АВТОРУЛЕВОЙ Советский патент 1969 года по МПК G05D1/00 

Описание патента на изобретение SU239404A1

Известны авторулевые, содержащие гирокомпас, дифференцирующее и интегрирующее устройства, фазочувствительный выпрямитель и следящий привод руля, охваченный жесткой обратной связью, позволяющие осуществить стабилизацию угла курса корабля.

Предложенное устройство отличается от известных тем, что оно позволяет уменьшить время восстановления заданного курса и увеличить срок службы рулевых мащин путедМ уменьшения числа перекладок руля в единицу времени.

На чертеже представлена блок-схема предлагаемого устройства.

Датчик щрса гирокомпаса / подключен ко входу фазочувствительного выпрямителя 2, к выходу которого подсоединены дифференцирующее устройство 3 и блок 4 измерения постоянной времени интегрирования. Выход устройства 3 соединен со входом выпрямителя 5, который подключен на второй вход блока 4. Выход блока 4 соединен с интегрирующим устройством 6 и далее последовательно- со входом следящего привода 7 руля 8. Выход выпрямителя 2 последовательно соединен с двухполупериодным выпрямителем 9, блоком сравнения 10 и пороговым устройством II, выход которого соединен с двумя входами параллельно включенных логических блоков «И 12 и 13. Кроме того, выходы выпрямителя 2 и устройства 3 через встречно включенные диоды соединены со входами соответствующих пороговых устройств 14-17.

Выходы пороговых устройств, соответствующие одинаково включенным диодам Д1-Д, связаны со вторыми и третьими входами блоков 12 и 13, выходы которых через ключи 18 и 19 подсоединены на вход привода 7.

При отклонении корабля от заданного курса при малых значениях угла и скорости изменения угла рыскания, например, при волнении моря 2-3 балла автоматическая стабилизация корабля по курсу осуществляется в основном по цепочке блоков и устройств /-2- 4-6-7-8. Сигнал управления в этом случае содержит информацию об отклонении корабля от заданного курса, обусловленного действием морского волнения и длительными возмущениями, подобными моменту от разности тяг гребных винтов.

Интегрирующее устройство 6 накапливает во времени сигнал отклонения корабля, пропорциональный прилол енному к нему возмущению, который через следящий привод 7 проходит на руль 8, обеспечивая его смещение в положение, пропорциональное этому возмущению.

нении, которая уменьшается по мере уменьшения средней скорости рыскания, поступаюш,ей в блок 4 из устройства 3 через выирямитель 5. Уменьшение постоянной времени равносильно увеличению коэффициента усиления интегрируюш,его устройства, вследствие которого возрастает скорость интегрирования и увеличивается быстродействие замкнутой системы «корабль-регулятор. По мере увеличения волнения и средней скорости рыскания коэффициент усиления блока 4 автоматически уменьшается до величины, при которой скорость интегрирования уменьшается так, что при волнении 4-5 баллов обеспечивается такое же быстродействие, как при малой оалльности.

b условиях возросшего волнения но стабилизации корабля па заданном курсе работают устройства и блоки о-17, в которых производигся оценка и сравнение величин модулей текуш,его и допустимого значений углов рыскания и скорости его изменения. Сигнал, пропорциональный углу рыскания, проходит через выпрямитель 9 иа блок сравнения JO модулей текущего и допустимого значений угла рыскания. В случае превышения модуля текуш,его значения угла рыскания допустимого значения сигнал проходит на устройство /J, имеюш,ее релейную характеристику. При наличии сигнала па выходе устройства 11 на один из входов блоков 12 н 3 поступают сигналы, одновременно с которыми на вторые и третьи входы этих блоков с выпрямителя 2 и устройства с) поступают сигналы через диоды и пороговые устройства 14-17. При совпадении знаков угла рыскания и скорости его изменения срабатывают указанные пороговые устройства, и сигналы проходят па соответствующие блоки «И 12 или .

Если текущее значение модуля больше допустимого, то па выходе одиого из этих блоков появляется сигнал управления, который поступает через ключи 18 либо 19, имеющие

релейную характеристику, на вход привода 7, который отклоняет руль 8 в нужную сторону с максимальной скоростью. Под действием отклоненного руля скорость отклонения угла рыскания уменьшается и затем изменяет знак. В результате на входе пороговых устройств 15 или 17 пропадает сигнал, что приводит к отключению соответствующих блоков «И 12, 13 и ключей 18, 19, и руль 8 сигналом обратной связи возвращается в исходное положение.

Предмет изобретения

Авторулевой, содержащий гироскопический датчик курса, дифференцирующее и интегрирующее устройства, фазочувствительный выпрямитель и следящий привод руля, охвачепный жесткой обратной связью, отличающийся

тем, что, с целью уменьщения времени восстановления заданного курса и увеличения срока службы рулевых мащин путем уменьшения числа перекладок руля в единицу времени, в нем установлены дополнительно блок изменег ия постоянной интегрирования интегрирующего устройства, два двухполупериодных выпрямителя, блок сравнения, четыре диода, пороговые устройства, ключи и два блока «И, подключенных первыми входами через одно

пороговое устройство, блок сравпения и двухполуперподный выпрямитель к выходу фазочувствптельпого выпрямителя, к которому через два встречно включенных диода и пару пороговых устройств подсоединены вторые

входы блоков «И, подключенных третьими входами через вторую пару пороговых устройств и встречпо включепных диодов к выходу дифференцирующего устройства, причем выход дифференцирующего устройства подключей к блоку изменения постоянной интегрирования интегрирующего устройства, а выходы блоков «И через ключи подсоединены ко входу следящего привода руля.

А

, .Л ,/3 ...

11

SH19

15

18

Похожие патенты SU239404A1

название год авторы номер документа
Авторулевой 1988
  • Мордовченко Дмитрий Николаевич
  • Ожерельев Николай Васильевич
  • Чихринов Сергей Ефимович
  • Шувалов Виктор Алексеевич
SU1579851A1
Устройство автоматического управления курсом судна 1984
  • Мордовченко Дмитрий Николаевич
  • Панякин Леонид Геннадьевич
  • Знаменская Раиса Борисовна
SU1237555A1
Авторулевой 1988
  • Мордовченко Дмитрий Николаевич
  • Ожерельев Николай Васильевич
  • Панякин Леонид Геннадьевич
  • Чихринов Сергей Ефимович
SU1527092A1
Автоматическая система управления силовым приводом судового руля 1983
  • Цыганков Олег Григорьевич
SU1102715A2
АВТОРУЛЕВОЙ ДЛЯ СУДОВ 1969
SU254356A1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КУРСОМ СУДНА 1991
  • Робуш В.О.
  • Острецов Г.Э.
  • Лукомский Ю.А.
  • Антоненко В.П.
  • Кулаковский В.В.
  • Николаенко Е.П.
  • Мирошников А.Н.
RU2012919C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КУРСОМ СУДНА И СИСТЕМА АВТОРУЛЕВОГО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА 2004
  • Глушков Сергей Витальевич
  • Артемьев Андрей Владимирович
  • Перечесов Владимир Сергеевич
RU2282884C2
Автоматическая система управления рулемСудНА 1979
  • Махорин Николай Иванович
  • Сорокин Борис Игнатьевич
  • Шишло Юрий Васильевич
  • Бачище Анатолий Васильевич
SU839859A1
Судовой авторулевой 1982
  • Мордовченко Дмитрий Николаевич
  • Панякин Леонид Геннадьевич
SU1017594A1
Устройство для управления бортовыми рулями успокоителя качки судна 1983
  • Андрезен Виктор Александрович
  • Гольдин Анатолий Исаакович
  • Никонорова Ирина Григорьевна
  • Суматохин Сергей Михайлович
SU1147636A1

Иллюстрации к изобретению SU 239 404 A1

Реферат патента 1969 года АВТОРУЛЕВОЙ

Формула изобретения SU 239 404 A1

SU 239 404 A1

Даты

1969-01-01Публикация