Изобретение относится к тормозным системам транспортных средств, иснользуемым преимущественно для предотвращения блокирования колес при экстренных торможениях. По основному авт. св. № 927599 известйо противоблокировочное устройство, используемое преимуи1ественно в тормозных системах транспортных средств для предотвращения блокирования колес при экстренном торможении. Устройство содержит установленные соосно в корпусе, имеющем впускной и выпускной каналы, золотник и втулку, взаимное осевое смещение которых ограничено пружиной, при этом в корпусе и втулке выполнены подводящий, отводящий каналы и канал, связанный с тормозной камерой, в золотнике выполнена постоянно сообщенная с тормозной камерой полость и радиальные каналы переменного подключения этой полости к впускному и выпускному каналам, причем взаимный поворот золотника и втулки ограничен пружиной, g золотник связан с приводом вращения колеса 1. . Недостаток известного устройства за-, ключается в том, что оно реализует способ; линейного непрерывного управления, который подразумевает наличие точки устойчивого равновесия системы. Такой точкой в известном устройстве является точка соответствия углового замедления колеса продольному замедлению автомобиля., При этом система в зависимости от сочетания множества случайных факторов может выбрать любую точку равновесия, не совпадающую с точкой максимума зависимости коэффициента сцепления колеса с дорогой от его относительного продольного скольжения, что снизит величину создаваемой колесом тормозной силы, а следовательно, и эффективность торможения. Целью изобретения является повышение эффективности торможения. Цель достигается тем, что в противоблокировочном устройстве полость, образованная торцом втулки и корпусом, сообщена с атмосферой дроссельным отверстием, параллельно котЬрому в корпусе смонтирован обратный клапан, препятствующий выходу воздуха из полости в атмосферу. На фиг. 1 показано противоблокировочнбе устройство, разрез; на фиг. 2 - фазовые портреты процессов регулирования торможения колеса известным и предлагаемым устройствами. Противоблокировочное устройство состоит из корпуса 1, в котором размещены соосно золотник 2 и втулка 3, связанные между собой пружпна и 4 и 5. В корпусе I выполнены каналы 6-8 во втулке 3 и золотнике 2 - каналы 9-12, ориентированные под равным углом к оси вращения отличным (гг 90°,. и радиальные каналы 13 и 14. Втулка 3 образует с корпусом I полость 15, сообщенную с атмосферой через дроссельное отверстие 16 иклапан 17. Золотник 2 кинематически связан с колесом, канал б сообщен с атмосферой, канал 7 - с тормозной камерой, канал 8 - с тормозным краном. При отсутствии углового замедления колеса каналы 9 и 11 разобщены, каналы 10 и 12 сообщены, а каналы 7, 13 и 14 сообщены постоянно. Втулка 3 ориеа тирована по направлению движения (указано стрелкой). При торможении поступает воздух от тормозного крана по каналам 8, iO, 12, 14 13 и 7 к тормозной камере. Втулка 3 под действием момента сил инерции, возникающего из-за замедления вращения колеса, поворачивается относительно золотника 2, Деформируя пружину 4. Это приводит к тому, что взаимное перекрытие каналов 10 и 12 уменьщается. При достижении угловым замедлением эталонного значения перекрытия каналов 10 и 12, 9 и II равны 0. Дальнейшее увеличение углового замедления приведет к разобщению каналов 10 и 12 и сообщению каналов 9 и 11, что обеспечивает выпуск воздуха из тормозной камеры через каналы 7, 13, 14, II, 9 и 6 в атмосферу. Величина эталонного углового замедления корректируется смещением втулки 3 под действием силы инерции, возникающей из-за продольного замедления автомобиля, против усилия пружины 5. Работа устройства обеспечивает регулирование по закону, близкому к K((--i-),(1) где Р -давление в тормозном приводе; К -коэффициент пропорциональности, зависящий от динамических, кинематических, геометрических и т. д. характеристик элементов тормозной системы автомобиля; OL -текущее угловое замедление колеса; J -продольное замедление автомобиля; г -радиус колеса. Наличие трения, нечувствительностей, инерционности в системе регулирования приводит к колебательности процесса регулйрования. Колебания углового замедления происходят относительно точки В известном устройстве в качестве такой очки может быть самопроизвольно выбрана юбая точка на участке О S SK, поскольку условие (2) выполняется в любой из них. В настоящем устройстве при повыщении j в процессе колебаний сила инерции смещает втулку 3 влево. При этом воздух через дросельное отверстие 16 и клапан 17 проходит в полость 15, компенсируя возникающее в той полости разрежение. При снижении j
пружина 5 смещает втулку 3 вправо. Давление возлуха в полости 15 повышается, поскольку клапан 17 закрыт, а проходного сечения дроссельного отверстия 16 недостаточно для свободного выхода воздуха. Это задерживает возврат втулки 3 при снижении j. Это обеспечивает рост давления в тормозной камере в том случае, если колебания w приводят к существенным колебаниям.
На фиг. 2 кривыми 18 и 19 показаны зависимости момента тормозной силы Mr и кривой 20 - момента тормозной силы М от величины относительного продольного скольжения S. Кривая 18 соответствует скользкой дороге, а кривая 19 - мокрому асфальтобетону.
В случае перехода колеса в процессе торможения с дороги с низким коэффициентом сцепления иа дорогу с высоким коэффициентом сцепления (в этом случае недостаток известного устройства оказывает Наиболее влияние на эффективность тормо жения), известное противоб,гю.кировочное устройство продолжает поддерживать величину Mr, обеспечивающую регулирование торможения вблизи точки а.
Предлагаемое устройство обладает повышенной чувствительностью к увеличению } и пониженной - к его уменьшению. Это обеспечивает в рассматриваемом случае переход в течение нескольких циклов из точки а в точку в, т. е. происходит адаптация к изА нившимся условиям сцепления колеса с дорогой.
Таким образом, предлагаемое устройство по сравнению с известйым обеспечивает повышение эффективности торможения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Противоблокировочное устройство | 1980 |
|
SU927599A1 |
Противоблокировочное устройство | 1980 |
|
SU943041A1 |
Противоблокировочное устройство | 1985 |
|
SU1313751A1 |
Пневматическая противоблокировочная тормозная система | 1977 |
|
SU740567A1 |
Противоблокировочное устройство | 1990 |
|
SU1740217A1 |
ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1991 |
|
RU2009913C1 |
Пневматическая противоблокировочная тормозная система | 1977 |
|
SU742201A1 |
Противоблокировочное устройство (его варианты) | 1980 |
|
SU933509A2 |
Противоблокировочное устройство | 1978 |
|
SU770885A1 |
Электропневматический модулятор для противоблокировочной тормозной системы автомобиля | 1981 |
|
SU988612A2 |
ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНОЬ УСТРОЙСТВО по авт. св. № 927599, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности торможения, полость, образованная торцом втулки и корпусом, сообщена с атмосферой дроссельным отверстием, параллельно которому в корпусе смонтирован обратный клапан, препятствующий выходу воздуха из полости в атмосферу. (Л с: О) 00 оо
фиг 2
I | |||
Противоблокировочное устройство | 1980 |
|
SU927599A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Способ получения фтористых солей | 1914 |
|
SU1980A1 |
Авторы
Даты
1984-01-23—Публикация
1982-10-21—Подача