Канатная дорога Советский патент 1978 года по МПК E21F13/02 

Описание патента на изобретение SU608006A1

I

Изобретение относится к средствам транспорта с канатным приводом и предназначено для доставки материалов и оборудования и транспортировки горной массы преимущественно в ropFJbix выработках, повторяющих g сложную гипсометрию пласта, где нрактически невозможна локомотивная откатка. Канатная дорога напочвенная может применяться в аналогичных условиях на поверхности.10

Известна канатная дорога напочвенная с приводом от тягового каната, прт1меняемая в шахтных условиях для доставки материалов и людей, например транспортная сие- тема с вагонетками 1.j5

Недостатком такого устройства является необходимость перегрузки грузов в выработках с переме 1ньгм профилем путей.

Известна канатная дорога, которая состоит из Отрезков швеллеров, соединенных 20 уголковыми распорками с болтовыми щарнирами. По такому специальному рельсовому пути с помощью бесконечного тягового каната лебедка со шкивом трения буксирует состав вагонеток,снабженных горизонтальными стаби25

лиаиругощими катками, перекатывающимися по корытообразной части щвеллеров и удерживающими вагонетки от схода с рельсов. На одной из вагонеток имеется барабан запасного каната, разматываемого при наращивании длины канатной дороги. Опорные колеса буксировочной и других вагонеток, на которые ргюпределен их нвес, перемещаются по верхней полке щвеллеров 2.

На закруглениях пути тяговая ветвь бесконечного каната опирается на вертикальные ролики, а возвратная ветвь направлена горизонтальными роликами, установленными сзади вертикальных. Натяжение тягового каната необходимое для надежного сцепления его со шкивом трения, обеспечивает натяжная станция. Стабилизирующие катки являются неотъемлемой частью канатнСЛ непочвенной дороги, так как в случае их отсутствия может произойти сход вагонеток iособенно на поворотах трассы).

Недостатком указанного устройства является наличие специальной колеи из щвеллеров и неизбежность перегрузочных операций jia ее стыка с локомотивной или канатной рельссвыми откатками, осуществляемыми п рельсовой копее из обычных рудничных (же ле знодорожньгх) рельсов. Это обусловлено тем, что вагонетки пеоедвигаются по колее из швеллеров и снабжены жестко прикрепленными к их раме стабилизнрутошими катками, не позволяющими вагонеткам переходить на колею обычной рельсовой откатки и П1эепятствующими обмену и проходу ва гонеток через стрелочные переводы н разветвления рельсовой колен. Целью изобретения является обеспечение бесперегрузочной доставки грузов в рельсовых горных выработках с переменным профилем путей. Достигается это тем, что каждый стабилизирующий катсж связан с вагонеткой посредством устансжленной на конце вертикальнся эксцентричной оси, выполненной с пазами для фиксации, упором и пружиной во втулке, закрепленной на раме вагонетки. Применение дороги напочвенной канатной для транспортировки материалов и оборудования по горным выработкам со сложным профилем, где практически невозможна локомотивная откатка, позволяет решить вопрос быстрой бесперегрузочной транспортировки с поверхности до забоя по обыч ной рельсовой колее в одних и тех же ва гонетках. На фиг, 1 изображена предлагаемая ка натная дорога, общий вид; на фиг. 2 дан вид по стрелке А на фиг. 1, на фиг. 3 вид по стрелке Б на фиг. 2; на фиг, 4 разрез В-В на фиг. 2; на фиг. 5 разрез Г-Г на фиг. 4; на фиг. 6 показан стабилизирующий каток в крайнем верхнем положении; на фиг, 7 дан разрез Д-Д на фиг, на фиг. 8 изображена буксировочная вагон ка с расположением стабилизирующих катков по центру базы ее опорных полускат на фиг. 9 - стяжка с захватами, скрепляю щими стыки рельсов; на фиг. 10 - дан вид Е на фиг. 9. Канатная дорога состоит из рельсовой колеи 1 со стрелочными переводами и разветвлениями, по которой -тяговая лебедка 2 со шкивом трения с помощью бесконечного тягового каната 3 с его тяговой и возвратной ветвями перемещает буксировоч ную вагонетку 4, несущую на себе барабан 5 с запасом тягового каната для наращивания дороги, приводной рычаг 6 и стабилизируюшие катки 7. Сцепление каната со щкивом трения создает натяжная станция 8, Бесконечный тяговый канат направлен по профилю рельсовой колеи поддерживающ ми устройствами Э, куда его заводит прив ной рычаг 6, и концевыми отклоняющими блоками. Надежное и точное совмещение торцов рельсов обеспечивает стяжки 10 с захватами за подощву рельсов. Для удержания буксировочной вагонетки на рельсовой колее на ее корпусе укреплены, например, четыре стабилизирующих катка, по два с каждой стороны, которые при переходе стрелочных переводов и разветвлений рельсовой калеи сначала выходят из зацепления с головкой рельса, а затем поднимаются над головкой рельсовой колеи. Стабилизирующий каток 7 подвещен на конце вертикальной эксцентричной оси 11 и в крайнем нижнем положении застопорен упором 12. Ось 11 на конце снабжена по наруж- ней поверхности горизонтальным с и вертикальным пазами. После .расстопорения упора 12 при вращении оси 11 за палец 13 последняя поворачивает стабилизирующий каток 7 на угол « , скользя горизонтальным пазом а по выступу 14, расположенному в обхватывающей ось 11 втулке 15, закрепленной на корпусе буксировоч- , ной вагонетки 4 на кронщтейне 16, и выво дит его из контакта с головкой рельса до совмещения вертикального паза сГ свыступом 14. После этого ось 11, скользя вертикальным пазом 5 по выступу 14, под действием пружины 17 поднимает над головкой рельса и удерживает в верхнем по-, ложении каток 7, Ввод стабилизирующего катка в контакт с головкой рельса происходит в обратном порядке под воздействием усилия, направленного вниз, на верхний торец вертикальной эксцентричной оси 11. В крайнем нижнем положении стабилизирующий каток 7 фиксирован упором 12, входящим в углубление , Зазор в между стабилизирующим катком 7 и головкой рельса отрегулирован прокладками 18. Вместо вертикального паза f на поверхности оси 11 может быть выполнен винтовой паз, Ес.л рельсовая колея имеет крутые повороты (малые радиусы изгиба) в любой плоскости, . го для нормальной эксплуатации дороги в этих кривых стабилизирующие катки 7 должны быть установлены по центру базы Н опорных полускатов буксировочной вагонетки по одному с каждой стороны см, фиг, 8), Обе ветви тягового катана при прохождении их над стрелочными переводами утопают в канавках, предусмотренных на пересекаемых рельсовую колею отрезках и выполненных под углом к линии качения олускатов, что позволяет несущим полу- катам вагонеток проходить через каавки, Для обеспечения прохода катков 7 по гоч ловке рельса со стороны их качения на рельсовой колее сняты обычные боковые накладки скрепляющие торцы рельссж. Однако чтобы не нарушить стыксеое соединение рельсов, предусмотрены аахваты 19, плотно обхватывающие подошвы стыкуемых рельсов . и соединенные . между собой стяжками 2О, оканчивающимися левой и правой резьбам;: и навинчивающимися на них муфтой 21 и контргайками 22. Вращая муфту 21, захваты плотно и надежно скрепляют стыки рельсов, а контргайки 22 предохраняют их от ослабления. Кроме того, изменяя длину стяжек 20 поворотом муфты 21, захваты можно установить на другой размер рельсовой колеи, применяемый в щахте, Нара- щивание канатной дороги на длину вслед за продвигающимся забоем осуществляется за счет сматывания запаса каната с барабана 5.

Формула изобретен и. я

Канатная дорога, включающая рельсовый путь, замкнутый тяговый канат лебедки со

шкивом трения, натяжную станцию, механизм для поддержаЕшя каната и буксировочную вагонетку со стабилизирующими катками, отличающаяся тем, что с целью обеспечения бесперогрузочной доставки грузов в рельсовых горных выработках с переменным профилем путей, каждый стабилизирующий каток сьязан с вагонеткой посредством установленной на конце вертикальной эксцентричной оси, выполненной с пазами для фиксации, упором и пружиной во втулке, закрепленной на раме вагонетки.

Источники информации, принятые во вни|мание при экспертизе:

1.Транспортировка людей и оборудования, Экспресс информация ВИНИТИ, Уголная промыщленность, 1969, № 2, с. 32.

2.Пейсахович Г. Я., Базер Э. Я. Вспомгательный транспорт на щахтах зарубежных стран, М., ЦНИИТЭИ угля 1967, с.49-5

м

Похожие патенты SU608006A1

название год авторы номер документа
Дорога канатная напочвенная 1972
  • Кривицкий Николай Борисович
  • Лебедев Алексей Иванович
  • Ткаченко Андрей Андреевич
  • Еськов Леонид Иванович
SU600308A1
Шахтная канатная дорога 1982
  • Лебедев Алексей Иванович
  • Бухановский Владимир Васильевич
  • Еськов Леонид Иванович
  • Ткаченко Алексей Иванович
SU1151689A1
Транспортная система 1990
  • Бухановский Владимир Васильевич
  • Коваленко Николай Сергеевич
SU1729859A1
Вагонетка буксировочная 1974
  • Лебедев Алексей Иванович
  • Еськов Леонид Иванович
  • Петриченко Владимир Емельянович
SU583324A1
Транспортная система 1983
  • Коваленко Николай Сергеевич
  • Бухановский Владимир Васильевич
  • Ткаченко Алексей Иванович
  • Лебедев Алексей Иванович
SU1245473A1
КАНАТНО-РЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Тверской М.Л.
  • Смирнов М.И.
  • Груздев И.Н.
  • Миценгендлер Г.Ю.
  • Брегман М.Л.
  • Таран В.Д.
  • Ястремский С.И.
RU2135379C1
Устройство для удлинения транспортных средств с замкнутым тяговым канатом 1983
  • Ткаченко Андрей Андреевич
  • Шевченко Виктор Сергеевич
  • Еськов Леонид Иванович
  • Лебедев Алексей Иванович
  • Ененко Олег Борисович
SU1263882A1
Канатная напочвенная дорога 1990
  • Ренгевич Александр Александрович
  • Денищенко Александр Валерьевич
  • Федоренко Станислав Васильевич
  • Сидоренко Геннадий Петрович
SU1752612A1
Канатная напочвенная дорога 1981
  • Сакович Лев Васильевич
  • Васильев Виктор Тихонович
  • Коваленко Александр Михайлович
  • Окорокова Анна Андреевна
SU1004175A1
Буксировочная вагонетка 1973
  • Кривицкий Николай Борисович
  • Бухановский Владимир Васильевич
  • Еськов Леонид Иванович
SU460204A1

Иллюстрации к изобретению SU 608 006 A1

Реферат патента 1978 года Канатная дорога

Формула изобретения SU 608 006 A1

«Nl

TfizoBnit ионат

1g 16

/

8-0

1}

.

фиг, 5

w

SU 608 006 A1

Авторы

Тукаченко Андрей Андреевич

Еськов Леонид Иванович

Лебедев Алексей Иванович

Сасунов Дмитрий Александрович

Адыканов Виктор Николаевич

Даты

1978-05-25Публикация

1970-04-20Подача