Трансмиссия тягово-транспортного средства Советский патент 1992 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU1743930A1

Изобретение относится к трансмиссиям тягово-транспортных средств, преимущественно малогабаритных тракторов.

Известно, что с целью повышения тяговых качеств колесных тракторов широко применяется схема 4К4 с четырьмя ведущими колесами, так как весь вес используется как сцепной. В этом случае сила тяги распределяется на четыре колеса. Поэтому напряженность сцепления с почвой при прочих равных условиях получается соответственно меньшей, что особенно важно при работе трактора на слабых почвах. Металлоемкость трактора также уменьшается на 20-25% по сравнению с аналогичным по тяговому усилию трактором по схеме 4К2.

Тяговые свойства трактора по схеме 4К4 можно значительно повысить, применив синхронно срабатываемую блокировку передних и задних ведущих колес. Однако в этом случае чрезвычайно усложняется механизм блокировок и их приводы.

Известна трансмиссия транспортного средства, упрощающая механизм блокирования ведущих колес, повышающая его тяговый КПД при прямолинейном движении, служащая также механизмом поворота, содержащая коробку передач, кинематически связанную с двигателем и через передачу с первыми звеньями бортовых трехзвенных планетарных механизмов, вторые звенья которых соединены с ведущими колесами, а третьи - с гидромотором. Гидросистема управления и гидравлического отбора мощности включает гидронасос, подключенный к коробке передач, двухсекционный трехпозиционный четырехлинейный распределитель, сообщенный выходами с гидромотором и входом - с гидронасосом, причем гидромотор выполнен реверсивным.

Недостатками указанной трансмиссии являются низкие тяговые свойства схемы

трактора с двумя ведущими колесами из-за неиспользования всего веса трактора как сцепного. Кроме того, применим зависимый привод гидронасоса, вызывающий наруше- ние управляемости трактора в процессе пе- реклк ения передач, а также при повороте на месте.

Цель изобретения - повышение эффективности трансмиссии.

Поставленная цель достигается тем, что трансмиссия тягово-транспортного средства преимущественно малогабаритного трактора содержит два блока силовых передач,

кинематически связанных с двигателем через муфту сцепления, коробку передач и редуктор заднего блока, подсоединенные к первым звеньям четырех бортовых трех- звенных планетарных механизмов, вторые

звенья которых соединены с четырьмя ведущими колесами, а третьи - с двумя гидромоторами, и гидросистему, включающую гидронасос, бак и многосекционный распределитель, причем первые звенья четырех планетарных механизмов постоянно кинематически связаны между собой посредством карданной передачи и дополнительных конических передач, установленных в каждом блоке, а все передачи

и звенья планетарных механизмов каждого блока выполнены с одинаковыми числами зубьев. Трансмиссия снабжена гидронасосом независимо подсоединенным к двигателю, для управления поворотом и

гидравлическим отбором мощности через одну из секций распределителя, подключен ного входом к гидронасосу и выходом - к баку. Пс крайней мере одна из секций распределителя, сообщенного выходами с гидромотором блокирования за/ их колес, выполнена четырехпозиционной с плавающей гозицмей. а другая, сообщенная с гид- оомотором блокирования передних колес,

трехпозиционной. При этом гидромоторы и коробка передач выполнены реверсивными.

Таким образом, эффективность трансмиссии обеспечивается синхронным или выборочным блокированием всех четырех ведущих колес, обеспечивая их разблокирование при повороте, а в отличие от прототипа повышен тяговый КПД и улучшена управляемость тягово-транспортного средства.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема полноприводной трансмиссии транспортного средства; на фиг. 2 - объединенная гидросистема управления поворотом и технологическим оборудованием.

Четыре трехзвенных бортовых планетарных механизма установлены в корпусе 1 бортовых редукторов 2, смонтированных в общие блоки 3,4 с коробкой передач 5, двигателем 6 и редуктором 7 так, что их ведущее звено, например коронная шестерня 8, соединено с ведущей шестерней 9 бортовых редукторов 2, выходное звено 10 - с полуосью 11, связанной с ведущим колесом 12, а промежуточное звено, например солнечная шестерня 13, связано через передачу 14 с гидромотором 15 или 16. Ведущие шестерни 9 бортовых редукторов 2 закреплены на выходном валу 17 коробки передач 5 и входном валу 18 редуктора 7. Все ведущие звенья 8 бортовых редукторов 2 снабжены дисковыми тормозами 19.

Коробка 5 передач своим поперечным валом 20 через передачу 21, муфту 22 сцепления соединена с двигателем 6. Коробка 5 передач выполнена многоступенчатой, например - пяти, и снабжена передачей 23 реверса. Валы 17 коробки передач 5 и 18 редуктора 7 связаны между собой с помощью двух обратимых передач 24 и карданной передачей 25. Переключение передач в коробке 5 производится с помощью подвижных зубчатых муфт 26. Один конец поперечного вала 20 служит приводом вала отбора мощности (не показан). К двигателю 6 подключен гидронасос 27.

Гидросистема управления включает многосекционный распределитель 28, сообщенный с гидронасосом 27 и баком 29, по крайней мере одна из секций 30 которого выполнена четырехпозиционной и сообщена своими выходами с гидромотором 1 б бло- кирования ведущих колес 12. Другие секции, например 31 и 32 распределителя 28 сообщены своими выходами с гидромотором 15 блокирования передних колес и технологическим оборудованием. Все передачи и звенья планетарных механизмов

каждого блока выполнены с одинаковыми числами зубьев.

Для осуществления поворота тягово- транспортного средства в движение включается секция 31 распределителя 28 в одну из своих рабочих позиций, а секция 30 - в плавающую позицию, обеспечивая сообщение полостей реверсивных гидромоторов 15 и 16 с гидронасосом - для передних веду0 щих колес и между собой - для задних ведущих колес. Для осуществления крутого поворота транспортного средства включаются тормоза 19 двух силовых блоков 3 и 4 того или иного борта. При гидрозатормо5 женных гидромоторах 15 и 16 тормоза 19 выполняют функции остановочных.

Прямолинейное движение тягово- транспортного средства осуществляется на одной из включенных передач коробки 5

0 при гидрозаблокированном гидромоторе 15 и установке секции 30 управления гидромотором 16 в плавающую позицию. Для определения особо тяжелых участков движения секция 30 распределителя 28 устанавлива5 ется из плавающей позиции в нейтральную, гидроблокируя гидромотор 16 и тем самым задние ведущие колеса. Гидравлический отбор мощности от секции 32 (секций) распределителя 28 и гидронасоса 27 осу0 ществляется как при стоящем тягово- транспортном средстве, так и во время прямолинейного движения.

Повышенные тягово-сцепные качества малогабаритного трактора обеспечиваются

5 постоянным приводом всех четырех ведущих колес с возможностью их гидроблокирования, что позволяет для обеспечения заданных тяговых усилий в пределах допустимого буксования по сравнению со схе0 мой 4К2 обеспечить экономический эффект, который выражается в снижении массы изделия до 25%.

Формула изобретения Трансмиссия тягово-транспортного

5 средства, преимущественно малогабаритного трактора, содержащая два блока силовых передач, кинематически связанных с двигателем через муфту сцепления, коробку передач и редуктор заднего блока, подсое0 диненных к первым звеньям четырех бортовых трехзвенных планетарных механизмов, вторые звенья котооых соединены с четырьмя ведущими колесами, а третьи - с двумя гидромоторами, и гидросистему, включаю5 щую в себя гидронасос, бак, и многосекционный распределитель, отличающая- с я тем, что, с целью повышения эффективности трансмиссии, первые звенья упомянутых четырех планетарных механизмов постоянно связаны между собой посредством карданной передачи и дополнительных конических передач, установленных в каждом блоке, причем все передачи и звенья планетарных механизмов каждого блока выполнены с одинаковыми числами зубьев, а трансмиссия снабжена гидронасосом, независимо подсоединенным к двигателю, для управления поворотом и технологическим оборудованием путем гидравлического отбора мощности по крайней мере через

0

одну из секций распределителя, подключенного входом к гидронасосу и выходом к баку, причем секция распределителя, сообщенная выходами с гидромотором блокирования задних колес, выполнена четырехпозиционной с плавающей позицией, другая, сообщенная с гидромотором блокирования передних колес, трехпозици- онной, а гидромоторы и коробка передач выполнены реверсивными.

Похожие патенты SU1743930A1

название год авторы номер документа
Устройство поворота транспортного средства 1990
  • Ситников Владислав Романович
SU1733280A1
Малогабаритный трактор 1990
  • Ситников Владислав Романович
SU1717458A1
Транспортно-тяговое средство 1989
  • Ситников Владислав Романович
SU1671483A1
Тягово-транспортное средство 1990
  • Ситников Владислав Романович
SU1791175A1
Трансмиссия транспортного средства 1988
  • Ситников Владислав Романович
SU1556942A1
Микротрактор 1987
  • Ситников Владислав Романович
SU1556943A1
Трансмиссия транспортного средства 1988
  • Ситников Владислав Романович
SU1539116A1
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2003
  • Надеждин С.В.
  • Васильченков В.Ф.
  • Гоняев В.С.
RU2258623C1
Трансмиссия гусеничной машины 1984
  • Павлов Владимир Викторович
SU1162628A1
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1998
  • Волков Ю.К.
  • Пинигин Б.Н.
  • Федоров В.А.
RU2138419C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 743 930 A1

Реферат патента 1992 года Трансмиссия тягово-транспортного средства

Изобретение позволяет от объединенной гидросистемы управления поворотом и технологическим оборудованием осуществлять прямолинейное движение на поверхностях с низкой несущей способностью, поворот тягово-транспортного средства, например малогабаритного трактора, а также гидравлический отбор мощности к технологическому оборудованию. Трансмиссия содержит четыре трехзвенных планетарных механизма в виде бортовых редукторов 2, смонтированных в общие блоки 3 и 4 с коробкой 5 передач, двигателем 6 и редуктором 7 так, что их ведущее звено - коронная шестерня 8 - соединено с ведущей шестерней 9 редукторов 2, выходное звено 10 - с

Формула изобретения SU 1 743 930 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1743930A1

Трансмиссия транспортного средства 1988
  • Ситников Владислав Романович
SU1556942A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 743 930 A1

Авторы

Ситников Владислав Романович

Даты

1992-06-30Публикация

1990-08-27Подача