Устройство для управления задними колесами транспортного средства Советский патент 1991 года по МПК B62D7/14 

Описание патента на изобретение SU1625756A1

о ю ел

N

ел

о

Изобретение относится к управлению транспортными средствами с передними и задними управляемыми колесами преимущественно сельскохозяйственного назначения.

Цель изобретения - повышение точности вождения.

На фиг. 1 изображена функциональная схема устройства, где а и Oz угол поворота передних и задних колес, 5i и 62 углы увода передних и задних колес, v - скорость движения транспортного средства; на фиг. 2 - схема движения рассматриваемого транспортного средства, где А и В центры передних и задних колес, L - база, угол курса транспортного средства; на фиг. 3 - амплитудно-частотные характеристики (АЧХ) отклонения АВ траектории задних колес в функции пространственной частоты

(о и длины I, соответствующей этой частоте волны; на фиг. 4 - графики траекторий задних колес при входе в поворот с прямолинейной траектории.

Устройство содержит датчики углов поворота передних 1 и задних 2 колес, датчики углов увода передних 3 и задних А колес, датчик 5 скорости движения транспортного средства, электронный блок 6 управления, электродвигательный следящий привод 7. Блок 6 управления содержит первый 8. второй 9, третий 10 и четвертый 11 сумматоры, первый 12 и второй 13 блоки умножения, первый 14 и второй 15 интеграторы, формирователь 16 выходного сигнала. Элементы 8, 9, 12, 14, 10, 13, 15, 11 и 16 соединены последовательно (выход каждого предыдущего элемента соединен с первым входом последующего) Кроме того, выход второго сумматора 9 подключен к второму входу третьего сумматора 10, а выход второго интегратора 15 - к второму входу третьего сумматора 10 и третьему входу третьего сумматора 10. К первому и второму входам первого сумматора 8 подключены выходы датчиков поворота 1 и увода 3 передних колес, Выход датчика 5 скорости движения транспортного средства подсоединен к вторым входам первого 12 и второго 13 блоков умножения. К второму входу четвертого сумматора 11 подключен выход датчика 4 увода задних колес, а к его третьему входу - выход датчика 2 угла поворота задних колес. Выход формирователя 16 выходного сигнала соединен с входом электрогидравлического следящего привода 7.

Транспортное средство рассмотрим в виде упрощенной двумерной модели велосипедной схемы содержащей (фиг. 2) раму 17 и соединенные с ней шарнирно в точках А и В передние 18 и задние 19 эластичные

5

колеса, центры которых совпадают в проекции на плоскость OXY с точками соответственно А и В и движутся по одной траектории 20.

В качестве оценок отклонения траектории задних колес от траектории передних колес использованы АЧХ 21 устройства с передними поворотными и задними неповоротными колесами, АЧХ 22, потенциально соответствующая прототипу, АЧХ 23 предлагаемого устройства и АЧХ 24 устройства с противофазно-синхронно поворотными колесами, например,транспортного средства с шарнирно сочлененной рамой (фиг. 3),

Кроме того, использовались оценки отклонений траектории задних колес от траектории передних колес аналога - график 25, прототипа - график 26, предлагаемого устройства - график 27, устройства с передни0 ми поворотными и задними неповоротными колесами - график 28, устройства с противофазно-синхронно поворотными колесами - график 29 (фиг. 4) при переходе с прямоли- . нейной траектории к повороту транспортно5 го средства, с минимальным радиусом.

Устройство работает следующим образом.

Для того, чтобы траектория задних колес совпадала с траекторией передних ко0 лес, необходимо, чтобы координаты точки В (фиг.2) совпадали с координатами точки А, через время запаздывания т L/v, необходимое для передвижения транспортного средства на длину его базы, или выполнение

г условий

ХВ ХА-е

-г-р

JB JA-G

-т-р

(1)

где, р - оператор дифференцирования,

-г-р е- функция чистого запаздывания,

Анализ этой задачи дает точное решение, близкое к решению аналога:

-т-р

«2(ai- Si4yj)e .(2)

Разлагая функцию частого запаздывания в степенной ряд и ограничиваясь тремя членами разложения

.р+(Гр)2/2-г(г.Р)3/бГ1 . приу У л-йт-ф-нЗг)/ L-.P , и учитывая,

итг Т- I Л/ ПППХУЧЯЮТ

(3)

что Т L/v, получают

«2 -W(p) «1+&

55 где W(p)(- Р+1 )

-1

функция динамического запаздывания или, в виде, удобном для реализации

02 - Jjp; «1 -CTl +2 (OS-02 ) 1 +

+ (oti-ai + 02-02 )foi.

Предлагаемое устройство является техническим решением, реализующим указанную функцию (4). Информация, воспринимаемая датчиками 1 угла поворота и 3 угла увода передних колес, преобразуется ими в сигналы, с которыми суммируется, с учетом знаков, на сумматоре 8, где формируется сигнал, соответствующий значению . Суммируясь на сумматоре 9 с сигналом с выхода интегратора 15, который соответствует значению ai-62 , он образует сигнал (at-6 +а.2 -&) На множителе 12 и интеграторе 14, коэффициент которого устанавливается соответствующим 3/L, сигнал формирует вторую составляющую в фигурных скобках в формуле (4), а на сумматоре 10, входные масштабные коэффициенты которого на первом и втором входах равны единице, а на третьем входе - двум, формируется все выражение в фигурных скобках. На множителе 13, на второй вход которого так же, как и на второй вход множителя 12, поступает сигнал с датчика 5 скорости движения транспортного средства, и на интеграторе 15, коэффициент которого соответствует 1/L, формируется первая составляющая формулы (4). На сумматоре 11, суммируясь с сигналом датчика 4 увода задних колес, вырабатывается сигнал, соответствующий требуемому значению Ог угла поворота задних колес. Этот сигнал преобразуется и усиливается формирователем 16 выходного сигнала блока 6 управления и подается в электрогидравлический следящий привод 7, выходным параметром которого является угол поворота задних колес cci . Преобразованный датчиком 2 в электрический сигнал, он подается на третий вход сумматора 11, замыкая контур следящего электрогидравлического привода.

Формирователь 16 выходного сигнала может быть выполнен пропорциональным или модулированным импульсным в зависи

10

15

20

25

30

35

40

4S

мости от типа электрогидравлического привода. Датчики 3 и 4 углов увода могут бытч выполнены на основе чувствительных элементов, измеряющих соотношение продольной и поперечной составляющих скорости центров переднего и заднего мостов, например, допплеровским, оптическим, механическим. С точки зрения решаемой технической задачи указанные варианты выполнения элементов устройства существенного значения не имеют.

Формула изобретения Устройство для управления задними колесами транспортного средства, содержащее датчики углов поворота передних и задних колес и скорости движения транспортного средства, блок управления, а также электрогидравлический следящий привод, включающий в себя электроуправ- ляемый гидропривод управления поворотом задних колес и датчик угла поворота задних колес, выход которого соединен с третьим входом четвертого сумматора блока управления, отличающееся тем, что, с целью повышения точности вождения, оно снабжено датчиками углов увода передних и задних колес, а блок управления содержит последовательно соединенные первый и второй сумматоры, первый блок умножения, первый интегратор, третий сумматор, второй блок -умножения, второй интегратор, четвертый сумматор, формирователь выходного сигнала, причем выход второго сумматора соединен с вторым входом третьего сумматора, выход второго интегратора - с вторым входом второго сумматора и третьим входом третьего сумматора, к входам первого сумматора подключены выходы датчиков углов поворота и увода передних колес, к вторым входам первого и второго блоков умножения подсоединен выход датчика скорости движения, к второму входу четвертого сумматора подключен выход датчика угла увода задних колес, а выход формирователя выходного сигнала соединен с входом электрогидравлического следящего привода.

,.

к 2

I,.

ь r s &, 8 о/ Ъъ toot

Похожие патенты SU1625756A1

название год авторы номер документа
Устройство для управления транспорт-НыМ СРЕдСТВОМ 1978
  • Бухтеев Владимир Викторович
  • Пахтер Илья Харитонович
  • Соловьев Владимир Ильич
  • Цейтлин Григорий Давидович
SU809076A1
Устройство для управления поворотом транспортного средства 1982
  • Васильев Борис Георгиевич
  • Несвитайло Виктор Аркадьевич
  • Пьянков Анатолий Андреевич
SU1093595A1
Устройство автоматической коррекции траектории движения колесного транспортного средства 1980
  • Кацай Дмитрий Алексеевич
  • Клюев Виталий Юрьевич
  • Хмелевский Анатолий Сергеевич
  • Яненков Владимир Дмитриевич
SU933525A1
Устройство для исследования управляемости и устойчивости движения транспортного средства 1988
  • Ибрагимов Эдуард Николаевич
  • Таневицкий Игорь Владимирович
  • Федотов Анатолий Михайлович
SU1643980A1
Способ управления движением активного многозвенного транспортного средства и устройство для его осуществления 1982
  • Горин Геннадий Степанович
  • Неверов Александр Иванович
SU1094790A1
Система регулирования характеристики подвески транспортного средства 1991
  • Дрон Юрий Иванович
  • Кручинин Игорь Николаевич
SU1794699A2
Устройство рулевого управления транспортного средства 1977
  • Бухтеев Владимир Викторович
  • Пахтер Илья Харитонович
  • Соловьев Владимир Ильич
  • Цейтлин Григорий Давидович
SU734049A1
Устройство для измерения бокового сноса транспортного средства 1977
  • Авотин Евгений Викторович
  • Китляш Юрий Петрович
  • Комиссаров Виктор Иванович
  • Киселев Илья Евсеевич
  • Кемурджиан Александр Леонович
SU732967A1
Устройство для управления транспортным средством 1989
  • Белошабский Василий Васильевич
  • Вейнгер Александр Меерович
  • Высотин Сергей Александрович
  • Горшков Эдуард Викторович
  • Серый Игорь Михайлович
SU1740211A1
Система автоматического управления траекторным движением транспортного средства с функцией курсовой устойчивости 2019
  • Куликов Илья Александрович
RU2724008C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 625 756 A1

Реферат патента 1991 года Устройство для управления задними колесами транспортного средства

Изобретение предназначено для управления транспортными средствами с передними и задними управляемыми колесами, преимущественно сельскохозяйственного назначения. Цель изобретения - повышение точности вождения. Устройство содержит датчики углов поворота и увода передних 1 и задних 2 колес, скорости 5 движения транспортного средства, электронный блок 6 управления, электрогидравлический следящий привод 7. Подаваемые с датчиков углов поворота и увода передних 1 и задних 2 колес сигналы преобразуются в электрические сигналы и подаются в электронный блок 6 управления, обеспечивающий корректировку курса движения транспортного средства. 4 ил. 1 со С

Формула изобретения SU 1 625 756 A1

. -/ :- P о /

a

i

c6

99Л9291

Фиг,/

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1625756A1

Патент ФРГ - № 3506048, кл
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1

SU 1 625 756 A1

Авторы

Лавров Геннадий Михайлович

Андрианов Владимир Валентинович

Гроховский Ростислав Александрович

Жижин Виктор Сергеевич

Файнбурд Григорий Нафтулович

Иргл Валерий Иосифович

Фролов Руслан Иванович

Дурманов Александр Сергеевич

Илигорский Сергей Аркадьевич

Даты

1991-02-07Публикация

1989-03-06Подача