Автоматическая система управления рулемСудНА Советский патент 1981 года по МПК B63H25/04 B63B27/30 

Описание патента на изобретение SU839859A1

Изобретение относится к судострое нию, в частности к автоматической системе управления рулем судна. Известна автоматическая система управления рулем судна, оборудованного следящей лебедкой, содержащая сельсин-датчик курса гирокомпаса, сел син-приемник курса авторулевого и ме ханически связанные с ним тахогенератор, сельсин-трансформатор, асинхронный электродвигатель с редукторо и линейный вращающийся трансформатор интегратора, электрически соединенны с масштабным вращающимся трансформатором, связанным с фазочувствительным усилителем Однако при работе устройств передача грузов на ходу траверзным способом, когда требуется точное соблюдение дистанции между передающим и принимающим судном, такие авторулевые, работающие независимо друг от друга, не в состоянии обеспечить ста бильность расстояния между судами вследствие длиннопериодных их- колебаний в курсовом угле при движении в автоколебательном режиме даже в случае движения судов идеально тихой воды и полного безветрия. В условиях волнения моря картина совместного движения судов усложняется. Дополнительно- к измерению дистанции добавляется составляющая, вызванная поперечной качкой судов. Цель изобретения - повьш1ение точности удержания судов на заданном расстоянии друг от друга при движении параллельными курсами в процессе работы устройства для передачи грузов посредством канатной дороги. Указанная цель достигается тем, что система снабжена переключателем режима управления, по крайней мере одним сельсином-датчиком дистанции между судами и дополнительным редуктором, причем сельсин-приемник курса связан с сельсин-датчиком дистанции посредством переключателя режима управления, а ротор указанного сельсинадатчика дистанции кинематически связан с валом барабана следящей лебедки посредством дополнительного редуктора.

На фиг. показана упрощенная схема автоматической системы управления рулем; на фиг.2 - электромеханическая структурная схема автоматической системы управления рулем.

Автоматическая система управления рулем включает авторулевой 1, установленный на одном из двух производящих перегрузку судов 2 и 3 и посредством переключателя 4 режима упра ления подключаемый к сельсин-датчикам 5 и 6 дистанции, либо к сельсиндатчику 7 гирокомпаса. Сельсин-датчики 5 и 6 дистанции своими роторами соединяются с быстроходными валами (на чертеже не показаны) редуктора 8 тихоходный вал которого (на чертеже не показан) соединяется с валом барабана лебедки 9 несущего каната 10. Передаточные отношения быстроходных валов редуктора 8 отличаются друг от друга в два раза.

Сельсин-приемник 11 курса с одной стороны через необратимую червячную передачу 12 и механический дифференциал 13 связан с линейным вращающимся трансформатором 14 курса, а с другой стороны - с электродвигателем 15, работающим в режиме тахогенератора, а также через механическую передачу с интегрирующим устройством, состоящи из сельсина-трансформатора 16, асинхронного электродвигателя 17 с редуктором и линейного вращающегося трансформатора 18.

Обмотка линейного вращающегося трансформатора интегратора 18 соединена с одной из обмоток масштабного вращающегося трансформатора 19, а другая обмотка трансформатора 19 через усилитель 20 - с обмоткой тахо-генератора 15. .

Масщтабный вращающийся трансформатор 19 и усилитель 20 связаны с предварительным усилителем 21, который, в свою очередь, соединен с- обмоткой управления электромагнитного усилителя 22, обеспечивающего работу исполнительного электродвигателя 23, который управляет рулевой машиной 24. С валом этой машины механически связан линейный вращающийся трансформатор 25 руля, электрически связанный с

масштабным вращающимся трансформатором 19.

Автоматическая система управления рулем работает следующим образом.

При отсутствии волнения моря и качки судов авторулевой 1 переключателем 4 режима управления соединяется с сельсином-датчиком 5 дистанции, которого соединен с тем валом редуктора 8, у которого передаточное отношение большое.

При изменении дистанции между судами на величину д1 несущий канат 10 начинает удлиняться либо укорачиваться, а барабан лебедки 9 приходит во вращение, которое через редуктор 8 передается сельсину-датчику 5 дистанции, при этом ротор сельсина-приемника II также приходит во вращение, через червячную передачу 12 и механический дифференциал 13 передаваемое линейному вращающемуся трансформатору. 14 курса, с обмоток которого снимается напряжение, пропорциональное изменению дистанции К л L и подаваемое на одну из обмоток масштабного вращающегося трансформатора 19.

Так как одновременно с вращением трансформатора 14 вращается ротор электродвигателя 15, работающего в режиме тахогенератора, с его обмоток снимается напряжение, пропорциональQ L

ное скорости измерения дистанции, которое, будучи усилено усилителем 20 поступает на статорную обмотку масштабного вращающегося трансформатора 19. Сигнал тахогенератора 15 меняет величину перекладки руля в зависимости от скорости измерения дистанции между судами.

Повороты сельсина-приемника 11 курса передаются также ротору сельсина-трансформатора 16, который вырабатывает напряжение, поступающее в обмотку интегрирующего двигателя 17 Если изменение дистанции L является симметричным относительно средней величины LCP, то колебания ротора двигателя 17 гасятся редуктором, ротор линейного вращающегося трансформатора интегратора 18 остается в нулевом положении, а напряжение на его выходе отсутствует.

При асимметричном изменении дистанции L разность отклонения дистанции от средней величины в сторону уменьшения и в сторону увеличения накапливается, ротор трансформатора интегратора 18 поворачивается на угол, пропорциональный накопленной разности смещений в сторону уменьше.ния и в сторону увеличения, и вырабатывается сигнал, пропорциональный интегралу от изменения дистанции KnlbLdt, обеспечивающий смещение нулевого положения руля от диаметральной плоскости, и изменения дистанции М становятся симметричными.

Напряжение с выхода трансформатора 18 поступает на роторную обмотку масштабного вращающегося трансформатора 19. Сумма сигналов K,iL,Kigj подается на вход предварительного фазочувствительного усилителя 21 и затем в обмотку управления электромаишпного усилителя 22 через исполнительный элект родвигатель 23, управляющий рулевой машиной 24. Одновременно с перекладкой руля повора.чивается ротор линейного вращающегося трансформатора 25 руля и вырабатываемое напряжение, которое пропорционально углу перекладки руля , также поступает на роторную обмотку трансформатора 18 и служит сигналом внутренней отрицательной обратной связи авторулевого.

.При движении судов в штормовую погоду на изменение дистанции между судами л L помимо длиннопериодных их колебаний в курсовом угле влияет также поперечная качка судов. Для загрубления сигнала о величине Д L производится переключение авторулевого на сельсин-датчик 6, ротор которого соединен с валом редуктора В, у которого передаточное отношение малое При этом один оборот ротора сельсинадатчика дистанции происходит при вдво большей величине til, что уменьшает частоту включения рулевой машины и увеличивает ее моторесурс.

Такое выполнение системы позволяет повысить точность удержания судов на заданном расстоянии друг от друга при движении параллельными курсами в процессе работы устройства для передачи грузов посредством канатной дороги.

Формула изобретения

Автоматическая система управления рулем судна,оборудованная следящей лебедкой, содержащая сельсин-датчик курса гирокомпаса, сельсин-приемник- курса авторулевого и механически связанные с ним тахогенератор, сельсин-трансформатор, асинхронный электродвигатель с редуктором и линейныйвращающийся трансформатор интегратора -курса авторулевого, электрически соединенный с масштабным вращающимся трансформатором, связанным с фазочувствительным усилителем,о тличающаяся тем, что, с целью повышения точности удержания судов на заданном расстоянии друг от друга при движении параллельными курсами в процессе работы устройства для передачи грузов посредством канатной дороги, она снабжена переключателем режима управления по меньшей мере одним сельсином-датчиком дистанции между судами и дополнительным редуктором, причем сельсинприемник курса связан с сельсиномдатчиком дистанции посредством переключателя . режима управления,- а ротор указанного сельсина-датчика дистанции кинематически связан с валом барабана следящей лебедки посредством дополнительного редуктора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

КБерезин С.Я. и др. Система автоматического управления движением судов по курсу. Л., 1974, с.19

Похожие патенты SU839859A1

название год авторы номер документа
Авторулевой 1979
  • Вронко Валерий Тимофеевич
  • Каплунов Яков Григорьевич
  • Малофеев Владимир Егорович
  • Шикова Вера Николаевна
SU842725A1
АВТОРУЛЕВОЙ 1962
SU147104A1
СУДОВОЙ АВТОРУЛЕВОЙ «СИНИЦА» 1966
  • М. А. Синицкий, Т. А. Синицкий, В. И. Гнутов Н. Н. Гайворонский
  • Эстонское Государственное Морское Нароходство
SU179639A1
СУДОВОЕ АВТОМАТИЧЕСКОЕ РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО 1966
SU180974A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ МАНЕВРОВ СУДНА 1973
  • Е. А. Лашкул Б. П. Петров
SU404100A1
Авторулевой 1988
  • Мордовченко Дмитрий Николаевич
  • Ожерельев Николай Васильевич
  • Чихринов Сергей Ефимович
SU1533950A1
АВТОРУЛЕВОЙ, РЕАЛИЗУЮЩИЙ ПРОПОРЦИОНАЛЬНО- ИНТЕГРАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ЗАКОН УПРАВЛЕНИЯ 1968
  • А. Ф. Таратин, М. М. Шварц, Д. Н. Мордовченко А. И. Суриков
SU213943A1
Авторулевой 1988
  • Мордовченко Дмитрий Николаевич
  • Ожерельев Николай Васильевич
  • Чихринов Сергей Ефимович
  • Шувалов Виктор Алексеевич
SU1579851A1
Стабилизатор "нева" курса речных судов 1976
  • Муратиков Лев Николаевич
  • Любимов Александр Иванович
  • Ченцов Борис Васильевич
  • Ходырев Владимир Яковлевич
  • Мирошниченко Игорь Федорович
  • Шлейер Генрих Эразмович
  • Ходырев Юрий Викторович
  • Чистяков Юрий Васильевич
SU615456A1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВЫМ ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОЛ1 СУДОВОГОРУЛЯ 1967
SU206335A1

Иллюстрации к изобретению SU 839 859 A1

Реферат патента 1981 года Автоматическая система управления рулемСудНА

Формула изобретения SU 839 859 A1

SU 839 859 A1

Авторы

Махорин Николай Иванович

Сорокин Борис Игнатьевич

Шишло Юрий Васильевич

Бачище Анатолий Васильевич

Даты

1981-06-23Публикация

1979-07-11Подача