Изобретение относится к способам и системам для летательных аппаратов вертолетного типа различной грузоподъемности как беспилотных, так и пилотируемых, требующих высокой точности приземления.
Цель изобретения - повышение эффективности путем сокращения продолжительности посадки и снижения трудоемкости с
одновременным повышение безопасности посадки вертолета.
На фиг. 1 изображена конструктивная схема системы принудительной посадки; на фиг. 2 - захватывающее устройство с притяжной лебедкой, вид сверху; на фиг. 3 - , барабан притяжной лебедки, разрез А-А на
фиг. 1; на фиг. 4 - захватываемое устройство.
Система включает захватываемое устройство 1 (фиг. 1), размещенное на вертолете 2,и захватывающее устройство Зс притяжной лебедкой 4, размещенное под ВППл 5. Захватывающее устройство 3 со- стоитиз стойки 6, горизонтально уложен ной под взлетно-посадочной площадкой 5, и захватывающей штанги 7, которая шарнирно связана со стойкой 6 и имеет на одном конце механизм 8 для плоскопараллельного перемещения ее и привод 9 для вращения ее в плоскости, параллельной ВППл, а на другом - крюк 10. Стойка шарнирно связана с основанием 11 и может поворачиваться в вертикальное положение приводом 1.2.
В исходном положении штанга 7 расположена вдоль оси барабана 13 (фиг. 2 и 3), который имеет проем 14 для прохода крюка 10 и поперечный паз 15 для притяжного fpoca. Крюк 10 в этом положении раеполо- Sken в зоне взаимодействия его с механизмом 16 принудительного расцепления. Система работает следующим образом. Для посадки вертолет зависает над ВППл, после чего систему приводят в рабочее положение, для чего опускают с вертолета 2 захватываемое устройство - притяжной трос 1, И поднимают над ВППл 5 захватывающее устройство .3. При этом стойка 6 занимает вертикальное, а захватывающая штанга 7 с помощью механизма плоскопараллельного перемещения 8 - горизонтальное положение над ВППл.
После этого захватывающая штанга 7 начинает вращение в плоскости, параллельной ВППл, «захватывает свисающий с вертолета притяжной трос 1, который под действием центробежной силы скользит по штанге 7 и попадает в крюк 10. Затем привод 9 укладывает стойку 6 в горизонтальное положение. При этом захватывающая штанга 7 вводит крюк 10 с концом притяжного троса 1 через проем 14 внутрь барабана 13. Последний, поворачиваясь, захватывает притяжной трос 1 пазом 15, после чего механизм 16 принудительно расцепляет притяжной трос 1 с крюком 10. Вращаясь, барабан 13 наматывает на себя притяжной трос 1 и притягивает вертолет 2 к ВППл.
С целью предотвращения обрыва троса система снабжена пружиной 17 в механизме 8, и торсионом 18 в приводе вращения захватывающей штанги,7, крюком 10, выполненным с возможностью расцепления его с притяжным тросом 1 при заданном усилии и предохранительной фрикционной муфты 19 в приводе барабана 13.
Обрыв притяжного троса 1 в процессе его захвата и укладки стойки 6 в исходное положение предотвращается путем поворота захватывающей штанги 7 в плоскости,
параллельной оси стойки 6 и вокруг этой оси за счет упругой деформации пружины 17 и торсиона 18. Если при этом рывки в притяж- ном тросе 1 превышают пределы действия пружины 17 и торсиона 18, то крюк 10 расцепляется с притяжным тросом 1, и в этом случае процесс захвата повторяют. После сцепления притяжного троса 1 с барабаном 13 обрыв его предотвращается за счет пробуксовки предохранительной муфты 19.
С целью обеспечения быстроты и надежности выдачи притяжного троса, а также компактности укладки его в исходном положении, притяжной трос 1 (фиг. 4) уложен спиралеобразно на внутренней поверхности цилиндрической кассеты 20, шарнирно закрепленной на корпусе вертолета осью 21 и удерживаемой в исходом положении разъемным фиксатором 22. Кассета 20 имеет проем 23, через который в нее спиралеобразно вложен притяжной трос 1. Один конец троса через механизм силового расцепления 24 и механизм аварийного расцепления 25 связан с корпусом вертолета 2, а другой с узлом 26 для сцепки с барабаном притяжной лебедки закрыт от выпадания крышкой 27. .. . ..
Для выдачи притяжного троса 1 отпускают фиксатор 22. Кассета 20 под действи- ем собственной силы тяжести
поворачивается вокруг оси 21 в нижнее положение, при этом открывается крышка 27, удерживающая узел сцепки 26, который выпадает из кассеты и вытягивает за собой притяжной трос 1. Последний виток троса 1
выходит из кассеты 20через проем 23. Если в процессе притягивания усилие в притяж- ном тросе 1 превышает предельное значение, то срабатывает механизм силового расцепления 24, и трос 1 расцепляется с
вертолетом 2, что предотвращает обрыв троса 1 и возможность попадания его в винт вертолета. Если в процессе притягивания возникает аварийная ситуация, то аналогичное расцепление производится принудительно пилотом с помощью механизма аварийного расцепления 25.
Размещение притяжного троса на вертолете обеспечивает сокращение продолжительности процесса посадки за счет того,
что притяжение вертолета начинается непосредственно после захвата притяжного троса и сцепления его с барабаном притяжной лебедки,
Захват притяжного троса и автоматиче ское сцепление его с барабаном притяжной
лебедки с помощью захватывающего устройства существенно снижает трудоемкость и одновременно повышает безопасность этого процесса, особенно в условиях качки и обледенения ВППл.
Наличие указанных сдающих звеньев в захватывающем устройстве и в притяжной лебедке исключает обрыв притяжного троса и возможность попадания его в винт вертолета и тем самым позволяет расширить ди- апазон .условий (амплитуды качки, скорость движений ВППл. ветровая нагрузка на вертолет), при которых обеспечивается безопасная посадка вертолета на ВППл.
Укладка притяжного троса в кассете, шарнирно закрепленной на корпусе вертолета, обеспечивает малую массу и компактность захватываемого устройства, что не снижает аэродинамических качеств вертолета, быстроту и надежность выброса при- тяжного троса и, кроме того, позволяет оснащать этим устройством различные типы вертолётов без существенной их доработки..
.Формула изобрет е н и я
1. Способ посадки вертолета, заключающийся в операциях зависания его над посадочной площадкой, ориентации, выпускания с вертолета захватываемого устройства, принудительном притягивании вертолета к посадочной площадке с.помощью захватывающего устройства и последующей фиксации на ней, отличаю- щ и и с я тем, что, с целью повышения эффективности путем сокращения продол- жительности посадки и снижения трудоемкости с одновременным повышением безопасности, перед операцией притягивания вертолета захватывающее устройство .вращают в параллельной посадочной пло- щадке плоскости, при этом захватываемое устройство опускают в круг, описываемый при вращении захватывающего устройства, до момента их сцепления, после чего притягивают вертолет к посадочной площадке.
2. Система посадки вертолета, содержащая pasN зщенное на его борту захватываемое устройство,- притяжную лебедку с
приводом установленную под посадочной площадкой, захватывающее устройство, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности путем сокращения времени посадки и снижения трудоемкости с одновременным повышением безопасности, в ней захватываемое устройство выполнено в виде притяжного троса с узлом сцепки его с барабаном притяжной лебедки, а захваты- вающее устройство выполнено в виде стойки, горизонтально расположенной под посадочной площадкой и смонтированной с возможностью поворота в вертикальное по- ложеЯие и шарнирно связанной со стойкой захватывающей штанги, размещенной вдоль оси барабана лебедки и снабженной на одном конце механизмом для плоскопараллельного перемещения штанги и приводом для ее вращения в плоскости, параллельной посадочной площадке, а на другом конце - крюком для захвата притяжного троса с устройством принудительной расцепки с ним, при этом в барабане образованы проём для крюка и поперечный паз для притяжного троса.
3. Система по п. 2, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, она дополнительно снабжена предохраняющими от обрыва троса пружиной, размещенной в механизме плоскопараллельного перемещения захватывающей штанги, и торсионом в приводе ее вращения, механически связанными с устройством принудительной расцепки крюка с притяжным тросом, а также фрикционной муфтой в приводе барабана притяжной лебедки,
4. Система по п. 2, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что притяжной трос размещен в виде спиралей на внутренней поверхности цилиндрической кассеты, шарнирно установ- ленной на корпусе вертолета и закрепленной в горизонтальном положении разъемным фиксатором, при этом один конец троса связан с корпусом вертолета и снабжен узлом аварийного расцепления с корпусом, а другой закрыт крышкой, взаимодействующей с узлом сцепки троса с барабаном притяжной лебедки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система для взлета и посадки вертолета | 1991 |
|
SU1819823A1 |
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС С УНИВЕРСАЛЬНЫМ СИЛОВЫМ УСТРОЙСТВОМ | 2012 |
|
RU2497714C2 |
Корабельная взлетно-посадочная площадка для вертолетов | 1991 |
|
SU1803349A1 |
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС АВИАНЕСУЩЕГО КОРАБЛЯ | 2012 |
|
RU2494005C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОВМЕСТНОГО ВЗЛЕТА, БАРРАЖИРОВАНИЯ И ПОСАДКИ САМОЛЕТОВ | 1997 |
|
RU2132293C1 |
ДИРИЖАБЛЬ И СПОСОБ ЕГО ПРИЧАЛИВАНИЯ | 2017 |
|
RU2654879C1 |
Автопоезд | 1985 |
|
SU1298126A1 |
Способ принудительной посадки беспилотного летательного аппарата вертолетного типа на посадочную площадку корабля | 2015 |
|
RU2620848C2 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗНЫМ КРЮКОМ И ДВИГАТЕЛЕМ ПРИ ПОСАДКЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ПАЛУБУ КОРАБЛЯ | 1996 |
|
RU2119440C1 |
Способ отображения информации о вертикальном перемещении корабельной взлетно-посадочной площадки при посадке вертолета на корабль | 2016 |
|
RU2626802C1 |
Изобретение относится к способам и устройствам посадки вертолета на специальные наземные транспортные средства и на суда различного назначения. Цель изобретения - повышение .эффективности путем сокращения продолжительности посадки и снижения .трудоемкости с одновременным повышением безопасности посадки вертолета. Цель достигается тем, что в способе посадки вертолета, заключающемся в операциях зависания его над ВПП, ориентации, выпускании с вертолета захватываемого устройства, принудительном притягивании вертолета к ВПП с помощью захватывающего устройства, перед последней операцией захватывающее устройство вращают в параллельно посадочной площадке плоскости, при этом захватываемое устройство опускают в круг, описываемый при вращении захватывающего устройства до момента их сцепления, после чего притягивают вертолет к посадочной площадке. Система для осуществления способа содержит захватываемое устройство 3 в виде при- тяжного троса 1 с узлом для сцепки с барабаном 13 притяжной лебедки 4. Захватывающее устройство выполнено в виде стойки 6, при работе занимающей вертикальное положение и шарнирно связанной со стойкой,захватывающей штанги 7. На одном конце штанги 7 размещен механизм 8, обеспечивающий ее плоскопараллельное движение, на другом - крюк 10 для захвата притяжного троса 1. Для посадки вертолета с него опускают притяжной трос 1 и приводят захватывающее устройство 3 в рабочее положение, при котором захватывающая штанга 7, вращаясь в горизонтальной плоскости, отбрасывает трос к крюку 10. Привод 9 вновь приводит стойку в горизонтальное положение ВПП, крюк 10 с тросом вводится в барабан 13 лебедки, который, вращаясь, наматывает на себя трос и притягивает вертолет к ВПП. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил. ел с 00 чэ 00 Ю N3
§иг.2
А-А
И 15
25
гц
тЛ
м
Фиг.4
Журнал НИЦ, изд | |||
НИИ АС, М | |||
Судно для подводных работ | 1924 |
|
SU770A1 |
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками | 1917 |
|
SU1985A1 |
Зарубежное военное оборудование, изд | |||
М,: Красная звезда, № 9,1982, с | |||
Способ получения смеси хлоргидратов опийных алкалоидов (пантопона) из опийных вытяжек с любым содержанием морфия | 1921 |
|
SU68A1 |
Авторы
Даты
1993-06-07—Публикация
1991-04-03—Подача