Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления гидравлической трансмиссией, применяемой на транспортнБ1х машинах с бортовым поворотом.
Целью изобретения является повышение надежности работы транспортного средства.
На фиг. 1 представлена принципиальная гидравлическая схема трансмиссии транспортного средства с предлагаемым устройством; на фиг. 2 - устройство управления гидрообъемной трансмиссией транспортного средства с бортовым поворотом, общий вид; на фиг. 3 - вид А на фиг. 2; на фиг. 4 - то же, вид сверху; на фиг. 5 - кинематическая схема варианта механизма симметричного разведения пластин; на фиг. 6 - кинематическая схема другого варианта механизма симметричного разведения пластин; на фиг. 7 - кинематическая схема третьего варианта механизма симметричного разведения пластин.
Устройство 1 управления гидрообъемной трансмиссией транспортного средства с бортовым поворотом посредством тяг 2 и 3 воздействует на механизм 4 и 5 регулирования рабочего объема насосов 6 и 7, приводом которых служит двигатель 8, соединенный с насосами 6 и 7 через раздаточный редуктор 9. Насосы 6 и 7 подают рабочую жидкость в соответствуюш,ие бортовые гидромоторы 10 и 11, которые через бортовые редукторы 12 и 13 приводят во врашение правый 14 и левый 15 движители.
Устройство 1 управления гидрообъемной трансмиссией транспортного средства с бортовым поворотом содержит рычаг 16 управления с рукояткой 17 управления, расположенной на одном его конце, и поперечиной 18, расположенной на другом. Концы поперечины 18 снабжены вилками 19 и 20, вза- имодействуюш,ими с пальцами 21 и 22, закрепленными на тягах 2 и 3. Рычаг 16 управления имеет возможность поворота вокруг своей продольной оси и качания посредством его установки во втулке 23, которая снабжена горизонтальной осью 24, вращающейся в направляющих 25. Перпендикулярно плоскости качания рычаг 16 и симметрично с обеих его сторон установлены поворотные пластины 26, 27, снабженные параллельными осями 28 и 29. С пластинами рычаг 16 взаимодействует посредством закрепленных на нем упоров 30 и 31. Пластины 26 и 27 связаны кинематически между собой посредством механизма симметричного разведения пластин в виде жестко посаженных на осях 28 и 29 и взаимодействующих между собой зубчатых колес 32, 33. Для автоматической установки поворотных пластин 26 и 27 в нейтральное положение, при снятии усилия с рычага 16 управления, последние соединены между собой упругим элементом 34, работающим на растяжение, например пружиной. Одна из поворотных пластин, например пластина 26, кинематически связана посредством тяг 35, 36 с рычагом подачи топлива двигателя (не показан). Выбор той или иной пластины для связи с рычагом
топливоподачи определяется в зависимости от взаимного расположения на транспортном средстве предлагаемого устройства и рычага управления топливоподачей.
Кроме описанного варианта исполнения механизма симметричного разведения пластин возможны также и другие варианты, например, изображенные на фиг. 5, Б и 7. Механизм симметричного разведения, представленный на фиг. 5, выполнен в виде двух двуплечих рычагов 37 и 38, одни концы
5 которых снабжены соответственно вилкой 39 и входящей в нее сферической опорой 40. К свободным концам рычагов 37 и 38 жестко присоединены поворотные пластины 26 и 27. В данном механизме параллельными осями 28 и 29 является оси щарнирных опор дву0 плечих рычагов 37, 38.
Механизм симметричного разведения (фиг. 6) может быть выполнен в виде одной неподвижной 41 и двух подвижных (поворотных) 42, 43 направляющих с пазами,
, связанных между собой посредством цилиндрического пальца 44.
Кроме того, возможно использование в предлагаемом устройстве и механизма симметричного разведения пластин, представленного на фиг. 7. Этот вариант исполнения
Q отличается простотой конструкции. Механизм выполнен в виде одной наклонной по отношению к поворотным пластинами 26 и 27 тяги 45, концы которой диагонально щарнирно соединены с пластинами 26 и 27. При этом место соединения одного конца тяг ги 45 с пластиной 26 расположено выше оси 28 поворота этой пластины, а место соединения другого конца тяги 45 с второй пластиной 27 расположено ниже оси 29 ее поворота. В этом случае для соединения конца тяги 45 с пластиной 27 она может быть продол0 жена ниже ее оси 29 вращения или же достаточно удлинить ее посредством жестко прикрепленного к пластине 27 стержня, расположенного ниже оси 29, и связать его с концом тяги 45. С целью симметричного разведения пластин расстояния а между места5
ми крепления пластин с концами тяги должны быть равны между собой.
Устройство управления гидрообъемной рансмиссией транспортного средства с бортовым поворотом работает следующим образом.
Регулируемые насОсы 6, 7 приводятся от раздаточного редуктора 9, входной вал которого соединен с двигателем 8. Насосы 6 и 7 питают нерегулируемые гидромоторы 10 и
11, соответственно правого и левого бортов, которые приводят во вращение бортовые редукторы 12 и 13, связанные с движителями 14 и 15. Механизмы 4 и 5 регулирования рабочего объема насосов 6 и 7 кинематически связаны посредством тяг 2 и 3 с устройством 1 управления.
Регулирование рабочего объема насосов 6 и 7 осуществляется путем воздействия через рукоятку 17 на рычаг 16 управления. При качании рычага 16 на горизонтальной оси 24 рычаг посредством поперечины 18 воздействует на тяги 2 и 3 перемещая их относительно нейтрального положения в продольном направлении на одно и то же расстояние. В этом случае происходит одинаковое изменение рабочих объемов насосов 6 и 7. В зависимости от направления качания рычага 16 относительно нейтрального положения происходит движение транспортного средства вперед или назад. При качании рычага 16 одновременно с перемещением тяг 2 и 3 осуществляется воздействие рычага 16 посредством закрепленных на нем упоров 30 и 31 на одну из поворотных пластин 26 или 27. При качании рычага 16 против часовой стрелки (фиг. 2) с нластиной 26 взаи.модействует упор 30, поворачивая пластину вокруг оси 28, которая посредство.м тяг 35, 36 воздействует на рычаг подачи топлива в сторону увеличения топливопо- дачи. При необходимости движения транспортного средства в другую сторону воздействуют на рукоятку 17 в противоположном направлении. В это.м случае уже упор 31 воздействует на поворотную пластину 27, поворачивая ее вокруг оси 29. Благодаря наличию механизма симметричного разведения пластин (фиг. 2, 5, 6, 7), кинематически связывающего обе пластины 26 и 27, поворот пластины 27 на некоторый угол а приводит к симметричному относительно плоскости симметрии ОО| (фиг. 3) повороту пластины 26 на тот же угол а. Этим обеспечивается одинаковое воздействие на рычаг подачи топлива при качании рычага 16 в любую сторону.
Механизм симметричного разведения пластин 26, 27 может быть выполнен в виде взаимодействующих между собой зубчатых колес 32, 33 (фиг. 2). При этом указанные колеса жестко связаны с соответствующими им пластинами 26 и 27 и осями 28, 29. Удовлетворяют обязательному условию работы предлагаемого устройства также механизмы, представленные на фиг. 5, 6 и 7. Работа этих механизмом ясна из приведенных графических материалов и их описания.
Для возврата рычага 16 в нейтральное положение служит упругий элемент 34, например пружина, работающая на растяжение. Кроме того, механизмы 4 и 5 управления насосов 6 и 7 имеют встроенные пружинные «ноль-установители, которые также воздействуют через тяги 2 и 3 на рычаг 16, способствуя его возвращению в нейтральное положение при снятии усилий с рукоятки 17. Этому способствует также и главная пружина регулятора двигателя внутреннего сгорания.
Поворот или разворот транспортно1 о средства в предлагаемом устройстве осуществляется аналогично повороту в устройстве-прототипе. Для поворота транспортного средства необходимо повернуть рычаг 16 с помощью рукоятки 17 вокруг своей продольной оси. При этом тяги 2 и 3 перемещаются в разных направлениях. С целью осуществления поворота рычага 16 вокруг
своей продольной оси он установлен во втулке 23 с возможностью вран,1,ения.
Минимальные устойчивые обороты холостого хода двигателя 8 регулируются таким образом, что они соответствуют нейтральному положению поворотных пластин
5 26 и 27 (рычаги 16, тяг 2 и 3). Таким образом, в начале прямолинейного движения при воздействии на рукоятку 17 происходит не только увеличение рабочих объемов насоса, но и одновременное плавное увеличение числа оборотов двигателя, а значит и
0 плавное трогание транспортного средства. Дальнейшее перемещение рычага 16 приводит к плавному повыщению скорости прямолинейного движения. Аналогично происходит и замедление движения с после5 дующим торможением. За счет этого происходит улучщение устойчивости прямолинейного движения транспортного средства. Кроме того, кинематическая связь механизмов 4 и 5 управления насосов с топливопо- дачей, позволяющая одновременно с изме0 нением рабочих объемов насосов и пропорционально им изменять число оборотов двигателя существенно повышает топливную эконо.мичность транспортного средства в це- лом, так как уменьшение скорости движения или остановки транспортного средства
5 сопровождаются одновременным уменьшением топливоподачи с доведением ее до подачи, соответствующей устойчивым минима, 1ь- ным оборотам холостого хода при остановке.
40
Формула изобретения
5
1. Устройство управления гидрообъемной трансмиссией транспортного средства с бортбвым поворотом, содержащее рычаг управления, установленный с возможностью качания относительной горизонтальной оси и поворота относительно своей продольной оси, на одном конце которого закреплена рукоятка управления, а па другом - поперечина, кинематически связанQ ная с тягами механизмов регу,пирования рабочего объема насосов каждого борта, отличающееся тем, что, с целью повьипения надежности работы транспортного средства, оно снабжено двумя закрепленными на параллельных осях, расположенных перпенди5 кулярно плоскости качания рычага ynpaB. ie- ния и си.м.метрично по обе стороны от пего в его нейтральном положении, поворотными пластинами с возможностью взаимодействия рычага управления с одной из них
при качании рычага управления вокруг горизонтальной оси из нейтрального положения в одном направлении и с другой - при качании рычага управления в противоположном направлении, механизмом симметричного разведения пластин относительно их нейтрального положения и кинематической связью одной из пластин с органом управления топливоподачей двигателя, причем продольная ось рычага и ось его качания выполнены пересекающимися.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что механизм симметричного разведения пластин выполнен в виде жестко посаженных на осях и связанных между собой зубчатых колес.
3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что механизм симметричного разведения пластин выполнен в виде двух двуплечих рычагов, соединенных между собой посредством жестко соединенной с концом одного из рычагов вилки и входящей в нее с возможностью скольжения относительно внутренней поверхности вилки сферической опоры, жестко закрепленной на конце другого рычага, при этом свободные концы дву
5
0
5
плечих рычагов жестко соединены с поворотными пластинами.
4.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что механизм симметричного разведения пластин выполнен в виде одной неподвижной направляющей с пазом и двух поворотных относительно шарнирнов направляющих с пазами, связанных между собой посредством скользящего в пазах цилиндрического пальца, сообщающего пазы пластин между собой, при этом каждая из пластин жестко соединена с соответствующей поворотной направляющей.
5.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что механизм симметричного разведения пластин выполнен в виде наклонной по отношению к поворотным пластинам тяги, концы которой шарнирно соединены с поворотными пластинами таким образом, что место щарнирного соединения одного из концов тяги с поворотной пластиной расположено выще оси поворота этой пластины, а место шарнирного соединения другого конца тяги с второй поворотной пластиной расположено ниже оси ее поворота, при этом расстояния от мест щарнирного соединения концов тяги с поворотными пластинами до осей поворота равны между собой.
- /5
8
п./4
фиг.1
27
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство управления гидрообъемной трансмиссией транспортного средства с бортовым поворотом | 1987 |
|
SU1442434A2 |
Устройство управления гидравлической трансмиссией транспортного средства с бортовым поворотом | 1986 |
|
SU1341068A1 |
Устройство управления гидрообъемной трансмиссией транспортного средства | 1988 |
|
SU1572843A1 |
Устройство управления гидрообъемной трансмиссией транспортной машины с бортовым поворотом | 1987 |
|
SU1449377A1 |
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2105689C1 |
Устройство управления гидрообъемной трансмиссией | 1989 |
|
SU1756181A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1477575A1 |
Трансмиссия шасси для ремонта и содержания дорог | 1988 |
|
SU1627427A1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2016 |
|
RU2641951C1 |
Гидрообъемная трансмиссия гусеничной машины | 1986 |
|
SU1357297A1 |
Изобретение относится к транспортному ман1иностроению, в частности к устройствам для уиравленин гидравлической трансмиссией, применяемым на транспортных ма- пшиа.х с бортовььм новорото.м. Цель изобретения - повын1еиие надежности работы. Качанием рычага 16 управления вокруг горизонтальной оси 24 осуществляют управление движением транспортного средства вперед или назад. При этом поперечина 18 перемещает в соответствуюпдем направлении тяги 2 и 3. связанные с ме.ханиз.мами регулирования рабочих объемов насосов. Маневрирование транспортного средства ocyaiecT- вляется путе.м поворота рычага 16 вокруг своей продольной оси. При этом поперечина 18 перемещает тяги 2 и 3 в различных направлениях. Воздействуя на рычаг 16 одновременно с управлением прямолинейным движением, осуществляют и изменение топ- ливоподачи. Изменение топливоподачи осу- н ествляется за счет взаимодействия рычага 16 с расположенными но обеим его сторонам новоротными п, 1астинами 26 и 27, одна из которых кинематически связана с органом управ, 1ения тонливоподачей. Изменение топ- ливонодачи происходит вне зависимости от направления качания рычага 16, б,пагодаря наличию механизма симметричного разведения пластин 26 и 27, 4 з.п. ф-,ты, 7 ил. «о СО N 4; ot СлО i4
(/г.&
2ff
cf3ue.7
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОСТАТИЧЕСКОЙ | 0 |
|
SU281189A1 |
кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Запальная свеча для двигателей | 1924 |
|
SU1967A1 |
Авторы
Даты
1987-10-15—Публикация
1986-04-29—Подача