Устройство управления гидрообъемной трансмиссией транспортного средства с бортовым поворотом Советский патент 1987 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU1344634A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления гидравлической трансмиссией, применяемой на транспортнБ1х машинах с бортовым поворотом.

Целью изобретения является повышение надежности работы транспортного средства.

На фиг. 1 представлена принципиальная гидравлическая схема трансмиссии транспортного средства с предлагаемым устройством; на фиг. 2 - устройство управления гидрообъемной трансмиссией транспортного средства с бортовым поворотом, общий вид; на фиг. 3 - вид А на фиг. 2; на фиг. 4 - то же, вид сверху; на фиг. 5 - кинематическая схема варианта механизма симметричного разведения пластин; на фиг. 6 - кинематическая схема другого варианта механизма симметричного разведения пластин; на фиг. 7 - кинематическая схема третьего варианта механизма симметричного разведения пластин.

Устройство 1 управления гидрообъемной трансмиссией транспортного средства с бортовым поворотом посредством тяг 2 и 3 воздействует на механизм 4 и 5 регулирования рабочего объема насосов 6 и 7, приводом которых служит двигатель 8, соединенный с насосами 6 и 7 через раздаточный редуктор 9. Насосы 6 и 7 подают рабочую жидкость в соответствуюш,ие бортовые гидромоторы 10 и 11, которые через бортовые редукторы 12 и 13 приводят во врашение правый 14 и левый 15 движители.

Устройство 1 управления гидрообъемной трансмиссией транспортного средства с бортовым поворотом содержит рычаг 16 управления с рукояткой 17 управления, расположенной на одном его конце, и поперечиной 18, расположенной на другом. Концы поперечины 18 снабжены вилками 19 и 20, вза- имодействуюш,ими с пальцами 21 и 22, закрепленными на тягах 2 и 3. Рычаг 16 управления имеет возможность поворота вокруг своей продольной оси и качания посредством его установки во втулке 23, которая снабжена горизонтальной осью 24, вращающейся в направляющих 25. Перпендикулярно плоскости качания рычаг 16 и симметрично с обеих его сторон установлены поворотные пластины 26, 27, снабженные параллельными осями 28 и 29. С пластинами рычаг 16 взаимодействует посредством закрепленных на нем упоров 30 и 31. Пластины 26 и 27 связаны кинематически между собой посредством механизма симметричного разведения пластин в виде жестко посаженных на осях 28 и 29 и взаимодействующих между собой зубчатых колес 32, 33. Для автоматической установки поворотных пластин 26 и 27 в нейтральное положение, при снятии усилия с рычага 16 управления, последние соединены между собой упругим элементом 34, работающим на растяжение, например пружиной. Одна из поворотных пластин, например пластина 26, кинематически связана посредством тяг 35, 36 с рычагом подачи топлива двигателя (не показан). Выбор той или иной пластины для связи с рычагом

топливоподачи определяется в зависимости от взаимного расположения на транспортном средстве предлагаемого устройства и рычага управления топливоподачей.

Кроме описанного варианта исполнения механизма симметричного разведения пластин возможны также и другие варианты, например, изображенные на фиг. 5, Б и 7. Механизм симметричного разведения, представленный на фиг. 5, выполнен в виде двух двуплечих рычагов 37 и 38, одни концы

5 которых снабжены соответственно вилкой 39 и входящей в нее сферической опорой 40. К свободным концам рычагов 37 и 38 жестко присоединены поворотные пластины 26 и 27. В данном механизме параллельными осями 28 и 29 является оси щарнирных опор дву0 плечих рычагов 37, 38.

Механизм симметричного разведения (фиг. 6) может быть выполнен в виде одной неподвижной 41 и двух подвижных (поворотных) 42, 43 направляющих с пазами,

, связанных между собой посредством цилиндрического пальца 44.

Кроме того, возможно использование в предлагаемом устройстве и механизма симметричного разведения пластин, представленного на фиг. 7. Этот вариант исполнения

Q отличается простотой конструкции. Механизм выполнен в виде одной наклонной по отношению к поворотным пластинами 26 и 27 тяги 45, концы которой диагонально щарнирно соединены с пластинами 26 и 27. При этом место соединения одного конца тяг ги 45 с пластиной 26 расположено выше оси 28 поворота этой пластины, а место соединения другого конца тяги 45 с второй пластиной 27 расположено ниже оси 29 ее поворота. В этом случае для соединения конца тяги 45 с пластиной 27 она может быть продол0 жена ниже ее оси 29 вращения или же достаточно удлинить ее посредством жестко прикрепленного к пластине 27 стержня, расположенного ниже оси 29, и связать его с концом тяги 45. С целью симметричного разведения пластин расстояния а между места5

ми крепления пластин с концами тяги должны быть равны между собой.

Устройство управления гидрообъемной рансмиссией транспортного средства с бортовым поворотом работает следующим образом.

Регулируемые насОсы 6, 7 приводятся от раздаточного редуктора 9, входной вал которого соединен с двигателем 8. Насосы 6 и 7 питают нерегулируемые гидромоторы 10 и

11, соответственно правого и левого бортов, которые приводят во вращение бортовые редукторы 12 и 13, связанные с движителями 14 и 15. Механизмы 4 и 5 регулирования рабочего объема насосов 6 и 7 кинематически связаны посредством тяг 2 и 3 с устройством 1 управления.

Регулирование рабочего объема насосов 6 и 7 осуществляется путем воздействия через рукоятку 17 на рычаг 16 управления. При качании рычага 16 на горизонтальной оси 24 рычаг посредством поперечины 18 воздействует на тяги 2 и 3 перемещая их относительно нейтрального положения в продольном направлении на одно и то же расстояние. В этом случае происходит одинаковое изменение рабочих объемов насосов 6 и 7. В зависимости от направления качания рычага 16 относительно нейтрального положения происходит движение транспортного средства вперед или назад. При качании рычага 16 одновременно с перемещением тяг 2 и 3 осуществляется воздействие рычага 16 посредством закрепленных на нем упоров 30 и 31 на одну из поворотных пластин 26 или 27. При качании рычага 16 против часовой стрелки (фиг. 2) с нластиной 26 взаи.модействует упор 30, поворачивая пластину вокруг оси 28, которая посредство.м тяг 35, 36 воздействует на рычаг подачи топлива в сторону увеличения топливопо- дачи. При необходимости движения транспортного средства в другую сторону воздействуют на рукоятку 17 в противоположном направлении. В это.м случае уже упор 31 воздействует на поворотную пластину 27, поворачивая ее вокруг оси 29. Благодаря наличию механизма симметричного разведения пластин (фиг. 2, 5, 6, 7), кинематически связывающего обе пластины 26 и 27, поворот пластины 27 на некоторый угол а приводит к симметричному относительно плоскости симметрии ОО| (фиг. 3) повороту пластины 26 на тот же угол а. Этим обеспечивается одинаковое воздействие на рычаг подачи топлива при качании рычага 16 в любую сторону.

Механизм симметричного разведения пластин 26, 27 может быть выполнен в виде взаимодействующих между собой зубчатых колес 32, 33 (фиг. 2). При этом указанные колеса жестко связаны с соответствующими им пластинами 26 и 27 и осями 28, 29. Удовлетворяют обязательному условию работы предлагаемого устройства также механизмы, представленные на фиг. 5, 6 и 7. Работа этих механизмом ясна из приведенных графических материалов и их описания.

Для возврата рычага 16 в нейтральное положение служит упругий элемент 34, например пружина, работающая на растяжение. Кроме того, механизмы 4 и 5 управления насосов 6 и 7 имеют встроенные пружинные «ноль-установители, которые также воздействуют через тяги 2 и 3 на рычаг 16, способствуя его возвращению в нейтральное положение при снятии усилий с рукоятки 17. Этому способствует также и главная пружина регулятора двигателя внутреннего сгорания.

Поворот или разворот транспортно1 о средства в предлагаемом устройстве осуществляется аналогично повороту в устройстве-прототипе. Для поворота транспортного средства необходимо повернуть рычаг 16 с помощью рукоятки 17 вокруг своей продольной оси. При этом тяги 2 и 3 перемещаются в разных направлениях. С целью осуществления поворота рычага 16 вокруг

своей продольной оси он установлен во втулке 23 с возможностью вран,1,ения.

Минимальные устойчивые обороты холостого хода двигателя 8 регулируются таким образом, что они соответствуют нейтральному положению поворотных пластин

5 26 и 27 (рычаги 16, тяг 2 и 3). Таким образом, в начале прямолинейного движения при воздействии на рукоятку 17 происходит не только увеличение рабочих объемов насоса, но и одновременное плавное увеличение числа оборотов двигателя, а значит и

0 плавное трогание транспортного средства. Дальнейшее перемещение рычага 16 приводит к плавному повыщению скорости прямолинейного движения. Аналогично происходит и замедление движения с после5 дующим торможением. За счет этого происходит улучщение устойчивости прямолинейного движения транспортного средства. Кроме того, кинематическая связь механизмов 4 и 5 управления насосов с топливопо- дачей, позволяющая одновременно с изме0 нением рабочих объемов насосов и пропорционально им изменять число оборотов двигателя существенно повышает топливную эконо.мичность транспортного средства в це- лом, так как уменьшение скорости движения или остановки транспортного средства

5 сопровождаются одновременным уменьшением топливоподачи с доведением ее до подачи, соответствующей устойчивым минима, 1ь- ным оборотам холостого хода при остановке.

40

Формула изобретения

5

1. Устройство управления гидрообъемной трансмиссией транспортного средства с бортбвым поворотом, содержащее рычаг управления, установленный с возможностью качания относительной горизонтальной оси и поворота относительно своей продольной оси, на одном конце которого закреплена рукоятка управления, а па другом - поперечина, кинематически связанQ ная с тягами механизмов регу,пирования рабочего объема насосов каждого борта, отличающееся тем, что, с целью повьипения надежности работы транспортного средства, оно снабжено двумя закрепленными на параллельных осях, расположенных перпенди5 кулярно плоскости качания рычага ynpaB. ie- ния и си.м.метрично по обе стороны от пего в его нейтральном положении, поворотными пластинами с возможностью взаимодействия рычага управления с одной из них

при качании рычага управления вокруг горизонтальной оси из нейтрального положения в одном направлении и с другой - при качании рычага управления в противоположном направлении, механизмом симметричного разведения пластин относительно их нейтрального положения и кинематической связью одной из пластин с органом управления топливоподачей двигателя, причем продольная ось рычага и ось его качания выполнены пересекающимися.

2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что механизм симметричного разведения пластин выполнен в виде жестко посаженных на осях и связанных между собой зубчатых колес.

3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что механизм симметричного разведения пластин выполнен в виде двух двуплечих рычагов, соединенных между собой посредством жестко соединенной с концом одного из рычагов вилки и входящей в нее с возможностью скольжения относительно внутренней поверхности вилки сферической опоры, жестко закрепленной на конце другого рычага, при этом свободные концы дву

5

0

5

плечих рычагов жестко соединены с поворотными пластинами.

4.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что механизм симметричного разведения пластин выполнен в виде одной неподвижной направляющей с пазом и двух поворотных относительно шарнирнов направляющих с пазами, связанных между собой посредством скользящего в пазах цилиндрического пальца, сообщающего пазы пластин между собой, при этом каждая из пластин жестко соединена с соответствующей поворотной направляющей.

5.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что механизм симметричного разведения пластин выполнен в виде наклонной по отношению к поворотным пластинам тяги, концы которой шарнирно соединены с поворотными пластинами таким образом, что место щарнирного соединения одного из концов тяги с поворотной пластиной расположено выще оси поворота этой пластины, а место шарнирного соединения другого конца тяги с второй поворотной пластиной расположено ниже оси ее поворота, при этом расстояния от мест щарнирного соединения концов тяги с поворотными пластинами до осей поворота равны между собой.

- /5

8

п./4

фиг.1

27

Похожие патенты SU1344634A1

название год авторы номер документа
Устройство управления гидрообъемной трансмиссией транспортного средства с бортовым поворотом 1987
  • Забегалин Валерий Константинович
  • Калмыков Вячеслав Николаевич
  • Фейгин Юрий Сергеевич
  • Ищенко Анатолий Яковлевич
SU1442434A2
Устройство управления гидравлической трансмиссией транспортного средства с бортовым поворотом 1986
  • Жаворонков Андрей Владимирович
  • Обидин Валерий Яковлевич
  • Рощина Наталия Васильевна
  • Забегалин Валерий Константинович
SU1341068A1
Устройство управления гидрообъемной трансмиссией транспортного средства 1988
  • Забегалин Валерий Константинович
  • Ищенко Анатолий Яковлевич
  • Скрипко Николай Алексеевич
SU1572843A1
Устройство управления гидрообъемной трансмиссией транспортной машины с бортовым поворотом 1987
  • Левицкий Валерий Евгеньевич
  • Ищенко Анатолий Яковлевич
  • Забегалин Валерий Константинович
  • Жаворонков Андрей Владимирович
  • Замыцкий Дмитрий Михайлович
  • Рейцман Михаил Давыдович
SU1449377A1
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Вербовецкий Э.Э.
  • Кауфман А.М.
RU2105689C1
Устройство управления гидрообъемной трансмиссией 1989
  • Ищенко Анатолий Яковлевич
  • Фалькевич Борис Александрович
  • Аникин Николай Петрович
  • Шеланков Валерий Гаевич
  • Забегалин Валерий Константинович
  • Масленников Михаил Владимирович
SU1756181A1
Трансмиссия транспортного средства 1987
  • Гловацкий Евгений Янович
  • Шуринов Валентин Алексеевич
SU1477575A1
Трансмиссия шасси для ремонта и содержания дорог 1988
  • Забегалин Валерий Константинович
  • Ищенко Анатолий Яковлевич
  • Мамедов Гусейн Саяд-Оглы
  • Аскеров Рафик Дадаш-Оглы
SU1627427A1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2016
  • Салмин Владимир Васильевич
  • Генералова Александра Александровна
  • Бычков Дмитрий Сергеевич
RU2641951C1
Гидрообъемная трансмиссия гусеничной машины 1986
  • Крюков Евгений Александрович
  • Кудиш Виктор Борисович
  • Колбасов Валерий Константинович
  • Селиванов Борис Степанович
  • Сергеев Владимир Александрович
SU1357297A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 344 634 A1

Реферат патента 1987 года Устройство управления гидрообъемной трансмиссией транспортного средства с бортовым поворотом

Изобретение относится к транспортному ман1иностроению, в частности к устройствам для уиравленин гидравлической трансмиссией, применяемым на транспортных ма- пшиа.х с бортовььм новорото.м. Цель изобретения - повын1еиие надежности работы. Качанием рычага 16 управления вокруг горизонтальной оси 24 осуществляют управление движением транспортного средства вперед или назад. При этом поперечина 18 перемещает в соответствуюпдем направлении тяги 2 и 3. связанные с ме.ханиз.мами регулирования рабочих объемов насосов. Маневрирование транспортного средства ocyaiecT- вляется путе.м поворота рычага 16 вокруг своей продольной оси. При этом поперечина 18 перемещает тяги 2 и 3 в различных направлениях. Воздействуя на рычаг 16 одновременно с управлением прямолинейным движением, осуществляют и изменение топ- ливоподачи. Изменение топливоподачи осу- н ествляется за счет взаимодействия рычага 16 с расположенными но обеим его сторонам новоротными п, 1астинами 26 и 27, одна из которых кинематически связана с органом управ, 1ения тонливоподачей. Изменение топ- ливонодачи происходит вне зависимости от направления качания рычага 16, б,пагодаря наличию механизма симметричного разведения пластин 26 и 27, 4 з.п. ф-,ты, 7 ил. «о СО N 4; ot СлО i4

Формула изобретения SU 1 344 634 A1

(/г.&

2ff

cf3ue.7

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1344634A1

УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОСТАТИЧЕСКОЙ 0
SU281189A1
кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Запальная свеча для двигателей 1924
  • Кузнецов И.В.
SU1967A1

SU 1 344 634 A1

Авторы

Забегалин Валерий Константинович

Калмыков Вячеслав Николаевич

Обидин Валерий Яковлевич

Бут Владимир Григорьевич

Киппус Юхани-Эско Карлович

Даты

1987-10-15Публикация

1986-04-29Подача