СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УСКОРЕНИЯ КОМПЕНСАЦИОННЫМ АКСЕЛЕРОМЕТРОМ Советский патент 2006 года по МПК G01P15/08 

Описание патента на изобретение SU1839854A1

Предлагаемое изобретение относится к измерительной технике, конкретно к измерениям параметров движения летательных аппаратов.

Измерение линейных ускорений маятниковым компенсационным акселерометром широко используется в системах управления (см., например ″Инерциальные навигационные системы″ И.А.Горенштейн, И.А.Шульман, изд-во "Машиностроение" 1970 г. стр.99-115).

Известен способ измерения линейных ускорений маятниковым компенсационным акселерометром, описанный в научно-техническом сборнике "Труды НИИАП", вып.2, 1967 г. Недостатками способа является невозможность совместить при его реализации высокую помехозащищенность и точность измерения линейных ускорений в условиях воздействия динамических возмущений.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является способ по авт. св. 1839872, где повышение точности достигается подачей в цепь обратной связи маятникового акселерометра сигнала с вибродатчика, амплитуду которого изменяют в зависимости от угла отклонения маятника и угла сдвига фаз сигнала основного канала и сигнала вибродатчика, предварительно пропущенного через апериодическое звено. Реализация этого способа позволяет удовлетворить современные требования к помехозащищенности и точности измерения линейного ускорения в условиях динамических возмущений. Недостатком способа по авт. св. 1839872 является необходимость наличия дополнительного канала измерения ускорения, увеличение габаритов и количества связей в командных приборах системы управления.

Целью предлагаемого изобретения является повышение точности измерения линейных ускорений маятниковым компенсационным акселерометром в условиях воздействия динамических возмущений. Эта цель достигается тем, что в способе измерения линейных ускорений маятниковым компенсационным акселерометром, состоящим из чувствительного элемента и электронного формирователя сигнала обратной связи, динамический коэффициент передачи последнего автоматически изменяют пропорционально сумме амплитуды динамических возмущений и величины измеряемого линейного ускорений.

На чертеже приведен пример структурной реализации предлагаемого способа.

Здесь:

1 - чувствительный элемент, включающий:

2 - маятник,

3 - подвижную систему с датчиком угла,

4 - датчик момента;

5 - электронный формирователь сигнала обратной связи;

6 - формирователь сигнала, пропорционального амплитуде динамических возмущений;

7 - формирователь сигнала, пропорционального величине измеряемого линейного ускорения;

8 - сумматор сигналов с выхода формирователей 6 и 7;

9 - устройство изменения динамического коэффициента передачи формирователя 5.

Выход датчика угла 3 подключен ко входу формирователя сигнала обратной связи 5, выход которого соединен с датчиком момента 4. К выходу формирователя 5 подключены формирователи сигналов, пропорциональных амплитуде динамических возмущений 6 и величине измеряемого линейного ускорения 7, выходы которых подключены ко входам сумматора 8. Выход сумматора 8 подключен к устройству изменения динамического коэффициента 9 формирователя 5. Устройство 9 включено в обратную связь формирователя 5.

Предлагаемый способ предусматривает проведение следующих операций:

1. Формируют сигнал, пропорциональный амплитуде действующих динамических возмущений.

2. Формируют сигнал, пропорциональный величине измеряемого линейного ускорения.

3. Суммируют оба сформированных сигнала.

4. Подают суммарный сигнал в устройство, автоматически изменяющий глубину обратной связи формирователя сигнала обратной связи, тем самым изменяющее его динамический коэффициент передачи.

Сущность предлагаемого способа заключается в возможности реализации относительно малого динамического коэффициента передачи акселерометра при отсутствии динамических возмущений, что необходимо для обеспечения заданной точности его предстартовой калибровки. В то же время, при воздействии динамических возмущений на активном участке динамический коэффициент передачи повышается до величины, необходимой для уменьшения вибропогрешности и увеличения быстродействия акселерометра при воздействии ударных возмущений. Использование сигнала, пропорционального величине измеряемого линейного ускорения, не оказывая практического влияния на точность предстартовой калибровки акселерометра, значительно повышает эффективность управления динамическим коэффициентом передачи акселерометра на активном участке полета.

Проверка предлагаемого способа показала, что его применение по сравнению с известными способами снижает погрешность измерения ускорения в условиях вибрационных возмущений в 1,5÷2 раза, а также расширяет диапазон достоверных измерений ускорений при воздействии ударных возмущений с амплитудами до 100g. При этом подобный эффект достигается относительно простыми техническими средствами - без существенного увеличения габаритов и веса акселерометра.

Похожие патенты SU1839854A1

название год авторы номер документа
МАЯТНИКОВЫЙ КОМПЕНСАЦИОННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 1979
  • Глазов Александр Васильевич
  • Смирнов Евгений Семенович
  • Сотников Евгений Александрович
  • Юрасов Владислав Владимирович
SU1839840A1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПОГРЕШНОСТИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ МАЯТНИКОВОГО ДИСКРЕТНОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА 1984
  • Глазов Александр Васильевич
  • Смирнов Евгений Семенович
SU1839865A1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ВИБРОУСТОЙЧИВОСТИ МАЯТНИКОВОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА 1969
  • Глазов А.В.
  • Смирнов Е.С.
SU1839872A1
Способ обеспечения виброустойчивости маятникового акселерометра линейных ускорений с цифровой обратной связью и виброустойчивый маятниковый акселерометр 2015
  • Гребенников Владимир Иванович
  • Калихман Лариса Яковлевна
  • Калихман Дмитрий Михайлович
  • Нахов Сергей Федорович
  • Скоробогатов Вячеслав Владимирович
  • Смирнов Евгений Семенович
RU2615221C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КВАРЦЕВОГО МАЯТНИКОВОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Седышев Владимир Антонович
  • Гребенников Владимир Иванович
  • Депутатова Екатерина Александровна
  • Скоробогатов Вячеслав Владимирович
  • Лутченко Андрей Васильевич
  • Красников Дмитрий Валерьевич
  • Максименко Владимир Ефимович
  • Нахов Сергей Федорович
  • Немкевич Виктор Андреевич
  • Казаков Сергей Васильевич
RU2533750C1
Способ определения нестационарных углов тангажа и крена и устройство для его реализации 2022
  • Анохина Елена Николаевна
  • Горбушин Антон Роальдович
  • Козик Александр Евгеньевич
  • Крапивина Екатерина Александровна
RU2780360C1
КОМПЕНСАЦИОННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 1983
  • Виноградов Евгений Иванович
  • Глазов Александр Васильевич
  • Григорьев Лев Петрович
  • Кербер Виктория Ивановна
  • Смирнов Евгений Семенович
  • Юрасов Владислав Владимирович
SU1840734A1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ПОДВЕСА ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ПОПЛАВКОВОГО МАЯТНИКОВОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА И УСТРОЙСТВА ЕГО РЕАЛИЗУЮЩИЕ 2005
  • Иващенко Виктор Андреевич
  • Волосов Вячеслав Георгиевич
  • Рязапов Руслан Равильевич
  • Ганеев Эдуард Анварович
  • Зябиров Хасан Шарифжанович
  • Могилевич Лев Ильич
  • Найденов Владимир Михайлович
  • Варкина Галина Николаевна
  • Мазуренко Владимир Ильич
RU2281874C1
ШИРОКОДИАПАЗОННЫЙ СТЕНД ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ 2008
  • Калихман Дмитрий Михайлович
  • Калихман Лариса Яковлевна
  • Полушкин Алексей Викторович
  • Садомцев Юрий Васильевич
  • Нахов Сергей Федорович
  • Ермаков Роман Вячеславович
  • Депутатова Екатерина Александровна
RU2378618C2
КОМПЕНСАЦИОННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР С ДИСКРЕТНЫМ ВЫХОДОМ 1974
  • Глазов Александр Васильевич
SU1839856A1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УСКОРЕНИЯ КОМПЕНСАЦИОННЫМ АКСЕЛЕРОМЕТРОМ

Изобретение относится к измерительной технике, конкретно к измерениям параметров движения летательных аппаратов. Сущность: измерение ускорения компенсационным акселерометром осуществляется путем автоматического изменения динамического коэффициента обратной связи. При этом изменение осуществляют пропорционально сумме величин измеряемого ускорения и динамических возмущений. Технический результат: повышение точности и расширение диапазона измерений. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 839 854 A1

Способ измерения ускорения компенсационным акселерометром путем автоматического изменения динамического коэффициента обратной связи, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и расширения диапазона измерения, изменяют динамический коэффициент обратной связи пропорционально сумме величин измеряемого ускорения и динамических возмущений.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года SU1839854A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Авт
св
Способ повышения виброустойчивости акселерометра 1967
  • Орлов Л.Н.
  • Виноградов Е.И.
  • Юрасов В.В.
SU1839937A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ВИБРОУСТОЙЧИВОСТИ МАЯТНИКОВОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА 1969
  • Глазов А.В.
  • Смирнов Е.С.
SU1839872A1

SU 1 839 854 A1

Авторы

Глазов Александр Васильевич

Смирнов Евгений Семенович

Даты

2006-06-20Публикация

1979-10-17Подача