Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в пневматических тормозных приводах колесных транспортных средств.
Известны противоблокировочные устройства, содержащие золотник для попеременного подключения тормозных камер к источнику давления и сливу, ротор, кинематически связанный с тормозным колесом и состоящий из вала, маховика и толкателя, причем, маховик установлен на валу с возможностью углового и осевого перемещения и имеет профилированную торцовую поверхность, а толкатель с возможностью осевого перемещения и размещен между золотником и просЬилированной торцовой поверхностью.
Недостаток этих устройств заключается в низком качестве регулирования, обусловленным тем, что они реализуют релейный принцип регулирования, который приводит к пульсации приводного давления.
Известно также противоблокировоч- ное устройство, содержащее золотниковый распределитель для избирательного сообщения тормозных камер с источником давления и атмосферой и датчик продольного и углового замедления колеса, включающий в себя кон- центрично расположенных элемента, в одном из которых выполнены профилированные радиальные зоны, а в другом закреплены радиальные штифты, входящие в указанные, пазы, при этом один из указанных элементов выполнен в виде цилиндрического толкателя, жестко связанного с золотником, и установленного с возможностью продольного перемещения на валу, кинематически связанном с тормозимым колесом, а другой - в виде кольцевого маховика, подпружиненного в осевом направлении и установленного с возможностью ограниченного продольного и углового перемещения относительно указанного вала, с которым он связан пружиной.
Недостаток известного устройства заключается в том, что в фазе снижения давления в тормозных камерах оно не гарантирует выход колеса из зоны неустойчивого в зону устойчивого торможения, вследствие чего возможно постепенное смещение колеса в заблокированное состояние. Это сни
5
0
5
жает эффективность применения проти воблокировочного устройства.
Цель изобретения - повышение эффективности применения противоблоки- ровочного устройства.
Указанная цель достигается тем, что для гарантированного вывода колеса из зоны неустойчивого в зону устойчивого торможения в процессе растормаживания, профилированная поверхность выполнена в маховике поо- тивоблокировочного устройства в виде треугольного радиального паза, оборудованного двумя наклонными к оси ротора плоскостями и одной перпендикулярной, а в пазу размещен радиальный штифт, связанный с толкателем. На фиг. 1 показано предлагаемое устройство, разрел; на фиг. 2 - профилированный радиальный паз; на фиг.З - фазовые диаграммы проиеоса регулирования.
Устройство состоит из вала 1, связанного шлицами 2 с толкателем 3, который жестко связан с золотником k 1 и посредством радиальных штифтов 5 и радиальных пазов 6 с маховиком 7. Маховик 7 установлен с возможностью осевого и радиального перемещения, ограниченных пружинами 8 и 9- Паз 6 образован плоскостями 10 и 11, наклоненными к оси вала 1 под углами и Р соответственно, и плоскостью 12, перпендикулярной к указанной оси. Золотник 1 образует с корпусом 13 щелевой канал, нормально сообщающий подводящий канал 1А через канал 15 с тормозными камерами. Атмо- Q сферный канал 16 нормально перекрыт.
Устройство работает следующим образом.
При движении транспортного средства толкатель 3 через шлииь 2 и вал - 1 приводится во вращение от колеса транспортного средства. Толкатель 3 через штифты 5 и пазы 6 приводит во вращение маховик 7. Во время торможения воздух от источника давления по каналу И, щелевому каналу и каналу 15 поступает в тормозные камеры. Возникающее при торможении угловое замедление колеса приводит к повороту маховика 7 под действием . момента сил инерции против усилия пружины 8. При этом штифт 5, скользя по плоскости 10, смещает толкатель 3 и золотник k вправо, вследствие чего кольцевой щелевой канал прикрывает0
O
5
ся. Одновременно под действием сил инерции, возникающих вследствие продольного замедления транспортного средства, маховик 7 смещается влево против усилия пружины 9, увлекает за собой толкатель 3, золотник и увеличивает открытие щелевого канала Жесткости пружин 8 и 9 массы маховика 7 толкателя 3 и золотника k подбираются таким образом, чтобы при угловом замедлении колеса, соответствующем продольному замедлению, щелевой канал был перекрыт, что обеспечивает фиксацию давления в тормозных jj камерах. В случае начала блокировки колеса (при относительном его продольном скольжении ) угловое замедление колеса возрастает, его соответствие продольному замеделению 20 нарушается и золотник k при перекрытом впускном щелевом канале открывает выпускной щелевой канал, сообщая тормозные камеры через каналы 15 и 16 с атмосферой, вследствие чего происходит растормаживание колеса. В процессе растормаживания угловое замедле- 1 ние колеса уменьшается, .под действием пружины 8 маховик 7 поворачивается в обратную сторону, вследствие чего толкатель 3 и золотник Ц смещаются влево и перекрывают выпускной щелевой канал, прекращая выпуск воздуха из тормозных камер. Затем золотник 4 открывает впускной щелевой канал и обеспечивает перепуск воздуха от источника давления в тормозные камеры. Происходит повторное затормаживание. Далее процесс циклически повторяется.
В случае выполнения паза 6 винтовым (образованным двумя параллельными плоскостями, наклоненными к оси под углом ) что аналогично t торцовой винтовой поверхности, в изге- стном устройстве, колесо в Лазе растор- маживания не успевает РЫЙТИ из зоны неустойчивого торможения (зоны на фиг.З), вследствие чего происходит смещение в сторону блокировки, что иллюстрируется фазовой диаграммой, кривая 17 на фиг.З). В предлагаемом устройстве в фазе растормаживания смещение золотника k влево начинается не сразу после начала поворота махо. Ю
35
40
25
JQ
с
50
,,
jj20
0217
вика 7 под действием пружины 8, а только после того, как штифт 5 войдет в контакт с плоскостью 11 . Это увели- . чивает продолжительность фазы растормаживания, что обеспечивает возможностью вывода колеса из зоны неустойчивого торможения. Это иллюстрируется фазовой диаграммой, кривая 18 на Ю Фиг.З.
Гарантированный выход колеса из зоны неустойчивого торможения в каждом цикле предотвращает постепенное смещение колеса в сторону блокировки, что повышает эффективность применения противоблокировочного устройства. Формула изобретения
Противоблокировочное устройство, содержащее золотниковый распределитель для избирательного сообщения тормозных камер с источником давлений и атмосферой и датчик продольного и углового замедления колеса, включающий в себя два концентрично расположенных элемента, в одном из которых выполнены профилированные радиальные пазы, а в другом закреплены
радиальные штифты, входящие в указанные пазы, при этом один из указанных элементов выполнен в виде цилиндрического толкателя, жестко связанного с золотником и установленного с возможностью продольного перемещения на валу, кинематически связанном с тормозимым колесом, а другой - в виде коль- це вого маховика, подпружиненного в осевом направлении и установленного с возможностью ограниченного продольного и углового перемещения относительно указанного вала, с которым он связан пружиной, отличающееся тем, что, с целью повышения
эффективности путем обеспечения гарантированного вывода колеса из зоны неустойчивости в зону устойчивого торможения в фазе растормаживания, профилированные пазы выполнены на
цилиндрической поеерхкости маховика, причем развертка каждого паза представляет собой треугольник, две стороны которого наклонены к оси маховика, а одна перпендикулярна указаиной оси.
10
1
17
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Противоблокировочное устройство | 1985 |
|
SU1313751A1 |
Противоблокировочное устройство | 1981 |
|
SU992270A1 |
АНТИБЛОКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ | 1998 |
|
RU2163873C2 |
ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1991 |
|
RU2009913C1 |
Противоблокировочное устройство | 1980 |
|
SU927599A1 |
ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2025341C1 |
Противоблокировочное устройство | 1990 |
|
SU1736789A1 |
Противоблокировочное устройство | 1982 |
|
SU1068310A2 |
Противоблокировочное устройство (его варианты) | 1980 |
|
SU933509A2 |
ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1991 |
|
RU2034727C1 |
Использование: транспортное машиностроение, в пневматических тормозных приводах колесных транспортных средств. Сущность изобретения: противоблокировочное устройство содержит золотник Ц для попеременного подключения тормозных камер к источнику давления и сливу, ротор, кинематически связанный с тормозным колесом и имеющий вал 1, ось которого ориентирована по направлению движения маховика 7, и толкатель. Маховик 7 установлен на валу 1 с возможностью УГЛОВОГО и осевого перемещения, которые ограничены упругими связями. Толкатель 3 установлен между золотником Ц и маховиком 7 и кинематически связан с маховиком 7 посредством профилированной поверхности. Профилированная поверхность выполнена в маховике в виде трех- ,угольного радиального паза 6, двумя наклоненными к оси ротора плоскостями и одной перпендикулярной. Для вывода колеса из зоны неустойчивого в зону устойчивого торможения в фазе растормаживания смещение золотника k влево начинается не сразу после начала поворота маховика 7 под действием пружины, а только после того, как штифт войдет в контакт с плоскостью. Это увеличивает продолжительность фазы растормаживания и обеспечивает возможность вывода колеса из зоны неустойчивого торможения, что повышает эффективность применения противоблокировочного устройства. 3 ил. с 8 (Л J 4 О to 1 фиг 1
фиг. 2
КОМПЛЕКС ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ | 2000 |
|
RU2163731C1 |
Поршень для воздушных тормозов с сжатым воздухом | 1921 |
|
SU188A1 |
Противоблокировочное устройство | 1985 |
|
SU1313751A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-06-15—Публикация
1990-01-09—Подача