Изобретение относится к области технологии судостроения и может быть использовано для стыкования на плаву частей корпуса строящегося плавсредства, в частности при регулировке взаимного пространственного положения по крену корпусов катамарана при их стыковании на плаву, а также других стыкуемых на плаву многокорпусных плавучих объектов (полупогружных буровых установок, плавучих кранов и др.).
Известны различные типы распорно- стягивающих устройств для регулирования взаимного пространственного положения стыкуемых корпусных конструкций, например стяжка - распорка винтовая или пнев- могидравлическая стяжка-домкрат.
Известные распорно-стягивающие устройства успешно применяются в условиях стапеля, когда стыкуемые элементы корпуса судна (секции, блоки) сближаются друг с другом до начала стыкования на дистанцию порядка нескольких десятков миллиметров. Однако, применительно к стыкованию на плаву kopnycoB катамарана, где расстояние между корпусами измеряется несколькими метрами (4-10м и более), использование таких распорно-стягивающих элементов в чистом виде невозможно.
XI
Ю
ю со со
00
со
Известно также распорно-стягивающее устройство, используемой для стыкования на плаву частей корпуса судна, разделительно спущенных на воду. В качестве стягивающих элементов этого устройства применимы винтовые или гидравлические талрепы, расположенные на палубе, бортах и днище стыкуемого судна, а для раздвижки или торможения стыкуемых частей судна используются домкраты..или гидравлические домкраты-стйжкй..., г,
Рассматриваемое pacriopjfgr-стягиваю- щее устройство принято авторами в качестве прототипа.
К недостаткам известного распорно- стягивающего устройства следует отнести неудобство при эксплуатации применительно к условиям соединения между собой на плаву частей корпуса многокорпусных плав- средств (катамаранов), конструктивно раз- несенных на расстоянии нескольких метров друг от друга.
Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств устройства.
Поставленная цель достигается тем, что распорно-стягивающее устройство для стыкования на плаву частей корпуса строяще- : гося плавсредства, содержащее распорные соединительные механические винтовые талрепы, связывающие части корпуса плав- средства между собой при их соединении на плаву, выполнено .с соединительными балками, расположенными внахлест одна над другой, а упомянутые талрепы расположены на их боковых сторонах накрест относитель- но друг друга.
Сопоставительный анализ с выбранным в качестве прототипа распорно-стягивающим устройством для стыкования на плаву частей корпуса судна, раздельно спущен- ных на воду, позволяет сделать вывод, что заявляемое распорно-стягивающее устройство для стыкования на плаву частей корпуса строящегося плавсредства, содержащее распорные соединительные механические винтовые талрепы, связывающие части корпуса плавсредства между собой при их соединении на плаву, отличается тем, что устройство выполнено с соединительными балками, расположенными внахлест одна над другой, а упомянутые талрепы расположены на их боковых сторонах накрест относительно друг друга.
Анализ известных технических решений (аналогов) в исследуемой области, т.е. в технологии судостроения, позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками в заявляемом распорно-стягивающем устройстве.
На фиг.1 показано поперечное сечение катамарана в момент стыкования его корпусов на плаву(набор корпусов катамарана условно не показан); на фиг.2 -узел I нафиг.1; на фиг.З - узел I на фиг.2; на фиг.4 - сечение А-А на фиг.2 (талрепы условно не показаны).
Распорно-стягивающее устройство для стыкования корпусов катамарана на плаву состоит из следующих основных элементов: нижней соединительной балки 1, верхней соединительной балки 2, рабочих талрепов 3 и 4, рымов 5, 6, 7, приваренных к балкам 1 и 2, талрепов 9,10 для регулировки горизонтальности балок 1 и 2.
Полые соединительные балки 1 и 2 могут быть изготовлены, например, из сваренных друг с другом швеллеров или иных катаных или гнутых профилей, образуя квадратный или прямоугольный сварной профиль.
Балки 1 и 2 шарнирно закреплены к наружной обшивке борта 11 правого корпуса 12 и левого -.13 судна-катамарана с помощью рымов 14. Регулировочные талрепы 9 и 10 закреплены к рымам 15,16, приваренным соответственно к наружной обшивке борта 11 и к балкам 1 и 2.
Соединительные балки 1 и 2 располагаются по высоте корпусов 12, 13 как можно ниже для увеличения плеча кренящего момента при регулировке взаимного положения корпусов по крену. При этом, однако, балки 1 и 2 должны находиться на некотором минимальном расстоянии h от зеркала 17 воды для удобства выполнения работ со специального плота (на чертежах условно не показан), расположенного между корпусами 12 и 13 катамарана.
Соединение корпусов 12,13 катамарана осуществляется с помощью моста 18, являющегося продолжением верхней палубы 19, 20 корпусов, по которому проходит в районе ДП судна между корпусный монтажный паз 21,
При необходимости разворота соединительных балок 1 и 2 в походное положение - на стапеле перед спуском корпусов на воду в узлах соединений балок 1 и 2 и талрепов 9, 10 с корпусами 12, 13 могут быть предусмотрены дополнительные шарнирные звенья 22,23 с горизонтальным и вертикальным шарнирами,соединенные с видоизмененными рымами 14 и 151 (фиг.З).
В обеих сторонах нижней балки 1 приварены Г-образные листовые детали 24, образующие со стенкой балки лотки для укладки талрепов 3 и 4 в положении по-походному.
В рабочем положении талрепы 3 и 4 закреплены на боковых сторонах соединительных балок 1 и 2, располагаясь накрест друг относительно друга таким образом, что талреп 4 соединен с правым рымом 7 нижней балки 1 и левым рымом 8 верхней балки 2, а талреп 3-е левым рымом 5 нижней балки 1 и правым рымом 6 верхней балки 2.
Соединительные балки 1 и 2, представляющие собой полый непроницаемый профиль, имеют собственную плавучесть при отсутствии дифферента. При необходимости балки могут быть оснащены дополнительными ящиками плавучести,
Для регулирования взаимного положения корпусов катамарана по крену используются два комплекта распорно-стягивающих устройств, располагающихся в нос и в корму от мидель-шпангоута.
Регулировка взаимного пространственного положения по крену корпусов катамарана при их стыковании на плаву с помощью распорно-стягивающего устройства согласно изобретению осуществляется следующим образом..
На конечной стадии стапельного периода, перед спуском корпусов 12, 13 катамарана на воду, производят закрепление на них соединительных балок 1 и 2 с помоа ю. предварительно приваренных рымов 14, 15 (141, 151), и талрепов 9, 10. В варианте согласно фиг.З (с вертикальным шарниром) балки 1, 2 разворачивают и закрепляют в положении параллельно ДП корпуса. В походном положении оба рабочих талрепа 3, 4 закреплены к соответствующим рымам 5 и 7 нижней балки и свободно уложены в лотках 24,
После спуска корпусов катамарана на воду производят, регулировку посадки правого и левого корпусов в отдельности посредством приема соответствующего жидкого балласта с целью придания обоим корпусам одинаковой осадки и устранения в определенных пределах крена и дифферента.
Один из корпусов катамарана (например правый - 12) пришвартовывают к до- строечной набережной своим правым бортом, затем, с помощью буксира, к правому корпусу подводят левый 13 и начинают собственно процесс стыкования на плаву.
С помощью расположенных на палубе моста 18 в районе междукорпусного монтажного паза 21 обычных стягивающих, центрирующих и фиксирующих устройство (на чертежах не показаны) производят взаимную центровку обоих корпусов по длине, наведение стыкуемых кромок настила и поперечного набора палубы моста 18, подтягивание левого корпуса 13 к правому 12, их взаимную выверку по полушироте и фиксацию в требуемом положении для причерпы- вания монтажного припуска по пазу 21. 5В район между стыкуемыми корпусами катамарана вводят два рабочих плота, используемых в качестве плавучих лесов.
Работая с плотов, разворачивают вокруг вертикальных шарниров соединитель- 0 ные балки 1 и 2 в рабочее положение параллельно мидель-шпангоуту и выполняют регулировку их горизонтальности и взаимное сопряжение с помощью талрепов 9, 10.
5 Вслед за этим закрепляют свободные вилки рабочих талрепов 3 и 4 к соответствующим рымам б и 8 верхней балки 2, располагая талрепы 3 и 4 в положении накрест друг относительно друга, и начинают непос- 0 редственно операцию регулировки взаимного положения корпусов катамарана по крену noc pejqctBbM натяжения соответствующего рабочего талрепа. При этом, при стягивании рабочего талрепа 3 происходит 5 взаимное сближение обоих корпусов катамарана, а при стягивании второго талрепа 4 - их раздвигание, т.е. поворот корпусов в том или ином направлении вокруг точки К их жесткого контакта на пересечений настила 0 палубы 18 и монтажного паза 21.
Проверку положения по крену осуществляют с помощью системы реперных стоек на палубе катамарана (на чертежах не показаны).. .-.. 5 По завершении всего комплекса работ по причерпыванию и удалению монтажного припуска, окончательной сборки и сварки монтажного паза 21 (сопровождающегося, при необходимости, повторными операция- 0 ми по регулировке положения Но крену) производят демонтаж распорно-стягивающих устройств, опускание их на воду и буксиров- N ку по воде к достроенной набережной с по- следующим подъемом краном для 5 повторного использования. .
В результате внедрения настоящего изобретения будут получены следующие преимущества: повышается эксплуатационная надежность устройства; сокращается 0 трудоемкость и продолжительность работ по стыкованию многокорпусных плавс: рёдств на плаву.
Ф о р мула изобретения Распорно-стягивающее устройство для 5 стыкования на плаву частей корпуса строящегося плавсредства, содержащее распор- ные соединительные механические винтовые талрепы, связывающие части корпуса плавсредства между собой при их соединении на плаву, отличающееся тем,
что, с целью повышения эксплуатационных ка-внахлест одна над другой, а упомянутые талчеств устройства, оно выполнено с соедини-репы расположены на их боковых сторонах
тельными балками, расположенныминакрест относительно друг друга.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для разметки поверхностей изделий | 1990 |
|
SU1807307A1 |
Способ постройки и транспортировки верхнего строения морской стационарной платформы | 1990 |
|
SU1781384A1 |
Способ разметки деталей приварного насыщения на поверхности в помещении судна | 1990 |
|
SU1795282A1 |
Глубоководная стационарная платформа | 1990 |
|
SU1749376A1 |
Устройство для строительства верхнего строения морской стационарной платформы | 1989 |
|
SU1687744A1 |
Способ формирования блока машинного отделения судна | 1990 |
|
SU1712241A1 |
Судно | 1989 |
|
SU1752649A1 |
Каркас судового помещения | 1989 |
|
SU1749109A1 |
Устройство для автоматической сварки угловых соединений | 1990 |
|
SU1764915A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И СПУСКА НА ВОДУ ПЛАВУЧИХ КРУПНОГАБАРИТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ | 1993 |
|
RU2088467C1 |
Использование: изобретение относится к области технологии судостроения и может быть использовано для стыкования на плаву частей корпуса строящегося плавсредства, в частности при регулировке взаимного пространственного положения по крену корпусов катамарана при их стыковании на плаву, а также других стыкуемых на плаву многокорпусных плавучих объектов (полупогруж- ных буровых установок, плавучих кранов и др.). Сущность: распорно-растягивающее устройство для стыкования на плаву частей корпуса строящегося плавсредства содержит распорные соединительные механические винтовые тал репы, связывающие части корпуса плавсредства между собой при их соединения на плаву. Устройство выполнено с соединительными балками, расположенными внахлест одна над другой, а упомянутые талрепы расположены на их боковых сторонах накрест относительно друг друга. 4 ил. (Л С
}6
Л 5
Л
судна Фие. 2
21
/
J9
Дурмашкин С.Ш | |||
и др | |||
Постройка судов из частей раздельноспущенных на воду | |||
Л.: Судостроение, 1979, с | |||
Приспособление для останова мюля Dobson аnd Barlow при отработке съема | 1919 |
|
SU108A1 |
Авторы
Даты
1993-01-30—Публикация
1990-03-20—Подача