1
(21)4495442/11 (22)17.10.88 (46)23.04.91. Бюл. № 15
(71)Всесоюзный научно-исследовательский горно-металлургический институт цветных металлов и Специальное конструкторское бюро по подземному самоходному горному оборудованию
(72)П.Ф. Дейнеко, Г.Д. Лисовский, Ш.К. За- лялютдинов, Л.А. Козлов и Д.А. Рахимжанов (53)621.873(088.8)
(56)Авторское свидетельство СССР № 1266834,кл. В 66 С 23/02, 1985.
(54) МОНТАЖНЫЙ КРАН
(57)Изобретение относится к грузоподьем- ному оборудованию и может быть использовано при производстве монтажных работ в подъемных условиях шахт и рудников, а также в других отраслях народного хозяйства. Цель изобретения - повышение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик. Кран состоит из колонны 1, удлинителя
2с закрепленным на нем подпружиненным распорным элементом, коромысла 16 и лебедки с канатом. Свободный конец 24 коромысла 16 снабжен отводным блоком 17, удлинитель 2 - зубчатой рейкой 3, а колонна 1 - шестерней, взаимодействующей с указанной рейкой и снабженной жестко закрепленным на ее валу храповым колесом 8, взаимодействующим с собачками 10 и 12, одна из которых смонтирована поворотно на колонне, а другая - на поворотном относительно вала рычаге 9, снабженном отводным блоком 11. Канат при этом запасован на отводных блоках 11, 17, 18. 1 з.л.ф-лы,
3ил.
(Л
С
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Башенный кран | 1983 |
|
SU1157009A1 |
СТРЕЛОВОЙ КРАН | 1993 |
|
RU2097307C1 |
Кран-манипулятор | 1985 |
|
SU1271817A1 |
Кран для подъема грузов через оконные проемы зданий | 1981 |
|
SU1000378A1 |
Консольный кран | 1980 |
|
SU954360A1 |
Подмости самоподъемные | 1979 |
|
SU836318A1 |
ЛЕБЕДКА ПРИВОДА ГРУЗОВОЙ ТЕЛЕЖКИ БАШЕННОГО КРАНА | 2003 |
|
RU2249562C1 |
Устройство для монтажа башенного крана | 1986 |
|
SU1323521A1 |
Телескопический складской кран | 1975 |
|
SU662003A3 |
Строительный подъемник | 1985 |
|
SU1303534A1 |
о
4 СО -N N) СП
Изобретение относится к грузоподъемным устройствам и может быть использовано для подъема грузов в подземных условиях шахт и рудников.
Цель изобретения - повышение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик.
На фиг. 1 изображен монтажный кран в рабочем положении, общий вид; на фиг. 2 - то же, при положении коромысла при максимальной высоте подъема груза; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1.
Монтажный кран состоит из колонны 1, внутри которой установлен удлинитель 2, снабженный зубчатой рейкой 3, взаимодействующей с шестерней 4, смонтированной на колонне 1. В нижней части колонна 1 имеет опорную плиту 5, которая может поворачиваться относительно колонны 1. В верхней части удлинителя 2 закреплен распорный элемент, выполненный в виде подпружиненного вверх штыря б, который также может поворачиваться относительно удлинителя 2. На валу 7 шестерни 4 неподвижно закреплено храповое колесо 8 и свободно установлен рычаг 9 , несущий собачку 10 и отводной блок 11. На колонне 1 также установлена собачка 12, при этом обе собачки направлены в одном направлении и взаимодействуют с храповым колесом 8. На удлинителе 2 имеется буртик 13, служащий опорой для хомута 14 с цапфами 15, на которых смонтировано коромысло 16 с возможностью ограниченного поворота в вертикальной плоскости на цапфах 15. На концах коромысла 16 смонтированы отводные блоки 17 и 18. На колонне 1 закреплена лебедка 19, при этом ее канат 20 запасован через отводной блок 11, размещенный на рычаге 9, затем через отводной блок 17 и далее через отводной блок 18 и заканчивается грузовым концом 21, посредством которого связывается с грузом 22. Возможна связь каната 20 с грузом 22 посредством крюка или обоймы с блоком и крюком (эти варианты не показаны). Коромысло 16 имеет упор 23, взаимодействующий с хомутом 14 в начальной стадии подъема груза 22, так как конец 24 коромысла 16 несколько короче его рабочего конца 25, чтобы не происходил преждевременный подъем рабочего конца. Лебедка 19 приводится в движение рукояткой 26, при этом она может иметь двойной барабан 27 для работы со сдвоенным канатом 20, ветви которого расположены симметрично по обе стороны колонны 1 и других частей крана, и может приводиться в движение механическим приводом (не показано). Для приведения в действие шестерни 4 имеется рукоятка 28.
Колонна 1 в соединении с опорной плитой 5 может иметь шаровую опору, а также может иметь такую же опору и удлинитель 2 в верхней части, если вместо штыря 6 на нем
5 будет смонтирован упор, идентичный опорной плите 5, Рейка 3 может быть закрыта резиновым гофрированным рукавом для защиты от пыли (не показан).
Монтажный кран работает следующим
10 образом.
Монтируют кран в месте эксплуатации посредством установки его колонны 1 и удлинителя 2 в вертикальное положение, после чего, качая рукоятку 28, перемещают
15 удлинитель 2 вверх до взаимодействия его штыря 6 с кровлей выработки или потолком какого-либо сооружения. При этом собачка 10 при движении вверх захватывает храповое колесо 8, вращая его против часовой
20 стрелки (фиг. 1), а собачка 12 стопорит его. Одновременно с храповым колесом 8 вращается шестерня 4 и, взаимодействуя с зубчатой рейкой 3 удлинителя 2, поднимает последний до упора в кровлю. После этого
25 рычаг 9 опускают в самое нижнее положение, а к грузовому концу 21 зацепляется груз 22. Вращая рукоятку 26 лебедки 19 и наматывая канат 20 на ее барабан 27, производят подъем груза 22, при этом поднима30 емый груз 22 за счет запасовки каната 20 через отводной блок 11 постоянно поджимает штырь 6 к кровле выработки, обеспечивая устойчивое вертикальное положение колонны 1 с удлинителем 2 даже в случае
35 образования скола в кровле, так как при этом под воздействием нагруженного каната 20 рычаг 9 повернется и через шестерню 4 и рейку 3 удлинитель поднимется до упора в кровлю.
40 Груз 22 можно поднимать до тех пор. пока рабочий конец 25 коромысла 16 не упрется в кровлю выработки, при этом сначала груз 22 доходит до отводного блока 18 и упирается в него, после чего под действи45 ем тягового усилия на канате 20, наматывающемся на барабан 27 лебедки 19, коромысло 16 поворачивается вокруг цапф 15 хомута 14, упор 23 отходит от хомута 14, и груз поднимается еще на некоторую величи50 ну. При необходимости повернуть коромысло 16 в каком-либо направлении вокруг вертикальной оси, его поворачивают, прежде чем его рабочий конец 25 упрется в кровлю выработки.
55 Опускание груза производится в обратном порядке, то есть вращают рукоятку 26 лебедки 19 в обратном направлении, при этом канат ослабляется.и из-за того, что рабочий конец 25 коромысла 16 длиннее, чем его свободный конец 24, сначала, поворачиваясь, коромысло отходит от кровли вместе с опускаемым грузом, а затем после того, как упор 23 станет взаимодействовать с хомутом 14, опускается груз 22.
Демонтаж крана осуществляется отключением собачки 10 на рычаге 9. Поворачивают рычаг вверх, включают собачку 10, затем отключают собачку 12 на колонне 1 и при повороте рычага 9 вниз под действием собственного веса удлинитель 2 опускается, после чего проводят перестановку крана на другое место. В случае транспортировки крана на значительное расстояние возможно снятие коромысла 16, а при необходимости и удлинителя 2, что облегчает его перестановку.
Формула изобретения
тированную на опорной пяте полую колонну с установленным в ней с возможностью выдвижения и фиксации удлинителем, на верхнем конце которого закреплен подпружиненный относительно него упор, шарнирно связанную с удлинителем стрелу, на свобод-
0
5
0
5
ном конце которой установлен один из обводных блоков, и запасованный в последних грузовой канат лебедки, смонтированной на колонне, отличающийся тем, что с целью повышения надежности и улучшения эксплуатационных характеристик, он снабжен жестко связанной со стрелой консолью, смонтированной на удлинителе вдоль него рейкой, установленной с возможностью взаимодействия с последней шестерней, смонтированным на ее оси с возможностью поворота рычагом, жестко связанным с указанной осью храповым колесом и установленными с возможностью взаимодействия с последним собачками, смонтированными на колонне и рычаге, при этом второй обводной блок смонтирован на свободном конце консоли, а третий - на рычаге, причем грузовой канат последовательно запасован на барабане лебедки, на третьем, втором и первом обводных блоках.
Авторы
Даты
1991-04-23—Публикация
1988-10-17—Подача