отверстий. 1 з.п.ф-лы.
Ландо С.Я | |||
Восстановление автомобильных деталей | |||
М.: Транспорт, 1987, с 81-83 |
Авторы
Даты
1990-11-23—Публикация
1989-02-09—Подача